Периоды игры


Ведите себя дружелюбно с ребенком. Когда вы с ребенком, будьте спокойны и дружелюбны. Когда вы кормите его, помогаете избавиться от воздуха, в желудке, купаете и одеваете его, перепеленываете, держите или просто находитесь в одной с ним комнате, он начинает понимать, как много вы значите друг для друга. Когда вы обнимаете его или разговариваете с ним, когда вы говорите, что считаете его самым замечательным в мире ребенком, он успешно развивается эмоционально, точно так же, как от кальция в молоке укрепляются его кости. Именно поэтому мы разговариваем с ребенком, качаем головой и так далее. Даже самые солидные и неразговорчивые люди начинают так себя вести при встрече с младенцем.

Беда в том, что молодые неопытные родители относятся к общению с ребенком так серьезно, что перестают наслаждаться им. Тогда и вы, и ребенок чего-то лишаетесь.

Естественно, я не утверждаю, что вы с самого рождения должны непрерывно разговаривать с ребенком, постоянно его обнимать или подбрасывать. От этого он будет уставать и в конечном счете вырастет нервным и избалованным. Девять десятых проводимого с ребенком времени вы можете молчать. И для него и для вас важнее молчаливое ласковое дружелюбие. Ребенку спокойно и приятно, когда вы держите его на руках, ласково и мирно смотрите ему в лицо, говорите мягким ровным голосом.

 Дружелюбие без баловства. Когда ребенок не спит, ему полезно находиться рядом с матерью (или со старшими сестрами и братьями, если они есть), чтобы он мог лепетать, обращаясь к ней, слышать, как она с ним разговаривает, иногда показывает, как играть. Но совсем не обязательно, чтобы он все время проводил у нее на руках или на коленях, чтобы она все время забавляла его. Он наслаждается обществом матери, получает от него удовольствие и в то же время учится сам занимать себя. Если молодая мать так гордится ребенком, так радуется ему, что почти все время, когда он не спит, держит его на руках, ребенок привыкает к вниманию и требует его все больше и больше

 На что смотреть и чем играть. Младенец начинает просыпаться все раньше и раньше, особенно во второй половине дня. Ему хочется что-то делать и ему нужно общество. В 2,3 и 4 месяца ему нравится смотреть на яркие и движущиеся предметы. На улице он с удовольствием смотрит на листву и тени. Дома разглядывает собственные руки, картинки на стене. Вы можете подвесить над его кроваткой яркие пластиковые игрушки. Можете сами сделать разноцветные подвижные игрушки — склеить из картона, оклеить цветной бумагой и подвесить к лампе или потолку, чтобы они покачивались от сквозняка (такие игрушки недостаточно прочны, чтобы ими играть, к тому же их вредно жевать); можно подвесить в пределах досягаемости какие-нибудь предметы из домашней утвари: ложки, пластиковые чашки. Помните, что все это со временем попадет к ребенку в рот. Величайшая радость для полугодовалого малыша — брать вещи в руки и совать в рот: связанные вместе пластиковые предметы (которые делаются специально для этого возраста), погремушки, кольца для зубов, фигурки животных, тряпичные куклы, домашние вещи. Не подпускайте ребенка к недавно окрашенной мебели, особенно если краска содержит свинец. Не давайте игрушки из целлулоида, которые можно раскусить, острые или мелкие предметы, например, бусинки: ребенок может их проглотить или подавиться. Из резиновых игрушек извлеките металлические свистки.

Когда днем ребенку надоедает его кроватка, посадите его в манеж рядом с тем местом, где сидите или работаете вы. Если вы собираетесь пользоваться манежем, ребенок должен привыкать к нему с трех-четырех месяцев, прежде чем научится сидеть и ползать и до того, как вы, начнете опускать его на пол. Иначе он с самого начала воспримет манеж как тюрьму. К тому времени как он научится сидеть

и ползать, ему будет интересно добираться до вещей, которые недалеко от него, и держать такие предметы, как ложки, блюдца, ситечки. Когда манеж ему наскучит, ребенка можно усаживать за детский столик или в кресло-качалку. И неплохо позволять ему свободно поползать.

  Когда пускать ребенка в манеж. Вам не обязательно заводить манеж. Некоторые психологи и психиатры его не одобряют, считая, что он мешает ребенку исследовать мир и становиться самостоятельным. Я понимаю эти теоретические возражения, хотя не думаю, чтобы у противников манежа или у его сторонников были веские доказательства своей правоты. Я советую пользоваться манежем прежде всего потому, что это очень практично — особенно для занятой матери. Поставленный в гостиной или на кухне, где работает мать, манеж дает ребенку общество, которого нет в его комнате, и возможность посмотреть, что происходит. Позже он часами будет играть, бросая разные предметы на пол и поднимая их. Когда он достаточно подрастет, чтобы стоять, манеж дает ему прочное основание под ногами и возможность держаться за планки и перила. В хорошую погоду ребенок может в полной безопасности играть в манеже на крыльце и наблюдать за окружающим миром.

Кресло-качалка тоже полезно, когда ребенок уже научился сидеть, выпрямив спину, но еще не умеет ходить. У некоторых кресел-качалок основание, которое опирается о пол, недостаточно далеко выдается вперед, и ребенок может опрокинуться вместе с креслом. Отец может исправить недостаток, удлинив полозья качалки. Можно дополнительно привязать пружины к основанию, чтобы кресло не раскачивалось слишком сильно.

Я бы не стал держать ребенка в таком кресле все время, когда он не спит. Ему нужно поползать и поучиться стоять.

Обновлено: 2019-07-09 22:43:51