Как приучить ребенка к горшку
Мы все с нетерпением ждем того дня, когда сменим последний памперс, но со смешанными чувствами. Это также означает, что нам нужно попрощаться с прекрасным временем младенчества.
Приучение к горшку — это совместно дело, и каждый имеет свою роль. Вы можете отвести ребенка в туалет, но вы не можете заставить его сходить. И вы вовсе не самая плохая мама, если ваш ребенок остался один во всем дворе с мокрыми штанишками. Как и во время еды или сна, вы не можете и не должны заставлять ребенка силой быть сухим или чистым, но вы можете создать условия, которые помогут ребенку научиться. Самое важное — помочь ребенку выработать здоровое отношение к чистоте.
Чтобы относиться к приучению к горшку как к интересному взаимодействию, а не как к пугающей задаче, представляйте себе это событие как инициацию в свою роль инструктора. Для ребенка приучение к горшку — это его инициация во «взрослую жизнь» — ритуал перехода от раннего детства к дошкольному возрасту. (Из этого становится
понятно, почему желание остаться маленьким заставляет некоторых малышей оттягивать приучение к горшку.)
Умение пользоваться горшком — комплексное. Прежде чем гнать ребенка к горшку, как только он присядет, подумайте о том, что вовлечено в обретение этого умения. Во-первых, нужно, чтобы ребенок начал чувствовать давление кишечника и мочевого пузыря. Затем он должен установить связь между этими ощущениями и тем, что происходит в его организме. После этого ему нужно научиться реагировать на эти позывы, торопясь к горшку, где он должен знать, как снять одежду, как удобно сесть на свой новый трон и как сдерживать свои позывы, пока все не будет готово. Учитывая все эти этапы, неудивительно, что многие дети по-прежнему ходят в памперсах, хотя им давно уже исполнилось два года.
Сфинктеры (мышцы, открывающие и закрывающие мочевой пузырь и кишечник). Эти мышцы, окружающие выходное отверстие мочевого пузыря и кишечника (я называю их мышцами-пончиками, когда объясняю работу выделительной системы шестилетним малышам, которые по ночам мочат постель), требуется контролировать, чтобы открывать и закрывать отверстие в нужное время. Тренировка мышц кишечника обычно предшествует тренировке мышц мочевого пузыря, преимущественно потому, что мышцы, окружающие кишечник, не так нетерпеливы, как мышцы мочевого пузыря. Когда ребенок чувствует «большую нужду», у него больше времени на то, чтобы правильно отреагировать, прежде чем он испачкает памперс. Твердое вещество легче удерживать, чем жидкое. Когда мочевой пузырь переполнен, позыв к мочеиспусканию очень резкий, сильный и трудно контролируемый.
Вот обычная последовательность, в которой ребенок обретает умение контролировать свой кишечник и мочевой пузырь: (1) контроль над кишечником ночью; (2) контроль над кишечником днем; (3) контроль над мочевым пузырем днем; (4) контроль над мочевым пузырем ночью.
Изменение частоты опорожнения.
Дети естественным образом, так сказать, тренируют себя, начиная с первых месяцев. Такое расписание, как множество дефекаций в день, характерное для первого месяца, постепенно меняется, и к двум годам имеется лишь один-два стула в день, а к трем годам — лишь один в день. Количество опорожнений кишечника за день снижается, а выводимый объем увеличивается (частота опорожнений кишечника и мочевого пузыря сильно отличается). К шести месяцам или к году у большинства детей уже не бывает ночных дефекаций. Даже интервал между мокрыми подгузниками естественным образом увеличивается в течение первых двух лет.
Зависимость успеха приучения от пола. Часто слышу, что девочки приучаются к горшку раньше, чем мальчики. Это наблюдение скорее отражает пол инструктора, нежели пол ребенка. У нас принято, что задача приучить ребенка к горшку ложится на мать; совершенно естественно, что женщины чувствуют себя более уверенно, приучая девочек, а девочки скорее будут копировать своих мам. Представьте себе маму, которая стоит и показывает малышу Роберту, как нужно писать. КопиБыстрые переодевания
Переодевайте ребенка незамедлительно, чтобы он привыкал к ощущению чистоты и сухости. А когда он сможет понимать, указывайте ему на то, как это хорошо, когда ты чистый и сухой. Если ребенок привык к ощущению чистоты и сухости, скорее всего в дальнейшем вам не придется ругаться: «Сходил и молчит!»
руя взрослых, дети усваивают, что девочки сидят, а мальчики стоят, но в начале мальчики могут сидеть, чтобы стены и пол оставались сухими. Когда ваш сын поймет, что он может стоять, как папа, он с удовольствием будет это делать.
ЛУЧШЕ СЛИШКОМ ПОЗДНО, ЧЕМ СЛИШКОМ РАНО
Теперь родители могут вздохнуть спокойно — им не обязательно приучать своего ребенка к горшку как можно раньше. Прошли те дни, когда приучение к горшку равнялось хорошей материнской заботе. В те времена чем раньше ребенок начинал съедать по три комплексных обеда в день, чем раньше его отнимали от груди и приучали к горшку и чем раньше он становился независимым, тем «лучше», считала его
Приучение к горшку
—
инициация ребенка во «взрослую жизнь»
мать. И неудивительно. Ручная стирка и сушка белья на веревках — достаточные причины для того, чтобы торопить всякого ребенка на горшок. Подгузники определенно стали проще в эксплуатации, чем раньше. Булавки и зажимы для подгузников покинули нас вслед за бельевыми прищепками, и даже криворукие папы в состоянии справиться с современными подгузниками, надеть которые и застегнуть проще простого. Одноразовые подгузники, или памперсы, облегчили путешествия, и многие сегодняшние мамы с трудом сдерживаются, чтобы не обнять разносчика подгузников из службы стирки. Кроме того, теперь мы больше знаем о функционировании выделительной системы ребенка. Сегодня мы знаем, что нервы и мышцы, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, у большинства детей не достигают зрелости до восемнадцати или двадцати четырех месяцев. В пользу того, чтобы начинать приучать детей к горшку позже, говорит и тот факт, что дети, которых начали приучать в более старшем возрасте, обретают контроль быстрее, чем те, кого посадили на горшок слишком рано.
Готовность зависит от возраста и индивидуальности ребенка. Судя по рассказам, которые вы слышали, чтобы приучить ребенка к горшку, требуются чрезвычайные усилия родителей. На самом деле все гораздо проще. Коротко говоря, можно утверждать, что с возрастом дети научаются контролировать свой кишечник и мочевой пузырь. Матери нужно только наблюдать за ребенком — увидеть, когда он готов, — и подбодрить его.
Прежде всего нужно осознать, что у разных детей и в различном возрасте кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Отношение детей к этому тоже неодинаковое.
У одних детей стул бывает регулярно, у других — нет. В течение первого года большинство детей не обращает внимания на эти функции. Когда прямая кишка заполняется, кал выходит так быстро, что мать даже не замечает этого.
У одного ребенка стул бывает регулярно раз в день и сразу после завтрака. Происходит это потому, что полный желудок стимулирует весь кишечник, особенно после длительного ночного отдыха. Если у ребенка такой естественный распорядок, его стул «поймать» довольно легко. Но ребенок все равно не приучен к горшку, потому что вряд ли сознает, что делает. Это мать приучена. А ребенок просто немного привыкает к горшку или сиденью туалета.
