Письма о природе

ПОСАДИТЕ БЕРЕЗУ!

Мы, взрослые, очень часто говорим детям правильные фразы о природе, а сами порой на их глазах делаем такое, от чего детские души содрогаются.

Однажды я с группой соседских детей находился в лесу. Мы сидели на лесной полянке и до сладкой боли в груди радовались прелестям природы. Высоко в небе показался большой косяк диких гусей. Он шел по прямой, раздвигая острой грудью себе путь. Вдруг лесную тишину нарушили выстрелы, но косяк как ни в чем не бывало продолжал свой путь. И только одна птица нарушила строй, быстро замахала крыльями, стала спускаться все ниже, ниже и упала за озером, в камышах. Затаив дыхание, мы до конца проводили ее печальными взглядами. А через несколько минут из камышей показался человек — он держал за шею окровавленную птицу...

Где-то я читал у Сухомлинского, что тот, кто любит, охраняет природу и все живое, никогда не станет предателем Родины, не станет на плохой путь, не обидит человека, не унизит его достоинство. Значит, воспитывая любовь к природе, мы воспитываем любовь и преданность матери-Родине, в то же время доброту, порядочность.

Многие годы я знаю Лидию Николаевну Хорошурину и не перестаю восхищаться ее постоянным внимательным и бережным общением с природой. Свое искусство понимать, уважать, любить и беречь природу учительница Л. Н. Хорошурина передала многим молодым людям и своим сыновьям Александру и Виктору — курсантам Калининградского военного авиационно-технического училища, которые стали достойными сынами нашей Родины. Помню, как еще мальчиками они посадили у своего дома березы.

И. Кондратенко, г. Москва

В ЛЕС НА ПРОГУЛКУ

Сейчас много говорят о том, как важно развивать у детей интерес и любовь к природе. Считаю, что многое могут сделать со своей стороны родители. К сожалению, они не всегда оказываются на высоте.

Вот мальчик весь вечер во дворе держит на руках котенка, гладит его и говорит всем, кто останавливается: «Возьмите котенка! Посмотрите, какой пушистый, настоящий сибирский. Он не виноват, что у меня двойка».

Ребенок не может выбросить котенка на улицу. Понимает, что тот нуждается в уходе, хорошем обращении. Как трогательны и даже самоотверженны зачастую дети в отношении к животным! Плохо, если родители не разделяют этих чувств.

Или взять прогулку в лес, зоопарк. Что вынесет из нее ребенок, зависит от родителей.

...Раннее летнее утро. Весь лес звенит. Научите сына или дочь различать голоса хотя бы немногих птиц, которых знаете сами. А если есть бинокль — совсем хорошо. Наведите его на птицу, покажите ребенку ее раскраску, понаблюдайте за ее повадками. Может, родители и сами заглянут в журнал «Юный натуралист» или «Лесную газету» В. Бианки. Там, кстати, и рисунки разных следов птиц есть. Лесные открытия научат ребенка беречь природу.

И. Ивантер, руководитель биологического кружка,

г. Москва

КАРТА В ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ

Гуляя с маленьким сыном по селу, мы знакомили его с природой, колхозным хозяйством. Саша очень рано получил представление о селе, его жителях, сельскохозяйственных работах. Со временем вместе с ним побывали в близлежащих городах, потом в Чебоксарах, Казани, Куйбышевской и Ульяновской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.

А в детской комнате мы повесили карту. По ней находили места, которые посетили, вспоминали, что видели. Маленький сын мог рассказать о Музее В. И. Ленина, об отважном командире Василии Ивановиче Чапаеве, о многих городах. Я видел — все это развивает речь, память.

Познакомил я сына и с картой полезных ископаемых. Игра, кто быстрее и больше найдет на карте месторождений нефти, бурого и каменного угля, нравилась Саше. Готовясь к ней, сын часами изучал обозначения на карте.

Политическая карта мира тоже увлекла мальчика. Саша сразу нашел на ней Советский Союз, столицу нашей Родины — Москву. Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов мы отмечали флажками страны, которые прислали в Москву своих представителей.

Вместе с сыном часто рассматривали карты Великой Отечественной войны. Я рассказывал ему про наступления нашей армии.

