Александрийский календарь
Александрийский календарь. После того как в 30 г. до н. э. Египет был завоеван римлянами, здесь в 26 г. до н. э. была проведена реформа календаря — введен александрийский постоянный год, в котором насчитывалось 12 месяцев, сохранивших свои древнеегипетские названия, по 30 дней в каждом и пять дополнительных дней. Вставка шестого дополнительного дня в високосном году производилась один раз в четыре года. Таким образом, на протяжении почти 1600 лет этот «стабильный египетский» календарь шел в одном ритме с юлианским, но со сдвигом в начале года. Соответствие месяцев обоих календарей, а также григорианского на XX в. показано в табл. 366-й день вставляется на полгода раньше, чем в юлианском календаре. В этом случае начало александрийского года — 1 Тота — смещается на 30 августа (12 сентября н. ст.), а вслед за ним — и начала всех других месяцев до Фаменота включительно.
Таблица. Соответствие месяцев александрийского (египетского стабильного), юлианского и григорианского (на XX — XXI вв.) календарей
Порядковый |
Александрийский |
Юлианский |
Григорианский |
номер месяца |
календарь |
календарь |
календарь |
1 |
1 Тота |
29(30) августа |
11(12) сентября |
2 |
1 Фаофи |
28(29) сентября |
11(12) октября |
3 |
1 Атира |
28(29) октября |
10(11) ноября |
4 |
1 Хойяка |
27(28) ноября |
10(11) декабря |
5 |
1 Тиби |
27(28) декабря |
9(10) января |
6 |
1 Мехира |
26(27) января |
8(9) февраля |
7 |
1 Фаменота |
25(26) февраля |
10 марта |
8 |
1 Фармути |
27 марта |
9 апреля |
9 |
1 Пахона |
26 апреля |
9 мая |
10 |
1 Пайни |
26 мая |
8 июня |
11 |
1 Эпифи |
25 июня |
8 июля |
12 |
1 Месори |
25 июля |
7 августа |
1 эпагомен |
24 августа |
6 сентября | |
2 эпагомен |
25 августа |
7 сентября | |
3 эпагомен |
26 августа |
8 сентября | |
4 эпагомен |
27 августа |
9 сентября | |
5 эпагомен |
28 августа |
10 сентября | |
(6 эпагомен) |
(29 августа) |
(11 сентября) |
Александрийским календарем до сих пор пользуются копты — прямые потомки древних египтян. Копты — христиане, давно принявшие арабский язык. Счет лет они ведут от прихода к власти в 284 г. римского императора Диоклетиана. Поэтому чтобы найти порядковый номер года в их календаре, необходимо от года нашей эры отнять число 283. Так, 1980 г. н. э. — это 1980 — 283 = 1697 г. по коптскому календарю. Високосным в этом календаре является год, порядковый номер которого при делении на 4 дает в остатке 3.
Стабильный египетский (александрийский) календарь в первых веках н. э. был введен и в древней Грузии. Первоначально год здесь начинался 6 августа по юлианскому календарю, с VIII в. начало года было перенесено на март, а с X в.— на январь. С VII в. в Грузии стали применяться римские названия месяцев.
Календари Ирана. Один из вариантов египетского календаря был создан на территории Ирана в первой половине I тысячелетия до н. э. зороастрийцами. В этом календаре названия месяцев и дней в них были теофорными, т. е. восходящими к именам богов, которых почитали последователи зороастризма. Другими словами, каждый месяц и день имели своих покровителей, в честь которых они и были названы. Например, 1-й, 8-й, 15-й и 23-й дни каждого месяца посвящались Ахура-Мазде (который будто бы сотворил небо, звезды, Солнце и Луну), возглавлявшему «силы добра». День месяца, название которого совпадало с названием месяца, был праздничным, всех таких дней в году насчитывалось 12.
Названия месяцев зороастрийского календаря со временем несколько изменялись. Например, первый месяц Фраваши (от Фраварти — «душа всего сущего») в среднеперсидском календаре уже именуется Фравардин, сейчас — Фервердин и т. д.