У другого ребенка стул бывает раз или несколько раз в самое различное время дня. Пока сохраняется такая нерегулярность, бесполезно в течение первого года приучать его к горшку. Вы так часто и так надолго станете сажать его на горшок, что он рассердится и начнет сопротивляться.
Второй год. Желание сделать приятное матери. В течение второго года в отношении ребенка к стулу происходит несколько важных перемен, которые помогают приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как сильно любит мать, и пытается сделать ей приятное. Если она дружелюбно даст ему понять, что хотела бы, чтобы он пользовался горшком, если она будет гордиться его успехами, у него появится сильная мотивация для обучения. Однако некоторые другие факторы действуют в противоположном направлении.
Пассивность и упрямство второго года. К началу второго года жизни ребенок начинает чувствовать, когда наполняется его прямая кишка. Он теперь может сознательно сдерживать стул или ускорять его. Если он видит свой кал — в горшке или на полу, куда он может случайно попасть, если на ребенке нет пеленки, — у него появляется собственническое отношение к нему. Он сознает, что это его собственное — он сам это сделал. Он гордится своим творением. Если мать сочувствует ему, он может позвать се из соседней комнаты, чтобы она тоже полюбовалась. Никакого отвращения в начале второго года он не испытывает, он может даже поиграть своим калом, если есть возможность, или сунуть в рот, как сует все остальное.
Но многие дети, которые охотно пользовались горшком и течение нескольких месяцев, вдруг в возрасте между 12 и 18 месяцами резко меняют свое отношение. Ребенок послушно садится на горшок, но сколько бы ни сидел, стула не бывает. А как только встает, кал тут же оказывается в штанишках. Мать говорит: «Он как будто забыл, как пользоваться горшком». Не думаю, чтобы ребенок забыл. Скорее собственническое чувство по отношению к калу стало сильнее, чем раньше, и ребенок просто не хочет отдавать свой кал — в горшок, в унитаз или матери. К тому же в этом возрасте он все хочет теперь делать сам, по-своему, и том числе и распоряжаться собственным калом. Поэтому пи просто сдерживается — во всяком случае пока не сойдет с горшка, который для него символизирует капитуляцию и отнятие кала.
Ноли мать настаивает, ребенок укрепляется в своем намерении не сдаваться и еще упрямей держится за свою собственность. Если мать рассердится и попытается добиться пула с помощью клизмы или слабительного, если ребенок и тревоге увидит, как его кал смывают в унитаз, в следующий раз он испытает еще большее беспокойство и будет стараться так, словно спасает часть своего тела. Не все дети, научившиеся пользоваться горшком, проходят через такой мятежный период на втором году жизни.
Чаще это бывает с настойчивыми, упрямыми детьми, особенно мальчиками. Многое зависит от отношения матери, поощряет ли она ребенка или заставляет его.
На втором году жизни дети просятся на горшок. Во второй половине второго года жизни (в возрасте между 18 и 24 месяцами) большинство детей начинает подавать матери отчетливые знаки, что они хотят на горшок. Сигналом может служить принятое в семье слово или многозначительное кряхтение. У немногих детей это происходит еще до 18 месяцев, у некоторых — после двух лет.
Существует несколько факторов, побуждающих ребенка подавать такие знаки, и эти факторы очень индивидуальны. Если мать постоянно пыталась укараулить его стул, ребенку постепенно передается ее озабоченность. Если она тактично убеждала извещать ее, желание угодить матери обостряет чувствительность ребенка. Но некоторые дети начинают подавать знаки, даже если мать никогда не приучала их к туалету и не просила сообщать ей. К концу второго года дети начинают ощущать неудобство, когда они мокрые или грязные; другие испытывают отвращение к виду и запаху кала. Если мать объясняла ребенку, что делать в штанишки нехорошо, он может это усвоить. Но бывают случаи, когда мать ничего подобного будто бы не говорила, однако такое отношение у ребенка возникает. Из этого можно сделать вывод, что чувство дискомфорта и отвращение возникают и проявляются у ребенка естественно на определенной стадии развития — в одном случае сильнее, в другом слабее.
Самообучение путем подражания в двухлетнем возрасте. Еще один фактор, который часто играет важную роль — это сильное стремление подражать, которое развивается у детей к концу второго года. Ребенок, которого мать-никогда не высаживала на горшок, может неожиданно заинтересоваться тем, что это делают его брат, сестра или друг, и захотеть сделать то же самое. Если ребенку приходит в голову такая мысль, он с энтузиазмом хватается за нее и способен обучиться пользоваться горшком в считанные дни. На , несколько дней это может даже стать серьезным неудобством: он так горд своим новым достижением, что пытается продемонстрировать его каждые десять минут.
Конечный этап — полная самостоятельность. Когда ребенок научился подавать знак матери, он по-прежнему ждет, чтобы она сняла с него штанишки и посадила на горшок. Последнего этапа обучения он не достигнет, пока не научится все это делать сам. Происходит это обычно между двумя и двумя с половиной годами. Многое зависит от того, как подбадривает его мать и. легко ли ему раздеться. Даже в самых благоприятных условиях будут происходить несчастные случаи — во время игры во дворе, во время прогулок или когда начинается понос. И так будет до трехлетнего возраста.
Отношение родителей к умению пользоваться горшком так же важно, как отношение ребенка. На одном конце шкалы — родители, которые особого значения этому умению не придают. Они могут обучать ребенка, а могут махнуть рукой. Они не расстраиваются, если приходится менять грязные пеленки до двух лет, а иногда и позже. На другом конце — те сознательные родители, которые понимают, как важно для развития ребенка и становления его характера приучить его как можно раньше к чистоте и порядку. Кал, который приходится убирать, им неприятен, и они не могут сдержать раздражение, если ребенок после года или полутора продолжает ходить в штанишки. Мы нее, родители, распределяемся где-то на этой шкале. Разница в отношении часто коренится в нашем детстве. Многое зависит от того, как учили нас самих. Большинство из нас склонны воспитывать своих детей так же, как воспитывали нас, и так и должно быть. Если мы не будем выращивать детей в соответствии со своими убеждениями, мы не будем удовлетворены ими.
Если родители боятся помочь ребенку, возникают различные трудности. У родителей, изучавших психиатрию, психологию и педиатрию, при обучении детей навыкам туалета возникают всякого рода комплексы.
Психиатры, изучая повышенную нервность детей и взрослых, пришли к выводу, что слишком раннее и строгое Приучение к туалету, которое было популярно в прошлом, приводило к тому, что люди вырастали чрезвычайно упрямыми или буквально помешанными на чистоте и опрятности. Педиатры отметили то же самое; они неоднократно слышали рассказы матерей, которые долго и упорно обучали первого ребенка и ничего при этом не добивались. Женщины приходили в такое отчаяние, что со вторым даже не пытались начинать, и с изумлением обнаруживали что в двухлетнем возрасте ребенок сам научился подавать знаки или овладел нужными навыками путем подражания. Это убедило педиатров (и меня в том числе), что если родители не будут очень строги и настойчивы в своем обучении, ребенок большую часть работы проделает сам. Но когда мы начали предлагать это родителям, то обнаружили, что попытка передать инициативу ребенку не всегда получается, особенно у тех родителей, которые верят в необходимость раннего обучения и откладывают его только по совету врача, и у тех, которые так боятся переучить ребенка, что вообще ничего не делают.
