Воспитание ребенка раннего возраста

Воспитанию детей  в  нашей  стране  уделяется внимание.

вить   ему  те   качества,   которые   должны   быть   свойственны   гражданину   коммунистического   общества.

Понимая свою ответственность перед народом, перед отечеством, родители стремятся стать сознательными воспитателями своих детей. Но надо помнить, что воспитание — не механическое ремесло, допускающее всегда применение одних и тех же приемов и методов. Для правильного воспитания недостаточны опыт и советы других, как бы они ни были хороши. Правильный путь нужно уметь находить собственным вдумчивым отношением, настойчивым размышлением. Воспитание детей — большое и сложное дело. И начинать его нужно с первых дней жизни ребенка. Знают ли матери, что характер ребенка формируется очень рано? Даже самые первые впечатления оставляют вполне определенный след в мозгу ребенка. Условия, в которых ребенок живет, отношения, складывающиеся между его воспитателями,— все находит в нем отклик, воспринимается и влияет на характер.

Главные основы воспитания,— говорил замечательный советский педагог А. С. Макаранко,— закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет,— это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека, обработка его продолжаются, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.

Первые три года жизни — время наиболее быстрых темпов в физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Рост новорожденного (примерно 50 сантиметров) к году увеличивается наполовину, достигая 75 сантиметров. К концу года ребенок уже умеет ползать, сидеть, стоять, ходить. В раннем возрасте он получает много знаний об окружающем его мире, учится самостоятельно есть, раздеваться, умываться, играть в разные игры. В первые годы жизни он овладевает речью. Наконец, первые три года — это самый нежный возраст, требующий от родителей неусыпной заботы о здоровье ребенка, знания средств защиты детского организма от неблагоприятных воздействий внешней среды   и   болезней.

Чтобы правильно ухаживать за ребенком, умело воспитывать его с первого дня жизни, родителям, прежде всего матерям, надо   многое    знать   и    уметь.

Воспитание только тогда дает ощутимые результаты, когда вся жизнь ребенка с первого дня организована правильно.

Мать должна установить строгий и правильный режим дня ребенка. Если он привыкнет к определенному распорядку, то не потребует еды в неподходящее время, не захочет вдруг спать, а эти привычки — первоначальные элементы формирующегося характера. Если режим не установлен так и знайте: допущена первая и основная ошибка в воспитании ребенка. И не удивляйтесь, если, бодрствуя, ребенок хнычет, а в часы, когда положено спать, он бодрствует. Дети, привыкшие к режиму, растут веселыми, спокойными, хорошо прибавляют в весе. Но как добиться того, чтобы ребенок спал и играл в определенные часы? Для этого надо знать несколько правил. Первое правило: чтобы ребенок хорошо спал ночью, нужно, чтобы днем у него было время для бодрствования. Никогда не следует укачивать ребенка, носить его на руках, сидеть около него и т. д., так как в результате этого у детей создается вредная привычка засыпать только в чьем-то присутствии, в противном случае дети капризничают, плачут, сон их становится   беспокойным,   они    часто   просыпаются.

Свежий прохладный воздух — лучшее средство для быстрого засыпания. На улице дети спят долго и крепко. Пребывание на свежем воздухе не только вызывает крепкий и глубокий сон, но и служит хорошим средством предупреждения различных заболеваний. Дети, привыкшие спать летом на улице, должны продолжать этот режим и зимой.

Надо помнить, что сон будет крепкий только в том случае, когда ему предшествует активное бодрствование. Поэтому для детей от 2 до 9 месяцев рекомендуется такой порядок: сон, еда, игра, а затем снова сон до следующего кормления. Хорошо выспавшийся ребенок будет с аппетитом есть, а сытый -долго и   спокойно    играть.                                                    

Но надо не забывать вовремя менять режим дня и сна для ребенка соответственно его возрасту, так как если задержать детей на режиме более младшего возраста, то они плохо спят. Часто бывает, что уложенный в кровать ребенок долго ворочается, беспокоится. Причиной этого могут быть не только свет, шум, громкие разговоры окружающих, но и впечатления пережитого дня. Поэтому если в семье несколько детей, надо следить, чтобы перед сном они не затевали шумных игр, ссор, нельзя   рассказывать   детям    «страшных»    истории.

Встречаются дети, у которых особенности нервной системы таковы,   что   им  трудно   от  бодрого   состояния- перейти   ко  сну   и

наоборот. Перед сном они бывают длительное время возбуждены, малыши капризничают, дети постарше вертятся в кровати, вскакивают, неестественно громко смеются. К укладыванию таких детей надо относиться особенно внимательно, облегчить им засыпание. Необходимо создать у ребенка установку на то, что надо спать. Маленьким детям тихим и спокойным голосом внушают: «Вовочка сейчас спать будет, бай, бай». Детям постарше дают дисциплинирующие поручения: собрать перед сном игрушки, самим раздеться, аккуратно сложить вещи. Это и способствует   спокойному   засыпанию.

