Тайная жизнь до рождения

Развитие ребенка от слияния двух микроскопических клеток до полностью сформировавшегося миниатюрного человеческого существа, активного, энергичного, барахтающегося или умиротворенно плавающего в жидкой  среде и чувствующего себя в полной безопасности — одна из величайших тайн Жизни.

Его развитие идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см, на 20-й — 20 см, на 28-й — 35 см. Это начало жизнеспособности; если ребенок рождается преждевременно, его уже можно выхаживать. На 40-й неделе рост малыша от макушки до пят составляет в среднем 50 см. Хотя кажется, что именно во время третьего триместра ребенок растет быстрее всего, но это обманчивое впечатление. Первый месяц беременности самый активный.

К третьему месяцу внутриутробного развития у ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека — его мозга. К концу беременности у ребенка даже появляются подкожные жировые отложения, обеспечивающие ему сохранение тепла.

Беременная женщина должна понять: плод — это активная личность. Это совсем не инертный пассажир, плод в значительной степени командует беременностью. Именно плод гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изменения в физиологии материнского организма, чтобы приспособить его в качестве подходящего для себя дома... Именно плод решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет. Даже в процессе родов плод не является полностью пассивным — хотя механистически относящиеся к родам профессионалы сравнивали его с пастой, которую выдавливают из тюбика, или с пробкой, вылетающей из бутылки с шампанским, — таково мнение акушеров-натуропатов.

Путешествие к матке

После оплодотворения яйцеклетки образовавшаяся клетка в течение 12-20 часов начинает делиться на две, воспроизводя в этом процессе ДНК. И все время, пока эта связка клеток движется к матке и в конечном итоге появится плод, будет продолжаться быстрое деление.

Оплодотворенному яйцу требуется около семи дней, чтобы достигнуть матки после выхода из яичника. В этом путешествии по фаллопиевой трубе помощь оказывает цилия - волосистые усики, которые покрывают трубы. Фаллопиева труба также питает развивающиеся клетки и удаляет продукты распада, производимые клетками при делении. За это время оплодотворенная яйцеклетка проходит несколько стадий развития.

ОТ ЯЙЦЕКЛЕТКИ К БЛАСТОЦИСТЕ

Оплодотворенная яйцеклетка называется зигота, и она делится до тех пор, пока не образуется твердый шарик размером с булавочную головку. Он имеет от 16 до 32 клеток и называется морула. Морула продолжает делиться с 15-часовым интервалом, поэтому к моменту, когда она достигнет матки, часов через 90, у нее будет примерно 64 клетки. Из них только несколько клеток действительно разовьются в плод, из остальных станет формироваться плацента и мембраны, которые будут окружать ребенка в матке.

Морула постепенно превращается из твердого шара клеток в наполненный жидкостью, на этой стадии она называется бластоцистой. Поверхность бластоцисты состоит из единственного слоя крупных плоских клеток, называемых трофобласты. Позднее они разовьются в плаценту. Внутри шара имеется небольшое скопление внутренних клеток, которые станут эмбрионом.

На ранних стадиях развития, когда зигота не больше нескольких клеток, каждая из них имеет возможность стать человеческим существом. Если зигота разделяется, формируются близнецы.

ПРОИСХОДИТ ИМПЛАНТАЦИЯ

Примерно пять - семь дней после овуляции выработка прогестерона достигает максимума, стимулируя рост богатых кровью сосудов, которые питают эндометрий (слизистую оболочку матки). Это совпадает с моментом появления бластоцисты в матке, готовой для имплантации. На этой стадии бластоциста имеет менее 0,2 мм в поперечине. В течение нескольких дней она свободно плавает в матке, так как продолжает развиваться и расти. Примерно через девять дней после оплодотворения бластоциста прикрепляется к стенке матки с помощью губкообразных наростов, которые вбуравливаются в эндометрий. Эти клетки вырастают в ворсины, которые позднее разовьются в плаценту . Иногда имплантация является причиной появления небольшого кровотечения, называемого вагинальным.

Если бластоциста не имплантируется, она будет выведена из организма в следующую менструацию, и женщина даже не поймет, что произошло зачатие.

К моменту имплантации бластоциста состоит из сотен клеток. Она выделяет энзимы, которые проникают в слизистую оболочку матки и приводят к разрыву тканей. Это создает питательную смесь из крови и клеток, чем бластоциста может питаться. Иногда слизистая оболочка матки не является для бластоцисты достаточно богатым источником питания. В этом случае часто случается выкидыш.