Не думаю, чтобы существовал единственный верный способ обучения пользованию горшку или одно-единственное время начала обучения. То, что получается у одного родителя, может не получиться у другого; то, что действует на одного ребенка, не действует на другого. При любом методе могут быть неудачи. Важно осознать, как вы относитесь к этой проблеме, знать, как может реагировать ваш ребенок, наблюдать за ним, ждать, когда он будет готов, а затем подбадривать его, а не ругать.
Раньше родители пытались с первых же месяцев уловить момент, когда нужно высаживать ребенка на горшок. Ничего путного из этого не выходило, потому что проходило много месяцев, прежде чем ребенок понимал, что к чему, и пытался помочь родителям. Главный недостаток такого раннего обучения в том, что мать преувеличивает значение обучения, становится слишком настойчивой и забывает, что главная цель — добиться сотрудничества ребенка. Мне кажется разумным предоставить ребенку самому решать и не раздражаться, что он еще мал и не понимает. Он поймет больше, когда научится садиться на горшок сам.
Способ приучения ребенка к горшку во второй половине первого года. Если у ребенка стул всегда происходит в одно и то же время, родители начинают высаживать его на горшок между седьмым и двенадцатым месяцами. Мне кажется, этот метод годится для родителей, которые считают необходимым начинать учить ребенка пораньше. К этому времени ребенок уже умеет хорошо сидеть и научился в какой-то степени контролировать движения нижней части тела. Если стул у него всегда бывает через десять минут после завтрака, дело завершается быстро и без суеты, и ребенку не приходится сидеть в ожидании слишком долго. Конечно, это только самый первый этап обучения, потому что в этом возрасте ребенок еще не очень понимает, что делает и чего, собственно, от него ждут. Он просто привыкает сидеть на горшке и испытывать одинаковые ощущения. Можно сказать, что это подготовка к обучению. Если у ребенка стул бывает в течение дня вторично, он не может быть таким же регулярным, и поэтому нет смысла ловить момент.
Если первый стул ребенка нерегулярный, мне кажется, разумней не пытаться уловить нужный момент. Вам придется сажать ребенка на горшок так часто, а ему и сидеть на горшке так долго, что ребенок поневоле станет нетерпелив и будет сопротивляться. (Дети в этом возрасте от природы очень непоседливы.)
Метод приучения ребенка в первой половине второго года. Очень многие родители начинают приучать ребенка к горшку во второй половине первого года. Ребенок к этому времени подрос; он начинает обращать внимание на части своего тела, наблюдает за процессом мочеиспускания и дефекации, если есть такая возможность. Если стул у него бывает в одно и то же время дня, его можно высаживать на пять-десять минут. Когда у него при этом случается стул, на ребенка это производит впечатление, и мать может усилить это впечатление своими похвалами. По мере того как идет время, ребенок все больше гордится своими достижениями. Это уже похоже на настоящее обучение, потому что ребенок начинает понимать, что делает что-то в нужном направлении и в нужном месте.
Такой подход к обучению в начале второго года в большинстве случаев приводит к успеху, особенно если ребенок склонен к сотрудничеству. Самое распространенное затруднение — ребенок успел выработать такое сознание независимости и чувство собственности по отношению к калу, что в течение нескольких недель или даже месяцев будет отказываться сотрудничать. Разумно не забывать, что ребенок в таком возрасте чрезвычайно чувствителен к нарушению своих прав, быть с ним тактичным и дружелюбным, подбадривать, но не командовать. Метод ожидания второй половины второго года и приучения ребенка к подаче знака. Очень многие родители предпочитают не проявлять инициативу в приучении ребенка к горшку, но ждут, пока ребенок сам не заинтересуется во второй половине или в конце второго года. Мне этот возраст кажется самым естественным для обучения.
Некоторые дети так привыкают к этому времени к ощущениям приближающегося стула (или переполненного мочевого пузыря), что подают знак сами, без всякого обучения.
Детей, которые не подают знака, но у которых стул бывает регулярно после завтрака, можно ненадолго высаживать на горшок начиная с полутора лет. Когда стул происходит ежедневно, мать может проявить свое удовлетворение и предложить ребенку на следующий день предупредить ее. В таком возрасте он легко усваивает эту мысль.
Если ребенок начинает проявлять неудовольствие или отвращение к грязным и мокрым пеленкам, мать может объяснить, пока перепеленывает его, что ему будет гораздо удобнее и что он будет больше похож на взрослых, если в следующий раз предупредит ее и она сможет посадить его на горшок.
Если стул у ребенка нерегулярный и он не проявляет никакого интереса к обучению и никакого отвращения к грязным пеленкам, мать может на часть дня оставлять его без штанишек (в комнате без ковра), чтобы когда случится стул, ребенок понял, что произошло. И тогда подбодрить его и попросить предупредить в следующий раз.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и осторожно (не давите на него); повторять придется в течение нескольких недель, пока ребенок не поймет. Вначале он может извещать мать уже после происшествия. На самом деле это признак прогресса, хотя родителям могут этого не понять. Ребенка следует похвалить и попросить завтра снова предупредить — чтобы он мог сложить свой кал в горшок или унитаз и не нужно было менять пеленки.
Главное,- чтобы мать оставалась дружелюбной, чтобы она подбадривала ребенка и проявляла веру в то, что завтра он предупредит вовремя. Она может говорить о том, как она сама, папа, братья, сестры, друзья пользуются туалетом, как с каждым днем ребенок будет становиться больше, как приятно быть сухим и чистым. Я не хочу сказать, что каждый день нужно читать всю проповедь — просто напоминать.
Все это требует немалого терпения. Иногда, если никакого прогресса не видно, мать может потерять терпение и выказать раздражение. Если вы видите, что ничего не получается, остановитесь на несколько недель. Вам лучше не раздражаться. Не стыдить ребенка, не ругать его и не наказывать. Если подбадривание не действует, более сильные методы отзовутся на вас самой.
Обычный туалет или горшок? Многие дети с самого начала привыкают к детскому сиденью, прикрепленному к обычному сиденью унитаза. Если используется такое приспособление, удобно приготовить подставку для ног ребенка, чтобы он мог чувствовать себя увереннее. В течение второго года разумно также, чтобы мать подождала, пока ребенок не выйдет из туалета, прежде чем смывать. Большинство детей в возрасте одного и двух лет очень интересуется тем, как вода смывает туалет; дети хотят проделать это сами. Но отдельные дети пугаются сильного напора воды и потом боятся сесть на сиденье. Один ребенок боится, что упадет в туалет и его тоже смоет. Другой тревожится, что предмет, который он считал частью себя самого, так легко уносится водой.
Я лично считаю, что в возрасте двух или двух с половиной лет предпочтительней использовать детский стульчик с горшком под ним. Ребенок чувствует себя увереннее на стуле, который всегда принадлежал ему и на который он может сесть сам. Ноги у него на полу, нет высоты, на которой он не чувствует себя в безопасности. До двух лет я бы опустошал горшок и смывал воду после ухода ребенка.
Сиденье для ребенка на взрослый туалет может быть приспособлено для горшка, если прикрепить к нему снизу две широкие доски.
Кстати, я считаю, что полезно дать предварительно ребенку несколько дней поиграть с таким сиденьем. Можете объяснить, для чего оно предназначено, но не пытайтесь в первые дни использовать его по назначению. Пусть посидит на нем, потаскает за собой, пусть привыкнет к нему. Если сиденье ему понравится, он сам захочет все свои дела сделать на нем. Если нет, можете предложить ему это.
