Сценарий русской свадьбы

Действующие лица:

 невеста — Мария Ивановна;

 жених — Иван Васильевич;

отец невесты — Иван Тимофеевич;

мать невесты — Анастасия Васильевна;

отец жениха — Василий Митрофанович;

мать жениха — Варвара Филипповна;

крестные отцы и матери невесты и жениха;

две свашки (жениха и невесты);

дружка — друг жениха;

поддружье — помощник дружки;

повозники — молодые кучера (четверо);

девушки — подружки невесты (пять-шесть человек);

позывальщики — ряженые (шесть-восемь человек);

гости, домочадцы и односельчане (около тридцати).

 Сватоство

Декорации на сцене: крестьянская изба (интерьер), стол, две скамьи (одна за столом, другая вдоль окон), сундук, прялка, на окнах простые занавески, на полу домотканые половики. Над столом, в красном углу, висят иконы, перед ними горят лампады.

Дом невесты. Мать и отец невесты сидят на лавке за столом. В углу избы стоит группа девушек-подружек. Они поют, причитают.

Девушки.

Как по сенюшкам свет Марьюшка ходила,
Ой ли, ой люли, ходила,
Как по новым Ивановна гуляла,
Ой ли, ой люли, гуляла,
Всё кедровые орешки она щелкала,
Ой ли, ой люли, щелкала,
А скорлупочки в окошечко кидала,
Ой ли, ой люли, кидала,
Во Ивановы кудри попала,
Ой ли, ой люли, попала!
А Иван на Марью оглянулся,
Ой ли, ой люли, да оглянулся,
А Иван на Ивановну усмехнулся,
Ой ли, ой люли, усмехнулся!
За твои ли за кедровые орешки,
Ой ли, ой люли, за орешки,
Постоишь ты, постоишь ты у кроватки,
Ой ли, ой люли, у кроватки,
Познобишь ты, познобишь ты белы ножки,
Ой ли, ой люли, белы ножки,
Пороняешь, пороняешь из глаз слёзки.
Ой ли, ой люли, из глаз слёзки,
За свои ты за кедровы орешки,
Ой ли, ой люли, за орешки!

Девушки уходят. Раздается стук в дверь. В избу заходят отец и крестная мать жениха. Они останавливаются у порога, крестятся на иконы и здороваются с хозяевами (кланяются).

Отец невесты. Да проходите.

С в а т. Да нет, мы тут постоим.

Крестная. Потерялась у нас телочка. Не заблудила ли она к вам?

Родители. Да приблудила.

 С в а т. А не отдадите ли вы нам ее?

Мать невесты. Нет, эта девка еще молодая. Пусть дома еще посидит, подрастет, а там видно будет.

 Крестная. Отдайте ее нам. А мы вам шубу сошьем, валенки сваляем и сделаем из шерсти одеяло. А дочь ваша нам будет как родная, никто ее у нас не обидит

 Отец невесты. Ну что ж, коли обещаете нашу доченьку в чести держать, то мы согласны вам ее отдать. Скрепим наш договор молитвой.

Все молятся Богу. Сваты садятся за стол. Сват достает из сумки бутылку водки, наливает ее в стакан и обносит им всех присутствующих.

Сваты. Согласны ли вы свадьбу сыграть через полгода, на Красную горку?

Родители. Согласны.

Сваты встают из-за стола, прощаются и уходят. Мать с отцом невесты выходят проводить гостей. В избу заходит невеста.

Невеста (плачет и причитает).

Горе-горькая я да горемычная!
Отгостила я да отгуляла я
С подруженьками да со голубушками,
По всему-то да по роду-племени!
Надоела я да родному батюшке,
Надоела да надоскучила!
Просватал-то, родимый батюшка,
Не в пору да ты не во время!
Да и ты, родимая матушка,
Запросватала меня, да запоручила.
Не пожалела меня, родимая матушка,
Горе-горькую да горемычную!

Утро венчального дня. У жениха

Дом жениха. Декорации на сцене те же.

За столом и на лавках сидят жених, его родители, крестные отец и мать, свашки, домочадцы. Раздается стук. Жених, одетый в свадебную рубаху от невесты, открывает дверь. В избу заходит дружка с поддружьем, повозники (кучера), кланяются родителям жениха.

Дружка.

Сватушка любезный и свахонька любезна!
Я на ногах стою прямёхонько,
Гляжу на вас веселёхонько,
Говорю с вами резвёхонько!
Собираете ли вы своего чадо милого
          Новобрачного князя к венцу?

Родители жениха. Собираем, собираем!

Дружка (обращается к родителям жениха).

А вы, сватушко любезный и свахонька любезна!
Извольте встать на свои резвые ноги,
Извольте взять в белые руки святую икону,
Благословите чадо милого,
Голубя сизого,
Сокола ясного,
Нашего князя молодого новобрачного
В путь-дорогу ехать,
Ехать ко Божьей церкви
Богу помолиться,
Слово Божие послушать,
Святой закон принять,
Под златым венцом постоять,
Золотой крест целовать!

Все. Бог благословит!

Отец берет икону и благословляет сына.

Дружка.

Собирайте тогда и нас
В путь-дороженьку,
На чужую дальнюю сторонушку,
Мы вперёд поедем,
Путь-дорожку топтать,
Да невесту к венцу брать!

Отец жениха.

Извольте, друженька, езжайте
За голубицей-красной девицей.