После имплантации начинает развиваться плацента, а эмбрион выделяет гормон беременности. Именно по нему тесты определяют беременность.

Что происходит дальше

Для того чтобы прочно закрепиться в матке, эмбриону требуется примерно 13 дней. Выкидыш по-прежнему возможен, но он намного менее вероятен, чем после имплантации. Эмбрион начинает вырабатывать собственный прогестерон, способствующий развитию эндометрия (слизистой оболочки матки). На этом же этапе начинают формироваться первые органы эмбриона, сначала нервная система, а потом сердце. Тринадцатый день - крайний срок, когда эмбрион может разделиться надвое, чтобы получились близнецы. Если разделение происходит позднее, то получаются соединенные (сиамские) близнецы.

ЗАЧАТИЕ ДВОЙНИ

И БОЛЬШЕГО ЧИСЛА ДЕТЕЙ

За последние 20 лет, главным образом благодаря методам обеспечения рождаемости, возросли шансы зачатия двойни и большего числа детей. В Великобритании каждый год рождаются примерно 9000 близнецов. Обычно двойня приходится примерно на 80 рождений, тройня - примерно на 6400 рождений. Однако большая часть беременностей с тремя и более эмбрионами происходит благодаря лечению бесплодия. Обычно это объясняется тем, что врачи применяют лекарства для стимуляции высвобождения более чем одной яйцеклетки и помещают в матку больше одного эмбриона для повышения шансов успешной имплантации.

Фактически рождается значительно меньше близнецов, чем зачинается. Имеется понятие синдрома «исчезающих близнецов», когда один из эмбрионов спонтанно выбрасывается во время первого триместра, а эмбриональная ткань поглощается вторым из близнецов, плацентой или матерью, создавая впечатление, что близнец исчез.

Имплантация часто может окончиться неудачей Прикрепление к эндометрию -дело рискованное. Как считают, примерно 40% бластоцист, вошедших в матку, не имплантируются. Вместо этого они погибают и вымываются при следующей менструации. Здесь играет роль синхронизация, то есть раннее или позднее появление отрицательно сказывается на успешности имплантации бластоцисты.

Одинаковые и неодинаковые близнецы

Примерно треть близнецов оказываются одинаковыми, по медицинской терминологии, монозиготными, а две трети - неодинаковыми, дизиготными. Одинаковые близнецы развиваются, когда, как и при обычном зачатии, яйцеклетка оплодотворяется одним сперматозоидом. Оплодотворенная яйцеклетка затем разделяется на две, формируя развитие двух эмбрионов, если она разделяется на три части, получается тройня, и т. д. Одинаковые близнецы могут делить плаценту и амниотический мешочек, но каждый из них имеет свою пуповину. Такие дети обладают идентичной генетической конституцией и будут одного пола, с одним цветом волос и глаз и одной группой крови.

Неодинаковые близнецы, их также называют двуяйцевыми, получаются, когда женщина при овуляции высвобождает более одной яйцеклетки. Это будут две яйцеклетки из одного яичника или по одной из каждого. Каждая яйцеклетка оплодотворяется своим сперматозоидом, поэтому происходит зачатие двух генетически различных детей. Они могут оказаться одного или разных полов и будут настолько же похожи или отличны друг от друга, как и другие единокровные дети.

В случае тройни, четверни и т. п. может быть любое сочетание одинаковых и неодинаковых детей. Например, могут оплодотвориться три (четыре или более) яйцеклетки, что приведет к появлению неодинаковой тройни. Или одна оплодотворенная яйцеклетка разделится для рождения двух одинаковых близнецов, а другая разделится на три части с двумя одинаковыми близнецами и третьим непохожим. Или одна яйцеклетка разделится на три части, тогда получится одинаковая тройня.

Фактор наследственности

Одним из факторов, влияющих на зачатие близнецов, является возраст. После 35 лет возрастают шансы зачатия одинаковых близнецов. Однако вероятность появления неодинаковых близнецов растет до 35 лет, а потом она падает. Это может быть вызвано тем, что организм женщины до этого возраста вырабатывает больше стимулирующих овуляцию гормонов, которые активизируют яичники к высвобождению большего числа яйцеклеток каждый месяц.

