Возможно, изменится отношение ребенка к еде


По ряду причин он становится разборчивее. Примерно в год у ребенка меняется отношение к еде. Он становится привередливее и не кажется таким голодным.. Это неудивительно. Если бы он ел и прибывал в весе, как в первые месяцы, он стал бы великаном. Теперь как будто у него появляется настроение спросить у самого себя: «Что тут у нас сегодня вкусненького, а?» Какой контраст по отношению к поведению в 8 месяцев! В те дни казалось, что в обеденное время он умирает с голоду. Тогда он жалобно хныкал, когда мать повязывала ему салфеточку, и тянулся за каждым кусочком. Неважно, что она подавала ему. Он был слишком голоден, чтобы разбираться.

Есть и другие причины, помимо утраты чувства голода, которые делают его привередливым. Он начинает воспринимать себя как личность со своими вкусами и интересами; еда, в которой раньше он сомневался, теперь ему определенно не нравится. Лучше становится и его память. Он, вероятно, осознаёт: «Еду подают регулярно, и она стоит передо мной столько, сколько я захочу».

Часто у ребенка пропадает аппетит, когда режутся зубы, особенно когда появляются первые коренные. Несколько дней подряд он будет съедать половину своей обычной порции, а иногда совсем откажется есть. Наконец, и, вероятно, это самый важный фактор, аппетит естественно меняется от дня ко дню и от недели к неделе. Мы, взрослые, знаем, что в один день предпочитаем большой стакан томатного сока, а в другой нам покажется необыкновенно вкусным гороховый суп. То же самое происходит с детьми. Вы не замечаете этого просто потому, что большую часть времени младенцы слишком голодны, чтобы обращать на это внимание.

  Эксперименты доктора Дэвис по изучению аппетита. Доктор Клара Дэвис решила проверить, что будут есть сами дети, если предоставить им возможность выбора из многих видов полезной и здоровой пищи. Она не начала со старших детей из боязни, что у них уже выработалось предпочтение к тому или иному блюду. Она взяла трех младенцев от 8 до 10 месяцев, которые до этого ели только грудное молоко. Поместила их в такое место, где за ними можно было внимательно наблюдать. И вот как их кормили: при каждом кормлении нянечка ставила перед каждым ребенком шесть-семь тарелочек с различной здоровой и простой пищей. Это были овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и фруктовые соки. Няне было сказано: «Не помогайте ребенку, пока он не покажет, чего хочет». Восьмимесячный ребенок погружал кулачок в тарелочку с протертой свеклой и пытался таким образом есть. Тогда няне разрешалось давать ему эту свеклу ложечкой. Затем она должна была подождать, пока он опять не продемонстрирует свой выбор. Другую ложечку свеклы или, может быть, яблочный сок.

Доктор Дэвис обнаружила три важных обстоятельства. Во-первых, дети, которые сами выбирали себе диету из самой разнообразной пищи, развивались очень хорошо; никто из них не располнел и не стал слишком худым. Во-вторых, каждый ребенок за определенный период времени подбирал то, что любой специалист назвал бы хорошо сбалансированной диетой. В-третьих, от кормления к кормлению и от дня ко дню аппетит детей значительно менялся. Каждое отдельное кормление нельзя было назвать сбалансированным. Несколько кормлений подряд ребенок в основном ел овощи. Потом вдруг переходил преимущественно на пищу, содержащую крахмал. А иногда он мог удивить тем, что ел на обед только свеклу, причем съедал вчетверо больше, чем счел бы необходимым взрослый. И после такого кутежа его не рвало, у него не болел живот и не начинался понос. Иногда вдобавок к обычной еде ребенок выпивал литр молока, а в следующий раз совсем не пил молоко или пил очень мало. Один ребенок в нескольких, случаях съедал по шесть яиц вкрутую вдобавок к обычной еде. Доктор Дэвис в течение многих дней следила за потреблением детьми мяса. Ребенок какое-то время съедал небольшое количество, потом его аппетит к мясу вдруг возрастал. Он съедал вчетверо больше мяса, чем кажется разумным за один раз, ел так в течение нескольких дней, потом переставал. То, что аппетит к мясу возрастает на несколько дней, а потом уменьшается, заставило доктора Дэвис предположить, что ребенок нуждается в чем-то таком, что содержится в мясе, и это отражается в течение нескольких дней на его аппетите. Впоследствии доктор Дэвис повторила этот эксперимент на старших детях, даже пациентах больницы, и всегда получала аналогичные результаты.

