Несколько календарных эр

В своей практической деятельности люди не могут обходиться без счета дней в неделе, месяце, без определенной системы счета лет. Иначе они не могли бы вообще понять друг друга. Конечно, можно называть каждый последующий год каким-то новым именем. Так и делали некоторые народы древности. Например, в Афинах год обозначался по имени высшего должностного лица — архонта, в Аргосе — именем жрицы храма богини Геры, в древнем Риме — по именам двух ежегодно сменявшихся консулов. Год, названный по имени должностного лица, называется эпонимическим годом (от греческого «эпонемисис» — провозглашение), а сами эти лица в связи с этим — эпонимами. Этот способ счета лет весьма далек от совершенства...

Конечно, лучше просто взять и пронумеровать годы. При этом не имеет существенного значения, который год мы назвали первым, выделялся ли он чем нибудь среди своих предшественников или нет. Но очень важно, чтобы этот способ счета лет использовали также и другие люди.

Сейчас невозможно даже перечислить эры, которыми пользовались разные народы за всю историю человеческой культуры. О мусульманской эре — хиджре —уже было рассказано выше. Здесь мы остановимся на нескольких, наиболее известных календарных эрах.

Летосчисление по олимпиадам. В середине III в. до н. э. греческий историк Тимей и математик Эратосфен ввели летосчисление от первых Олимпийских игр. Эти игры проводились в дни, близкие к летнему солнцестоянию, один раз в четыре года, начинались они на 11-й и заканчивались 16-м днем после новолуния. При счете лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером олимпиады (0l) и номером года (t) в четырехлетии, которое и начиналось этой олимпиадой.

Передававшиеся из поколения в поколение списки победителей Олимпийских игр были использованы около 300 г, н. э. христианским историком Евсевием Кесарийским (263—338), который в своей «Хронике», начав от «праотца Адама», сопоставил годы правления известных ему царей с датами олимпиад. В «Хронике» приведены олимпийские победители вплоть до 249-й олимпиады включительно, т. е. до 220 г. н. э.

В XVIII в. юлианский календарь и принятый сейчас счет лет, как говорится, «задним числом», были распространены на те давние годы, когда этот календарь фактически еще не действовал. В результате было установлено, что счет лет по олимпиадам велся от 1 июля 776 г. до н. э. по юлианскому календарю.

Такое соотношение, когда один из календарей (в данном случае юлианский) распространяется на те отрезки времени, когда он фактически еще не действовал, называется пролептическим (т. е. предваряющим) .

Таким образом, при переходе от летосчисления по олимпиадам на наше летосчисление следует воспользоваться формулой

R = 776 — [(0l — 1) * 4 + (t — 1)] г. до н. э., если событие произошло до н. э., и формулой

R = [(Ol — 1) * 4 + (t— 1)] 775 г. н. э., если оно имело место в каком-то году н. э. Здесь R — год до н. э. или н. э.

Например, известные битвы греков с персами при Фермопилах и у острова Саламин произошли в первый год 75-й олимпиады (обозначается так: 0/75.1). По формуле находим

R = 776 — [74 * 4] — 0 = 776 — 296 = 480, т. е. упомянутое событие произошло в 480 г. до н. э.

В 394 г. н. э. императором Феодосием Олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам использовалось еще некоторое время.

Летосчисление по консулам. Мы уже говорили о названиях годов в Римской республике по именам консулов. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики — консулов Брута и Коллатина, вступивших в свою должность до 509 г. н. э.

После смерти императора Константина в 337 г. Римская империя фактически имела две столицы и, по соглашению, один консул избирался в Риме, другой в Константинополе. В 537 г. император Юстиниан ввел летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 г. н. э. сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний консул Флавий Василий Меньший был избран в 541 г. н. э. Поэтому в Риме некоторое время счет лет велся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii («после [вступления на пост] консула Василия»). Преемники императора Юстиниана восстановили обычай объявлять себя 1 января консулами и бросать (как это делалось раньше) народу деньги. Поэтому счет лет post consulatum продолжался до IX в. И лишь император Лев Философ (886—912) издал указ, запрещающий употреблять счисление годов по консулам.

Следует иметь в виду, что со времен императоров вместо одной пары консулов ежегодно избирали несколько пар — обычных (ordinarii) и подставных (suflecti). Через несколько месяцев первые слагали свои обязанности, передавая их другим. Однако годы обозначались исключительно по консулам ordinarii.