Если сопротивление продолжается несколько недель или месяцев, ребенок может сдерживаться не только пока сидит на горшке, но и все остальную часть дня. Так возникает психологический запор. С физиологической точки зрения это не болезнь, но признак того, насколько встревожен и озабочен ребенок.
Иногда сопротивление ослабевает, если мать побудет с ребенком, пока он сидит на горшке, поговорит с ним по-дружески и подбодрит. Иными словами, шутка и дружеский разговор делают ребенка податливее. Если в течение десяти минут ничего не получается, лучше не затягивать и позволить ребенку встать. Если после этого ребенок пачкает пол или одежду, мать не может не испытывать раздражения. Но если она сможет напомнить себе, что ребенок таким образом проявляет свою взрослость и независимость, ей удастся воспринять происшествие с юмором. Лучше всего сказать ребенку, что завтра он, наверно, будет большим мальчиком и сможет все сделать в горшок. И не следует удивляться, если сопротивление будет длиться несколько недель. Конечно, не стоит ежедневно произносить одну и ту же речь. Лучше попытайтесь какое-то время не обращать на это внимания, а потом, когда ребенок подрастет, покажется более сговорчивым, попробуйте снова.
Поскольку малыш в это время неохотно отдает кал, считая его своей собственностью, может помочь сообщение, что завтра он сделает еще, а послезавтра снова.
Если сопротивление становится сильнее, ребенок может отказаться садиться на горшок или даже заходить в туалет. Если он не очень упрямится, его можно уговорить шутками и дружелюбными словами. Если он упрямится очень сильно, это свидетельство того, что он боится расстаться со своим калом, и не нужно на него давить. Лучше на время отказаться от этой темы, каждые несколько дней дружеским тоном напоминать ему, что когда-нибудь он будет пользоваться туалетом, как все, и ждать дня, когда он проявит большую готовность. С другой стороны, если мать боится далее упоминать об этом, ребенок укрепится в своем мнении, что мать хочет от него чего-то неправильного или опасного. Ее нечастые уверенные напоминания, сделанные дружеским тоном, помогут ему понять, что пользование туалетом — это часть взросления и что таким умением нужно гордиться.
В некоторых случаях помогает награда в виде новой одежды: какие-нибудь красивые штанишки для девочки вместо обычных белых, костюмчик, который нравится мальчику. Некоторых детей подбадривает зрелище того, как гордо пользуются горшком или детским сидением на туалете их маленькие друзья.
Страх болезненно твердого стула. Иногда у ребенка постепенно или неожиданно стул становится очень твердым и выходит болезненно. Не всякий твердый стул причиняет боль. Стул из маленьких твердых шариков — так называемый спастический запор — редко бывает болезненным. Обычно виноват кал в виде одного куска, очень широкий. Когда он выходит, на краях растянутого заднего прохода могут образоваться крошечные трещины. Такая трещина при следующем стуле снова открывается. Это достаточно болезненно, и трещины могут не заживать много недель. Понятно, что ребенок, который однажды испытал боль, будет бояться повторения и станет сдерживать стул. Получается порочный круг, потому что, если ребенку удастся в течение нескольких дней, сдерживать стул, он опять станет твердым.
Если у ребенка стул становится твердым, нужно посоветоваться с врачом, особенно в этот чувствительный второй год; врач может предложить сменить диету или пропишет лекарства, которые сохранят стул мягким. Обычно помогает ежедневная добавка к диете чернослива или сливового сока, если они нравятся ребенку. Могут также помочь каши из цельной пшеницы или овса, хлеб и крекеры. Если случай у вас срочный, а связаться с врачом вы не можете, в аптеке можно купить готовый препарат, в котором содержатся кисломолочные бактерии .
Успокаивают ребенка уверения, что он может не бояться твердого стула на следующий день: стул у него благодаря лекарствам будет мягкий.
Если ребенок все равно боится и удерживает стул или если кажется, что он испытывает боль, врач проверит, не образовались ли у него трещины. Иногда бывает необходимо под наркозом растянуть задний проход.
Чего следует избегать, если ребенок усиленно сопротивляется обучению пользоваться горшком. Если ребенок продолжает упрямиться и не приучается пользоваться горшком, мать не может не сердиться. Но она должна помнить, что кое-что способно еще ухудшить положение.
Если заставлять ребенка сидеть на горшке с каждым разом все дольше и дольше, хотя он ничего не делает, он будет упрямиться еще сильнее. Родительский гнев вызывает у ребенка только сознание беды, но не приносит никакой пользы. Если постоянно стыдить ребенка, пытаться выработать у него чувство отвращения к грязи, это обычно не ускоряет обучение. Но когда вы в конце концов добьетесь своего, из ребенка может вырасти суетливый человек, который будет бояться всего нового и сразу падать духом, если что-то не получается.
Если у ребенка не возникает проблем с обучением, отдельные прописываемые врачом клизмы или прием слабительного не могут навредить. Но если ребенок упорно сопротивляется обучению, а мать в отчаянии решает прибегнуть к клизме или слабительному, ребенок будет реагировать с ужасом и гневом, как будто она пытается отнять у него часть тела. В таком случае гораздо безопаснее в психологическом отношении принимать слабительное через рот, если доктор этого не запрещает.
Приучение к горшку по шагам
Объясняя, как работает выделительная система, мы не хотим сказать, что вам нужно сидеть и лениво ждать, когда ребенок станет настолько взрослым, что сам закажет себе горшок. Некоторая тренировка необходима и родителям, и ребенку. Приводимый ниже пошаговый подход к приучению поможет вам прийти к партнерству в приучении к чистоте в соответствии с определяемой развитием готовностью именно вашего ребенка. Характер матери и ребенка также влияет на готовность. Серьезный ребенок учится быстро и может даже «приучать себя сам», особенно если у него мама, которая думает так же, но у которой хватает ума не давить на него. Спокойный, безмятежный ребенок с легкомысленной, безалаберной мамой будет в памперсах и в три года, и никого это не будет печалить. Если ребенок спокойный, а мама ответственная и суетливая, начинается самое интересное. Именно этой паре мы посвящаем остальную часть статьи.
Пункт первый: убедитесь, что ребенок готов
Как и в случае с определением готовности к введению твердой пищи, смотрите на своего ребенка, а не на календарь, в поисках следующих признаков его готовности:
• ребенок имитирует то, как вы ходите в туалет;
• сообщает словами о других ощущениях, например о голоде;
• понимает простые просьбы, такие как «Иди принеси мяч»;
• начинает тянуть памперсы вниз, чтобы снять, когда они мокрые или грязные, или приходит сказать вам, что он грязный;
• залезает на стульчик-горшок или на унитаз;
• ходит сухим дольше, хотя бы три часа;
• исследует свое «оборудование».
Следите за признаками того, что ребенок вот-вот сделает свое дело
Наблюдайте за внешними признаками того, что ребенок чувствует внутреннее давление: садится на корточки, хватает памперс, сжимает колени; кряхтит и морщится; уходит в уголок или за диван, как беременная кошка, перед тем как окотиться. Эти признаки скажут вам, что с точки зрения развития он достаточно созрел для того, чтобы чувствовать, что происходит в его организме.
Когда умение приходит легко, мозг и тело работают вместе, синхронно. В возрасте между годом с половиной и двумя годами ребенок имеет речевые навыки, необходимые для того, чтобы понимать и
Расшифровка языка тела ребенка
• Готовится сходить: удаляется в спокойное место, прекращает играть, затихает, приседает.