Что родители должны понять из экспериментов доктора Дэвис. Результаты этого эксперимента совсем не означают, что мать должна ставить перед ребенком шесть или семь блюд на выбор, как закуски в шведском ресторане. Но эксперимент показывает, что можно доверять неиспорченному аппетиту ребенка выбирать для себя диету, которая ему полезна и нравится. Это означает, что ребенку можно разрешить съесть побольше чего-нибудь, если ему хочется, и не тревожиться о последствиях. И что еще важнее, мать не должна тревожиться, если на время ребенок разлюбит овощи.

Нам, современным людям, трудно привыкнуть к такой вере в аппетит нашего собственного ребенка. Мы так много слышали от ученых, что нужно есть обязательно, что забыли: наше тело уже миллионы лет много об этом знает. Каждая гусеница знает, каким видом растений может питаться, и откажется от всех остальных. Олень много миль проходит в поисках соли, если этого требует его организм. Малиновка знает, что для нее хорошо, не слушая никаких лекций. Неудивительно, что у человека тоже есть инстинктивное знание того, что для него хорошо. Я не хочу сказать, что ребенок или взрослый всегда ест только то, что для него полезно, или что родители ничего не должны знать о сбалансированной диете. Если мать ежедневно предлагает ребенку пончики с кофе, у него не будет возможности подобрать себе сбалансированную диету, что бы ни говорил его инстинкт. Матери важно понимать полезность овощей, фруктов, молока, мяса, яиц, каш, чтобы она могла предложить ребенку разнообразное меню, удовлетворяющее все его потребности. Но так же важно знать, что у ребенка с самого начала есть здоровый инстинкт, что аппетит может колебаться и что ребенок в конечном счете выработает для себя диету, если ему не привили предубежденности к отдельным продуктам.

 Разрешите ребенку какое-то время не есть овощи. Если он вдруг отказывается от овощей, которые с удовольствием ел всю прошлую неделю, не настаивайте. Если не будете настаивать сегодня, он, вероятно, вернется к ним через неделю или через месяц. Но если он не хочет овощей, а вы будете настаивать, временное отвращение перейдет у него в постоянное. Если он дважды подряд не ест одни и те же овощи, откажитесь от них на пару недель. Конечно, матери обидно, что она покупала продукты, готовила блюда, подавала, а маленький упрямец отвергает то, что с удовольствием ел несколько дней назад. Ей в такое время трудно не раздражаться и не настаивать. Но для ребенка гораздо хуже, если его заставляют что-нибудь есть. Если половину овощей он отвергает — так часто бывает на втором году жизни, — готовьте для него только те, что ему нравятся. Это разумный и приятный выход при том разнообразии свежих и консервированных продуктов, которыми мы располагаем. Если на какое-то время ребенок вообще отворачивается от овощей, но с удовольствием ест фрукты, давайте ему побольше фруктов. Если он есть достаточно фруктов, пьет молоко и принимает витамины, он ничего не потеряет, если будет обходиться без овощей.

 Что делать, если ребенку надоели каши. На втором году многие дети отказываются от каши, особенно на ужин. Не заставляйте ребенка.  Если ребенок вообще откажется на несколько недель от продуктов, содержащих крахмал, это ему не повредит.

Не тревожьтесь, если иногда он пьет молока меньше, чем обычно. Молоко — очень ценный продукт. Оно дает большинство необходимых ребенку витаминов, как показано в параграфе 430. Но полезно помнить, что в тех районах земли, где нет коров или коз, дети получают необходимое из других видов пищи, когда перестают кормиться грудью. Полезно также знать, что пол-литра молока покрывает дневные потребности ребенка в возрасте от одного года до трех лет при разумно составленной диете. Многие дети от года до двух пьют меньше молока, иногда временно. Если мать встревожится и начнет заставлять ребенка, он еще сильнее невзлюбит молоко. И в конечном счете выпьет меньше, чем если бы его не заставляли.

Не подсовывайте ему чашку, если он показал, что не хочет. Каждый раз как он отказывается, его нежелание усиливается. Если он начнет выпивать по 250г, подождите несколько дней: может, со временем он снова будет выпивать больше.

 Молоко в любом из этих видов так же питательно и полезно, как прямо от коровы.

Если в течение месяца ребенок продолжает принимать меньше 600 г молока во всех видах, посоветуйтесь с врачом. Он может прописать кальций в какой-нибудь другой форме, пока к ребенку не вернется аппетит.