Когда Саша пошел в школу, все учителя отмечали его развитость, сообразительность. А все началось с карты в детской комнате.

И. Руссанов, п. Ибреси Чувашской АССР

ОТ ОТЦА В НАСЛЕДСТВО

Я преподавала в профтехучилище, Лена Левашева была моей ученицей. Семнадцатилетняя девушка выбрала профессию контролера ОТ К. Первым же своим сочинением она обратила на себя внимание. Ее суждения отличались глубиной, не содержали ничего трафаретного, стертого. Даже если писала она как все, на заданную тему, в словах как-то особенно ощущалась самостоятельность мысли, угадывалась живая душа. Меня заинтересовало: кто родители Лены? Мы познакомились, и мне захотелось рассказать об отце Лены, Леониде Григорьевиче Левашеве. Почему именно об отце? Отвечу словами Николая Михайловича Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания...»

Леонид Григорьевич Левашев — инженер, руководит конструкторским бюро, сам о себе говорит: «Технарь». Круг же интересов его настолько широк, что иному гуманитарию не угнаться. Он щедро делится с сыном и дочерью всем, чем живет сам.

Подрастали дети, и Леонид Григорьевич задумался о том, как воспитать в них, по его выражению, «чувство Отечества»... Леонид Григорьевич считает: не окрепнуть

великому чувству Отечества, если человек не изъездит и не исходит ногами родную землю, душой не прикоснется к ее святыням.

В 1980 году, когда отмечалось шестисотлетие Куликовской битвы, Леонид Григорьевич с сыном Димой взялись собирать материалы об этом историческом событии. Скоро так много всего накопилось, что решили оформить альбом. Договорились в каникулы отправиться к месту Куликовской битвы, побывать в Старо-Симоновом монастыре, где захоронен Пересеет. От поля Куликова интерес продвинулся дальше — к Полтавской битве, к Бородино. Наконец — к сражению с фашистами на Курской дуге. Леонид Григорьевич видел, как оживали для сына события далекой истории, и радовался своей затее с альбомом четырех великих сражений за Родину.

Я этот интересный альбом видела. Очень любовно оформлен он старшим и младшим Левашевыми. В нем карты, схемы, рисунки, фотографии.

В семье Левашевых любят путешествовать. На машине они объездили Крым и Кавказ, хорошо изучили свою Белгородскую область.

Лена теперь уже замужем, растет у нее дочка Анюта, к тому же молодая мама учится в институте, со свободным временем, конечно, туговато. Но часы общения с родителями для нее по-прежнему, как и для Димы, самые желанные.

Г. К и ян о в а, педагог, г. Белгород

У ПАМЯТНИКА ЛЕНИНУ

Мы с сыном шли к площади Революции. И еще издали заметили у памятника В. И. Ленину пожилого мужчину с непокрытой седой головой. Человек не просто стоял — он играл на баяне. Торжественно и строго пЛыла над городской площадью мелодия одной из любимых песен Ильича.

Кто этот человек? Впрочем, наверное, не столь важно. Главное — люди будут всегда поклоняться лучшим человеческим качествам, олицетворением которых стал Владимир Ильич Ленин: уму, большому сердцу, человечности.

...Пошли дальше молча. На углу улицы продавали цветы.

— Давай купим цветы дедушке Ленину,— попросил меня сынишка.

Он сам положил букетик, аккуратно расправил каждый цветочек.

С тех пор сын постоянно приносит цветы к памятнику В. И. Ленину...

С годами мы становимся сдержаннее в выражении своих лучших чувств. Не знаю, достоинство это или слабость. Только я благодарна тому незнакомому седому человеку за минуты высокого переживания, что понял мой сын.

М. Ткано в а, инженер, г. Ворошиловград

НИКТО НЕ ЗАБЫТ

Когда-то из газетной заметки узнал я взволновавшую меня историю о девочке Алене из блокадного Ленинграда. Ее мама работала на заводе, в перерыв прибегала проведать дочку, приносила ей драгоценную пайку хлеба, но Алена отказывалась есть. «Я хочу яблоко»,— каждый раз тихо говорила она.

С каждым днем ребенок слабел. Однажды в цех, где работала мать, кто-то принес для Алены яблоко. Как его раздобыли в то суровое время, представить трудно. Мать летела домой словно на крыльях, но опоздала...

