Не запрещать, а просвещать

Категория: Взаимоотношения в семье. Исследования, опыт

Человек становится человеком только благодаря воспитанию.

И. Кант

Надолго в памяти остался этот случай. Приемная родильного отделения; скорая помощь доставляет сюда роженицу. Из-под девичьей челки глядят на врачей полные страха, боли и отчаяния глаза. Не отходит от больничной кушетки и сопровождающая дочь, вся в слезах, невысокого роста полноватая женщина лет 40. Роды начались, преждевременно. Медики предупредили: вполне возможны самые непредсказуемые последствия. Но беда пришла в эту семью еще раньше: будущей маме нет и семнадцати.

К сожалению, факты такие не единичны. Число обращений в медицинские учреждения по поводу прерывания беременности среди несовершеннолетних в наши дни не уменьшается. Нередко беременность тщательно скрывается, школьницы в пятнадцать, шестнадцать лет продолжают ходить в школу, на занятия в ПТУ, пока не случается то, о чем вы только что узнали.

Что и говорить, долгие годы половое воспитание подрастающего поколения в нашей стране было отдано на откуп улице. Ханжеские представления о приличии предписывали замалчивать все, что касается взаимоотношений мужчины и женщины. Считалось, что залог нравственности — полное неведение, а потому ни дома, ни в школе, ни в телепередачах подростки не получали интересующей их информации. Но с акселерацией не поспоришь, ученые утверждают, что половая зрелость наступает нынче у молодых гораздо раньше, чем у их сверстников 30— 40 лет назад. Недоступность же информации создает ажиотаж вокруг проблемы. Не случайно подростки интересуются преимущественно эротической стороной секса. А откуда они черпают информацию? Из рассказов бывалых, анекдотов, порнографических видеофильмов. "Так важная сфера жизни человека представляется юным в искаженном свете. Нездоровый интерес порождает феномен «запретного плода» и желание его «вкусить».

Нравственный облик людей, их человечность в огромной степени зависит от того, как происходит воспитание в семье — одной из главных ячеек общества. Ведь в семье начинается воспитание будущих отца и матери. От того, как родители сумеют заложить в душу своего ребенка основы нравственности, насколько настойчиво они с раннего детства будут прививать уважение к девушке, женщине, зависит гармония в будущем супружестве.

Многие родители считают половое воспитание собственных детей делом чрезвычайно щепетильным. Результаты соответствующих исследований позволяют судить о том, что именно это обстоятельство ведет к тому, что папы и мамы стремятся уклониться от выполнения этой задачи, уйти от нее. Тот факт, что половое воспитание в семьях все еще нельзя считать удовлетворительным, можно объяснить тем, что от родителей требуют говорить с детьми о том, о чем с ними самими не говорили, когда они были детьми. Лишь немногие родителя готовят детей к возникновению полового влечения и к установлению взаимоотношений с противоположным полом. Большинство родителей не могут проводить откровенные беседы с детьми по вопросам пола только потому, что они не владеют необходимой терминологией. Но даже в тех случаях, когда они знают названия половых органов, им с трудом удается их выговаривать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родителя имели возможность свободно беседовать по вопросам пола, искали бы эти возможности и пользовались ими.

Если же воспитатель не сумеет преодолеть ложного стыда перед половым воспитанием, то он окажется в большом долгу у собственных детей. И ему не нужно будет удивляться, если его ребенок потерпит неудачу в таких областях, как любовь, половые отношения, брак.

Половое воспитание — часть процесса воспитания в целом. Очень хорошо об этом сказал А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Половое воспитание требует той же последовательности и устремленности, что и другие аспекты воспитания. Только в этом случае оно будет успешным.

Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества. Начинаясь с опозданием, оно является по существу перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу ребенку, помогая ему в разрешении многих вопросов и ставит своей задачей формирование гармонической личности.

Уже с младенчества ребенку знакомы радость, любовь, гнев, любопытство.

Замечено, что дети, лишенные в раннем детстве эмоционального контакта с матерью, в последующем не умеют общаться со сверстниками, бывают агрессивными, жестокими, неразборчивыми в выборе товарищей, у них часто снижена способность к фантазированию, что всегда сказывается в последующем на особенностях сексуального влечения. Ребенок, не испытавший нежных материнских прикосновений, воспитанный в спартанской изоляции от всего «плотского», став взрослым, может оказаться сухим и холодным в общении с близкими, неумелым и грубым в минуты интимной близости.