 Не допускайте возникновения проблем с питанием.: Есть резон в том, чтобы предупредить о возможных колебаниях аппетита ребенка. Проблемы с питанием чаще возникают между годом и двумя, чем в другое время. Как только ребенок начинает упрямиться, мать тревожится и сердится, только подливая масла в огонь. Чем больше раздражается и настаивает мать, тем меньше ест ребенок. Каждая еда становится пыткой. Это может длиться много лет. Напряжение, возникающее между ребенком и родителем, может привести к другим проблемам, связанным с поведением.

Лучший способ, сохранить хороший аппетит ребенка — не мешать ему самому решать, что он хочет есть, а чего не хочет. Позвольте ему есть больше обычного здоровой пищи, которая ему нравится, меньше или совсем не есть того, чего он не хочет. Когда готовите ему еду, старайтесь соблюдать сбалансированную диету, но из таких блюд, которые ему нравятся. Не удивляйтесь, если его вкусы будут от месяца к месяцу меняться. Если не можете посоветоваться с врачом относительно добавок к диете, просмотрите параграфы 430 — 440 в поисках новых блюд, чтобы хотя бы временно возместить то, от чего он отказывается.

Велика вероятность, что ребенок будет придерживаться разумно сбалансированной диеты с небольшими отклонениями, если только вы не станете его заставлять. Если диета остается несбалансированной в течение нескольких недель, следует посоветоваться с врачом.

 Ребенок ест стоя и играет за едой. Даже еще до года это может превратиться в настоящую проблему. Так бывает потому, что ребенок не голоден и ему куда интереснее осваивать новые виды деятельности: ковыряться, держать ложку, смешивать еду, переворачивать чашки, бросать вещи на пол. Я видел, как годовалого ребенка кормили, когда он стоял в своем креслице или даже бродил по дому, а страдалица-мать ходила за ним с тарелкой и ложкой в руках.

Если ребенок играет за едой, это означает, что он вырос, а мать слишком настойчива и беспокоится о питании больше, чем нужно. Это неудобно, раздражает и к тому же может привести к возникновению проблем, связанных с питанием. Не нужно этого допускать. Вы заметите, что ребенок начинает играть, когда он частично наелся и уже не так голоден. Как только он потерял интерес к еде, считайте, что он съел достаточно, позвольте ему выйти из-за стола и уберите еду. Нужно проявить решительность, но не нужно сердиться. Если он начинает хныкать, как будто говорит: «Ты меня не поняла, я еще не наелся», дайте ему еще один шанс. Но если он никакого сожаления не проявляет, не пытайтесь покормить его чуть позже. Если между кормлениями он сильно проголодается, дайте ему немного перехватить или в следующий раз кормите немного раньше. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потерял к ней интерес, он станет относиться к ней внимательней, когда голоден.

Я хочу сделать одну оговорку. У годовалого ребенка возникает чрезвычайно сильное стремление опустить пальцы в протертые овощи, или сжать в кулачке кашу, или водить по пролитому на подносе молоку. Это не игра. В то же самое время ребенок с готовностью открывает рот в ожидании пищи. Из-за этого не нужно прерывать кормление, и я бы позволил ему экспериментировать с частичками еды. Если он пытается перевернуть тарелку, крепче держите ее. Если он настаивает, уберите ее от него подальше или перестаньте его кормить.

Пусть пораньше начинает есть сам. Время, когда ребенок начинает есть сам, во многом зависит от отношения взрослых. В своих экспериментах доктор Дэвис установила, что некоторые дети могут научиться эффективно пользоваться ложкой в возрасте до года. На другом полюсе находится сверхзаботливая мать, которая утверждает, что ее двухлетний ребенок совсем не умеет есть сам. Все зависит от того, когда вы даете ему шанс.

Большинство детей к году сами пробуют взяться за ложку, и если им предоставляют возможность, многие к 15 месяцам уже умеют есть сами, без посторонней помощи.

Ребенок начинает готовиться сам есть ложкой в 6 месяцев, когда держит сухарь и другую пищу, которую можно есть руками. Затем, к девяти месяцам, когда ему дают пищу кусочками, он хочет сам брать эти кусочки и засовывать их в рот. Ребенок, которому не позволяли есть пальцами, скорее всего позже других научится есть ложкой.