Шансы зачать близнецов возрастают с каждой последующей беременностью, и, как считают, более крупные и высокие женщины на 25-30% чаще рожают близнецов. Неодинаковые близнецы также могут появляться в семьях по материнской линии. И наконец, существует этническая предрасположенность: двойни чаще появляются у женщин африканского происхождения и достаточно часто у женщин с азиатскими корнями.

Безопасность матки

Ваш ребенок, защищаемый амниотическим мешком и обеспечиваемый кислородом и питательными веществами из плаценты, находится в идеальной для развития среде.

Развитие технологии существенно расширило наши знания о жизни в матке. К 8-й неделе, когда зародыш достигает размера виноградины, он начинает двигаться; примерно к 9-й неделе он учится дышать, а к 12-й проделывает акробатические упражнения с кульбитами и задним сальто. На более поздних этапах беременности эти движения будут возникать как реакция на звуки, а возможно, на запахи и вкусы - ребенок начнет тренировать органы чувств.

СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕБЕНКА

С момента зачатия ваш организм дает ребенку все необходимое для полного и нормального развития. Сначала развитие эмбриона обеспечивает слизистая оболочка матки, где хранятся питательные вещества. В это время ваш организм напряженно работает, подготавливая более эффективную систему жизнеобеспечения: плаценту.

Хориальные ворсинки

В течение первых нескольких недель из стенки оплодотворенной яйцеклетки вытягиваются губчатые щупальца. Из них вырастает насыщенная капиллярами ткань, называемая хориальны-ми ворсинками. К 8-й неделе хориальные ворсинки формируют кровеносные сосуды, которые подают к плоду кислород и питательные вещества. Эти кровеносные сосуды объединяются, образуя сначала систему, а затем пуповину. В месте расположения эмбриона хориальные ворсинки размножаются, формируя плаценту, которая предназначена для сохранения жизни ребенка и его роста во время беременности.

Плацента

Плацента, отвечающая за питание ребенка, обеспечение его кислородом и удаление отходов жизнедеятельности, представляет собой невероятно эффективный орган. Она также отвечает за выработку жизненно важных гормонов беременности, например прогестерона, и поэтому играет ключевую роль в подготовке вашего организма к беременности и ее обслуживании .

Прикрепленная к стенке матки, плацента имеет кровеносные сосуды, которые принадлежат как вам, так и вашему ребенку. В случае однояйцевых близнецов плацента может разделиться, а при двуяйцевых близнецах или тройне каждый из зародышей будет иметь собственную плаценту. Ребенок связан с плацентой пуповиной, которая состоит из вены и двух артерий. Кровеносные сосуды плаценты переплетены, но остаются разделенными, поэтому ваша кровь и кровь ребенка в действительности никогда не смешиваются. Необходимый обмен между двумя кровяными потоками осуществляется за счет диффузии. Нужные ребенку питательные вещества, антитела и кислород переходят из крови матери в кровь ребенка и поступают в его организм через пуповину. Отходы жизнедеятельности и бедная кислородом кровь удаляются через артерии пуповины. Они попадают в вашу систему кровообращения и удаляются почками.

Процесс диффузии означает, что рост и развитие ребенка полностью зависят от матери -все, что та вводит в организм, поступает и к ребенку, вот почему так важно питаться здоровой сбалансированной пищей и избегать любых веществ, которые могут навредить ребенку. Некоторые исследования показывают, что через плаценту могут передаваться даже ароматы и запахи употребляемой вами пищи .

Плацента достигает пика своего развития к 34-й неделе, после чего начинает стареть. Две-три недели спустя она становится менее эффективной с точки зрения передачи питательных веществ ребенку. Она также становится фиброзной, а не губчатой, появляются сгустки крови и кальцевые бляшки - признаки того, что кровеносные сосуды стареют. После 40-й недели плацента начинает разрушаться, и возникает риск, что она не будет подавать достаточное количество питательных веществ и кислорода ребенку.

Во время пребывания в матке ребенок растет в амниотическом мешке. Он заполнен амниотической жидкостью, которая предохраняет и защищает ребенка, а также обеспечивает пространство для роста и движения внутри матки. Амниотическая жидкость состоит из плацентарной жидкости, а также урины плода и легочной жидкости ребенка. К 40-й неделе ребенка окружает 0,5-1,5 литра амниотической жидкости.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Ваш ребенок отнюдь не просто мечтательно плавает в водном мире, не осознавая происходящего вокруг, он напряженно работает, развивая органы чувств, и, как ни удивительно, есть многое, что стимулирует это развитие.