• В процессе: хватается за подгузник, кряхтит, сжимает колени.
• Готово: поглядывает на выпуклость подгузника, испытывает иное ощущение, возвращается к игре или сообщает вам словами о происшедшем.
сообщать, имеет большое желание имитировать и нравиться, стремится к независимости и способен быстро добежать до горшка. Есть также фазы развития, когда приучение к горшку несвоевременно. Если ваш ребенок проходит через период негативизма и противится любым вмешательствам, а его лексикон ограничен одним-единственным словом из трех букв — «нет», придержите свои техники еще пару недель и подъезжайте в более удобное время.
Какой счастливый случай
Иногда ребенок оказывается настолько готовым, что научается совершенно случайно, или так вам кажется. Например, оставшись без запаса чистых подгузников, мать говорит: «Ну что же, походи пока в брюках брата». Три дня спустя вы понимаете, что он сделал это! Это произошло, и ваша свекровь будет поражена. Но смотрите не задохнитесь от радости.
Пункт второй: убедитесь, что вы сами готовы
Вы готовы? Выберите для приучения время, когда вы не заняты другими важными делами: старший ребенок проходит через период повышенных потребностей, стресс на работе, осталась неделя до родов (появление в доме нового ребенка все равно вызовет у двухлетнего малыша регресс) и т. д. Кроме того, лучше приучать в теплую погоду —
вам не придется то и дело расстегивать меховой комбинезон.
Вам потребуются следующие «инструменты» :
• чувство юмора;
• бесконечное терпение;
• творческий маркетинг;
• стульчик-горшок;
• учебные штанишки.
Вот несколько дополнительных принадлежностей и техник:
Покажите и расскажите. Пользуйтесь главным интересом на этом этапе развития — желанием копировать окружающих. Пусть ребенок посмотрит, как вы сами ходите в туалет, и объясните, что вы делаете. Естественно, что девочки более успешно проходят обучение в туалетной комнате с мамами, мальчики с папами, но пол инструктора не имеет решающего значения.
Давление сверстников. Если у вашего ребенка есть приятель, которого уже приучают к горшку, дайте ему возможность посмотреть, что приятель делает. Если ваш ребенок ходит в детский сад, дети в его группе могут показать ему кое-что. На самом деле, в некоторые дошкольные детские учреждения не принимают детей в памперсах, поэтому следует поторопиться и взять эту высоту в столь нежном возрасте.
Помощники для горшка. Некоторые родители используют куклу, которая писает, чтобы дать пример для
приучения к горшку. Ребенок видит, откуда берется «водичка», снимает с куклы подгузники, сажает куклу на горшок, меняет подгузники, снимает со стульчика горшок и выливает из него в унитаз, а затем смывает. Комбинированное воздействие живых моделей (родителей и ровесников) и кукол облегчает переход к горшку.
Учение по книгам. Помимо живых моделей и кукол-моделей есть еще и полезные книжки с картинками для детей, находящихся в процессе приучения к горшку. К тому времени как ваш ребенок увидит пример, который подают все эти герои, успешно прошедшие приучение, у него должна возникнуть мысль: «Если они могут, должен суметь и я».
Пункт третий: научите ребенка, куда нужно идти и как это называется
Как только вы определили, что ребенок по своему развитию готов и что вы готовы уделить ему время, начинаются уроки.
Куда идти
Следующее решение, которое предстоит принять учителю, — купить ребенку отдельный стульчик-горшок или детское сиденье для унитаза. Ученику нужно решить, какой вариант он предпочитает, если он способен остановиться на одном. Большинство детей предпочитает собственный стульчик. Насколько
комфортно и охотно вы бы делали свое дело на унитазе слоновьего размера? Детская мебель облегчает развитие любого умения. Стульчик-горшок не дает ребенку упасть и, сидя на нем, ребенок может ставить ноги прямо на пол, а не болтать ими в воздухе, как он делает это, когда сидит на высоком взрослом унитазе. Кроме того, горшок можно переносить из комнаты в комнату и даже взять с собой в машину, если нужно куда-то ехать.
Выбор горшка
Существует столько же разновидностей детских горшков, сколько контуров детских попок. Выбирайте горшок с умом. Ребенок, возможно, будет дорожить им не меньше, чем своим первым личным транспортом. Покупая первый горшок своего ребенка, обратите внимание на следующее:
Мнение ребенка
Возьмите ребенка с собой в магазин, чтобы посадить его на горшок для пробы, как когда вы выбираете ему игрушку или покупаете детский столик со стульчиком. Посмотрите, насколько удобно вашему одетому ребенку использовать этот предмет в качестве стульчика, прежде чем он будет использовать его в качестве горшка.
Простота мытья
Проверьте, легко ли снимается чашка. Чашку, которая вынимается
сверху, чистить легче, чем ту, которую снимать нужно сзади или сбоку.
Безопасность
Проверьте, нет ли у сиденья острых краев или креплений, которые могут прищемить ребенку пальцы или попку.
Устойчивость
Проверьте, не будет ли стульчик легко заваливаться на бок, когда ребенок будет вертеться и корчиться. Поскольку вы будете пользоваться им на скользких поверхностях (на выложенном плиткой полу на кухне или в ванной комнате), снизу у него на ножках должны быть резиновые наконечники, чтобы он не скользил.
Дизайн
Ваш ребенок может быть в восторге, если вы попробуете одну из этих новых моделей:
• Музыкальный горшок. Чтобы заставить недовольно корчащегося ребенка спокойно сидеть на горшке, некоторые горшки первого класса даже играют музыку, пока ребенок сидит.
• Многофункциональный стульчик-горшок. Из этой хитроумной модели можно сделать три вещи: стульчик-горшок для начинающих, детское сиденье для унитаза для продвинутых и скамеечку для ног для опытных, готовых делать все самостоятельно.
Туалетный лексикон
•
Научите своего ребенка словам для обозначения частей тела и действий. Если вы приклеиваете слово-ярлычок к тому, что делает ребенок, это упрощает обретение любого навыка.
Во-первых, дайте названия частям тела. Правильно назовите ребенку части его тела (пенис, яички, вульва, вагина), но не ждите, что он или она будет правильно использовать их, пока не достигнет двух с половиной или трех лет. Произносите эти слова так же легко, как «рука» или «нога», чтобы по вибрациям вашего голоса ребенок не почувствовал, что эти загадочные части тела приводят вас в смущение.
Теперь, когда действо вот-вот начнется, дайте ребенку простые слова и фразы для его обозначения, такие как «сходить на горшок», а затем более специфичные, например, «пописать» и «покакать». Избегайте слов, вызывающих стыд: «вонючий» или «ты испачкал памперс?» Используйте слова, которые удобны для вас и которые может понять и произнести ребенок. «Мочеиспускание» и «дефекация» определенно не подходят для двухгодовалых детей.
Пункт четвертый: научите ребенка связывать ощущение и процесс
Следующим шагом нужно помочь ребенку установить связь между тем, что он чувствует, и тем, что
ему нужно делать. В целом, приучение к горшку представляет собой процесс формирования целой серии связей: почувствовал позыв — сел на горшок, сел на горшок — сходил на горшок. Давайте пройдем этот процесс.
