Уход за новорожденным ребенком

Категория: Послеродовой период

В семье появился новый человек — маленький, беспомощный. И вместе с большим счастьем он принес много забот и тревог.

Как вырастить его здоровым, жизнерадостным, выносливым?

Какая радость для родителей, если их ребенок здоров, весел, бодро настроен, хорошо ест, спокойно спит, дисциплинирован, хорошо развивается физически и умственно.

И, наоборот, сколько волнений и огорчений вносит в семью даже сравнительно нетяжелое заболевание ребенка, какие-то отклонения в его физическом или умственном развитии.

Всех этих огорчений можно в значительной мере избежать, если правильно организовать уход и правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни.

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребенка прекращается непосредственная связь с матерью, и он вступает в свой первый период внеутробной жизни — период новорожденности,     длительность   которого     определяется   первым месяцем   жизни.

Период новорожденности — очень ответственный период в жизни человека. От правильного его течения во многом зависит здоровье   человека   в   дальнейшем.

Самыми трудными для ребенка являются первые 2—3 недели жизни — период приспособления к совершенно новым для него условиям существования. Для того чтобы облегчить процесс приспособления, необходимо правильно организовать окружающую   детей   внешнюю   среду.

Понятие «внешняя среда» включает в себя гигиену самого ребенка, чистоту его белья, предметов ухода, содержание в чистоте и регулярное проветривание помещения, режим кормления и т. д., то есть правильный уход за ребенком и разумное его воспитание.

К моменту возвращения женщины с ребенком из родильного отделения прежде всего необходимо провести тщательную уборку квартиры, комнаты. Желательно хорошо выбить, а еще лучше обработать пылесосом (если есть такая возможность) всю мягкую мебель, матрацы, портьеры; выстирать одеяла, занавески,   половики.

Ребенку отводят в комнате самый светлый угол, а если есть возможность,   отдельную   комнату.

Кровать. Каждый ребенок должен иметь свою кроватку. Лучше всего иметь металлическую кровать, покрашенную масляной краской, так как она легко моется. Можно приобрести и деревянную. Кровать ставят в хорошо освещенное место, но не слишком близко от окна и от печки или батареи. Мимо кровати не надо часто ходить. На ночь кровать можно придвигать к постели     матери,  чтобы  ей было  удобнее  ухаживать   за   малышом.

На «первых порах» кровать может заменить и корзина для белья. Корзину предварительно надо вымыть. На дно ее кладут матрац, который покрывают клеенкой, а сверху простынкой или пеленкой.   Стенки   корзины   обычно   покрывают   пеленками.

Не рекомендуется пользоваться коляской вместо кровати. С коляской вносится с улицы пыль, стенки ее плохо пропускают воздух, да ко всему еще появляется соблазн укачивать ребенка.

Детский матрац нужно набивать легко моющимся материалом; это конский волос, морская трава, мочало. Не следует делать  ватные или  пуховые матрацы,  так  как  их  трудно  чистить  и

детям на них жарко. Можно рекомендовать и матрацы, сделанные из пенополиуретана (пенопласта). Одеял надо иметь два — легкое и теплое. Для прогулки зимой надо иметь ватное одеяло. Оно должно быть квадратным. В подушке новорожденный ребенок не нуждается. Ему удобнее лежать на ровной поверхности. Одеяло должно иметь пододеяльник или подшитую пеленку или простынку.

Распашонки шьют, как правило, из лепкой ткани или из старого белья взрослых. Распашонка обычно запахивается сзади, и нижний край ее должен доходить до пупка ребенка. Распашонок следует иметь 8—12 штук. Ребенку нужны теплые (фланелевые, байковые) кофточки (4—6 штук) с длинными рукавами, которые часто зашивают, чтобы он не царапал лицо ногтями.

Подгузники (пеленки), которые складывают треугольником и кладут между ног ребенка, делаются обычно из марли (в 2 слоя) или из старого белья, салфеточного материала. Следует приготовить 20—25 подгузников размером 60—65 сантиметров (не менее).

Пеленки, обычно квадратные (100X100 сантиметров), готовят из бумажного или полотняного материала в количестве примерно 20 штук. Надо иметь несколько    пеленок    (5—6),   два   чепчика   или  легкие   косынки  для   головы. Все    приготовленное    для    ребенка     белье     нужно     выстирать, прокипятить и выгладить. Хранят его в отдельном ящике комода или шкафа, в чемодане, корзинке. Новое одеяло,   ватное или шерстяное, следует прогладить через влажную тряпку горячим утюгом.