«От основания города». Историки средневековья (вплоть до конца XVII в.) широко пользовались эрой ab urbe condita—«от основания города» (Рима), хотя в самой Римской империи эта эра не была популярной из-за споров о возрасте города. Предполагалось около 10 различных дат его основания. Марк Теренций Варрон принял и популяризировал дату Ol 6.3 — третий год 6-й олимпиады. День основания своего города римляне ежегодно отмечали 21 апреля как весенний праздник. По Варрону, эпохой, т. е. отправным моментом эры ab urbe condita, является 21 апреля 753 г. до н. э.; ее и приняли в своих трудах историки средневековья.

Эра Набокассара. Благодаря выдающемуся древнегреческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90—160 гг. н. э.) широкую известность получила эра Набонассара. В своем труде «Альмагест» Птолемей привел «Канон царей» — таблицу, в которой были указаны имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских и македонских (греческих) царей и римских императоров, а также общее число лет, истекших от воцарения вавилонского царя Набонассара.

 «Канон» имеет следующие особенности:

1) в нем используется египетский год из 365 дней и

2) независимо от того, в каком месяце года началось правление того или другого царя, оно считается начавшимся 1 Тота, т. е. в первый день этого года. Эпохой эры Набонассара является 26 февраля 747 г. до н. э. по юлианскому календарю.

Сказанное можно записать в виде соотношения: 1 Тота 1 года Набонассара=26 февраля 747 г. до. н.э.

Сам Птолемей охватил своим «Каноном» 907 египетских лет — от Набонассара до римского императора Антонина Пия (86—161 гг. н. э.). Позже в «Канон» были включены и византийские императоры, а список был продолжен вплоть до падения Константинополя в 1453 г.

В Приложении V дан фрагмент синхронистической таблицы летосчисления годов н. э., от «основания Рима» и по олимпиадам. Уместно отметить, что равенство 1 г. н. э. = 754 г. а. u. с. = Оl. 195.1

следует читать так: в 1-м году н.э. 21 апреля начался 754-й год от «основания Рима», а в новолуние, имевшее место непосредственно перед летним солнцестоянием (10 июня), 1-го года н.э. начался 1-й год 195-й олимпиады.

Эра Августа. Здесь как раз уместно сказать и o самом слове «эра». Предполагается, что оно происходит от латинского слова аега, что означает «число». Существует также предположение, что это первые буквы фразы ab exordio regni Augusti — «от начала царствования Августа», уже упоминавшегося римского императора Августа Октавиана, при котором римское государство из республики превратилось в империю. Тогда было принято датировать различные официальные документы годом царствования императора.

Кстати, хотя Август стал императором в 27 г. до н. э., фактически счет лет «правления Августа» велся от 1 августа 43 г. до н. э. = 711 г. от «основания Рима», когда Август стал консулом. Вскоре после битвы при мысе Акции, состоявшейся 2 сентября 31 г. до н. э., под владычество римлян попал и Египет, так что и здесь вели счет годов в эре «властвования Августа в Египте». За эпоху эры принято

1 августа 30 г. до н. э.— день, когда Август посетил г. Александрию. Сопоставив эту дату с таблицей Приложения V, находим, что в 30 г. до н. э. 1 Тота египетского календаря соответствовало 31 августа, а 1 августа приходилось на 6 Месори. Так и было в юлианском календаре с равномерным чередованием високосов через три года на четвертый. Но, как уже отмечалось (с. 207), после смерти Юлия Цезаря римские жрецы делали вставку 366-го дня в каждом третьем году и к 30 году до н. э. произвели две лишние вставки. Таким образом, Август посетил Александрию 1 августа, но по египетскому календарю это было не 6, а 8 Месори. В дальнейшем равенство 1 августа = 8 Месори или 1 Тота = 29 августа и было принято при реформе египетского календаря— его замене стабильным александрийским календарем и после исправления Августом юлианского календаря — в качестве основания для пересчета дат с одного календаря на другой.

У историков, по-видимому, все же имеется мало данных о том, что александрийский календарь получил широкое распространение. Так, писатель Цензорин в 238 г. подробно рассказывает о египетском календаре с его подвижным годом, но почему-то совершенно умалчивает об александрийском. Но уже столетием позже Феон Александрийский дает исчерпывающие правила перехода от александрийских дат к египетским.

