Программа равновесия для детей от 4 месяцев и старше

Эти упражнения, как и предшествующая программа, рассчитаны на пассивное поведение ребенка. Все, что нужно, делают родители, самому ребенку остается лишь наслаждаться их действиями. Но этот комплекс упражнений уже требует большей ловкости, поскольку интенсивность исполнения возрастает.

Перед началом упражнений позаботьтесь о безопасности. Все требования к безопасности, о которых речь шла раньше, не только остаются в силе, но на данном этапе требуют от вас большей бдительности.

Освободите как можно больше места. Ничто не должно мешать ни вашей ходьбе, ни «полетам» вашего ребенка.

Особенно важно позаботиться о безопасности шеи, поэтому Глен Доман рекомендует использовать специальный шейны воротник. Купить такой воротник можно в специализированных ортопедических магазинах или сделать самостоятельно.

Для этого возьмите кусок поролона размером примерно 6,5 см2, обшейте его несколькими слоями мягкой ткани. С внутренней стороны на одном конце воротника и с наружной на другом конце пришейте застежку-ли-пучку. Ваш воротник готов!

Рекомендуется надевать этот воротник на ребенка перед выполнением любых упражнений.

В качестве шейного воротника подходит и мягкое, свернутое несколько раз, полотенце, свободно повязанное вокруг шеи. Это может быть и толстый воротник от вязаного свитера, если он сделан из неколючей шерсти.

Выполняя упражнения этой программы, будьте предельно осторожны и внимательны, начинайте постепенно, объясняйте ребенку, что вы делаете и останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет.

В начале каждого нового упражнения продемонстрируйте свой энтузиазм, чтобы вселить уверенность в ребенка. Начинайте постепенно, с нескольких секунд, а потом понемногу удлиняйте продолжительность и ускоряйте вращение.

Знакомые упражнения можно выполнять с большей скоростью и интенсивностью. Не делайте тех упражнений, с которыми вы сами еще не освоились. Ребенок почувствует вашу неуверенность и не получит никакого удовольствия. Не говорите о своем беспокойстве в присутствии ребенка. Лучше просто откажитесь от выполнения упражнения. Помните, что маленькие дети очень чувствительны к малейшим оттенкам вашего настроения!

Выполняем упражнения

Упражнение 1. Горизонтальное верчение

Ничком. Положите ребенка животом себе на плечо и покружитесь, но только осторожно, чтобы у вас не закружилась голова и вы не потеряли равновесия. Потом повертитесь в обратном направлении.

Левый бок. Повторите это кружение, но на этот раз положите ребенка левым боком на свое правое плечо так, чтобы его живот находился у вашей шеи. Повертитесь как по часовой стрелке, так и против.

Правый бок. Повторите это верчение, но на этот раз положите ребенка правым боком на свое левое плечо. Повертитесь как по часовой стрелке, так и против.

Упражнение 2. Покачивание

Покачивания, которые вы совершали ранее, подготовили ребенка к более сложному варианту.

Покачивание в положении навзничь. Возьмите лежащего навзничь ребенка за запястья, а ваш супруг пусть возьмет его за лодыжки. Поднимите его с пола и начните покачивать, как будто он находится в колыбели. Это упражнение — одно из самых стимулирующих, поэтому выполнять его надо интенсивнее, чем качание в обычной колыбели или гамаке.

Упражнение 3. Горизонтальное вращение

При выполнении программы равновесия для новорожденных горизонтальное вращение вы проводили на одеяльце. Это упражнение понравится вашему ребенку еще больше, когда будет выполняться в воздухе.

1. Обычное вращение. Левой рукой возьмите ребенка за левое запястье, а правой — за левую лодыжку. Ребенок при этом должен лежать ничком. Поднимите его и осторожно покрутите против часовой стрелки.

Потом смените положение — возьмите его правой рукой за правое запястье, а левой рукой — за правую лодыжку и покрутите по часовой стрелке.

Убедитесь, что одежда ребенка не будет мешать выполнению упражнений. Когда будете поддерживать малыша, не держите его за ботиночки, пинетки или носочки — они могут слететь. Страховать малыша нужно только за обнаженные лодыжки.

Внимание! Не делайте упражнение, если у вас нет абсолютной уверенности в его безопасном выполнении.

Чем больше скорость вращения, тем горизонтальнее будет летать ваш ребенок. В обоих случаях вы можете сменить направление вращения, так, что ребенок будет летать «ногами вперед».

2. Вращение в положении навзничь. В начальном положении ребенок должен находиться лицом в противоположную сторону от вас. Правой рукой вы беретесь за его левое запястье, левой — за левую лодыжку. После этого начинайте осторожно вращать малыша по часовой стрелке. Если он не испугается быстрого вращения, то вскоре «всплывет» в положение навзничь.