Похоронили Алену на Пискаревском кладбище. После войны много лет видели люди седую женщину — мать погибшей девочки — у братской могилы. Женщина клала на белый снег красное яблоко. И долго-долго стояла молча. Такая вот история...

Когда у нас родилась вторая дочь, назвали мы ее Аленой. Подросла наша малышка, пошла в первый класс, и я рассказал ей о девочке Алене из блокадного Ленинграда. «Папа,— тихо произнесла дочка,— я хочу отвезти той Алене яблоко».

Мы поехали на Пискаревское кладбище. С волнением ступали по бетонным дорожкам величественного мемориала вечной славы и скорби. На заснеженный камень с надписью «1943 год» положила моя Алена красное яблоко.

Сейчас Алена учится в пятом классе. Недавно мы с ней вновь побывали на Пискаревском кладбище. Узнав

судьбу Алены из блокадного Ленинграда, дочка прочувствовала, какие бедствия принесла война людям нашей страны, и приобщилась к высокому смыслу слов: «Никто не забыт и ничто, не забыто».

В. Колесник, г. Ленинград

НА ВЕЛОСИПЕДАХ — ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

Все началось с того, что папа купил дорожный велосипед и начал путешествовать на нем сначала по нашей Горьковской области. А потом велосипед купили маме, они стали ездить вместе. Первый их поход был однодневный — на озеро Светлояр. В тот день родители проехали 126 километров. Мы с братом Денисом оставались дома и старались выполнить все то, что мама с папой записали на огромном листе бумаги. Мне было тогда девять лет, Денису — восемь.

Когда купили велосипед Денису, мы отправлялись путешествовать уже всей семьей (правда, я на багажнике у папы). Совершили ряд однодневных и двухдневных походов по Горьковской области. Но однажды папа сказал: «Хочу поехать в Среднюю Азию...» И начал готовиться...

Нам с братом тоже захотелось участвовать в длительном путешествии. Наконец родители взяли нас в многодневный поход. Наш путь лежал через Смоленск в Пушкинские Горы, Псков, Новгород, Валдай, Калинин. К тому времени мы с Денисом имели уже велосипеды «Турист».

Вы, наверное, спросите, для чего нам нужны такие походы. Ну, во-первых, конечно, чтобы стать сильными, выносливыми, здоровыми. Мы научились быстро разжигать костер, правильно ставить палатку. Но главное — мы многое узнаем о нашей Родине, видим, как люди живут, трудятся.

А как замечательно путешествовать на велосипедах всей семьей, всем вместе! Прежде чем отправиться в путешествие, мы долго готовимся к нему: тренируемся, изучаем маршрут по картам, книгам. И только потом отправляемся в дорогу.

Катя Момот, пятиклассница, г. Горький

ДЕДУШКИН ПРИМЕР

В нашей семье дедушка для Юры с Женей — непоколебимый авторитет: И не только потому, что дедушка — мастер на все руки, великий знаток сказок, затейник всевозможных игр. Все это отходит на второй план, когда дедушка Коля достает из заветной шкатулки ордена и медали, из шкафа — парадную пограничную фуражку и в который раз начинает рассказ о своей пограничной службе.

Наш дедушка прошел трудную военную дорогу. Сейчас полковник в отставке, но работает: преподает, готовит молодые кадры.

9 Мая и День пограничника ребята ждут с нетерпением. Женя и Юра с дедом в эти дни обязательно бывают на Красной площади, возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата. Потом — праздничная прогулка по Москве, рассказы или чтение книг о военном времени и, конечно, домашний конкурс, который готовят сами ребятишки.

Я вижу, что все эти беседы, встречи, вечера, рассказы не проходят для детей бесследно. Задумываются наши дети над тем, что это значит — сохранить мир на Земле, как сделать, чтобы всем людям жилось хорошо.

Всем дедушкам и бабушкам хочу сказать: «Не стесняйтесь говорить с внуками о своих боевых и трудовых делах. Пусть ребята равняются на вас!»

