Воспитание годовалого ребенка

На втором году жизни самое пристальное внимание уделяться воспитательным          мероприятиям.

К. Ушинский говорил, что характер человека формируется в первые годы жизни. Те черты, которые приобретены и раннем детстве, держатся прочно, становятся второй натурой. То, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какая свойственна усвоенному в детские годы. В это время закладываются основные черты характера: аккуратность, доброта, трудолюбие, общительность и т. п. Если приучить ребенка делиться всем со взрослыми и детьми, он не будет жадным. Ценить человеческий труд, заключенный в вещах, малыш научится вместе с бережным отношением к игрушкам.

Воспитание положительных качеств у ребенка требует постоянной и настойчивой заботы, систематического повторения воспитательных ситуаций и тщательного контроля. К. сожалению, отрицательные черты характера проявляются тогда, когда не воспитываются хорошие. Они как бы восполняют вакуум — нехватку воспитания. Так обычно формируются жадность, эгоизм, равнодушие, пакостливость. Лучший метод воспитания — это поступки и поведение родителей. Если родители хотят воспитать ребенка лучше, чем они сами, им надо следить за собой и поступать не так, как хочется, а как надо. Это в первую очередь относится к физическому воспитанию, в частности к утренней зарядке. Если раньше они могли и не делать ее, теперь ради ребенка, для него и вместе с ним необходимо этим заниматься. Рекомендуем следующий комплекс упражнений для детей в возрасте от   года до 1 года 2 месяцев.

После пробуждения и краткого утреннего туалета ребенка нужно одеть в спортивную форму: трусики и тапочки, если прохладно — в рубашечку и колготки. Комнату к этому времени надо проветрить, а в теплую погоду распахнуть окно.

Зарядка начинается с ходьбы. На первых порах малыша можно поддерживать за руку или, отойдя на 2—3 шага, манить к себе. Так повторяется несколько раз. С каждым днем пройденный путь должен увеличиваться. Упражнение второе — преодоление препятствий. Пустой ящик письменною стола (или любой другой не выше 10—12 см) находится на пути малыша к игрушке. Помогите ему перелезть через бортики ящика, взять игрушку и вернуться с ней обратно. Третье упражнение — вы и ребенок, стоя напротив, держитесь за обруч, кольцо или палочку. При четкой команде «сядем» — «встанем» приседайте и вставайте вместе с ребенком. Следующее упражнение — подползание под препятствие, например под скамейку или журнальный столик. Цель — подойти к препятствию, присесть, подползти под него, достать игрушку с другой стороны, взять ее, выпрямиться и отнести взрослому. Такое трудное упражнение при правильном выполнении должно вознаграждаться словесной похвалой. Пятое упражнение — покажите малышу, как перешагивать препятствия. Вначале они должны быть не очень высокие: кубики, брусочек, мячик. Через несколько недель высота их увеличивается в 2 раза (узкая коробка или ящик и т. п.) .Усилия достигнут цели, когда ребенок самостоятельно легко преодолеет эти препятствия.

Для выполнения следующего упражнения нужно дать ребенку в руки мяч и предложить бросать его перед собой. Взрослый должен сам ловить мяч и возвращать малышу. Зарядка завершается кратковременной ходьбой.

С ростом ребенка меняются объем и характер гимнастических упражнений. Следующий комплекс подойдет для малыша в возрасте 14—18 месяцев. В этот период при проведении гимнастических упражнений и игр необходимо в течение дня многократно демонстрировать ребенку правильное дыхание, учитывая его стремление подражать взрослым, легко перенимать их действия. Если делать при малыше шумный вдох и выдох, он легко повторит это. Все упражнения должны иметь внешнюю форму игровых моментов, даже дыхание («подуем в трубочку», «надуем шарик», «скажем у-у-у»).

Ребенок овладел ходьбой по полу, и теперь она должна усложняться. Надо научить малыша пройти по одной половице или доске. В качестве «половицы» при паркетном, плиточном или пластиковом покрытии можно использовать специальную или даже гладильную доску. Вначале ее нужно положить ровно, и ребенок с посторонней помощью проходит по ней приставным, а потом и обычным шагом. По мере овладения способностью сохранять равновесие упражнение усложняется: дальний конец доски приподнимается над поверхностью пола на 5—10—15 см.

Следующее упражнение выполняется сидя. Малыш двумя руками поднимает игрушку как можно выше, затем ее к ногам. Взяв игрушку второй раз, прячет ее за спину, достает и снова кладет к ногам. Количество повторений упражнения с возрастом увеличивается с 2 до 6. Пятое упражнение — небольшой мяч поднимается с пола как можно выше и бросается взрослому то левой, ТО правой рукой. Взрослый ловит его и опять подкатывает К ребенку. В заключение ходьба в быстром и обычном ритме.

Полный заряд от утренних упражнений ребенок получит только в том случае, если они завершатся водной процедурой — теплым душем или (если нет подходящих условий) влажным теплым обтиранием тела мягкой тряпочкой, поролоновой губкой. Такое начало дня — залог бодрого настроения и хорошего аппетита. Высокий эмоциональный тонус малыша должен поддерживаться неукоснительным соблюдением возрастного режима дня. Без этого нарушается гармония, взаимосвязь биологических ритмов организма.

Режим дня ребенка в возрасте от одного года до полугора лет следующий:

7—8 ч                             подъем, туалет, утренняя гимнастика;

8 ч — 8 ч 30 мин         завтрак;

8 ч 30 мин — 10ч       утреннее бодрствование;

10—12 ч                          первый дневной сон;

12 ч — 12 ч 30 мин     обед;

12 ч 30 мин—15 ч     дневное бодрствование, прогулка;

15  ч — 16 ч 30 мин     второй дневной сон;

16  ч 30 мин — 17 ч     полдник;

17   ч — 19 ч 30 мин     вечернее бодрствование, вторая прогулка, купание через день;

19 ч 30 мин — 20 ч ужин;

20—7 ч     ночной сон.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:44