Затем вы меняете направление вращения и он начинает летать ногами вперед. После этого вы беретесь левой рукой за его правое запястье, а правой — за его правую лодыжку и начинаете вращать против часовой стрелки. Потом меняете направление — и ребенок летает ногами вперед.

3. Вращение в положении ничком. Повернув ребенка лицом к себе, возьмите за его запястья и начните вращать на прямых руках.

Вращать можно как по часовой стрелке, так и против.

Упражнение 4. Горизонтальное подбрасывание

Когда вы держали новорожденного и подбрасывали его вверх-вниз, это была «тренировка», готовящая к данному упражнению. Теперь он стал уже таким большим, что для этого нужны мама и папа. Итак, ребенок лежит навзничь, лицом к вам. Мать берет его за правое запястье и правую лодыжку, отец — за левые. После этого начинайте раскачивать его как на качелях.

Упражнение 5. Ускорение

Это упражнение чаще любят выполнять с малышами папы.

Если малыш пуглив, выполняйте упражнение медленно и очень осторожно. Если малышу не нравится, он возражает — прекратите занятие.

Поверните ребенка лицом к себе и возьмите под мышки. А теперь начните подбрасывать его в воздух и ловить. Будьте очень осторожны!

Благодаря ему ребенок очень живо ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки.

Упражнение 6. Вертикальное покачивание головой вниз

Переходя к этому упражнению, необходимо отметить то обстоятельство, что родители иногда испытывают страх от одной мысли о том, что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение, столь непривычное для большинства взрослых, хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальном протекании беременности в течение четырех последних недель ребенок занимает именно такое положение.

В предыдущей программе, рассчитанной на новорожденных, вы подбрасывали ребенка вверх-вниз. Это и было своего рода подготовкой к данному упражнению.

Чтобы выполнить упражнение правильно, положите малыша спиной на ковер. Встаньте, нагнитесь и, крепко взяв его за лодыжки, поднимите. Он должен находиться лицом к вам. Когда вы займете удобное положение, начните осторожно, как маятник, покачивать его из сторо

ны в сторону. Можно покачивать и взад-вперед, расставив ноги пошире.

Когда вы снова опустите ребенка на пол, будьте внимательны и опускайте его именно на спину, а не на живот. Эта предосторожность необходима, чтобы избежать травмы шеи, чему должен способствовать и защитный шейный воротник, речь о котором шла выше.

Внимание! Многие современные педиатры и невропатологи не рекомендуют это упражнение, особенно если у малыша наблюдается гиперактивность или внутричерепное давление. Посоветуйтесь со специалистом! Если вы не уверены, в чем-то сомневаетесь, лучше откажитесь от занятий. Вашим основным правилом должно быть: «Не навреди!» Помните об этом, планируя свои занятия с малышом.

Итак, все выше перечисленные упражнения и составляют пассивную программу равновесия, при выполнении которой необходимо соблюдать следующие условия.

ЧАСТОТА ИНТЕНСИВНОСТЬ

Все упражнения выполняйте не менее одного раза в день.

Чтобы обеспечить безопасность выполнения каждого упражнения, особое внимание уделяйте интенсивности. Приступайте к выполнению медленно и осторожно. Быстрота может неблагоприятно отразиться на развитии тех областей мозга, которые отвечают за равновесие.

Начните с 30 секунд на каждое упражнение и придерживайтесь этой продолжительности 1-2 месяца, после чего постепенно увеличьте ее до одной минуты. Вся ежедневная программа не должна занимать у вас больше двадцати минут.

ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ

1. Вращайте ребенка достаточно быстро, чтобы он не ударялся о вас самих.

2. Вращайте быстро, но при этом сами сохраняйте равновесие. Останавливайтесь, если почувствуете, что у вас кружится голова.

3. Двигайтесь быстрее, но соблюдайте меру. Прочно держите своего ребенка, однако не настолько крепко, чтобы он ощутил неудобство.

4. Вращения и ускорения выполняйте быстро, чтобы ребенок испытал ощущение полета.

5. Всегда останавливайтесь раньше, чем этого захочет сам ребенок.

6. Останавливайтесь раньше, чем устанете сами.

Ваша цель — полностью подготовить ребенка к выполнению активной программы равновесия, которую он будет выполнять в дальнейшем.

К концу выполнения пассивной программы возрастает роль отца — ваш ребенок уже стал слишком большим и тяжелым, поэтому маме теперь не так легко и безопасно выполнять с малышом эти упражнения.

Обновлено: 2019-07-09 23:18:54