Органы чувств неродившегося ребенка (осязание, вкус, обоняние, слух и зрение) стимулируются процессами в организме матери, а также ощущениями информации, поступающей из внешнего мира. Он учится узнавать ваш голос, запах и вкус пищи, которую вы употребляете, что может сформировать у него чувство уверенности и безопасности после рождения.

ОСЯЗАНИЕ

Сначала у ребенка развивается осязание. К моменту, когда он начинает двигаться (примерно 7-8-я неделя), он может осязать. Сначала чувствительны только губы, потом к ним присоединяются щеки и лоб. К 10-11-й неделе ладошки ребенка уже ощущают прикосновения, и он начинает чувствовать свое лицо, возможно стараясь понять, как он выглядит. К 14-й неделе все тело нерожденного ребенка, за исключением спины и макушки, реагирует на прикосновения так же, как и новорожденного.

Богатое поле для исследований

Ребенок растет, части его тела соприкасаются со стенками матки, и он должен сворачиваться, чтобы уместиться внутри материнского чрева. Кроме того, ребенок постоянно задевает пуповину, ультразвук часто показывает детей, держащихся за пуповину или «играющих» с ней.

Интересный момент: первая реакция ребенка на прикосновение к щеке - отодвинуться от раздражителя; если ребенок рукой касается правой щеки, то он повернет голову налево. Такая начальная реакция на касание является результатом незрелости центральной нервной системы ребенка. На более поздних сроках беременности названная реакция изменится на поворот в сторону касания. Вероятно, это закладка корешкового рефлекса, который будет важен для сосания груди.

Чувствительный рот

Еще в матке ребенок может сосать свой палец, хотя сосание пока не связано с удовлетворением голода. Язык ребенка с его сотнями нервных окончаний является одной из наиболее чувствительных частей неразвившегося тела, а сосание - отличный способ ощущения вещей. Это можно наблюдать у маленьких детей, которые кладут в рот незнакомые предметы, чтобы получить представление о размере и структуре, а не берут их в непослушные ручки. Когда ребенок сосет палец в утробе, он открывает для себя ощущение кожи и форму пальца, получая удовольствие от процесса сосания, что проявляется у детей после рождения.

ВКУС И ЗАПАХ

Ребенок начинает глотать амниотическую жидкость, которая окружает его в ам-ниотическом мешке, примерно с 12-й недели и продолжает делать это на протяжении всей беременности. Некоторые специалисты считают, что именно через это глотание ребенок узнает вкус и запах, так как амнио-тическая жидкость содержит аромат и запах пищи, которую ест мать.

Например, если вы едите чеснок, ребенок может осязать и обонять его несколькими путями. Во-первых, из кровотока матери чеснок

Близнецы взаимодействуют друг с другом Будучи в тесном физическом контакте, близнецы часто толкают друг друга. Если один из близнецов вытягивается и касается другого, то последний реагирует на прикосновение и отвечает «взаимностью». Это, вероятно, начало похожести, которая наблюдается у близнецов всю жизнь. Часто один из близнецов активнее другого, что проявляется в более быстрой реакции на раздражитель или более сильным толчком; это различие также, как считают, сохраняется впоследствии.

попадает в кровь ребенка, где он может воздействовать на чувствительные нервные окончания в носу малыша. Во-вторых, чеснок растворяется прямо в амниотической жидкости, и, когда ребенок «дышит» и глотает, он может ощутить вкус и запах чеснока. В-третьих, когда чеснок «покидает» организм ребенка с мочой и попадает в ам-ниотическую жидкость, ребенок вторично может попробовать чеснок, глотая указанную жидкость. Поэтому если вкус еды с чесноком сохраняется для вас несколько часов, то ребенок может ощущать его сутки и более.

Формирование предпочтений и отвращений

Исследования показывают, что неродившиеся дети способны различать сладкий и кислый вкусы, глотая чаще, когда в ваш организм попадает сладкое вещество, и реже, когда в нем оказывается что-то горькое. Поэтому, возможно, пройдет не так много времени, чтобы ребенок стал распознавать пищу матери. Поскольку грудное молоко обретает вкус тем же образом, радикальные изменения в принимаемой пище после рождения ребенка могут означать, что его можно дольше кормить грудью.

