Психологические перемены

Категория: Половое созревание

 Застенчивость и обидчивость. В результате всех этих физических, физиологических и эмоциональных перемен подростки склонны обращать большее внимание на самих себя. Подросток становится застенчивее. Он может преувеличенно тревожиться из-за каких-нибудь своих недостатков. (Если у девочки веснушки, она считает, что выглядит «ужасно».) Незначительное отклонение в строении тела или его функциях убеждает подростка, что он не такой, как другие, что он урод. Он меняется так быстро, что не понимает, какой же он сейчас. Новое тело подчиняется ему не так охотно, как прежнее, и то же самое относится к новым чувствам. Когда его порицают, он легко обижается и испытывает боль. Сегодня он чувствует себя взрослым, гражданином мира и хочет, чтобы весь мир, включая семью, обращался с ним соответственно, а завтра — снова ребенком, нуждающимся в защите и заботе матери. Его могут беспокоить усиливающиеся сексуальные ощущения. Он отчетливо не представляет еще себе, что это такое и что с этим делать. Мальчики больше девочек склонны все романтизировать и тяжело переживают различные оттенки своих отношений с людьми. Но в этот период ребенок еще не готов продемонстрировать свои чувства по отношению к подростку противоположного пола. У мальчика может развиться восхищенное отношение к мужчине учителю. Девочка влюбляется в учительницу или литературную героиню. Частично это происходит потому, что раньше мальчики и девочки общались в основном с представителями своего пола, а противоположный пол считали естественным противником. И лишь постепенно этот антагонизм прекращается и барьеры рушатся. Вначале подросток, возможно, начинает мечтать романтически о голливудских кинозвездах. Со временем юноши и девушки из одной школы начинают думать друг о друге, но и тогда должно пройти какое-то время, прежде чем они проявят этот интерес.

 Требование большей свободы выражает страх перед свободой. Обычный подход к подросткам заключается в том, что родители не предоставляют им достаточной свободы. Для подростка, который быстро развивается, естественно настаивать на своих правах и требовать уважения своего достоинства, соответствующего его возрасту, и он постоянно напоминает родителям, что он уже не ребенок. Но родители не обязаны соглашаться со всеми его требованиями. Дело в том, что подросток боится своего взросления. Он очень неуверен в своих способностях стать таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы казаться. Но он никогда не сознается в своих сомнениях, особенно родителям и самому себе. Вместо того чтобы признать, что он боится свободы, он возмущенно решает, что его сдерживают родители.

 Подростки ценят разумные ограничения и правила. Учителя, психиатры и другие специалисты, работающие с подростками, часто слышат, как подростки говорят о своем желании, чтобы родители были с ними построже и более определенно говорили, что делать и чего не делать. Это не означает, что родители должны стать судьями своих детей. Родители должны поговорить с другими родителями и с учителями подростков, чтобы узнать, что принято в этом округе, и им обязательно нужно обсудить со своим сыном или дочерью правила разумного поведения. И в конце концов решить, что разрешено и что правильно, и придерживаться этого. Если решение разумно, подросток соглашается с ним с благодарностью в душе. Принимая такое решение, родители должны проявить большую осторожность и благоразумие. С одной стороны, они должны сказать: «Мы знаем лучше тебя», но в то же время должны проявить веру в способность принимать разумные решения и в моральные качества своего ребенка. Именно разумное воспитание и вера в то, что родители ему доверяют, прежде всего удерживает подростка на правильном пути. Однако правила ему все равно нужны, нужно и сознание, что родители вырабатывают эти правила из любви к нему.

Соперничество с родителями и прежняя привязанность. Некоторое напряжение, которое в этот период обычно возникает между отцом и сыном, между матерью и дочерью, связано с естественным соперничеством. Подросток сознаёт, что настала его очередь стать взрослым, одним из тех, кто правит миром, увлекаться лицами противоположного пола, становиться отцом или матерью. И поэтому чувствует потребность потеснить родителей. Подсознательно родители чувствуют это и, вполне понятно, не очень радуются.

Но возможно напряжение также между матерью и сыном, между отцом и дочерью. В возрасте от трех до шести лет мальчик был страстно привязан к матери, а девочка — к отцу. Между шестью годами и подростковым возрастом ребенок старается забыть о своих чувствах. Но когда начинается напор новых чувств, они, как горный поток, вначале устремляются по прежнему, привычному, но давно не использовавшемуся и пересохшему руслу по направлению к родителям. Однако подросток подсознательно понимает, что это неправильно. Поэтому первая трудная и большая задача, которую он решает в этот период, заключается в том, чтобы увести свои чувства от родителей и направить их на кого-то за пределами семьи. А позитивное отношение он прикрывает негативным. Это по крайней мере частично объясняет, почему мальчик так часто ссорится с матерью, а девочка временами проявляет удивительную враждебность по отношению к отцу. В некоторых культурах мальчику было более необходимо скрывать свои положительные чувства к матери, чем девочке — к отцу. Многие девочки-подростки могут совершенно открыто и безмятежно восхищаться отцом.

Родители, конечно, испытывают большую или меньшую привязанность к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему матери почти всегда испытывают явное или тайное разочарование девушками, которым назначает свидание сын; почему отец так яростно возражает, когда мальчики начинают ухаживать за его дочерью.