Письма о воспитании

ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА

Нам, учителям, часто приходится наблюдать такую картину: встретив после уроков дочку-первоклассницу, мама спешит помочь ей одеться, зашнуровывает ботинки, бабушка несет ранец внучки. Проверяешь домашние задания по труду и сразу видишь: за Колю работал папа, за Витю старалась мама. Возникает естественный вопрос: почему элементарные навыки по самообслуживанию родители не прививают детям, а делают все за них сами? Такие ребята не умеют пришить пуговицу, заштопать носки, погладить школьную форму...

С. Скуратов, учитель, г. Москва

БЕРЕЖЛИВЫЕ ВЫДУМЩИКИ

Привычку детей не рвать, не пачкать, не бросать, не истреблять можно воспитать в семье, вовлекая ребят в творческую деятельность, связанную с конструированием каких-либо устройств, полезных в домашнем хозяйстве.

К примеру, мама обращается к детям: «Для приготовления некоторых блюд требуется ровный жар, без сильного пламени. Как можно рациональнее расходовать газ, регулировать пламя, чтобы получать вкусные блюда?»

Дети соображают: нужна ступенчатая подставка. Но какая именно? Размышляют, работают и приносят маме самодельный «рассекатель пламени» из проволоки. В создании и изготовлении приспособления принял участие и папа.

Можно ставить перед детьми такие задачи.

Какое устройство позволит контролировать расход воды при поливке цветов?

Где найти применение пришедшим в негодность зубной щетке, тюбикам от зубной пасты, крема, клея?

Пригодится ли в домашнем хозяйстве арматура старого абажура?

Как и где использовать фантики от конфет?

Можно ли удлинить срок службы веника?

Детей решение подобных задач увлекает. Такая творческая работа, как показывает опыт, способствует воспитанию рачительного отношения к вещам, к народному добру.

В. Кузнецов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Оренбургского пединститута

БОРЕМСЯ С «БАОБАБОМ»

Мы сидели с малышами на диване, тесно прижавшись друг к другу, выключив свет для уюта. Я рассказывала им про Маленького принца. На следующий день мы уже читали вслух книжку Антуана де Сент-Экзюпери и рассматривали картинки. Теперь каждый вечер мои малыши с нетерпением ждали встречи с Маленьким принцем.

А однажды огляделась кругом — в квартире беспорядок. Как же заставить непослушных мальчишек помогать мне? Антоше пять лет, Тиме три года. Думала, еще рано, дети маленькие, только мешать будут. Сама быстрей управлюсь. А дети привыкли к тому, что мама все сделает.

На этот раз мне в голову пришла идея. Если бы сейчас к нам заглянул Маленький принц, говорю, ему бы не понравилось у нас. Он каждое утро сам убирал свою планету, чтобы не выросли вредные баобабы, которые все могут погубить.

Я не ожидала, что мои слова так подействуют на детей. С какой энергией взялись они за уборку, уничтожали «семена вредных баобабов»! Скоро в комнате все блестело.

Следующим утром обнаружили письмо от Маленького принца. Принц писал, что ночью, когда мальчики спали, заглянул в комнату и ему очень понравилась «наша планета». Мальчишки ликовали!

Когда мы вечером гуляем, обязательно находим на небе звездочку, на которой живет Маленький принц. И всегда

помним: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Непременно надо каждый день выпалывать «баобабы». Это очень скучная работа, но совсем не трудная. И что самое интересное — дети сумели понять: баобаб — не просто дерево, а символ всего плохого, дурного, нечистого. Они знают, что «баобаб» может и внутри человека вырасти. Если кто-то из ребят начинает капризничать или жадничать, советуем ему поскорее прополоскать рот водой — ты, мол, незаметно проглотил семечко баобаба. Капризуля сразу бежит в ванную. Это воспитательное средство действует безотказно.

И. Ефимова, г. Фрунзе

ОТЕЦ И СЫН

Некоторые отцы сетуют на нехватку времени для общения с детьми. А вот Владимир Васильевич Дронов, инженер, рационализатор, изобретатель, ударник труда, человек занятый и ответственный, время обязательно находит.

Рядом с папой Вася рос самостоятельным, деловитым. Глядя на папу, по утрам застилал свою постель, перед сном стирал носочки и носовые платки. Отец всегда поддерживал в сыне веру в собственные силы, одобрял добросовестность, старательность.