Роль отца в воспитании детей в настоящее время имеет свои специфические особенности. Миссия отцовства приобретает все большую социальную важность по мере того, как в современной семье муж превращается из ее главы в партнера жены и берет на себя часть забот по воспитанию детей. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом, мальчики в последующем часто не умеют выполнять свои отцовские обязанности. Воспитываясь без отца, мальчики либо усваивают «женский» тип Поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении. Воспитанные без отцов, девочки менее успешно формируют представление о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, то есть исполнять роль жены и матери.

В основном дошкольное половое воспитание сосредоточено на привитии гигиенических навыков, организации рационального питания, отказе от сказочных разъяснений о рождении человека.

Режимно-гигиенические рекомендации в этом возрасте заключаются в закаливании, избегании излишнего укутывания, которое наносит вред, не только снижая сопротивляемость организма, но создавая условия для раздражения половых органов (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание благодаря переполнению кровью тазовых органов может приводить к напряжению в них и ранней сексуальной стимуляции. Некоторые родители, чрезмерно ласковые в силу особенностей своей личности, постоянно держат ребенка на руках, ласкают его, целуют в разные места, кладут с собой в постель. Эта сверхласковость также порождает раннее проявление полового чувства. Постель не должна быть слишком мягкой и теплой. В ночной одежде предпочтителен свободный покрой — это особенно касается мальчиков, тесные трусики у которых вызывают раздражение гениталий.

В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один вопрос не оставят без ответа.

Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере появления к ним интереса. Родители не должны подавлять пробуждение и развитие детской любознательности. Не следует превращать ответы в пространные лекции. Они должны быть краткими, правдивыми, без лишней детализации. Здесь уместен известный афоризм, согласно которому нужно говорить только правду, но не всегда всю правду.

Большинство считает, что половое воспитание надо начинать в период полового созревания, но это не так. Этот процесс необходимо начинать сразу после рождения ребенка и продолжать до тех пор, пока не закончится психосексуальное развитие. Родители первыми начинают половое воспитание, так как первые вопросы дети задают им. Ведь они спрашивают обо все, что им интересно. Одним из первых вопросов детей, как правило, бывает: «Откуда берутся дети?» Очень часто родители рассказывают сказки про аиста, так как им, в свою очередь, рассказывали то же. Однако искусство воспитателя состоит в том, чтобы в доступной для детского восприятия форме говорить детям правду. А. Г. Хрипкова рекомендует, например, такие ответы на детские вопросы о происхождении детей.

«Дети развиваются в животе матери. Им там тепло, там они имеют надежную защиту. Когда они становятся больше, умеют самостоятельно дышать и пить, тогда они появляются на свет. Матери в этот период нужно оказывать помощь, потому что рост ребенка у нее в теле ее очень утомляет».

— Откуда берутся дети в животе у матери?

«Ребенок зарождается из очень маленького, совсем крошечного яйца, которое есть в организме матери, при оплодотворении сперматозоидом мужчины. Для того чтобы он попал в организм матери, нужно член ввести во влагалище. Такой процесс, совершаемый двумя любящими друг друга людьми, называется половым актом. Однако не при каждом половом акте происходит оплодотворение яйца. Лишь иногда сперматозоиды попадают в матку и оплодотворяют яйцо, из которого путем многочисленного деления клеток формируется ребенок».

Дети не ждут от взрослых слишком подробных ответов, так как по уровню своего развития они к ним еще не готовы.

Возраст 9—10 лет — это период подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Класс разбивается на два лагеря: мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литературой и подражают героям-рыцарям. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение домашнего хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе.

Борьбу за семью, ее планирование, укрепление нужно начинать в школе. Проявляющееся в этом возрасте чувство красоты создает благоприятные возможности для формирования психики мальчика и девочки. Очень важно помочь им видеть красивое в жизни, в том числе в человеке противоположного пола. Следует попытаться показать ребенку благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения: позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику. Дружба мальчика и девочки за редким исключением настораживает взрослых и побуждает их к вмешательству, ограничению. Однако воспитатели забывают часто о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием несостоятельны.

