Календарь и церковь

В 324 г. римский император Константин (ок. 285—337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год, в 325 г. он созвал в г. Никее (теперь г. Извик в Турции) церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи.

Споры о дате пасхи. Причин для беспокойства у Никейского собора было немало. Ведь чуть ли не в каждой провинции огромной Римской империи были свои представления о том, когда следует отмечать этот праздник и как определять его дату. А чтобы сущность этих споров стала более ясной, мы и остановимся на некоторых «тонкостях» этого вопроса. Тем более, что его решение имело в дальнейшем вполне определенное влияние как на введение в 525 г. эры нашего летосчисления (эры от «рождества Христова»), так и на реформу календаря в 1582 г.

Прежде всего, многие христиане Малой Азии и Палестины в одних местах праздновали пасху вместе с евреями в ночь с 14 на 15 Нисана независимо от того, в какой день недели она случалась (эти христиане получили название «четыренадесятников»). По этому поводу уже под конец II в. н. э. разгорелся ожесточенный спор между церквами, особенно когда римский епископ Виктор обратился к малоазийским епископам с требованием присоединиться к римской практике — праздновать пасху только «в великое и дарующее жизнь воскресенье» после 14 Нисана. Скандал тогда удалось замять.

В Александрии, бывшей в то время столицей Египта, пасху праздновали в воскресенье, приходившееся на период с 15 по 21 Нисана. Для расчета даты весеннего полнолуния (14 Нисана) александрийцы в III в. сначала использовали весьма неточную октаэтериду, а с конца III в. перешли на 19-летний лунный цикл. За начало его отсчета было принято 29 августа 284 г. н. э.— 1-й год эры Диоклетиана, пределы пасхи — от 22 марта по 25 апреля. В Сирии пользовались также метоновым циклом с таким же чередованием простых и эмболисмических годов. Однако начало цикла по отношению к александрийскому, как это видно из таблички, было смещено на три года (звездочкой отмечены эмболисмические годы):

Александрийский цикл: 1, 2, 3*, 4, 5, 6*, 7, 8*, 9, 10,

Сирийский цикл: 17*, 18, 19*, 1, 2, 3*, 4, 5, 6*, 7,

Александрийский цикл: 11*, 12, 13, 14*, 15, 16, 17*, 18, 19*,

Сирийский цикл: 8*, 9, 10, 11*, 12, 13, 14*, 15, 16,

В итоге из-за несовпадения вставки в 5-м и 16-м годах сирийского цикла весеннее полнолуние приходилось соответственно на 19 и 18 марта, тогда как в александрийском кругу им соответствовали 18 и 17 апреля. Поэтому два раза в каждые 19 лет христианская пасха, рассчитанная по сирийскому кругу (и строго следовавшая вслед за еврейской!) приходилась на 4 и 5 недель раньше, чем по александрийскому. К тому же эти два полнолуния сирийского цикла, строго говоря, нельзя было считать весенними (в возникшем по этому поводу споре сирийцы были названы «протопасхитами»).

В свою очередь римские епископы вплоть до V в. н. э. не допускали празднования пасхи позднее 21 апреля, чтобы парилии — праздник «основания Рима» (XI день до майских календ =21 апреля) не приходился на «страстную седмицу». Но главное — они для пасхальных расчетов довольно грубый 8-летний цикл заменили 84-летним, а не перешли на 19-лет-нин, как это сделали александрийцы. Это неминуемо приводило к расхождениям в вычислениях даты весеннего полнолуния.

К тому же многие видные представители Западной церкви II—V вв. (епископ римский Ипполит, Тертулиаи, Августин и др.) приняли «на веру» сведения из поддельных «Актов Пилата», будто «Христос пострадал 25 марта» (ante diem VII Kal. Apr.— за восемь дней до апрельских календ). В римском мартирологе (поминальном списке мучеников) 25 марта даже отмечалась память «благоразумного разбойника», а Ипполит подсчитал, что «первая христианская пасха» приходилась на 29 г. н. э. Однако по александрийской пасхалии 27 марта пасха могла случиться лишь в 1, 12, 91 и 96 г. н. э. Вероятно, поэтому многие богословы Восточной церкви в своих трудах утверждали, будто Иисус Христос умер на кресте 23 марта в пятницу и воскрес 25 марта (в 313 г. так же писал и известный западный писатель Лактанций, долго живший на христианском Востоке). Их стремление отнести «первую пасху»— «воскресение Христово» на 25 марта станет понятным, если вспомнить, что тогда уже сформировались взгляды, будто в этот день, 25 марта, был «создан» мир, что в этот же день было и «благовещение». Потому-то пасху, приходящуюся на 25 марта, назвали кириопасхой — «пасхой Господьственной», подчеркивая тем самым это тройное совпадение. Далее мы увидим, что Дионисий Малый, вводя летосчисление в нашей эре, как раз и отнес «первую пасху» на 25 марта. Одна из сект христиан в III—IV вв. постоянно отмечала пасху 25 марта независимо от того, на какой день она приходилась.

Серьезная причина споров о дате пасхи имеется и в текстах евангелий. Так, первые три евангелиста (Матфей, Марк и Лука) почти одними и теми же словами утверждают, что Христос вместе со своими учениками «вкушал законную пасху», которую евреи готовили вечером 14 Нисана. Отсюда следовало, что он был распят 15, а «воскрес 17 Нисана». Но четвертый евангелист Иоанн совершенно определенно говорит о «тайной вечери» 13 (т. е. в ночь с 13 на 14)г Нисана, о смерти Христа в канун еврейской пасхи — 14 Нисана и его воскресении 16 Нисана.

