Дамоклов меч реформы календаря
Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня. Поэтому каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.
На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.
Какие же существуют проекты календаря?
Проекты календарей. Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13-месячный календарь или 12-месячный. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798—1857). В этом календаре каждый месяц имеет 28 дней и состоит из четырех недель, каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.
Однако 13-месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 г. французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных — по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня (табл.).
Таблица. Всемирный календарь
Дни недели |
Январь Апрель Июль Октябрь |
Февраль
Май Август Ноябрь |
Март Июнь Сентябрь Декабрь |
Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота |
1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 — 5 12 19 26 — 6 13 20 27 — 7 14 21 28 — |
— 5 12 19 26 — 6 13 20 27 — 7 14 21 28 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 — 4 11 18 25 — |
— 3 10 17 24 —4 11 18 25 — 5 12 19 23 — 6 13 20 27 —7 14 21 28 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 * ** |
* День високосного года после 30 июня. ** День мира и дружбы народов — ежегодный Международный праздник после 30 декабря.
Вводить же календарь Армелина удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.
Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея ООН все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. В настоящее же время эта деятельность под эгидой ООН вообще прекратилась.
Позиция церкви. С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Это обстоятельство и беспокоит некоторых представителей религиозных культов. Ведь хотя мусульмане празднуют пятницу, евреи — субботу, а христиане воскресенье, у всех имеется общее — определенные циклы праздников и постов, тесно связанных с днями недели, с их непрерывным счетом «на рубеже» двух смежных годов.
Уместно отметить, что отношение христианской церкви к возможной реформе календаря постепенно меняется. Так, Второй Ватиканский собор 4 декабря 1963 г. большинством в 2057 голосов против 4 заявил следующее: «1. Собор не возражает против установления дня Пасхи в какой-нибудь определенный воскресный день по григорианскому календарю... 2. Собор также не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь». Правда, далее разъясняется, что церковь не возражает только против таких вечных календарей, «которые сохраняют и защищают семидневную неделю с воскресным днем, не вводя никаких дней помимо седмиц, так что последовательность седмиц не нарушается, разве только неожиданно появятся весьма основательные причины, о которых апостольский престол должен будет иметь суждение».
Да, силен этот своеобразный гипноз «астрологического обломка», которым является семидневная неделя! Нужно мужество, которое и проявили члены французского Национального конвента в 1793 г., их решительность, чтобы раз и навсегда разорвать это непрерывное течение недель через годы и столетия...
Конечно, если Генеральная Ассамблея ООН примет по вопросу о календарной реформе положительное решение, то церковь, по-видимому, вынуждена будет смириться с этим. Именно в предвидении такой ситуации на страницах церковной прессы сейчас активно обсуждается вопрос: что же решал и к чему не обязывал Никейский собор в вопросе о праздновании пасхи. Как видно, ведущие представители русской православной церкви согласны в том, что об обязательном праздновании пасхи в первое после весеннего полнолуния воскресенье ни на одном из церковных соборов речи не было. По словам профессора Ленинградской духовной академии Л. Воронова «...Никейский собор не ввел... во всеобщее, непременное и вечное употребление какую-либо строго определенную пасхалию как унифицированную систему расчетов и определения дня празднования Пасхи», поскольку «сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как «вечная и неисходная». И еще: «Утверждение Властаря, будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно». Это уже слова другого специалиста по календарной проблеме профессора Московской духовной академии Д. П. Огицкого, который (впрочем, он имеет много предшественников в XIV—XIX вв.) предложил фиксировать праздник пасхи на воскресенье, приходящееся в сроки с 12 по 18 апреля н. ст. Уместно поэтому обратить внимание на следующее: в календаре Армелина февраль будет иметь не 28, а 30 дней. А это значит, что дата весеннего равноденствия передвинется на 18—19 марта, так что воскресенье 15 апреля может оказаться вполне приемлемым днем для фиксации дня пасхи в этом Всемирном календаре, и не исключено, что противодействие церкви введению нового календаря вскоре могло бы прекратиться.
В заключение отметим, что несколько лет назад в нашей стране Всесоюзное астрономо-геодезическое общество предприняло специальное изучение вопроса о календарной реформе. В итоге было отмечено, что с точки зрения государственных органов реформа действующего календаря не представляется актуальной проблемой. Поэтому наши научные и научно-популярные журналы не занимаются публикацией новых проектов всемирных и национальных календарей, а астрономо-геодезическое общество их не рецензирует и не обсуждает,