Организация педиатрической помощи на фельдшерско-акушерском пункте

Важным разделом деятельности фельдшера является охрана здоровья детей. Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению фельдшер (акушерка) посещает новорожденного в первые три дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем — через 2—3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни. При осмотре обращают внимание на общее состояние ребенка, а также на состояние различных органов и систем, особенно нервной системы, кожи, пупочного кольца, на наличие аномалий развития. Фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах и 20 раз при патронажах на дому. В течение второго года жизни ребенка фельдшер дает подробное заключение о его состоянии здоровья, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие. Это заключение необходимо довести до сведения родителей, сделав акцент на недостатках, и дать рекомендации но дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребенка.

Фельдшеры и акушерки при обслуживании школьников (там, где нет школьной медицинской сестры), обязаны:

• принимать участие в медицинских осмотрах школьников, проводимых педиатром, подготавливать медицинские карты и заполнять их общую часть;

• записывать анамнез, жалобы, сведения о перенесенных заболеваниях, прививках;

• проводить антропометрические измерения, определять остроту зрения и слуха;

• направлять по указанию врача в лечебно-профилактические учреждения для дополнительных лабораторных исследований, консультаций с врачами-специалистами;

• доводить до сведения учителей школы результаты медицинских осмотров с рекомендациями врачей-специалистов;

• контролировать организацию рационального режима дня и питания, гигиенического воспитания учащихся, организацию трудового воспитания;

• осуществлять контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытье посуды, а также за соблюдением сроков реализации продуктов и готовой пищи;

• проводить работу по профилактике детского травматизма (в том числе спортивного), учету и анализу (совместно с врачом) всех случаев травм;

• осуществлять после осмотра врача и под его контролем профилактические прививки учащимся, предварительно оповещая об этом родителей, вести их учет и изоляцию заболевших школьников; осмотры, термометрию и прочие мероприятия в отношении детей, контактировавших с инфекционными больными, сообщать врачу сельского врачебного участка, директору школы в СЭС о каждом случае инфекционного заболевания;

• обследовать учащихся на гельминты и под руководством педиатра и эпидемиолога проводить дегельминтизацию.

Работа фельдшера включает лечебную помощь на дому остро заболевшим детям или детям с обострениями хронических болезней, реабилитацию и диспансеризацию детей с врожденными и хроническими заболеваниями вне обострения.

Лечебная работа на дому предусматривает следующие обязанности:

• посещение больного ребенка в день вызова;

• первоочередное обслуживание детей раннего возраста и с высокой температурой тела, болями в животе;

• активное наблюдение за больными детьми до полного выздоровления.

Кратность и интервал посещений детей зависят от возраста ребенка, характера и тяжести заболевания, социально-бытовых условий. Дети первого года жизни наблюдаются на дому ежедневно до полного выздоровления или госпитализации их в стационар.

Показания к направлению в стационар больных детей следующие:

• дети первых трех месяцев жизни с любыми заболеваниями;

• дети с инфекционными заболеваниями, протекавшими со среднетяжелой и тяжелой формой течения болезни;

• при неэффективности проводимых мероприятий в первые 3—5 дней лечения или ухудшении состояния, создающем угрозу жизни больного ребенка;

• при наличии плохих социально-бытовых условий семьи.

В направлении на госпитализацию фельдшер должен указать диагноз, тяжесть заболевания, сопутствующие заболевания, длительность и тяжесть

заболевания, проводимое лечение и его эффективность, результаты лабораторных и инструментальных исследований, анамнез заболевания, индивидуальные особенности ребенка, перенесенные заболевания, эпидемиологическое окружение.

После выписки из стационара, не позднее чем через сутки, необходимо посетить ребенка на дому и после осмотра с учетом рекомендаций врачей стационара проводить реабилитационные мероприятия.

При оказании лечебной помощи фельдшер обязан владеть способами оказания неотложной помощи при различных состояниях и травмах, знать их особенности у детей, владеть знаниями посиндромной терапии и новейшими методиками оздоровления и выхаживания детей при различных инфекционных заболеваниях.

Организационная работа фельдшера состоит из нескольких разделов. Основными являются: анализ и планирование деятельности, работа с учетно-отчетной документацией, внедрение передовых опыта и форм работы, повышение квалификации, работа и взаимодействие с общественными организациями.

Основными учетно-отчетными документами в работе с детским населением являются: учетная форма № 112/у «История развития ребенка», форма № 63/у «Карга профилактических прививок», учетная форма № 026/у «Медицинская карта на поступающего ребенка в дошкольное учреждение, школу, школу-интернат и др.»; форма № 025-2/у «Статистический талон»; форма № 058/у «Экстренное извещение на инфекционного больного», учетная форма № 298 «Санаторно-курортная карта», учетная форма № 025/у и 086/у «Медицинская карта амбулаторного больного»; «Справка для поступающего в средние и высшие учебные заведения»; форма № 027/у «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного»; форма № 079/у «Медицинская справка на школьника, отъезжающего в оздоровительный лагерь», форма № 039/у «Дневник работы среднего медперсонала поликлиники (амбулатории), диспансера, фельдшерско-акушерского пункта»; форма № 029/у «Журнал учета процедур».

Кроме заполнения учетных форм и статистического анализа работы с ними, фельдшер на участке должен иметь журнал переписи детского населения, паспорт участка, картотеку с учетными формами № 63 на каждого ребенка, планом своей работы с детьми. План составляется в трех вариантах: на год, на квартал и наиболее конкретный — на каждый месяц. В плане должны быть отражены организационные мероприятия, профилактическая работа, лечебный раздел, диспансерная работа, повышение квалификации и санитарно-просветительная работа.

В отчетных формах своей деятельности фельдшер должен отразить следующие разделы:

• численность детского населения (проводится каждые 6 месяцев);

• показатели наблюдения за беременными и структура их заболеваемости;

• структура заболеваемости новорожденных;

• показатели работы с детьми 1-го года жизни;

• показатели работы с детьми 2-го года жизни;

• показатели работы с детьми, поступающими в школу;

• показатели работы с подростками;

• показатели и процент охвата детского населения профилактическими прививками;

• отчет по заболеваемости по нозологическим единицам;

• отчет по диспансеризации детского населения;

• отчет по работе с детьми из многодетных семей, опекаемых и социально-неблагополучных семей;

• отчет по санитарно-просветительной работе.

При работе с детьми фельдшер исходит из того, что основные задачи в обслуживании и охране здоровья ребенка в настоящем и будущем — снижение детской заболеваемости и смертности, уменьшение количества трудопотерь родителей в связи с уходом за больным ребенком.

Обновлено: 2019-07-09 23:51:09