Не загонять в угол

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

Образно говоря, очень важно не загонять ребенка в угол. Делая замечания, надо следить не только за интонацией голоса но и за тем, с какими конкретно словами вы обращаетесь к сыну или дочери. К сожалению, чаще всего при этом употребляются эпитеты, подчеркивающие наличие сформировавшегося характера: неряха, бестолковый, лгун... Подсознательно ребенок понимает — раз мама так считает, то стараться стать лучше, честнее нет возможности.

Правильнее вообще не давать детям обобщенных характеристик, ни положительных, ни отрицательных. Хотя умеренно положительные еще допустимы (ты хороший мальчик, ты смышленая девочка). Но оценивать поступок надо сразу же. Н говорить примерно так: «Зачем же ты насорил? Теперь давай уберем...»; «Но ведь ты же говоришь неправду, а теперь скажи, как было на самом деле?»

В приведенных примерах видно главное отличие традиционной оценки от рекомендуемой — в последнем случае всегда есть возможность для исправления. Вы оказываете ребенку доверие, поднимаете его на более высокий уровень... Практически не бывает, чтобы такое отношение не вызвало в его душе ответного отклика.

Не следует «загонять в угол» детей и в ситуациях, когда то или иное поведение обусловлено конституционными особенностями. Еще древние делили всех людей на четыре категории — холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Сегодня в научной литературе применяются другие термины для обозначения типов высшей нервной деятельности: сильный уравновешенный, сильный неуравновешенный и т. д. Эти типы существуют объективно, и хотим мы того или нет, но и мы сами, и дети наши к одному из них принадлежим. Поэтому одни из нас излишне упрямы, другие — взрывчато-вспыльчивы, у третьих глаза на мокром месте. И дразнить сына за то, что он чрезвычайно чувствителен и по любому поводу может заплакать, недопустимо — он в этом не виноват.

Но особенно отрицательно сказывается на детях такое воспитание при ночном недержании мочи. Дети, как правило, мальчики, и без упреков и наказания родителей мучительно переживают этот свой недостаток. А родители недоумевают: «Наказываю его каждое утро, а он все равно мочится в постель»,— достаточно характерная жалоба матери на приеме у педиатра. И когда говоришь такой матери, что не «все равно», а чаще всего «из-за этого» — многие не верят. «Ну что ему, трудно попроситься в туалет?»,— а раз не трудно, значит, мочится нарочно, назло.

Если бы мамы могли поставить себя на место ребенка, то они бы поняли — не наказывать надо сына, а ласкать, не напоминать об этой слабости, а отвлекать его внимание всеми доступными способами. Вместе с ограничением жидкости вечером, с кусочком селедки или вяленой рыбы на ужин (соль удерживает воду в тканях и в какой-то степени уменьшает наполнение мочевого пузыря) отвлечение внимания — реальный путь борьбы с этим «грехом».

Механизмы возникновения ночного недержания мочи могут быть разные — от анатомического дефекта в области спинного мозга до чисто психогенного. Последний встречается наиболее часто. И вот что при этом происходит. После одного-двух таких случаев (с кем из детей не бывает!) родители начинают усиленно напоминать, а то и ругать, и наказывать сына. Ребенок и сам хочет проснуться сухим, но вследствие того, что он постоянно думает об этом, наступает парадоксальная реакция — случаи недержания мочи учащаются. Потому что в мозгу образуется доминанта, очаг возбуждения. Он мешает ребенку заснуть. Мальчик мучительно ждет — когда же ему захочется помочиться, с тем чтобы не пропустить этот момент. Но усталость берет свое — он засыпает... И тут же, буквально в самый момент засыпания, ему снится сон (а что в этом странного, ведь он же только об этом и думал), что он уже в туалете, что можно, наконец-то, расслабиться и...

Интересное