Почувствовал — пошел
Первая цель тренировки — помочь ребенку соединить то, что он чувствует, с тем, что требуется сделать. Когда вы видите признаки того, что ребенок готовится сделать свое дело (например, садится на корточки, удаляется в тихое место), напомните ему: «Иди на горшок», — и проводите охотно повинующегося ребенка к горшку. Как только вы укорените в мозгу ребенка связь почувствовал давление — пошел на горшок, со временем он будет отправляться на горшок без ваших напоминаний.
Почувствовал — сказал
Скажите ребенку, что он должен говорить вам. Как только вы увидели признаки приближения опорожнения, спросите: «Хочешь какать? Скажи маме!» (или «Скажи папе!»). Вы создаете еще одну мысленную связь: когда он чувствует позыв, он говорит о нем словами.
Как только у ребенка установятся эти две связи — между позывом и усаживанием на горшок и между позывом и призывом на помощь словом «какать», — начинающий ученик готов перейти на следующий уровень. Отметьте, что каждый должен правильно играть свою роль: вы организуете игру, но решать, будет он в нее играть или нет, предоставлено самому ребенку. Если после многократных повторений ребенок не понял, чего от него хотят, выждите время и попробуйте снова.
Пора на горшок
Следующая связь, которую требуется создать, — когда вы усаживаете его на горшок, он ходит на горшок. Это называется условным рефлексом. Но сформировать его вам не удастся, если вы не застанете ребенка в тот момент, когда он вот-вот сходит. Самое главное — поймать его на том, что он готовится сделать свое дело, и усадить его на горшок прежде, чем он сделает вклад в свой памперс. Тогда у него возникнет ассоциация между тем, что он сидит на горшке и тем, что у него происходит опорожнение кишечника, а со временем и мочеиспускание.
Особое примечание: Уринодефлек-тор, защищающий от брызг мочи, нужно снимать, когда мальчик усаживается на горшок, чтобы он не задел за него.
Если вы не можете ходить за своим ребенком по пятам целый день, чтобы застать его в процессе, вот как приблизительно определить время дефекации. Составьте таблицу. В течение одной-двух недель отмечайте, в какое время у вашего ребенка был стул. Если заметите какой-то график, например — это происходит после завтрака, сажайте его на горшок в это время каждый день. Дайте ребенку какую-нибудь книжку, чтобы занять его, и позвольте ему использовать право сидеть, пока не сходит. Если вы не замечаете никакой закономерности, сажайте ребенка на горшок каждые два часа или так часто и на столько времени, насколько позволит ваше время и ваше терпение.
Предсказать, когда у вашего ребенка начнется движение кишечника, поможет физиология, а именно гастроколический рефлекс. Переполнение желудка заставляет ободочную кишку (часть толстой кишки, предшествующую прямой) опорожняться примерно через два-дцать-тридцать минут после еды. Попробуйте усаживать ребенка на горшок после каждого приема пищи и удерживать на нем, пока у ребенка не кончится терпение. Наилучшие шансы для ежедневной дефекации — после завтрака. Чем еще ценен такой ежедневный распорядок, так это тем, что он приучает ребенка прислушиваться к сигналам своего организма. Это физиологический факт, что, если человек не обращает внимания на подаваемые кишечником сигналы, их интенсивность снижается, и возникает запор.
Даже когда вы, ребенок и горшок не оказались в одном месте в одно время и ребенок сходил себе в подгузник, отведите ребенка в ванную, где стоит горшок, и вытряхните содержимое подгузника в его горшок. По крайней мере, ребенок узнает, где место тому, что из него выходит.
По сути, сначала вы застаете ребенка за тем, что он вот-вот сходит, для того, чтобы со временем он научился заставать себя за этим сам.
Тренировка с голой попкой
Если того, что сделано, не видно, приучение к горшку тормозится. Памперсы мешают ребенку установить связь между позывом и тем, что нужно сделать, почувствовав его, и они делают за ребенка то, что ему нужно научиться делать самому.
Тренировка во дворе. В теплую погоду, если у вас есть собственный двор, голая попка облегчает приучение к горшку. Снимите с ребенка памперс и дайте ему побегать по двору с голой попкой, прикрыв, если хотите, одной только длинной футболкой (очень удобна футболка, из которой вырос старший ребенок). Почувствовав позыв, он остановится, может быть, присядет, потому что вдруг поймет, что происходит. Изумленный этим открытием, ребенок может сказать о том, что он делает, «пи-пи» или «ка-ка», или вопросительно посмотреть на вас, словно интересуясь: «Что мне теперь делать?», или сделать лужу или кучку, как щенок.
Теперь ваш ход. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя, когда работа его выделительной системы ничем не прикрыта. Он может выглядеть сконфуженным, гордым или даже расстроенным, особенно если испачкал себе ноги. Похвалите его за то, что он сделал, и уберите за ним
Одевайтесь соответственно случаю
Одевайте ребенка так, чтобы его можно было быстро переодевать и чтобы ребенку было легко снимать одежду самому. Если по дороге от позыва к горшку ему приходится сражаться с замысловатой одеждой и мудреными застежками, скорее всего, он сделает свое дело еще до того, как расстегнет крючки, пряжки, пуговицы и так далее, а у вас будет двойная работа — вымыть ребенка и выстирать одежду. Кулиски с резинкой и застежки-липучки — обязательное условие. В теплую погоду очень просторные учебные штанишки — все, что нужно ребенку дома. Отправляясь на люди, надевайте брючки или шорты, которые ребенку легко стянуть с себя.
без эмоций. (Если он будет протестовать против тренировки с голой попкой, выждите время и попробуйте снова.)
Держите поблизости стульчик-горшок, чтобы положить туда фекалии и показать ребенку, где им место. Затем, в следующий раз, когда вы заметите, что он присел, покажите ему, как вместо этого сесть на горшок. Не позволяйте ребенку играть с тем, что он выдал. Не выражайте отвращения, поскольку это только заставит его сделать ведущий к запорам вывод, что что-то не так с тем, что из него выходит, и что лучше больше не выпускать это из себя.
Тренировка дома. Проведя в течение одной-двух недель тренировку
во дворе, вы можете снова вернуться в дом. Не забывайте то, что узнали во дворе. Голая попка обеспечивает быстрое запоминание. Первые дни тренировки с голой попкой дома лучше провести, если это возможно, на полу без ковра — легче найти и легче убрать. Пока малыш наслаждается своей новой свободой от подгузников, вам, возможно, придется три-четыре дня ловить его перед началом процесса и напоминать ему: «Иди на горшок».
Пункт пятый: переведите ребенка из подгузников в учебные штанишки
После того как ребенок проходил сухим в дневное время пару недель, он готов выйти из подгузников.
Учебные штанишки
Учебные штанишки выглядят как очень хорошо впитывающее влагу толстое нижнее белье и используются для перехода от подгузников к брюкам. Вы можете сшить их сами или улучшить впитывающие свойства белья, которое на размер больше, или обычных брюк, вшив внутрь кусок подгузника. Проявляйте энтузиазм в отношении этого шага вперед, но осторожно выбирайте для этих штанишек название. Термин «штанишки большого мальчика» или «штанишки большой девочки» имеет большую нагрузку, особенно если ваш ребенок не вполне уверен, хочет ли он быть большим. Эта дилемма возникает, когда старшего ребенка торопят перейти к брюкам, чтобы он освободил место на столике для переодевания новорожденному. Когда старший ребенок видит, сколько внимания получает младенец в подгузниках, он может не захотеть становиться большим мальчиком. Мы предпочитаем называть их особенными штанишками. Купите примерно шесть пар, и проверьте, достаточно ли они свободны, чтобы их без труда удавалось стянуть нетерпеливым рукам.