Режим определяется не только возрастом ребенка, но и состоянием его здоровья, индивидуальными особенностями. Дети, перенесшие заболевания, дети с легко истощаемой нервной системой нуждаются в укороченном времени бодрствования и удлиненном   сне.

Как правильно организовать бодрствование?

Длительность промежутков между сном у ребенка увеличивается постепенно: чем меньше ребенок, тем они короче и тем чаще перемежаются со сном. Трехмесячный ребенок может бодрствовать не утомляясь 1—1,5 часа, ребенок 9—10 месяцев— 2,5 часа, полуторогодовалый — уже З,5—4 часа, а трехлетний —6   часов.

Довольно легко организовать игру ребенка, умеющего ходить, разговаривать, рассматривать картинки, строить дом из кубиков. Но как занять малыша первых месяцев жизни в те 1 ,5—2   часа,   которые   отводятся   ему   для   бодрствования?

Только что родившийся ребенок совершенно беспомощен. Первое, чему он научился к концу первого месяца жизни, это смотреть на окружающие предметы и слышать раздающиеся около него звуки. Поэтому над кроваткой малыша надо уже с этого времени подвешивать яркие крупные игрушки, показывать их ему с тем, чтобы он следил за ними взглядом, разговаривать с ним, напевать ему простые песенки.  В семье не должны  забывать, что с первых  месяцам  жизни  необходимо приучать ребенка играть и заниматься не только со взрослыми, но и самостоятельно.   Чтобы   ребенок   был   весел     и   нормально   развивался, нужно дать  ему  возможность двигаться,    заниматься  игрушкой.   Для   этого-то и надевают детям с   двухмесячного возраста в часы бодроствования штаны-чулки (ползунки), Чтобы ребенку удобнее было двигаться, рекомендуют на это время вынимать  из кровати  матрац и класть на дно кровати фанеру или какой-нибудь коврик, покрытый клеенкой; тогда ребенку удобнее двигаться и менять положение, лежать на спине, боку, животе, подниматься, а позже и   ходить   вдоль   барьера   кровати.

Следует остановиться на тех ошибках, которые допускаются в семье при развитии движений ребенка на первом году его жизни. Чаще всего приходится сталкиваться с тем, что ребенка 3—4 месяцев уже пытаются усаживать в кровати, обкладывая подушками. Это может привести к искривлению позвоночника и сжатию грудной клетки. Так же вредно для ребенка первых месяцев жизни ставить его на длительное время на ноги. Гораздо важнее для развития движений, чтобы ребенок больше ползал и ходил, чем сидел и стоял.

Важным разделом режима является организация кормления ребенка. Пищеварительный аппарат грудного ребенка еще не приспособлен к перевариванию и усвоению любой пищи. К новым видам пищи его надо приучать постепенно. При неправильном питании могут возникнуть тяжелые заболевания, которые обычно   сказываются   на   развитии   детского   организма.

Нередки случаи, когда дети капризничают, отказываются есть питательную и хорошо приготовленную пищу. Обычно это происходит от беспорядочного кормления. У ребенка, привыкшего есть в определенные часы, к моменту кормления более интенсивно работают пищеварительные и слюнные железы, повышается аппетит. Давно известно, что пища, съедаемая с аппетитом, хорошо усваивается организмом, способствует повышению аппетита. Аппетит пробуждается не только при виде пищи, но и при разговоре о ней.

Часто вместо того, чтобы вызвать у ребенка приятные воспоминания и представления о пище («Какая у нас сегодня каша будет вкусная, а потом кисель, красный, сладкий»), его стараются   накормить   как   можно   незаметнее.

Часто ребенок противится и капризничает, когда его кормят насильно, но зато с каким удовольствием он ест сам, получив в руки ложку. Поэтому важно уже на первом году жизни развивать у ребенка ряд активных движений: к 5 месяцам умение удерживать в руках бутылочку с кефиром, снимать губами пищу с ложки, к 9—10 месяцам пить из чашки, есть корочку хлеба. Если с 1 года 2 месяцев приучать ребенка есть ложкой густую пищу (пюре, кашу), то к 1 году 6 месяцам он научится уже владеть   ложкой   и   есть   самостоятельно.

Необходимо заботиться о том, чтобы ребенок активно участвовал в сборах на прогулку, в умывании, раздевании. Постепенно задания для ребенка необходимо усложнять.

Известно, что дети довольно рано проявляют стремление к самостоятельности. Они хотят сами умываться, есть, надевать ботинки. Не следует чрезмерно опекать малыша, предупреждать малейшие его желания. Не помогая, а делая все за ребенка, устраняя даже небольшие затруднения, которые он вполне мог бы преодолеть, родители мешают развитию волевых качеств.

Развитие речи ребенка начинается на первом году жизни, задолго до того, как он произносит слова. Первые звуки («гуление» с 3—З,5 месяцев и лепет с 7—8 месяцев) обычно вызываются   ласковым   разговором   взрослого   с   ребенком.

К концу первого года ребенок начинает понимать речь взрослых и произносить первые простые слова, к 2 годам они постепенно заменяются более сложными словами. Взрослые должны следить за правильностью своей речи, а также за речью ребенка, поправлять его, если он неправильно произносит слова.