Эра Селевкидов. На Ближнем Востоке очень распространенной была эра Селевкидов. Селевк был одним из военачальников Александра Македонского и в 312 г. до н. э. стал царем Сирии. Держава Селевка занимала огромную территорию, ее заселяли разные народы, пользовавшиеся различными календарями. Поэтому и эра Селевка была различной: в Вавилоне счет лет велся с 22 апреля 311 г. до н. э., в Персии — с 7 февраля 311 г. до н. э. Позже укрепилась дата 1 октября 312 г. до н. э. Летосчисление по эре Селевкидов сохранилось среди христианского населения Сирии вплоть до XIX в. В ряде других мест использовалось летосчисление с года освобождения от правления Селевкидов...

Эра Диоклетиана. Наконец, долгое время в Римской империи и в Египте летосчисление велось от прихода к власти императора Диоклетиана (ок. 243—313 гг. н. э.), эпоха эры — 29 августа 284 г. н. э., хотя на самом деле Диоклетиан пришел к власти 17 сентября. И здесь, по примеру Птолемея, приход к власти Диоклетиана отнесен к Началу египетского года — 1 Тота. Однако (и это очень существенно!) теперь речь идет о начале «стабильного» египетского года, которое после календарной реформы в 26 г. до н. э. «остановилось» на дате 29 (в год, предшествующий високосному — на 30) августа по юлианскому календарю. «Плавающий» же египетский год (а именно им пользовались астрономы вплоть до Коперника) начался в 284 г. н. э. 13 июня. (Любителям календаря, вероятно, будет интересно узнать, что после 140 г. н. э. 1 Тота этого плавающего года совпало с 19 июля в 1600 г., а в 1984 — 1987 гг. 1 Тота приходится на 14 апреля ст.ст.).

Император Диоклетиан управлял империей на протяжении 21 года и уже одним этим он значительно отличался от многих своих предшественников, которые часто сменяли друг друга. К тому же это была волевая личность, опытный военачальник и выдающийся администратор. Летосчисление по эре Диоклетиана сохранилось и после того, как этот император отказался от власти. Оно широко использовалось как астрологами при составлении гороскопов, так и александрийскими епископами при расчетах дат христианской пасхи. Правда, позже христиане пришли к выводу о том, что нехорошо при этом счете лет упоминать имя Диоклетиана (который христиан жестоко преследовал) и переименовали эру в «эру мучеников чистых». Эта последняя до сих пор используется христианами-коптами в Египте, Эфиопии и Судане.

По Ассирийским лимму. Любопытный счет годов (и дней в году) по эпонимам существовал в древней Ассирии (в Канише). Здесь в начале II тысячелетия до н. э. годы обозначались по именам казначеев— лимму (буквально «тысяча»). Как предположила Н. Б. Янковская (СССР), вначале существовала коллегия из трех человек: именами первых двух назывались годы N и N+1, год же N + 2 сперва назывался по имени третьего эпонима, а по истечении 1000-го дня от начала года N этот же год обозначался как год «в руке» третьего эпонима или же двумя именами — третьим именем из первоначальной тройки и первым из новой тройки лимму. В эпоху Ассирийского царства, начиная с XIV в. до н. э., эпонимы лимму уже сменяются строго ежегодно. Примечательно, что для периода с 911 по 648 г. до н. э. до нас дошел сплошной список лимму...

Тогда же, в начале II тысячелетия до н. э., в Канише счет времени вели и по эпонимам хамушту, что означает «одна пятая», по всей вероятности — одна пятая месяца, т. е. шесть дней. Их именами обозначались отдельные дни года — своеобразных шестидневных «недель», которых в году насчитывалось около пятидесяти. Коллегия «недельных» эпонимов, по-видимому, состояла из шести человек. В итоге дата «хамушту такой-то» соответствовала определенному дню шестидневки. Далее, если в первой шестидневке «такой-то» был первым эпонимом, то во второй он становился вторым и т. д. После шести таких «недель» дни именовались уже по двум эпонимам — по одному из первой коллегии и из новой.

Как в системе лимму, так и в системе хамушту встречаются не только двойные, но и тройные эпониматы. Но в эпоху Ассирийского царства (XIV—VII вв. до н. э.) эпонимы хамушту уже не встречаются.

Не останавливаясь на календарных эрах, которые в разное время использовались в Китае, Японии и Индии, напомним в заключение, что лишь в Индии существовало более 20 эр. Одна из них — буддийская, по которой счет лет ведется от смерти Будды — основателя буддийской религии. Но так как личность Будды является мифической, то даты его смерти указывались по-разному: от 2422 г. до н. э. до 543 до н. э.

Обновлено: 2019-07-09 23:30:19