Дроновы — мои соседи. Попросила я Владимира Васильевича помочь мне расставить мебель. Он тут же позвал сына-пятиклассника. «Разве Вася не мужчина? Вдвоем мы быстрее управимся». Владимир Васильевич советовался с сыном, как двигать мебель, чтобы не побить вещи, не поцарапать пол. Надо было видеть счастливые глаза Васи, которого так ценит отец!

В домашних заботах и хлопотах Вася, по примеру отца, всегда принимает самое активное участие. Закупает продукты, чтобы мама не таскала тяжелые сумки, к приходу гостей накрывает на стол, да так красиво — не всякая хозяйка сумеет. Когда заболела бабушка, по очереди с родителями дежурил в больнице, ухаживал за бабулей, кормил ее с ложечки.

Сейчас Вася учится в восьмом классе общеобразовательной школы и в пятом — музыкальной по классу баяна. Два лета подряд провел он в трудовом лагере в

Ставропольском крае. Бригада, которую ему доверили, стала одной из лучших. Сказалась школа трудового воспитания, которую Вася прошел в семье. Недаром говорят: «Если отец не умеет пахать, то и сын не научится сеять».

Н. Андреенко, заслуженная учительница школы РСФСР, Московская область

«ПОДЛЕЧИМ НАШЕГО КОНЯ»

Знаю одну семью. Нередко вижу, как отец ремонтирует мотоцикл. Сын пяти-шести лет внимательно наблюдает. И ему так хочется чем-то помочь! Мальчуган берет ключ, чтобы передать папе, но слышит громкий окрик: «Отойди! Ступай к маме!» Ребенок сконфужен. Тогда он начинает задавать вопросы, про то, что его занимает: «Как двигается мотоцикл? Зачем он трещит? Почему идет дым?» «Вырастешь — узнаешь», — уклоняется от объяснений отец. Ребенок, потоптавшись, уходит обиженный.

А вот другая семья. Растет в ней такой же мальчик. «Сынок, — зовет отец, — сейчас мы с тобой подлечим нашего коня». «Это не конь, папа, а мотоцикл. У коня нет мотора, и он не ест бензин», — с готовностью откликается сын и бежит к отцу. Быстро, как папа, переодевается. И вот они уже вдвоем за работой: моют детали, орудуют ключами. «Папа, ты кругляшок не поставил, и гаечка отвинтится». «Спасибо, сынок, усмотрел», — слышится в ответ. Как много дает ребенку такое общение с отцом!

Дорогие папы! Не гоните детей от себя, когда вы ремонтируете, пилите, строите. Знайте: за вами следят маленькие, но любопытные глаза. Они хотят все понять, узнать. Так не отказывайте своим сыновьям в этом!

В. Филиппов, г. Южно-Сахалинск

ГРЯДКА РАДОСТИ

В знакомой семье у сына-первоклассника есть на огороде своя грядка. На ней мальчик выращивает цветы. Идею подал отец: «Осенью у мамы день рождения. Хорошо бы ей свои цветы подарить, да и в школу первого сентября с цветами придешь».

Все лето трудился мальчик: поливал, пропалывал грядку. Наконец появились первые всходы, потом начали раскрываться бутоны. Осенью мальчик подарил цветы близким. В душе его родилось прекрасное чувство — делать добро людям.

У всех ли есть на огороде такая чудесная грядка? Если нет, заведите ее для детей.

Ю. Плотников, г. Красноярск

КАК НАЙТИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»?

В работящей семье вырос сын-трутень. Как это получилось?

В школах уроки труда учащиеся проводят на опытном участке. Многие школьники добросовестно ухаживают за ним. Но есть и такие, которые лишь делают вид, что чем-то заняты. Учитель с огорчением замечает: «Когда же ты наконец исправишься, прекратишь отлынивать от дела?» Давно ли зародилась эта привычка?

... Маленький Алишер вышел во двор и увидел, что старший брат ремонтирует стулья. Вначале Алишер наблюдал за братом, затем взял в руки молоток, гвозди и принялся за работу. Но ненадолго — брат прогнал его. Тогда, вооружившись маленьким кетменем, Алишер подошел к отцу, который обрабатывал землю.

— Уходи, не мешай! Запачкаешься! — отмахнулся от сына отец. Проявив трогательную заботу об одежде малыша, он не заметил огромного желания сына трудиться.