Вежливый десяти- или двенадцатимесячный ребенок может просто положить руку на руку матери, когда она его кормит. Но большинство детей пытаются вырвать ложку у матери. Мать может подумать, что это объявление войны, но лучше отдать ребенку эту ложку и взять другую. Ребенок скоро обнаруживает, что дело гораздо сложнее, чем просто держать ложку в руке. Потребуются недели, чтобы он научился набирать пищу на ложку, и еще недели, чтобы не переворачивать ложку вверх дном на пути ко рту. Ребенку может это наскучить, и он начнет ковыряться в еде пли проливать ее. Время убрать от него подальше тарелку, возможно, оставив перед ним несколько кусочков мяса, чтобы он поэкспериментировал.

Даже когда он очень старается есть правильно, он сделает множество случайных ошибок, и с этим вам придется примириться. Если вас тревожит ковер, подложите под столик ребенка большую пластиковую скатерть. Помогает специальная тарелка с подогревом, с отделениями для разной пищи. В ней еда дольше остывает, ребенку труднее ее выбросить, но легче набирать в ложку. Есть специальные детские ложки с петлеобразными ручками, которые легко держать, но мне кажется, пользоваться ими трудней, чем обычными маленькими ложками с прямыми ручками.

Недавно появились детские ложки с толстыми пластиковыми ручками. Ребенку удобнее держать такую ложку в руке.

Если он может есть сам, позвольте ему это делать. Теперь мы подходим к очень важному пункту. Недостаточно просто предоставить ребенку ложку и возможность пользоваться ею: он должен понять, зачем ею нужно пользоваться. Вначале он пытается, потому что все хочет делать сам. Но потом, когда видит, как это сложно, может отказаться от попыток, если вы будете продолжать кормить его. Иными словами, если он может донести до рта хоть несколько капель, оставьте его один на один с едой хотя бы на несколько минут, по крайней мере вначале, когда он особенно голоден. Тогда его будет подгонять аппетит. Чем больше он овладевает умением есть, тем дольше нужно позволять ему есть самостоятельно.

К тому времени, как он за десять минут съедает самостоятельно свое любимое блюдо, вы должны вообще сойти со сцены. Вот тут-то матери часто допускают ошибку. Они говорят: «Он теперь умеет есть мясо и фрукты, но мне все равно приходится самой запихивать в него овощи, картошку и каши». Это опрометчиво. Если он может справиться с одним видом пищи, пусть справляется и с остальными. Если вы будете продолжать кормить его тем, к чему он равнодушен, он все четче и четче начнет осознавать разницу между тем, что он хочет съесть, и тем, что вы заставляете его съесть. В конечном счете это убьет всякий аппетит к вашей пище. Но если вы просто обеспечите ему разнообразное питание с учетом его пристрастий и позволите ему все есть самостоятельно, со временем он сам выработает разумное равновесие, хотя в разные дни будет есть по-разному.

Не волнуйтесь о манерах за едой. Ребенок и сам хочет есть искуснее и аккуратнее. Он хочет перейти от пальцев к ложке, а от ложки к вилке, как только чувствует себя в состоянии принять вызов, точно так же как хочет делать все остальное, что делают у него на глазах другие. Доктор Дэвис отметила это в детях, за которыми наблюдала, а их ведь совсем не учили. То же самое стремление к правильным манерам за едой наблюдается у щенят. Вначале они встают в блюдце с молоком и опускают в него морду. Затем начинают лакать, не опуская морду; и наконец научаются вежливо вылизывать усы после еды.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что дети очень хотят научиться есть сами в возрасте между 12 и 15 месяцами, потому что это возраст, когда они все пытаются попробовать. Допустим, мать все время кормит ребенка сама, а в 21 месяц объявляет: «Ты уже большой, пора тебе есть самому». Такой ребенок может занять позицию: «О, нет! Мое право и моя привилегия, чтобы меня кормили». Он достиг такого возраста, когда овладение ложкой его уже не интересует. В сущности, весь его здравый смысл восстает против этого. Мать упустила благоприятную возможность.

Не забивайте себе голову тем, что существует только один подходящий для обучения возраст, не расстраивайтесь, если вам кажется, что ребенок медленно прогрессирует, не пытайтесь заставлять ребенка есть самостоятельно, если он еще не готов или не хочет. Это лишь создаст дополнительные проблемы. Просто усвойте, что дети стремятся научиться этому раньше, чем сознают многие матери, и родителям важно предоставить ребенку возможность есть самостоятельно, как только он к этому готов.

Обновлено: 2019-07-09 22:44:36