День рождения куклы аленушки

Особенности игры и ее воспитательное значение. Основная обучающая задача этой игры — развитие у детей связной речи. Малыши учатся передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации.

Гости, приглашенные куклой Аленушкой на день ее рождения, приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами. При этом каждый ребенок в роли гостя не только производит условные игровые действия, но и учится подбирать нужные слова, связанные по смыслу и взаимно дополняющие друг друга. С помощью взрослого дети приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях, с ними. Все это очень важно для развития активного воображения и для подготовки более сложных форм мыслительной деятельности, а также для более ясного осознания каждым ребенком своего личного жизненного и практического опыта.

В игре дети приобретают новый и нужный им нравственный опыт — опыт доброжелательного общения и добрых поступков. Игра учит их доброте, учит делать друг другу приятное, отдавать сверстнику то, что нравится самому. Вот почему участие в такой совместной деятельности важно не только для речевого и умственного развития малышей, но и для преодоления у многих из них склонности к эгоизму и недостаточной контактности в отношениях со сверстниками.

Игровой материал. Образные игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения. (Их можно в случае необходимости заменить предметными картинками.) Желательно, чтобы это были предметы, которыми учатся действовать  сами дети или которыми действуют окружающие взрослые.  Можно использовать часть игрушек, которые применялись в предыдущих играх (см. игру «Мешочек, впусти!»).

Перечислим некоторые группы таких игрушек:

Предметы домашней утвари и посуды: чашка, блюдце, тарелка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, лейка.

Предметы личной гигиены: зубная щетка, сапожная щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ванночка, стакан для полоскания рта, расческа.

Предметы одежды: передник, вязаная кофта, косынка, пальто, панамка, варежки, тапочки, шарфик, шапка.

Игрушки для куклы: коляска, маленький голыш, мячик, гармошка.

В качестве подарков для куклы можно использовать также самодельные лепные игрушки, изготовленные из смеси глины с мелко порезанной газетной бумагой. Это могут быть: разные фрукты, торты, конфеты и прочие сладости, красиво раскрашенные анилиновой краской и для крепости покрытые белком.

Предметов-подарков должно быть много, по числу участников игры. Непременным условием подбора предметов является знакомство детей с каждым из них.

Описание игры и приемы ее проведения. Когда дети рассядутся поудобнее, воспитатель достает нарядно одетую куклу Аленушку и усаживается с ней напротив. Он обращает внимание детей на то, какая нарядная сегодня Аленушка. «Это потому, — объясняет педагог, — что сегодня у Аленушки день рождения. Ей сегодня исполнилось ровно четыре года».

Аленушка приглашает детей к себе в гости отпраздновать день рождения. «Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения?—спрашивает воспитатель и, выслушав ответы детей, вместе с ними говорит: — Спасибо, Аленушка, непременно придем к тебе в гости и принесем мкого-много подарков».

Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), воспитатель подходит к детям поближе и «по секрету от куклы» говорит: «Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к Аленушке и скажет: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик скажет: «Я принес тебе подарок». А как скажет девочка? Правильно: «Принесла подарок» — и назовет то, что принесла. Если Аленушка попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и показать, а мы все поможем это сделать. Когда все гости принесут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем^ рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, узнаете потом. Согласны так играть?»

Воспитатель придвигает стол с Аленушкой, усаживается с нею перед малышами и начинает рассказ: «Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Миша (называет имя ребенка). По дороге Миша зашел в магазин, выбрал для Аленушки подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Миша к Аленушке в гости и говорит: «Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что (показывает и называет предмет)». Под эти слова названный ребенок производит соответствующие игровые действия.

«Спасибо тебе, Миша! — говорит от лица куклы воспитатель.— Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?» Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если ложку — как едят, если веник — как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, воспитатель вместе с остальными детьми помогает ему.

Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а воспитатель продолжает вызывать новых гостей. Так, вызывая малышей то по одному, то вдвоем, он дает возможность каждому ребенку побыть в роли гостя и выполнить связанную с ней обучающую речевую задачу.

Когда гости соберутся и подарят свои подарки, воспитатель предлагает всем вместе поиграть в каравай. Кукла передается кому-нибудь из детей, гости берутся за руки, Аленушка становится в центр круга, и начинается традиционная игра в каравай.

Игра кончается тем, что именинница благодарит своих гостей за поздравления и подарки и приглашает всех пойти на прогулку.

Правила игры.

1.  Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко, выразительно, чтобы их было приятно слушать и имениннице, и гостям.

2.  Выбирать в качестве подарка можно любую игрушку, которая понравилась, но только одну.

3.  Правильно называть подарок и объяснять кукле, каково его назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.

Советы воспитателю. Эта игра сюжетная, ее успех зависит от того, сумеете ли вы ввести детей в игровую ситуацию, помочь каждому ребенку войти в игровую роль.

Игра проводится под образный рассказ воспитателя, в процессе которого дети выполняют соответствующие игровые действия. Говорит и действует за куклу в начале игры взрослый; в дальнейшем эта роль может поручаться кому-то из детей, но рас-  сказ при этом продолжает вести воспитатель. В случаях, когда  ребенок стесняется, затрудняется в самостоятельных действиях,  нужно, чтобы кто-нибудь из сверстников пришел ему на помощь. Я Если игрушек-подарков недостаточно, можно вызывать одновременно двух гостей, которые дарят один подарок; они вместе сговорятся, какой подарок выбрать, и вместе объяснят его назначение.

Обновлено: 2019-07-09 22:39:29