Нужно иметь одну большую клеенку, которую кладут в кровать,   и   маленькую   клеенку  (30X30   сантиметров),   которую   кладут   под   ребенка   между   пеленками.

Мать должна сшить фартук, в котором она будет убирать комнату, предохраняя им платье. А для ухода за ребенком она должна иметь платье из легко стирающейся ткани, с застежкой спереди, чтобы удобнее было  кормить  ребенка   грудью.

Из предметов ухода за ребенком следует иметь: таз для подмывания ребенка, мисочку для умывания лица, мыльницу для мыла, термометр для измерения температуры тела, кувшин или графин с кружкой для кипяченой воды, градусники для ванны и измерения комнатной температуры, банку для ваты баллончик (№ 1) для клизмы в чистой кружке, пипетку, грелку маленькие   ножницы.

Все   эти   вещи,   тщательно   вымытые,   желательно   содержать в специальном шкафчике или на полочке, или на отдельном сто лике.   Там  же   должны   находиться   вата,   бинт,   вазелин.

Необходимо также иметь таз для складывания мокрых и загрязненных   пеленок.

Ванна. Для  купания ребенка  нужна  ванна.  Лучшими считаются  эмалированные  белые  или  оцинкованные  ванны,   так   как  он легко   чистятся.   При   отсутствии   ванны   ребенка   можно   купать   в тазу   или   корыте.

Коляска. При выборе коляски не следует увлекаться модой Желательно, чтобы коляска не была низкой, имела легко моющиеся стенки и верх (из клеенки или из пластмассы). На дно коляски кладут матрац, который следует часто переворачивать и проветривать. Матрац покрывают чистой пеленкой.

Туалет ребенка. Ежедневно надо делать ребенку общий туалет. Лучше всего это делать утром, после второго кормления, когда мать сама умылась, оделась и позавтракала. Мать развертывает, раздевает ребенка и тщательно осматривает его кожу, чтобы убедиться, что на  ней нет опрелостей,  красноты.

Лицо и руки ребенка надо мыть каждое утро кипяченой водой.   Глаза   промывают   кипяченой   водой   или   раствором   борной

кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на 1 стакан теплой кипяченой воды), которым смачивают шарик из ваты. Движения следует направлять от наружного угла глаза к носу. Для каждого глаза должен быть отдельный ватный шарик. Нос обычно прочищают ватным жгутиком (без спичек), смоченным вазелиновым маслом или кипяченой водой. Ушные раковины также прочищают жгутиком из ваты по мере надобности. Рот ребенка не следует трогать и протирать. Если же мать заметит на слизистой оболочке щек, «а губах или языке белые пленочки, так называемую «молочницу», она должна показать ребенка врачу или медицинской сестре, которые назначат необходимые лекарства и  покажут,  как  их  применять.

Ежедневно нужно просматривать подмышки ребенка, нет ли там красноты, и смазывать их прокипяченным маслом. Обычно смазывают маслом и складки шеи, так как там тоже может образоваться   опрелость,   если   туда   затечет молоко.

Нельзя оставлять ребенка в мокрых пеленках; если он помочился, необходимо его перепеленать. Как только ребенок обмарался, его следует подмыть теплой водой из умывальника или кувшина, вытереть насухо (девочек надо подмывать спереди назад),  складки  смазать   маслом   или   припудрить   присыпкой.

Руки ребенка осматривают каждый день. Ногти на руках и ногах надо стричь регулярно. Ножницы для этого должны быть чистые, с тупыми концами. Предварительно их либо кипятят, либо протирают спиртом или одеколоном. Лучше всего иметь для ребенка отдельные ножницы.

Если от трения об подушку у ребенка спутываются на затылке волосы, то их подрезают ножницами.

При появлении на голове ребенка белых сухих пленочек (или корочек), похожих на перхоть, кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки   отходят   сами.

Как завертывать ребенка. Первой надевают распашонку, сшитую из тонкой ткани. Распашонку запахивают сзади и расправляют на спине, чтобы не было складок. Затем надевают теплую кофточку с длинными (часто зашитыми) рукавами. Ее запахивают спереди и подгибают над пупком. Ребенка кладут на сложенный треугольником мягкий подгузник, два конца которого скрещиваются на животе, а один (средний) закладывается между  ног.     После  этого  ребенка  по  пояс  завертывают  в  большую пеленку. Нижнюю часть пеленки завертывают впереди так, чтобы ноги были совершенно свободны и ребенок мог ими двигать. Поверх этой пеленки кладут клеенку размером 30X30 сантиметров и завертывают ребенка в теплую пеленку или одеяльце в зависимости от времени года.