Когда случаются аварии
Будьте готовы к грязным или мокрым штанишкам, кода сигналы у ребенка пересекаются. Это нормально при освоении нового навыка. Готовьтесь к авариям, когда ребенок увлеченно играет и настолько погружается в свое занятие, что пропускает сигналы своего мочевого пузыря или кишечника. Дети бывают настолько увлечены тем, что происходит снаружи, что забывают следить за тем, что происходит внутри. Маленьким ученикам в больших штанишках иногда нужны напоминания голой попки, чтобы они помнили о своем теле.
Пункт шестой: научите своего ребенка вытирать себе попку, смывать, одеваться и мыть руки
И последний урок: научите ребенка вытирать себе попку, смывать, одеваться и мыть руки. Девочек учите вытираться спереди назад (чтобы микробы, способные вызвать воспаление мочевыделитель-ной системы, оставались подальше от вагины). Дети не очень-то охотно учатся вытираться и редко вытирают себя хорошо. Будьте готовы к тому, чтобы работать ассистентом попки своего ребенка еще несколько лет.
Смывать или нет — дело вкуса. Некоторые дети пугаются громкого звука, производимого вырывающейся водой, которая уносит продукты их жизнедеятельности. Другие считают, что это самое главное, и настаивают на получении разрешения выполнить почетную миссию. Готовьтесь оплачивать дополнительные счета за воду, если вашему ребенку нравится водное шоу со звуковыми эффектами, которое начинается, стоит только потянуть за ручку. Потратьтесь на замок для сиденья унитаза, чтобы быть уверенными в том, что то, что нужно смыть, смывается.
Хвалите за успех, закрывайте глаза на «провалы» и расслабьтесь
Занимаясь этой главой, я услышал радостное «е!» из соседней комнаты, в которой наша уже почти взрослая дочь, Хэйден, поздравила нашего двухлетнего малыша с тем, что ему удалось сходить на горшок. В приучении к горшку нет места наказаниям, как вы не стали бы ругать ребенка, только начинающего ходить, за то, что он падает. Могут
Игры, в которые играют маленькие мальчики
Не забывайте, что чувство юмора возглавляет список ваших инструментов, необходимых для успешного приучения к горшку. Маленькие мальчики обожают:
• «выписывать фигуры» на снегу или грязи;
• пересекаться своей струей со струей папы или старшего брата;
• топить плавающие кусочки туалетной бумаги;
• бить по плавучим мишеням — можно для этого купить какие-то интересные мелкие игрушки.
Мальчишкам нужно несколько таких уроков, чтобы научиться лучше целиться. Такие уж они, мальчишки.
возникнуть серьезные долговременные эмоциональные проблемы, если ребенка озлобленно ругать или наказывать за аварии или сопротивление. Если вам приходится сажать ребенка на горшок с боем и вы чувствуете в себе негативное отношение к ребенку, обратитесь за помощью к опытному человеку или даже консультанту. Ваша цель — чтобы ваш ребенок остался после приучения к горшку со здоровым представлением о себе. Тогда он сможет подойти к следующей фазе развития, половой идентификации, с хорошим отношением к себе. Постарайтесь расслабиться — почему бы не походить в подгузниках еще годок?
Если ребенок не хочет ходить на горшок
Есть дети, которые отказываются сообщать о том, что у них грязный памперс, держатся за то, что у них есть, и сопротивляются всякой попытке сводить их на горшок. Если вы все еще пользуетесь услугами службы стирки подгузников, а горшок стоит без дела, читайте дальше.
Позднее приучение к горшку, как и позднее обретение навыков ходьбы, может быть для вашего ребенка нормальным графиком развития, точно таким же, как у мамы или папы, когда к горшку приучали их. Нервы и мышцы, отвечающие за опорожнение кишечника и мочевого пузыря, могут быть еще недостаточно развитыми. Подумайте именно об этой причине, если ваш ребенок с запозданием (но все же в пределах нормы) одолел другие вехи развития. Большинство детей практически полностью держат кишечник и мочевой пузырь под контролем в течение дня к трем годам. Если к этому времени вы с ребенком не добились никакого прогресса, обратитесь к своему врачу.
Медицинские причины
Ребенок будет воздерживаться от любого действия, которое сопровождается болью. Запор — это больно, и очень часто, когда ребенок тужится, это приводит к образованию в прямой кишке микротрещин, что
заставляет ребенка еще больше крепиться, и болезненный цикл продолжается. Подумайте об этой причине, если ваш ребенок приседает, кряхтит и болезненно морщится, но из него ничего не выходит.
Опрелости на ягодицах, вызываемые пищевыми аллергиями, являются еще одной причиной негативного отношения ребенка к горшку. Посмотрите, нет ли характерного аллергического красного кольца и болезненного участка вокруг ануса. Продукты с высоким содержанием кислоты, такие как цитрусовые, и продукты, при переработке которых в организме образуется молочная кислота, а это молочные продукты, являются главными виновниками.
Жидкий стул при гриппе или после приема антибиотиков может также на время лишить ребенка контроля над кишечником.
Не слишком ли сильно вы толкаете ребенка вперед?
Возможно, уроки начались слишком рано, в негативный период, или учитель с учеником конфликтуют. Подумайте о том, чтобы вернуться на некоторое время назад и обратить внимание на следующие эмоциональные проблемы, которые могут тормозить приучение. Спросите себя, что такое может происходить или что может отсутствовать в жизни ребенка, из-за чего он не проявляет желания приучаться к чистоте.
• Не проходит ли ребенок через период негативизма, когда он не принимает ничего нового?
• Нет ли в семье трудной ситуации: появление нового ребенка, переезд, семейные неурядицы, ненормированный рабочий день, возвращение к работе или болезнь?
• Не злится ли ваш ребенок? Озлобленность препятствует нормальному функционированию всех физиологических систем, и в особенности выделительной.
Проверьте свои взаимоотношения с ребенком. В норме дети хотят нравиться, доставлять радость, прогрессировать и учиться контролировать свое тело. Я с подозрением отношусь к оправдательным заявлениям типа: «Да это просто нормальная фаза упрямства». Проблема может быть глубже, чем памперс.
Это может быть для вашего ребенка способ удержать контроль над той, одной-единственной, частью своей жизни, которую вы контролировать не можете. Если вы туго натягиваете вожжи во всем остальном (выбор одежды, опрятность, выбор занятий и так далее), не удивляйтесь, если ребенок будет охранять эту территорию. Это также может быть единственным способом, который он знает, чтобы дольше оставаться маленьким. Возможно, самое время закрыть горшок крышкой на две-три недели или на несколько месяцев, повернуться лицом к своему ребенку, найти приятные развлечения, повысить его самоуважение и усилить вашу связь. Если ваш ребенок и без того эмоционально расстроен и имеет шаткую самооценку, ни в коем случае нельзя дать ему понять, что его ценность в ваших глазах зависит от его поведения. Это номер один в списке того, что родителям нельзя делать ни в коем случае, и гарантированный способ вызвать забастовку, будь то приучение к горшку, тренировка на бейсбольной площадке или что угодно.
