Не упрощайте эрос

Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории. И даже на те, что разрабатывались в РФ, хотя имя его умалчивалось, а теория подвергалась огульной и некомпетентной критике. И в результате мы в большинстве своем о ней так мало знаем, что начинаем сомневаться: а подходит ли учение, созданное на анализе ситуации в Австрии, да еще конца XX — начала XX века, для страны социалистической, с иными традициями, моралью, культурой?

В отличие от предшествующей ему психологии, отождествляющей психику и сознание, Фрейд рассматривает сознание лишь как небольшую часть психики (верхушку айсберга), отличную от бессознательной сферы. В область же бессознательного входят различные влечения, представления, которые не могут осознаваться, так как подвергнуты «цензуре» и подавлены. Чаще всего подавляется то, что социально не одобряется, не соответствует нормам, критикуется или запрещается.

Вот почему хотя бессознательные явления напрямую не допускаются в сознание, они проникают в него опосредованно и действуют на наше с вами поведение. В результате человек не может контролировать то, что не осознает.

Для Фрейда важно: если у вас есть скрытые от вашего взора, но тем не менее влияющие на вас сексуальные желания, но вы их отрицаете, то вы тратите много внутренних сил на подавление.

Сексуальные влечения он трактует широко, как всякую человеческую привязанность (любовь, дружбу). И признает две первичные «движущие силы»:

1)   конструктивное созидательное начало —Эрос (инстинкт жизни);

2)    деструктивные, разрушительные силы — Тонатос (силы смерти).

Смешение этих первичных влечений дает все богатство форм человеческого поведения.

Для Фрейда понятия «сексуальное влечение», «сексуальность» не отождествляются с половым актом. Сексуальные влечения включают широкую сферу человеческих эмоциональных проявлений, привязанностей, дружбы, любви. Сексуальным влечениям, или Эросу, соответствует свой источник энергии, который Фрейд называет «либидо». Психическая энергия, первоначально связанная с сексуальной или агрессивной целью, может направляться в другое русло: к интеллектуальным, художественным и другим социально одобряемым формам деятельности.

Несвобода в сексуальном поведении ведет к неестественным и худшим бедам, когда человек говорит «нет», но делает противоположное, а когда хочет сказать «да», не хватает смелости быть естественным.

Сейчас мы говорим о внутренней свободе — свободе выбора пути, а не о внешней, то есть свободе от запретов и предписаний. Поэтому признание внутренней свободы выбора никак не означает отрицание необходимости соблюдения социальных норм.

Социальные запреты, однако, по-разному воспринимаются человеком. У одних формируются консервативные социальные установки, и малейшие проявления сексуальности (вплоть до косметики, открытой одежды, непосредственного спонтанного поведения) вызывают у них недовольство. Неограниченная же сексуальная свобода приводит к тому, что секс обесценивается.

Многие «упрощают» Фрейда: якобы причиной многих неурядиц является половая неудовлетворенность. Если так, то достаточно было бы прописать пациенту (а именно так поступают иные психиатры) половой контакт. К сожалению, все сложнее...

Обновлено: 2019-07-09 22:34:59