Летом мы поехали с племянницей в Геленджик. В годы войны в этом морском городе шли жестокие бои. Сейчас это город-красавец. О войне напоминает только памятник погибшим. Долго я думала, вести ли Женю к Вечному огню, ведь маленькая она, еще дошкольница. Но все-таки решилась. Подошли к обелиску, положили цветы. Женя увидела, как люди чтут тех, кто погиб, защищая Родину. Девочка замолкла, выпрямилась. Шла обратно серьезная, много задавала вопросов, и я отвечала ей, рассказывала про то, как наша страна боролась с фашистами.

Потом мы еще раз приходили к Вечному огню, уже по просьбе Жени. Мне думается, такие переживания рождают в душе ребенка прекрасное, светлое чувство — любовь к Родине.

Л. Терехова, воспитательница детского сада, г. Москва

СЛЕД В ДУШЕ

Я выросла в простой деревенской семье. С малых лет мама брала меня в поле. Помню, еще в школу не ходила, а уже держала в руках серп, жала рожь. Став матерью, и свою дочь к работе приучила. Любит Наташа копаться вместе со мной в огороде, выращивает цветы. Пока я на работе, она готовит ужин.

Учится Наташа с первого класса без троек. В семейном архиве хранятся ее похвальные листы, благодарности, благодарственные письма в мой адрес.

Мой отец работал на железной дороге. В детстве возил меня по разным местам. И про то, куда сам ездил, где побывал, что видел, всегда рассказывал. Я слушала его и тоже мечтала стать железнодорожницей, чтобы всюду попутешествовать. Свою жизнь я связала с транспортом.

Люблю свою неспокойную профессию, восемнадцатый год тружусь на одном месте. Являюсь наставником молодежи, состою в добровольной дружине. Но, несмотря на занятость, всегда нахожу время для дочки — и кино с ней посмотреть, и в лесу погулять. Полстраны, наверное, мы с ней уже объездили. По себе знаю: то, что человек получает в детстве, остается с ним на всю жизнь.

М. Мйртысюк, старший приемосдатчик станции Брест-Восточная

НАШИ ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

К сожалению, многие плохо знают историю своего края, города, района, не интересуются историческими памятниками. Мне кажется, этот интерес надо прививать ребенку с детства, как можно раньше.

Наши прогулки по Москве начались, когда моему сыну Юрику было года три-четыре. Сначала это были небольшие походы по нашему Бабушкинскому району. Я рассказала сыну, что наша улица носит имя прославленного летчика Михаила Бабушкина. Потом мы посетили районный парк, где установлен бюст летчику. Несколько дней Юрик рисовал самолеты, клеил их, а в воскресенье сам позвал в парк и у памятника Бабушкину, рядом с чьими-то цветами, положил свой скромный подарок — бумажный самолетик с пятиконечными звездами на крыльях.

Мы рано начали читать сыну сказки А. С. Пушкина. И вот наше новое путешествие — к памятнику А. С. Пушкину. Вспомнил, наверное, сын мой рассказ о том, что многие люди у этого знаменитого памятника поэту читают его стихи, и начал декламировать: «Ель растет перед дворцом...»

Каждый год в день рождения В. И. Ленина мы с сыном бываем у памятника Владимиру Ильичу в нашем районе и у Мавзолея В. И. Ленина. С Красной площадью мы знакомились постепенно. Сначала просто гуляли, наблюдали смену караула, слушали бой курантов. Потом побывали у Вечного огня, на территории Кремля. Все, что Юра видел, он, как правило, рисовал.

Думаю, перед тем как знакомить ребенка с памятниками нашей истории, культуры, нужно подготовить его к этому, заинтересовать. Прежде чем пойти в Музей Вооруженных Сил, мы с Юрой читали детские книжки о советских воинах, интересные публикации в газетах и журналах, а уж потом, опять же постепенно, по темам, знакомились с музеем. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы понять экспозицию, рассказывающую о Великой Отечественной войне. Мы уже прочитали о войне много книг. Бабушка и дедушка, знающие войну не понаслышке, тоже многое рассказали внуку.

Если еще в дошкольном возрасте постараться заложить в детях интерес к родной истории, культуре и ненавязчиво его поддерживать, то, думаю, это очень обогатит их жизнь.

Л. Тарасова, г. Москва

Обновлено: 2019-07-09 23:29:05