Ничего не упрощая

Категория: Разное о воспитании детей

В тот вечер в Большом театре шла опера М. Глинки «Руслан и Людмила». Звучала увертюра, утверждая идею подвига, верности, мужества. Потом раскрылся занавес, и девочка, сидевшая у барьера в ложе, тихо ахнула — от восторга перед красочностью декораций, яркости костюмов артистов в сцене свадьбы Людмилы, дочери киевского князя. И хотя прекрасно знала содержание — отец читал ей поэму А. С. Пушкина в раннем детстве,— девочка заново переживала исчезновение Людмилы, с волнением вслушивалась в арии главных героев, в хоровое пение.

Ириша Вашкевич впервые была в Большом театре. «Поймет ли, ведь опера так многогранна, глубока?»— беспокоился отец. Мать не сомневалась: поймет — ведь уже не первый год занимается в хоре.

Опера отличалась человечностью, простотой. В ней присутствовали и тонкий лиризм, и героика, и философия и юмор. Главным эмоциональным ключом являлся, конечно, патриотизм. «Руслан и Людмила», по сути, лирико-эпический сказ о богатырстве, русском богатырстве. Все пронизано верой в грядущую славу России — каждый характер, событие, звук. И ясно — за счастье надо бороться. С Черномором, другими врагами. Подлинное счастье то, что завоевано в борьбе.

Ничего не упрощая Фото 1

Не раз и не два дома возвращались к опере, разговаривая с Иришей. И отец после службы, и мать, и бабушка. Спектакль произвел, пожалуй, впечатление более сильное, чем книги, которые любила и охотно читала девочка. Тут еще воздействовали музыка, игра актеров, их пение. Даже декорации.

Бытует мнение — детям, мол, надо показывать сказки, специально для них написанные пьесы... Не забивать им головы сложностями, глубокими мыслями, проблемами современной жизни, поисками героев, их метаниями. Иными словами, переносить на сцену жизнь в упрощенном варианте. Позвольте не согласиться.

Даже малыш (к сожалению, их не всегда пускают и днем на спектакли) интуитивно сумеет взять что-то ценное для себя из услышанной оперы, увиденного балета, взрослой пьесы. А тем более подросток. Для них существуют свои, детские театры, ТЮЗы, где идут как современные пьесы, так и классика. Мы очень любим говорить о воспитании посредством искусства. Но на человека особенно влияет то, что перекликается с его личным опытом, с его мыслями, что заденет его чувства.

Порой смотрит подросток пьесу известного драматурга совершенно бесстрастно, ничто его не затрагивает. И вдруг от той или иной ситуации встрепенется душой. Пробудится мысль, протянутся нити от сцены к мальчику. Возникает силовое поле, возбуждающее ум и сердце зрителя.

Не надо считать, будто пьеса перевоспитывает мгновенно, прямо в зрительном зале перестраивает сознание. Нет, это сложный процесс. Помогают углубить его размышления после спектакля, беседы юного зрителя с родителями, обсуждение проблем, их решения, предлагаемого драматургом, режиссером, актерами. Пьесы А. Вампилова, А. Гельмана, А. Галина, Л. Петрушевской ведут к долгим дискуссиям, невольно превращающимся в разговор о жизни. Происходит та самая выработка убеждений, которая столь необходима нашему молодому поколению, если мы хотим, чтобы оно было думающим, серьезно, глубоко думающим.

В каждом артисте, слуге своего государства, любящем сыне своей Родины,
должна быть та сила отрешения от личного, которая учит подниматься к героическому напряжению духа.
К. С. Станиславский

Очень полезны встречи творческого коллектива с юными зрителями после спектакля.

В Челябинском ТЮЗе, например, закрепилась хорошая традиция приглашать на такие беседы и родителей. Вместе, с детьми они смотрят ту или иную пьесу, потом сообща стараются уяснить до тонкостей все, что хотели сказать авторы и артисты. Разговор идет искренний, не по заученному сценарию, как практикуют иной раз в школах. Нередко родители в такие моменты совершают своеобразные открытия — узнают своего сына или дочь с совершенно иной стороны, становятся ближе друг другу.

Интересно осуществлен в этом театре спектакль по пьесе К. Скворцова «Легенда о чудях». Созданный на фольклорной основе, с привлечением музыки, старинных обрядов, он повествует о легендарном племени на Урале, призывает не забывать свою историю.

Долго продолжался в зале после спектакля обмен мнениями — все ли понятно зрителю, насколько жизненны ситуации, правдиво ли играли актеры. Речь шла о прошлом и настоящем страны, о народной памяти, о возможностях театра. В поисках истины ярко высвечивались характеры, личности и подростков, и взрослых. Они дополняли друг друга, спорили, всем своим поведением подтверждая воспитательную роль спектакля.

Такие встречи имели еще один неожиданный результат. Менялись отношения в семьях между детьми и взрослыми, кем бы эти взрослые ни были — металлургами, учителями, офицерами, врачами...

В Московском ТЮЗе часто обращаются к классике.