Слух

Наиболее глубоко изучена реакция ребенка на звуки главным образом потому, что слух - самое легкое чувство, которое можно простимулировать в матке. Ребенок начинает реагировать на звуки примерно к 24-й неделе, и чем громче звук, тем сильнее реакция.

Окружающая ребенка среда полна насыщенных и разнообразных звуков: биение материнского сердца и пульсация крови в артериях и венах, образующих звуковой фон, он также может периодически слышать булькающие звуки живота и кишок. Через живот до ребенка доносятся и звуки из внешнего мира, например голоса, музыка и телевизионные передачи. Однако эти звуки для ребенка звучат намного тише, чем для матери. Это происходит потому, что пока шум проходит через ваше тело, многие звуковые волны отражаются или поглощаются вашей одеждой и кожей, и только небольшое количество шума проникает через стенки живота и достигает ушей ребенка. Звуки высокой частоты отражаются легче, поэтому ребенок в основном слышит низкочастотные звуки.

Любимые звуки ребенка

Из всех звуков, которые слышит нерожденный ребенок, звук голоса матери будет самым важным. Это связано с тем, что ребенок слышит вас двумя путями: во-первых, через звуковые волны, исходящие изо рта и проходящие через воздух; и во-вторых, благодаря вибрации, идущие по вашему телу при разговоре. Это схоже с тем, как вы слышите себя, и именно поэтому свой голос для вас звучит совершенно по-иному, если его записать, поскольку вы слышите только звуки, идущие через воздух, а не внутренние вибрации. Вибрации тела очень эффективно передают голос ребенку, поэтому когда бы вы ни говорили, пели или кричали, ребенок всегда слышит вас. Вот почему неудивительно, что после рождения ребенок знает ваш голос лучше, нежели чей-либо еще. Новорожденные обычно не распознают голос отца, хотя могут определить разницу между мужскими и женскими голосами.

Ваш голос не единственный звук, который ребенок запоминает до рождения. Ученые использовали ультразвук, чтобы узнать, как дети реагируют на знакомые и незнакомые мелодии, которые проигрывались через наушники, помещенные на животе матерей. Примерно к 26-27-й неделе у детей наблюдалась тенденция увеличения количества движений, когда они слышали знакомую музыку, словно они танцевали под свою любимую мелодию. Но когда они слышали музыку, которую не распознавали, движения прекращались. В некоторых случаях знакомая музыка может успокаивать ребенка после его рождения, если ребенок плачет. Но не злоупотребляйте этой практикой, а то эффект от нее может исчезнуть.

ЗРЕНИЕ

Зрение ребенка - это последнее чувство, формирующееся в его водном мире. Глаза ребенка остаются закрытыми примерно до 27-й недели, потом открываются и начинают мигать; возможно так ребенок тренирует этот рефлекс, который ему понадобится после рождения.

Мир ребенка внутри матки достаточно темен. Это потому, что кожа живота и материал вашей одежды не пропускают к ребенку никакого света. Если в яркий солнечный день вы в бикини будете принимать воздушные ванны, до ребенка через кожу может дойти рассеянный оранжевый свет, похожий на тот, который вы видите, закрываясь ладонью от прожектора. Исследования показали, что зрачки ребенка могут сужаться и расширяться и что на этом этапе глаза, вероятно, могут различать размытые формы.

Легонько толкните локтем своего ребенка и посмотрите, будет ли ответный толчок. Похвалите ребенка, если отреагирует, возможно, он научится это делать сам.

Положите на живот наушники и поставьте специально для ребенка какую-нибудь музыку. Ощутите, как малыш двигается или «танцует» внутри вас.

Разговаривайте с ребенком и пойте для него. Ему нравится звук вашего голоса, поэтому читайте сказки или пойте колыбельные. Пусть ваш партнер присоединится к вам - ребенок может по-иному отреагировать на мужской голос.

Ведите внутренний диалог с ребенком. Лягте в тихой комнате и визуализируйте ребенка внутри вас. Мысленно передайте ему свою любовь.

 Ходите на плавание. И вы, и ребенок будете радоваться чувству невесомости, которое создает вода.

Обновлено: 2019-07-09 23:00:13