Большинство родителей предпочитают приучать своих детей к горшку постепенно, в течение нескольких недель или месяцев и идти вперед со скоростью, которая подходит ребенку. Но некоторым больше нравится идея погрузиться прямо в интенсивное обучение на выходных, которые предстоит провести за городом, или во время отпуска. Экспресс-курс по приучению к горшку действительно дает хорошие результаты у некоторых детей и родителей, но мы бы не рекомендовали этот метод для всех детей. Некоторые дети сопротивляются тому, что их слишком быстро выталкивают из памперсов, но другие охотно принимают постороннюю помощь, чтобы овладеть своим телом. Этапы обучения такие же, как и для более медленного метода, но все в ускоренном виде.
Подготовительные мероприятия
Выберите правильного кандидата. Только те дети, которые умеют говорить, настроены позитивно, находятся в восприимчивом состоянии и испытывают желание нравиться наставнику, подходят для этого ускоренного обучения.
Сконцентрируйтесь на новой игре.
Отнеситесь к этим выходным как к интенсивному общению со своим ребенком; не как к состязанию, а как к игре. В часы бодрствования вы будете со своим ребенком неотлучно, пристально наблюдая за каждым сигналом тела, указывающим на скорое опорожнение мочевого пузыря или кишечника. Отложите все прочие дела. Это время, специально отведенное для тренировки, и посторонним вход воспрещен.
Выберите правильный сезон. Точно так же, как вы не стали бы устраивать бейсбольный матч посреди зимы, не назначайте этот ответственный день на то время, когда ребенок проходит через период негативизма. Выберите хорошую эмоциональную погоду, а если она сменится плохим настроением, вы всегда можете отменить игру.
Запланируйте игру заранее. Накануне объявите ребенку, что завтра особенный день: «Мы будем играть в особенную игру», — и повторяйте «особенная игра» снова и снова в
течение всего этого дня. (Вы, наверное, заметили, что для маркетинга своих затей мы используем преимущественно слово «особенный». Оно срабатывает, возможно, потому что оно само по себе какое-то особенное.)
Проведите предварительный разогрев. Продолжайте подчеркивать, что это особенный день и что сегодня вы будете делать что-то особенное: «Мы будем играть в игру, которая называется «больше никаких памперсов», и ходить в туалет, как мама и папа». Подбросьте «и как твой брат Джим», чтобы еще больше разжечь интерес. Заразите ребенка своим восторгом. Дети приходят в восторг от того, от чего в восторг приходим мы.
Правильно выберите униформу.
Лучше всего костюм, в котором мама родила, если позволяет погода. Или же длинная просторная футболка. И никаких памперсов, пожалуйста. Покажите ребенку учебные штанишки, его особенные штанишки. Покажите ему, как надевать эти особенные штанишки, как их стягивать и натягивать. Устройте шум вокруг события. Сделайте фотографии, предпочтительно на «Поляроиде», и покажите их своему ребенку. Продемонстрируйте маневр стягивания штанишек и натягивания их перед зеркалом. Все время поддерживайте атмосферу игры. И если ребенок время от времени будет терять к игре интерес или протестовать, устраивайте тайм-аут, чтобы перекусить.
Доставайте оборудование. Вынимайте «особенные подарки». Как подарки на дне рождения, один за другим распаковывайте свои инструменты: стульчик-горшок (который вы выбрали в магазине вместе с ребенком и держали в коробке до назначенного дня), куклу, которая писает, и другие вспомогательные принадлежности, учебные штанишки, а также наклейки в качестве наград и другие призы.
Практика и использование вспомогательных принадлежностей
Практика сидя на горшке. Тренируйте ребенка сидеть на горшке «совсем как мама и папа». Придвиньте его стульчик-горшок к своему «трону» и посидите вместе некоторое время, непринужденно болтая.
Учебники. Сидя каждый на своем горшке, полистайте книжку с картинками о приучении к горшку.
Говорите прямо. Научите ребенка таким словам, как «на горшок», «пописать», «покакать».
Тренировка «что делать, когда сел на горшок». Дайте ребенку посмотреть на вас (по-настоящему или когда вы просто делаете вид) — помочь ему понять, что происходит, может ваше добросовестное кряхтение.
Путешествия во время приучения к горшку
Иногда проводить приучение к горшку легче, уехав в отпуск. У вас больше времени и терпения, ребенок, как правило, бегает по пляжу с голой попкой, и вас не так сильно пугает грязь. Один из наших детей научился ходить на горшок во время недельного отдыха на берегу океана, в течение которого играл на пляже без памперсов, что воспринималось совершенно естественно. Или же ребенок может, наоборот, вернуться на шаг назад. В таком случае отложите все свои попытки изменить его привычки до того момента, когда вернетесь в знакомую обстановку. Если уезжаете на машине, захватите с собой горшок. Он очень кстати для маленького мочевого пузыря. У нас остались замечательные снимки нашего малыша, сидящего на своем троне в задней части нашего семейного грузовичка и делающего свое дело. Гибкая пластиковая накладка, для сиденья взрослых унитазов, удобна при посещении общественных туалетов. Не забывайте также, что изменения в рационе, без которых не обходится отпуск, скорее всего принесут с собой изменения в работе кишечника, вызвав или запор, или диарею, и соответственно затормозив процесс приучения к горшку.
Совет для маленьких и стареньких: не забывайте, что дом лучше покидать с пустым мочевым пузырем.
Практика на кукле. Проведите подготовку с куклой, которая мочится, объясняя каждый шаг: сняли штанишки, снова одели куклу и вылили из горшка в туалет.
Игра начинается
За это время вы уже хорошо изучили свою кинозвезду и знаете все ее повадки. Если ребенок сел на корточки, это говорит вам, что пришло время для опорожнения кишечника; если ребенок хватается за перед памперса (или за то место, где памперс обычно был) или смотрит вниз, это признак того, что ребенок сейчас пописает. Ждите сигнала. Как только ребенок присядет, скажите: «Иди на горшок», — и направьте его к стульчику, который
стоит на полу на кухне или в ванной рядом с вашим унитазом. Ходите за ребенком по пятам весь день, время от времени напоминая ему: «Иди на горшок», — как только увидите сигнал. Отведите его другу — горшку центральное место. Повтор ассоциации между сигналами организма ребенка и вашим указанием «Иди на горшок» поможет ребенку установить связь: «Когда у меня появляется позыв, я иду к горшку».
Награды
Если ваш ребенок в течение всего первого дня постоянно поступает правильно, можно объяснить это тем, что новичкам везет. Готовьтесь также к многочисленным ложным тревогам, когда ваш ребенок поймет, что может заставить маму или
папу прибежать к нему, стоит только присесть.
Если вы угадали и вовремя усадили ребенка на горшок или, еще лучше, он сам побежал к горшку, сел и сделал свое дело, награждайте его за каждую победу сюрпризом. Одна мать, которая успешно проводит такое ускоренное приучение, за каждый успех приклеивает на спинку стульчика-горшка наклейку.
Ночью делайте передышку
Не ждите, что сможете обходиться ночью без памперсов, пока не
пройдет несколько недель с того момента, как ребенок научится ходить на горшок днем. И все абсолютно нормально, если вашему ребенку по ночам памперсы будут требоваться еще много месяцев или даже лет.
Если этот курс не дал результатов, не нужно считать себя никчемным учителем или ребенка бестолковым учеником. Возможно, у вас легкомысленный ребенок, требующий легкомысленного отношения. Рано или поздно из памперсов вырастают все.