На протяжении почти 20 веков было сделано много попыток согласовать это разительное противоречие в свидетельствах евангелистов, однако все они заканчивались неудачей. И все же сегодня его нельзя рассматривать как доказательство мифотворчества евангелистов в делом. В 1875 г. профессор Петербургской духовной академии Д. Хвольсон обратил внимание на то, что в канун еврейской пасхи на территории Иерусалимского храма «закалали» несколько тысяч агнцев (Иосиф Флавий говорил даже о 256 500 — числе явно преувеличенном). Само же приготовление «пасхального агнца» занимало еще два-три часа. Но, как уже отмечалось, Библия запрещает евреям готовить пищу в субботний день, начинавшийся фактически в пятницу после захода Солнца. И если еврейская пасха приходилась на субботу (а именно такое случилось в год смерти Христа), то, как полагает Д. Хвольсон, пасхальные жертвы приносились в четверг вечером, самую же пасху можно было вкушать как в ночь с четверга на пятницу, так и с пятницы на субботу.

Это предположение Д. Хвольсона не имеет четкого подтверждения, так как после разрушения Титом в 70 г. н. э. Иерусалимского храма жертвы больше не приносились, а многие обычаи постепенно забывались. Конечно, существует Талмуд, и там случай «пасха в субботу» предусмотрен: если пасха приходится в субботу, то сначала в 6 1/2 часов (12 часов 30 минут дня по нашему счислению) закалается и в 71/2 часов приносится ежедневная вечерняя жертва, после этого производится заклание пасхальной жертвы. Далее говорится совершенно определенно, что «если -заклание пасхи осуществлено до полудня, то она негодна». И еще: «13 Нисана резать нельзя, и 14 утром резать нельзя». Однако вся талмудистская литература в значительной степени создавалась и редактировалась много позже — в III—V вв. н. э. Поэтому опровержения гипотезы Д. Хвольсона на ее основе выглядят неубедительно.

Но во II—IV вв. н. э. упомянутое расхождение между евангелистами привело к тому, что на христианском западе не допускали празднования пасхи раньше чем 16 Нисана, тогда как на Востоке считали, что ее можно назначать и на 15 Нисана. Из-за этого пасху в Риме довольно часто праздновали неделей позже, чем в остальных церквах.

Решения о Пасхе. Подлинный текст Никейского постановления не сохранился. Его не было в архиве Константинопольской церкви уже в начале V в. В качестве официального документа имеется лишь послание императора Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на соборе. В этом послании утверждается, что собору «показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев...», потому что они «вместо надлежащего исправления, в одном и том же году совершают пасху два раза». Здесь имелось в виду следующее: если по еврейскому календарю 14 Нисана пришлось сразу после весеннего равноденствия, а следующий календарный год имеет 12 лунных месяцев, то очередное 14 Нисана наступит уже перед весенним равноденствием. Это и создает иллюзию о праздновании пасхи «два раза в году». Например, непосредственно перед Никейским собором в 321 г. еврейская пасха приходилась на 30 марта, в 322 г.— на 20 марта, в 323 г.— на 7 апреля. Таким образом, между равноденствиями (21 марта!) 321 и 322 гг. пасха отмечалась два раза, тогда как между равноденствиями 322 и 323 гг.— ни разу. Такое событие повторялось вплоть до конца V в. н. э. каждые 19 лет. В этом послании также читаем: «Общим мнением признано за благо — всем христианам, в какой бы стране они ни жили, совершать спасительный праздник в один и тот же день».

И все же вопрос о том, когда именно было сформулировано правило празднования пасхи только после весеннего равноденствия, остается открытым.

В XIV в. о правиле празднования пасхи византийский монах Матфей Властарь говорил так: «Относительно нашей пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое — мы должны праздновать пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать ее вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое—после полнолуния не иначе как в первый день седмицы».

Анализ этих правил показывает, что лишь первое из них со всей определенностью установлено «отцами церкви». Второе же в IV — VIII вв. понималось лишь в смысле «не праздновать пасху до весеннего равноденствия» и в другие кроме воскресенья дни, как это бывает у евреев. Достаточно вспомнить, что Александрийская церковь уже в ближайшие годы после Никейского собора — в 343, 347, 367, 370, 374, 394 гг. — отмечала пасху в один день с евреями. Такие совпадения прекратились после 783 (!) г. лишь потому, что принятый для расчетов христианской пасхи метонов цикл менее точен, чем еврейский календарь.

Далеко не сразу осуществилось и второе пожелание Никейского собора — чтобы все христиане совершали «спасительный праздник в один и тот же день». Например, даже в V—VI вв.— в 475, 495, 496, 516 гг. — в Риме пасха отмечалась неделей позже, чем в восточных церквах. Частично это было связано с расхождением циклов — 84-летнего и 19-летнего. Но в 457 г. епископ Викторий Аквитанский по поручению папы Льва Великого составил пасхальную таблицу на целых 532 г. уже на основании 19-летнего цикла, а расхождения всё оставались: они были обусловлены тем, что Западная церковь все еще не соглашалась назначать пасху на 15 Нисана. И лишь в пасхалии, составленной Дионисием Малым, воскресенье 15 Нисана уже считалось пасхальным днем.

В заключение отметим, что в III в. сама методика расчета дат пасхи уже была надежно разработана. Главным было —на основе 19-летнего цикла составить таблицу весенних полнолуний. После этого в каждом конкретном году устанавливалось число месяца, на которое приходится первое после этого полнолуния воскресенье. Для этого использовали 28-летний солнечный цикл.

Итак, начиная с IV в. н. э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем, а важнейший из них — пасху (и сопутствующий ей цикл постов и «переходных» праздников) — с лунно-солнечным календарем. Но и та и другая системы счета времени оказались неточными. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Обновлено: 2019-07-09 23:30:27