У детей 1,5—3 лет возникает много  вопросов: почему? что это? какой? На все эти вопросы всегда надо отвечать.   Дети этого возраста  любят слушать  рассказы,  сказки,   стихи, песенки.  Развитию   речи   у   детей   помогают   зрительные впечатления. Книжки для них надо покупать с  яркими,  крупными картинками, крупным   текстом.   Картинки   надо  рассматривать вместе с ребенком, объясняя их и отвечая на вопросы. Текст следует читать не торопясь,   с   выражением.   Не   надо    читать    подряд   несколько книжек. Ребенок 2—3 лет  может   выучить стихотворение или несложную песенку. С ребенком нужно обязательно разговаривать, объяснять ему все,  что он  видит,  отвести ему отдельный уголок, поставить там столик,  табуретку  или  стульчик,   ящик   с игрушками, повесить картинки,   полочку   дли   к.....

Детей   необходимо   приучать   бережно   обращаться с вещами, соблюдать чистоту в комнате, но в то же время надо  удовлетворять   потребности   ребенка в    игре,   давать ему возможность строить,   изобретать,   осуществлять,   свои   замыслы.

В   игре  у  детей   появляются   первые   ростки коллективизма  и дружбы.  Ребенок  рано  начинает испытывать  потребность в товарищах. Если он поступает  в детский сад, то обычно сразу же увлекается коллективными играми. Если же ребенок растет один, надо позаботиться о том, чтобы у него были товарищи, иначе он станет нелюдимым,    застенчивым    или,    напротив,    себялюбивым, развязным. Иногда взрослые считают игру пустой забавой, пренебрежительно о ней отзываются. Плохо поступают и те родители, которые, вмешиваются в игру, стремятся все сделать за детей. В таких случаях ребенок перестает творчески мыслить, у него развивается   неуверенность   в   своих   силах,   безволие.

Игра доставляет большую радость, повышает жизненный тонус, укрепляет нервную систему. Прыгая, бегая, резвясь, дети овладевают движениями, необходимыми для их физического развития. Недаром некоторые врачи называют игру «психическим    витамином».

Ребенок нуждается в поощрении, похвале, ласке. Спокойным, ласковым обращением от ребенка можно добиться многого. Основная задача взрослых — воспитать у ребенка навыки правильного    поведения.

Хорошие навыки легче и лучше закрепляются, если обращать внимание ребенка не на отрицательные, а на положительные моменты в его поведении. Например: «Как хорошо и аккуратно ты убрал игрушки» и т. д. В то же время нельзя чересчур ласкать детей, так как от этого они становятся капризными и изнеженными.

Если в семье не один, а двое или трое детей, то взрослые должны   относиться    ко   всем   одинаково.

Ребенок должен научиться спокойно выполнять требования взрослых, он должен знать, что можно делать и чего нельзя. Чтобы добиться этого, надо убирать подальше те предметы, которые ребенку нельзя брать. Если же ребенок их требует, надо спокойно, но со строгим выражением лица сказать ему «нельзя». В дальнейшем уже не надо убирать предмет, а достаточно одного слова «нельзя». Но никогда не следует говорить «нельзя» очень часто, по любому поводу, так как дети привыкают к этому слову и оно теряет свою силу. Каждое запрещение надо обосновывать. Нельзя менять свое мнение (сегодня запрещать, а завтра  разрешать).

Дети легко подражают тому, что они видят в семье. Если взрослые между собой резки, грубы, если они несдержанны в обращении с ребенком, то дети все это перенимают. У всех членов семьи в отношении ребенка должна быть единая линия поведения.

Запрещение должно делаться в строгой и категорической форме,   нельзя   вступать   в   пререкания   с   ребенком.   Помимо   запрещения, нужно использовать порицание. Хорошим приемом является отвлечение ребенка от чего-либо запрещенного. Помогая ребенку заняться чем-нибудь интересным, взрослый тем самым легко переключает его и отвлекает от шалостей. Совершенно недопустимо запугивать детей и тем более бить их. Все это угнетает ребенка, вызывает страх и возбуждает его нервную систему.

Но вместе с тем родители должны прислушиваться и к протестам ребенка, так как часто они бывают обоснованными.

Многие дети в нашей стране воспитываются в яслях и детских садах. Коллектив очень благотворно влияет на формирование положительных черт характера, потому что с раннего детства создается привычка считаться с товарищами, помогать друг другу, соблюдать режим дня. Коллективные игры дают большой простор для фантазии, тренируют ум, волю ребенка, развивают его способности. Игра незаметно  переходит в полезные занятия: дети с удовольствием поливают цветы, купают кукол, шьют им   платья.

Итак, воспитание детей — важное и ответственное дело. Однако желания правильно воспитывать ребенка мало — нужны знания, терпение, настойчивость. И прежде всего надо помнить, что воспитание ребенка следует начинать с первых дней и что раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека.

Воспитать ребенка с раннего детства по силам каждому отцу и каждой матери; куда труднее устранять укоренившиеся недостатки   в   характере.

Обновлено: 2019-07-09 21:06:12