Много раз доводилось видеть, как маленькая девочка, стоя у кухонного стола, прямо-таки горит желанием помочь маме. Но чаще всего к ней обращаются со словами: «Не запачкай руки, отойди подальше, побьешь посуду».

Так когда же ребенку учиться работать? Когда сеять в его душе семена трудолюбия, если не в раннем возрасте? Без труда не бывает и не может быть воспитания. На этом именно пути следует искать тот самый «золотой ключик», который откроет дорогу, ведущую к счастью а детей, и родителей.

Н. Худамкулов, учитель французского языка.

МЫ — МУЖЧИНЫ

Мне скоро исполнится пятьдесят. И начну я с того времени, когда мы с женой были совсем молодые, а сын Олег — в том возрасте, когда ребятишки уже сами хорошо топают, но можно их и на руки взять. Гуляли мы вечером по улице. «Папа, — говорит сын, — донеси меня до фонарика (это значит — до фонарного столба), потом я сам пойду». Взял на руки. Дошли до «фонарика». Дальше Олег затопал сам. Новый «фонарик». Я снова беру сына на руки. Для него — игра, мне тоже приятно. Дошли до угла. Следующий фонарный столб далековато. Олег быстро смекнул, что идти в темноте придется долго, неуютно. «Давай, — говорит, — папа, вернемся, хватит гулять». Хотел я настоять: пусть пошагает, преодолеет себя. Олег заупрямился, закапризничал. Жена встала на его сторону, и я отступил, повернул назад.

Долго почему-то я помнил этот вроде бы незначительный эпизод. Мысль о нежелании сына преодолевать трудности стала четкой, когда я начал замечать, что Олег в делах своих с полпути поворачивает. Занимался он в музыкальной школе. Без большой охоты, надо сказать, занимался, но все же закончил ее. После восьмилетки поехал поступать в музыкальное училище. Поступил, жил вдали от нас, подталкивать некому. Г од проучился, два... Вдруг появляется дома: училище бросил, не мое, мол, это призвание. Ладно, ищи свое. Поступил работать на железнодорожный транспорт. Но и оттуда ушел. Устроился в дискотеку на полставки... Нелегко мне, отцу, было признать, да ведь факт: парень до конца ни одного дела не доводит, пасует, когда требуется приложить усилия, характер, когда «фонарик» слишком далеко маячит.

Как-то проговорили мы с сыном о его отношении к жизни много часов. Кое-что он понял А что недопонял — армия помогла понять. В одном из писем сын мне написал: «Папа, снова вспомнил я те наши фонарики. Ты прав был: я действительно не очень-то любил себя утруждать... Идти надо действительно только вперед, несмотря ни на что».

После армии Олег стал слесарем-монтажником. Работает с интересом. Я рад за него, доволен им. Дождусь со временем внуков, и думаю, что мы с сыном, двое мужчин, сумеем научить их с детства одерживать над собой сначала маленькие, а потом и большие победы. Не поворачивать назад, когда трудно. Это хорошее мужское качество в мальчишках надо воспитывать нам, мужчинам, так мне мой отцовский опыт подсказал.

Ю. Э с и по в, рабочий, г. Ершов Саратовской области

НАРУШИТЕЛЬ

Пришел я домой с работы. Сажусь в кресло, рука тянется к газете... И тут мои мальчишки требуют:

— Папа, у нас есть пограничник, есть пограничная собака, нет только нарушителя. Давай ты будешь нарушитель...

Так не хочется вставать с уютного кресла. Я отнекиваюсь, но мальчишки все равно тянут меня играть. Тогда я пускаюсь на хитрость: разрешаю включить телевизор, так как через 25 минут начнутся мультфильмы.

Дети усаживаются на диване, затихли. Однако читать спокойно я уже не могу. Про себя говорю: «Помнишь, когда сыновья были совсем маленькими? Малыш пискнул — как ты его успокаивал? Гремел погремушкой, изображал козу рогатую, заставлял кувыркаться ваньку-встаньку... Забавлял, играл. Прошло совсем немного времени. И что же? Дети надоели, и ты перестал играть с ними».

Во мне просыпается совесть. «Тревога! — кричу я ребятам. — Ищите нарушителя!» Громко лает «пограничная собака». Начинается игра...

А . Анисенко,

г. Кузнецк Пензенской области

 
Обновлено: 2019-07-09 23:29:21