Полный перечень названий месяцев иранского календаря, использовавшегося с VII в. н. э., выглядит так:
1. Фервердин
2. Ордибехешт
3. Хордад
4. Тир
5. Мордад
6. Шехривер
7. Мехр
8. Абан
9. Азер
10. Дей
11. Бехмен
12. Эсфенд
Заметим, что таким календарем пользовались в Иране не только зороастрийцы. Так, известный историк, автор «Истории Александра Великого в 10 книгах» Квинт Курций Руф (жил, по-видимому, на рубеже I в. до н. э.— I в. н. э.) сообщает, что «персы насчитывают в году 365 дней». Именно поэтому, дескать, во время празднества в 333 г. до н. э. перед персидским царем Дарием III прошла процессия магов, сопровождаемых 365 юношами — по числу дней в году.
Поскольку календарный год из 365 дней короче тропического, за 120 лет расхождение достигает 30 дней, т. е. целого месяца. Учитывая это, последний царь из династии Сасанидов Иездигерд III с целью ликвидировать «блуждание» начала календарного года по сезонам провел в 632 г. календарную реформу. Было решено делать вставку месяца в 30 дней после первого 119-летнего цикла вслед за первым календарным месяцем и называть его Фервердин II, через 239 лет — после второго месяца (Ордибехешт II) и т. д. Другая реформа персидского календаря была проведена в 1079 г. В его основу был положен разработанный комиссией под руководством Омара Хайяма 33-летний цикл с восемью високосами. Этот календарь был более приспособлен к неравномерному годичному движению Солнца по эклиптике: в нем все месяцы первой половины года имели по 31 дню, а месяцы второй — по 30 дней, кроме последнего месяца, который в простом году имел 29 дней. Год начинался с дня весеннего равноденствия. С 1976 г. солнечный календарь в Иране отменен.
Древнеармянский календарь. Блуждающий египетский год с 365 = 360 + 5 днями на протяжении около 1200 лет использовали армяне. Вот названия месяцев их календаря:
Навасарди Кхалоц Ахекани
Гори Аратцс Марори
Сахми Мехекани Магату
Тре Арег Хротитихс
Счет лет начался с 11 июля 552 г. н. э. На юлианский календарь и эру от «рождества Христова» армяне перешли в XVIII в.
Календарь французской революции. По схеме 365= 12*30 + 5 был также построен календарь, принятый 5 октября 1793 г. Национальным конвентом во Франции. Названия месяцев этого календаря полностью отражали сезонные изменения:
Для осени (с 22—23 сентября по 20—21 декабря)
Вандемьер — месяц сбора винограда,
Брюмер — месяц тумана,
Фример — месяц заморозков.
Для зимы (с 21—22 декабря по 19—20 марта)
Нивоз — месяц снега,
Плювиоз — месяц дождя,
Вентоз — месяц ветра.
Для весны (с 20—21 марта по 18—19 июня)
Жерминаль — месяц прорастания,
Флореаль — месяц цветения,
Прериаль — месяц лугов.
Для лета (с 19—20 июня по 16—17 сентября)
Мессидор — месяц жатвы,
Термидор — месяц жары,
Фрюктидор — месяц плодов.
Каждый месяц делился на три декады, дни в которых имели названия, составленные из латинских слов: примиди — «первый день», дуоди — «второй день» и т. д. В конце простого года добавлялись 5, а в високосном — 6 праздничных дней, имевших название «санкюлотидов». Первый день был праздником Гения, второй — праздником Труда, третий — праздником Подвигов, четвертый — праздником Наград, пятый — праздником Мнения. Шестой посвящался спортивным играм и состязаниям. Вставка 366-го дня проводилась так, чтобы год начинался в день осеннего равноденствия. Этим календарем французы пользовались 13 лет, после 31 декабря 1805 г. он снова был заменен григорианским.
Провозгласив в марте 1871 г. Парижскую Коммуну, парижские трудящиеся восстановили и календарь французской революции, просуществовавший с 18 марта по 28 мая 1871 г.— до падения Коммуны.