И учителям, и родителям надо иметь в виду, что современная семья претерпевает существенные изменения. Гарантия законом равноправия мужчины и женщины еще не гарантирует равноправия в конкретных отношениях конкретных лиц. Кроме производственной занятости, женщина в гораздо большей степени, чем мужчина, загружена домашним хозяйством. В современной семье, где все взрослые работают, происходит некоторое ослабление семейных связей, семья нередко собирается вместе лишь за ужином и перед телевизором, который снижает семейные контакты и преждевременно вводит детей в мир взрослых.

Отрочество — время завершения оформления той схемы поведения, которая будет существенно влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Познавая себя, подросток приходит к формированию идеального образа своего «я» и стремится ему соответствовать. Тем самым он вступает в период самовоспитания, которое во все большей мере становится призмой, преломляющей внешние воспитательные влияния.

Алкоголь, табак и другие наркотические вещества составляют предмет искушения, мимо которого может пройти не каждый подросток. У подростка быстрее, чем у взрослых, формируется неодолимое влечение к наркотизации. Среди причин, побуждающих к алкогольной наркотизации, значительное место занимают проблемы общения и сексуальности. Сигарета становится пропуском в компанию сверстников или старших. Употребление алкоголя помогает преодолеть барьер застенчивости и стыдливости, стимулирует и раскрепощает эротичность. Порой это заходит далеко, может создать прямую угрозу психическому и физическому здоровью.

Участие в судебно-медицинских экспертизах по уголовным делам среди несовершеннолетних позволяет сделать неутешительный вывод: число случаев тяжких насильственных преступлений со стороны подростков увеличивается. Анализ показывает, что участники их в большинстве своем — юноши, достигшие половой зрелости, однако есть и такие, которые ввиду задержки своего: сексуального развития не смогли совершить данное преступление, но также принимали в нем участие и несут за это ответственность, так как являлись членами группы или шли за компанию. Причем большинство преступлений совершается без физического насилия. Как правило, девочки с удовольствием идут слушать музыку, пить чай, а то и просто любопытства ради. Нередки случаи, когда (Легкомысленное поведение, распущенность приводят к венерическим заболеваниям. И если раньше венерическими заболеваниями болели преимущественно люди в возрасте от 25 до 35 лет, то сейчас регистрируются больные в 17, 18, а то и в 15 лет. Некоторые из них — без определённых занятий, но есть и работающие, студенты вузов, техникумов и даже учащиеся средних школ.

Следует учитывать, что половое воспитание не должно сводиться только к освещению физиологических и сексуальных отношений полов. Так, год назад в одном из профтехучилищ преподавателем была проведена беседа о сексуальных проявлениях юноши. Получив определенную информацию, двое юношей в этот же вечер изнасиловали несовершеннолетнюю.

Половое воспитание — это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Так, информация для 14-летних крайне отличается от предназначенной 18-летним.

Необходимо помнить, что подросток требует не столько самостоятельности — она его часто даже пугает, — сколько признания права на самостоятельность. Отказ подростку в праве на самостоятельность, несамостоятельное определение круга общения расценивается подростком как пренебрежение его интересами и может приводить к затяжным, тяжелым конфликтам.

Есть мощное средство профилактики негативных явлений в подростковой среде — текущий семейный контроль. Но контролировать — значит не администрировать, не запрещать, а держать руку на пульсе, вызывать ребенка на откровенность, быть в курсе всех его дел, в том числе и в вопросах секса.

Неуважение, оскорбительные подозрения, высказанные взрослым в адрес объекта симпатии подростка, даже если они вызывают у него резкий протест и как будто отвергаются им, могут сказаться на его дальнейшей жизни и значительно осложнить отношения с людьми. Не менее вредно слишком серьезное отношение взрослых, когда объект первой влюбленности подростка рассматривается ими как завтрашний муж или жена. Подросток к такой перспективе не готов. Она лишает первую влюбленность свойственного ей целомудренного очарования. Одних подростков это может толкнуть на ускорение генитальных контактов, других — заставить стыдиться того, что составляет счастье и смысл этого периода жизни.

Даже если взрослые считают чувствительность подростка излишней или возникающие отклонения нежелательными, они должны в первую очередь проявить уважение к существующим отношениям и чувствам, а уж потом пытаться разумно влиять на них. Здесь важны на столько специальные приемы воспитания, сколько следование основным законам человеческого общения — пониманию, доверию, такту.

