Дамоклов меч реформы календаря

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня. Поэтому каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.

На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

Какие же существуют проекты календаря?

Проекты календарей. Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13-месячный календарь или 12-месячный. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798—1857). В этом календаре каждый месяц имеет 28 дней и состоит из четырех недель, каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.

Однако 13-месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 г. французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных — по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня (табл.).

Таблица. Всемирный календарь

Дни недели Январь

Апрель

Июль

Октябрь

Февраль

Май

Август

Ноябрь

Март

Июнь

 Сентябрь

Декабрь

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 8 15 22 29

2 9 16 23 30

3 10 17 24 31

4 11 18 25 —

5 12 19 26 —

6 13 20 27 —

7 14 21 28 —

— 5 12 19 26

— 6 13 20 27

— 7 14 21 28

1 8 15 22 29

2 9 16 23 30

3 10 17 24 —

4 11 18 25 —

 

 

— 3 10 17 24

—4 11 18 25

— 5 12 19 23

— 6 13 20 27

—7 14 21 28

1 8 15 22 29

2 9 16 23 30

*

**

* День високосного года после 30 июня. ** День мира и дружбы народов — ежегодный Международный праздник после 30 декабря.

Вводить же календарь Армелина удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.

Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея ООН все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. В настоящее же время эта деятельность под эгидой ООН вообще прекратилась.

Позиция церкви. С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Это обстоятельство и беспокоит некоторых представителей религиозных культов. Ведь хотя мусульмане празднуют пятницу, евреи — субботу, а христиане воскресенье, у всех имеется общее — определенные циклы праздников и постов, тесно связанных с днями недели, с их непрерывным счетом «на рубеже» двух смежных годов.

Уместно отметить, что отношение христианской церкви к возможной реформе календаря постепенно меняется. Так, Второй Ватиканский собор 4 декабря 1963 г. большинством в 2057 голосов против 4 заявил следующее: «1. Собор не возражает против установления дня Пасхи в какой-нибудь определенный воскресный день по григорианскому календарю... 2. Собор также не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь». Правда, далее разъясняется, что церковь не возражает только против таких вечных календарей, «которые сохраняют и защищают семидневную неделю с воскресным днем, не вводя никаких дней помимо седмиц, так что последовательность седмиц не нарушается, разве только неожиданно появятся весьма основательные причины, о которых апостольский престол должен будет иметь суждение».

Да, силен этот своеобразный гипноз «астрологического обломка», которым является семидневная неделя! Нужно мужество, которое и проявили члены французского Национального конвента в 1793 г., их решительность, чтобы раз и навсегда разорвать это непрерывное течение недель через годы и столетия...

Конечно, если Генеральная Ассамблея ООН примет по вопросу о календарной реформе положительное решение, то церковь, по-видимому, вынуждена будет смириться с этим. Именно в предвидении такой ситуации на страницах церковной прессы сейчас активно обсуждается вопрос: что же решал и к чему не обязывал Никейский собор в вопросе о праздновании пасхи. Как видно, ведущие представители русской православной церкви согласны в том, что об обязательном праздновании пасхи в первое после весеннего полнолуния воскресенье ни на одном из церковных соборов речи не было. По словам профессора Ленинградской духовной академии Л. Воронова «...Никейский собор не ввел... во всеобщее, непременное и вечное употребление какую-либо строго определенную пасхалию как унифицированную систему расчетов и определения дня празднования Пасхи», поскольку «сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как «вечная и неисходная». И еще: «Утверждение Властаря, будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно». Это уже слова другого специалиста по календарной проблеме профессора Московской духовной академии Д. П. Огицкого, который (впрочем, он имеет много предшественников в XIV—XIX вв.) предложил фиксировать праздник пасхи на воскресенье, приходящееся в сроки с 12 по 18 апреля н. ст. Уместно поэтому обратить внимание на следующее: в календаре Армелина февраль будет иметь не 28, а 30 дней. А это значит, что дата весеннего равноденствия передвинется на 18—19 марта, так что воскресенье 15 апреля может оказаться вполне приемлемым днем для фиксации дня пасхи в этом Всемирном календаре, и не исключено, что противодействие церкви введению нового календаря вскоре могло бы прекратиться.

В заключение отметим, что несколько лет назад в нашей стране Всесоюзное астрономо-геодезическое общество предприняло специальное изучение вопроса о календарной реформе. В итоге было отмечено, что с точки зрения государственных органов реформа действующего календаря не представляется актуальной проблемой. Поэтому наши научные и научно-популярные журналы не занимаются публикацией новых проектов всемирных и национальных календарей, а астрономо-геодезическое общество их не рецензирует и не обсуждает,

Обновлено: 2019-07-09 23:30:20