Ванна (купание). Для того чтобы кожа ребенка могла свободно дышать, его следует купать до года ежедневно. Если это почему-либо трудно, то после 6 месяцев его можно купать через день. Начинают купать ребенка после того, как отпадет пуповина и заживет пупочная ранка. Купают его в кипяченой воде. В дальнейшем воду кипятят только в тех случаях, если ее берут из пруда или реки. Температура в комнате при купании ребенка должна быть обычной, то есть 18—20°, купание в жарко натопленной кухне, согревание пеленок, кроме вреда, ничего не приносит, так как маленькие дети переносят перегревание хуже, чем охлаждение. Хорошо промытую ванну, в которой купают ребенка, ставят на скамейку или на два стула. По правую руку на столе или стуле ставят мыльницу с мылом и воду для обливания. Заранее приготавливают чистое белье: теплую пеленку, клеенку, большую пеленку, подгузник, косынку на голову. Сверху кладут пеленку или мохнатую простыню дня вытирания.

Если в комнате прохладно, то белье согревают, положив на него хорошо завинченную грелку с горячей водой. В ванну сначала наливают горячую воду, затем, добавляя холодную, доводят температуру до 37. Измерять температуру воды надо градусником, а не пробовать ее локтем, так как в этом случае легко обжечь ребенка.

Нельзя пробовать приготовленную воду немытыми руками. Градусник хранят завернутым в чистом лоскутке либо в специально сшитом мешочке.

Во время купания ребенка матери должен кто-нибудь помогать. Засучив рукава и надев чистый фартук, мать раздевает ребенка и, если он обмарался, вначале подмывает его, а затем опускает в ванну. Голова ребенка при этом находится на согнутой в локте левой руке матери, кисть — под его спиной, верхняя часть груди ребенка находится над водой; другой рукой мать зачерпывает воду и поливает тело ребенка. Затем она намыливает руку и моет ею волосистую часть головы в направлении от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза. Мыть ребенка мылом надо 2—3   раза   в   неделю.

Если на коже головы имеются корочки, то до купания голову смазывают вазелиновым или прокипяченным растительным маслом, а во время купания смывают намыленной марлей. Смыв мыло с головы, намыленной рукой, мать моет за ушами, под шеей, под мышками, руки, потом грудь, бока, в пахах.

Когда   ребенок   выкупан,   мать   поднимает   его   спинкой   кверху,  а  помощник   обливает  заранее  приготовленной   водой.   Затем ребенка   кладут  на   простыню,   закрывают   его   с   головой   и   обсушивают,   сначала   голову, затем   верхнюю   часть   туловища,   потом ноги,  быстро   перекладывают   на   чистое  белье,   одевают   и   завертывают.   После     купания   можно  с   профилактической   целью    смазать  складки  кожи  маленького  ребенка  вазелиновым   ими   paстительным маслом. Если у ребенка старше 2—3 месяцев  нет  опрелости, то можно не смазывать и не присыпать складки его кожи. После   ванны   ребенка     завертывают   и   на   голову ему одевают   косынку   или   чепчик.     Купать   ребенка следует   в  часы,   удобные для членов семьи, лучше всего в    8—9 часов    вечера.    После купания мать обычно    кормит    ребенка, после  чего спит.

Прогулка.   Очень   большое    значение  для здоровья ребенка имеет пребывание  на  свежем  воздухе. По возможности  дольше     находиться   на воздухе. Дети, которые много бывают  на свежем воздухе, лучше развиваются, реже болеют.  Свежий   воздух   способствует   лучшему   усвоению   пищи,    улучшает кровообращение Солнечные лучи препятствуют развитию рахита.

Если ребенок родился летом, то  гулять с ним надо начинать с первых дней  после  выписки из роддом. Если он РОДИЛСЯ  ЗИМОЙ,  TO  выносить его на улицу можно с двух или трехнедельного  возраста  при  температуре  не  ниже  -10С, постепенно приучая к более низкой температуpe.  Продолжительность прогулки   10   минут.      Затем    пребывание  на воздухе постепенно  доводят   до   0,5—1    часа.     Желательно   гулять   с   ребенком    2   раза в   день.