Ошибкой взрослых является стремление обеспечить подростку бесконфликтное существование, избавить его от столкновения с жизнью. Результатом является отсутствие нравственной устойчивости, когда первое же соприкосновение с жизнью вызывает отчаяние, пессимизм, неверие в себя и людей.

У многих родителей возникает доминирующая тенденция оградить ребенка от всякой информации, связанной с полом, побуждающая устанавливать строжайшую цензуру в  чтении, знакомстве с искусством. Но беда состоит не в литературе и живописи, а в воспитании, когда сексуальное любопытство подростка принимает нездоровые, гипертрофированные формы. Его следует готовить к полному, многогранному и обогащающему личность восприятию художественного произведения, в котором отношения полов занимают свое определенное место. Домашнее обсуждение обеспечивает родителям возможность ориентации в восприятии ребенком именно человеческого, нравственного аспекта содержания произведения.

Нередко со вступлением в подростковый возраст дети пренебрегают гигиеной тела. Отчасти это связано с уменьшением повиновения и увеличением тенденции к самостоятельности. Не следует скрывать от подростка, что дурной запах грязного тела, неприятный вид вызывают отрицательные реакции даже у любящих его людей. Девочки должны получить все необходимые разъяснения по менструальной гигиене и соблюдать ее самостоятельно. Необходимо дать почувствовать подростку, что его опрятность увеличивает расположение к нему, способствует упрочению эмоциональных контактов.

Подросток должен видеть в воспитателе человека со своими достоинствами и недостатками, убеждающего всем своим опытом, что единственный путь настоящего человека — самосовершенствование.

Далеко не все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье, считая это делом далекого будущего и не имеющим никакой практической ценности. Но надо бы помнить, что к предпосылкам успешного брака относятся в первую очередь личные качества, не передающиеся по наследству и не падающие с неба в момент вступления в брак. Они всегда представляют собой итог длительного, последовательного воспитательного процесса, цель которого — всестороннее развитие личности. Брак необходимо воспринимать как задачу, умело выполнять которую может лишь тот, кто знает, из чего складывается брак, как строить семейные отношения, какую ответственность он налагает на каждого, кто хочет создать действительно хорошую семью. Знание и умение, ежедневно требуемые от каждого супруга, не приходят сами по себе. Необходимо воспитывать у детей соответствующие черты характера, чтобы они могли преодолеть любые трудности. Надо развивать у детей тактичность, склонность проникать в душевное состояние другого человека, стремление открывать в нем положительные качества.

Проблема, связанная с половым воспитанием, не может быть решена только врачом, ведь она базируется на стыке многих наук: психологии, психиатрии, сексологии и сексопатологии, социологии, этики и др.

Роль врача может быть определена как роль консультанта, передающего родителям и широкому кругу специалистов, работающих с подростками, научно обоснованные сведения о психогигиенических и психопрофилактических аспектах физиологии и психологии пола в динамике развития, а также формирующего у них адекватное отношение к этим сведениям, целям, задачам и принципам полового воспитания подрастающего поколения.

Задачей сексуального воспитания является формирование у подростка правильного отношения к собственной сексуальности, к сексуальному влечению к представителю противоположного пола и чувства ответственности перед обществом за последствия своих интимных связей. Говоря о сексуальном воспитании, мы имеем в виду не столько стремление оградить мальчиков и девочек о? негативных явлений, сколько необходимость привести их к серьезным размышлениям о проблемах любви и интимных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.  В идеале нам нужна государственная программа полевого воспитания. Ведь существуют же такие программы в других странах. В Польше, например, мальчики и девочки узнают об особенностях физиологии полов, личной гигиене, межличностных отношениях еще в начальной школе. Еще до того, как у них пробудился сексуальный интерес, они оказываются подготовленными к взрослой жизни. Конечно, никакие лекционные занятия и учебные пособия не заменят полностью доверительного разговора дочери с матерью, отца — с сыном.

Заниматься половым воспитанием должны как школа, так и родители, объединившись вместе, только тогда может быть достигнут нужный результат.

Цель полового просвещения — формирование сексуального сознания и поведения людей, способных подчинить свои сексуальные потребности моральным нормам поведения в обществе.