На его сцене неоднократно шли «Униженные и оскорбленные» по повести Ф. Достоевского. Трудный спектакль-сложные коллизии, неприукрашенная правда. Не все считали возможным вот так, без упрощений, показывать подросткам туго закрученные перипетии жизни. Но режиссер воссоздавал сюжет повести, ничего не приглаживая. Тем самым театр учил юных зрителей серьезному отношению к творчеству классика, к проблемам, которые непрерывно выдвигает перед нами реальная действительность. И сейчас тоже.

В пьесах современных авторов решается немало и социальных, и нравственных вопросов. Роль театра ныне заметно возросла, на сцене мы видим сегодняшнюю жизнь во всей ее сложности, противоречивости. И нам, родителям, нельзя недооценивать его влияние на подростка, даже если он живет не в большом городе, а в маленьком населенном пункте, имеющем лишь самодеятельный драмкружок. Но и там экран телевизора приводит прямо в дом столичных актеров, лучшие спектакли, взволновавшие тысячи зрителей. В вашем доме тоже обязательно возникнет разговор, который продлится не один день. Конечно, если спектакль заинтересует вас или ваших детей, потребует от каждого решения тех или иных проблем, их откровенной оценки. Без ханжества и полуправды.

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Н. В. Гоголь

Наше общество находится сегодня в стадии перестройки. И потому мы не вправе отвечать детям, даже после спектакля на острую тему современности, облегченно, завуалированно, не называя вещи своими именами, боясь посеять смятение в душе подростка. Если пьеса вызывает размышления, значит, с нашим сыном или дочерью серьезно, без прикрас, поговорили со сцены. Нам нужно, чтобы искусство воспитывало подлинных патриотов, людей инициативных, энергичных, способных вершить большие дела на благо народа.

Ошибаются те, кто признает пользу обсуждений лишь современных пьес, отражающих нашу реальность. А разве остронасыщенные произведения А. Н. Островского, беспощадно бичующие старые, страшные порядки, не нуждаются в беседах старших с младшими? Или исторические пьесы?

В том же Московском театре юного зрителя подростки смотрели спектакль М. Шатрова «Шестое июля». Вернувшись домой, Димка долго допытывался у отца, почему на программке было написано — документальная драма, а не историческая пьеса? И та и другая рассказывают, наверное, об истории? Почему же «Шестое июля» не считается исторической?

Отец не пожалел времени — объяснил подростку, что Шатров писал пьесу, ни на букву не отступая от подлинных документов, что жанр документалистики предельно точен и даже чуть суховат. Мальчик, однако, этой сухости не заметил. Не случайно, делясь позже впечатлениями с родителями, старался буквально тут же, в комнате, воспроизвести игру актеров. Там, на сцене, действовали герои, о которых Димка хотел узнать как можно больше, исторические события по-настоящему волновали его", по воле автора и режиссера действие разворачивалось стремительно, захватывающе.

Яркий свет прожекторов осветил синий бархат, обтягивавший сцену. Под музыку Шостаковича распахнулись монументальные Кремлевские ворота с двумя башнями по бокам — и в проеме появилась группа людей. К краю сцены двинулись большевики, пришедшие на Пятый Всероссийский съезд Советов. Ленин, Свердлов, Дзержинский. Вторая группа — эсеры. Все — исторические лица.

Слегка сбивчиво, но в основном четко изобразил все события в тот вечер Димка. И от того, что его выслушали, объяснили, почему все-таки эсеры подняли мятеж, мальчик почувствовал себя чуть старше, мудрее. Казалось, сегодня он вдруг заглянул в тот исторический год, воочию наблюдал за событиями шестого июля.

История страны, посвященные ей книги, пьесы всегда волнуют молодежь. Спектакль по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных» словно магнитом притягивает к себе подростков. Особенно тех, кто, не довольствуясь примитивными боевиками, хочет понять, как совершалась революция, проходила гражданская война.

«Народ не с нами. Народ против нас»,— чеканит

полковник Алексей Турбин, распуская свой полк и отправляя юнкеров по домам. Политическая ситуация ему предельно ясна: «В России две силы: большевики и мы. Мы еще встретимся: или мы их закопаем, или, вернее, они нас». Булгаков прослеживает судьбу героев в один из критических моментов истории. Ярко выписаны и массовая сцена в гимназии, и споры Турбиных в их квартире, и вступление красных в Киев. В конце пророчески звучат слова Николая, младшего брата погибшего Алексея Турбина: «Господа, это великий пролог к новой исторической пьесе».

С помощью мастерского пера Булгакова в воображении подростков надолго запечатлеваются все события того грозного, бурного времени. Из однородной массы белогвардейцев ребята уже начинают выделять тех, кто сумел разобраться, на чьей стороне правда, и влиться в ряды ее защитников.

Репертуар театров многообразен. Он знакомит зрителей с жизнью как других народов, других эпох, так и наших современников. В каждом спектакле можно найти картины, сцены, содержащие прекрасный материал для патриотического воспитания детей.

Мы уже мимоходом коснулись того, с каким живым интересом воспринимают ребята исторические эпизоды, развертывающиеся на сценах театров. Вот почему хочется посоветовать ближе, чаще приобщать сына или дочь к истории нашей Родины, к чтению исторических книг, походам в музеи, экскурсиям по родному краю. Подробнее мы поговорим об этом в специальном разделе. А сейчас напомним известные слова Н. К. Крупской. Искусство, говорила Надежда Константиновна, позволяет «глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Интересное