Одевать новорожденною дни  прогулки нужно в зависимости от времени года и температуры воздуха. Зимой на ребенка надевают еще одну теплую кофточку и поверх обычных пеленок завертывают его в байковое одеяло, положив обязательно между пеленками и одеялом маленькую клеенку. Затем ребенка завертывают в ватное одеяло, оставляя лицо открытым.

Гуляют с ребенком в тихом месте, защищенном от ветра. Весной и осенью ребенка одевают менее тепло и гуляют с ним дольше. На воздухе ребенок обычно быстро засыпает. Легче всего гулять с ребенком, когда он лежит в коляске. Для тепла на дно коляски кладут матрасик или ватное одеяло, сложенное в несколько раз. В холодное время года не следует выносить все эти вещи заранее во избежание охлаждения их. Не стоит пропускать прогулку из-за дождя; в этом случае гулять можно в защищенном месте — на крыльце, веранде, во дворе под навесом.

Если есть балкон, коляску или кровать можно выставлять на балкон, загородив ее от солнца и ветра.

Летом ребенок может весь день находиться на воздухе (кроме самых жарких часов). Но ни в коем случае нельзя держать ребенка на солнце, кутать, перегревать. Время от времени надо   поить   его.

Уход за бельем ребенка. Пеленки и всю одежду ребенка нужно содержать в чистоте. Нельзя бросать мокрые пеленки на пол. Грязные пеленки необходимо класть в специально отведенный для этого таз или большую кастрюлю с крышкой.

Нельзя подсушивать мокрые пеленки, не простирав их. Пеленку, которую обмочил ребенок в первый раз, можно прополоскать в горячей воде без мыла и просушить. Если же пеленка обмочена второй раз, то ее следует простирать уже с мылом. Запачканные испражнениями пеленки замачивают в тазу или немедленно стирают. Накопившееся за день грязное белье простирывают и кипятят, а если нет возможности кипятить белье, то его ошпаривают   крутым   кипятком.

Выстиранное белье следует вешать в таком месте и так, чтобы его не задевали головой и не трогали руками.

При глажении белья лучше всего пользоваться сделанной специально для детского белья подстилкой для глажения. Если белье пересохло, то его увлажняют распылением воды, но ни в коем случае нельзя это делать ртом.

Такое белье, как распашонки, косынки, наволочки, полотенца и др., лучше всего держать в специальном мешке или корзине для   белья.

Постельные принадлежности ребенка (подушку, одеяло, матрац) надо ежедневно вытряхивать и не менее одного раза в неделю проветривать на воздухе в течение нескольких часов.

Уборка помещения. В комнате, где живет ребенок, нужно подметать пол только влажным способом и еженедельно мыть пол с мылом. Крашеные полы легче содержать в чистоте: их можно ежедневно протирать влажной тряпкой, чаще мыть с мылом.

Находящуюся в комнате мебель нужно ежедневно протирать слегка влажной чистой тряпкой. Рамы окон необходимо мыть каждую неделю, а стекла и подоконники протирать каждый день. Летом, когда окна открыты, оконные проемы затягивают марлей.  Раз  в  неделю следует обметать  пыль  со стен  и  потолка.

В комнате не должно быть лишней мебели: чем меньше загромождена комната, тем больше в ней воздуха, меньше пыли. Нужно стараться, чтобы в комнату проникало как можно больше солнечного света. Поэтому не надо занавешивать окна плотными    занавесками.

Очень   важно     регулярно   проветривать   комнату.  В   холодное

время   на   10—15   минут   каждые   3—4   часа   открывают форточку.

Летом можно держать окна открытыми целый день.

В комнате, где   находится   ребенок, нельзя курить, стирать,  готовить   пищу.

Чистота  должна  быть   и  во  дворе вокруг дома. Лучше защищают     от  пыли   трава,   кусты, деревья. Желательно сажать около  дома  цветы   и  кустарники.

Для   маленького   ребенка   очень важно , чтобы его окружали здоровые     люди.   Мать   должна     всегда помнить , что больных нельзя не только допускать к уходу   за ребенком, разрешать им  ПОДХОДИТЬ   близко   к нему и трогать его вещи. При   малейшем   подозрении     на   заболевания    ребенка, мать должна   обратиться   к   врачу.

Интересное