Мать жениха дает дружке в узелочке краюшку хлеба, и он вместе с повозниками выходит во двор (спускаются со сцены). Свадебный поезд отправляется за невестой (через зал). А жених со свашкой и родней на других подводах едет к церкви, где должен встретить невесту. Свадебный поезд жениха спускается со сцены и скрывается за кулисами.

Приезд к невесте. Дружка в доме невесты

Декорации на сцене те же. В доме невесты уже собрались ее родители, крестные родители, свашка, подруги, домочадцы. Невеста, уже одетая к венцу, сидит за столом на лавке, покрытой белым войлоком, и плачет-причитает.

Невеста.

Ты моя, родима матушка!
Успокой меня, голубушка!
Не спалось мне ночкой темною,
Ночкой темною, холодною.
Лишь под утро задремалося,
И такой мне сон привиделся:
По горам крутым ходила я,
Собирала красны ягоды.
Круты горы — мое горюшко,
Красны ягоды — мои слезоньки.

Свадебный поезд подъезжает к дому невесты (возвращается через зал к сцене). Ворота закрыты, возле них собрались сельчане. Они кричат.

Сельчане. Чего вы сюда приехали?

Поезжане. Хотим девушку забрать.

Сельчане. Не отдадим невесту! Денежку, давайте денежку! Будет выкуп — отдадим!

Не пускают до тех пор, пока дружка не даст бутылку водки и денег — это выкуп за невесту. Дружка с поддружьем входит в избу, останавливается напротив икон и говорит.

Дружка. Господу Богу помолимся.

Все находящиеся в избе молятся Богу.

Дружка. Всем добрым людям поклонимся!

Кланяется сначала отцу и матери невесты, а затем в три стороны всем присутствующим. Ему все откланиваются.

Дружка.

В сём доме благодатном,
У княгини молодой новобрачной,
Вижу я святые иконы:
Правою рукою перекрещуся, (крестится)
Хозяина в доме спрошуся:
Я к вам приехал не сам собою,
Не насильно, не нахвально,
Не навально, не самовольно,
Я приехал по приказанию его милости
Сизого голубя,
Белого лебедя,
Сокола ясного,
Нашего князя молодого новобрачного;
Наш князь молодой новобрачный
Посылал сватовей верных,
Сватовья верно сватали,
Богу молились,
На том уложились.
Из дому в дом
Привез я нижайший поклон!
Здравствуйте, сватушки и свахоньки любезные
И гости почтенные!

Обходит с поддружьем всех сватов и свах, здоровается со всеми и целуется. Затем продолжает:

Дружка.

Сватушки любезные
И все гости смиренные,
Скажите вы мне слово легкосердное:
Кто здесь в доме хозяин?

Ему называют имя и отчество хозяина, коренного свата, отца невесты.

Дружка. Сватушка любезный, Иван Тимофеевич, у вас вчера гости были?

Сват. Были!

Дружка. Вино, пиво пили?

Сват. Пили!

Дружка. Не обещались ли вы отдать свое дитя за нашего жениха?

Сват. Обещались!

Дружка (садится на лавку).

Вот покорнейше благодарим, сватушка,
Что вы в правде состояли,
Мне, храброму друженьке,
На ответ слово сказали!
У нашего-то сватушки,
У Ивана у Тимофеевича,
Есть зелен сад,
В этом садике
Стоит яблонца,
На этой яблонце
Висится яблочко —
Спело и зрело,
Ко времечку поспело!
Вы сами, сватушко, сорвете
Или мне прикажите?

Сват. Как знаешь, дружка!

Дружка встает с лавки, подходит к невесте, которая сидит тихо в углу избы (туда она пересела при появлении сватов), становится рядом с ней и говорит.

Дружка.

Как наша новобрачная княгиня
Спала, почивала,
Утром весело вставала?

Невеста (утирая слезы).

Водой ключевой умывалась,
Тонким полотенцем утиралась,
К злату венцу одевалась,
Белилами белилась,
Перед святой иконой становилась,
Богу молилась.

Дружка.

Дозволь мне, красна девица,
Правую рученьку,
Не ту рученьку,
Что с горючими слезами,
А ту рученьку,
Что с золотыми перстнями!

Невеста подает дружке руку, и тот ведет ее из угла в передний угол, приговаривая.

Дружка.

Пораздайся, народ,
Расступися, народ:
Красна девица идет!
Не сама идет —
Храбрый друженька ведет!
(Сажает невесту в красный угол и продолжает.)
Сватушка любезный,
Есть ли у нашей-то нареченной княгини
Шуба лисья,
Опушка кунья,
Петельки витые,
Пуговки литые,
Бел чулок,
Сафьян башмачок,
Белила, румяна,
Частый рыбий гребешок?
Если нет у вас,
Берите вы у нас!
У нас богатства много,
Поживем,
Так более того наживем!

Поддружье подает невесте подарки от жениха. Подарки состоят из нескольких принадлежностей деревенского туалета или каких-либо мелких украшений, иногда вещей.

Сват (обращается к присутствующим).

Сватушки любезные,
Все гости почтенные,
Скажите мне слово легкосердное:
Кто здесь в доме хозяюшка?

Называют имя и отчество матери невесты. Тогда дружка обращается к ней.

Дружка.

Свахонька любезна, Анастасия Васильевна,
Благословите нашему наречённому князю
Вашего хлеба-соли отведать!

Коренная сваха выносит на тарелке хлеб с солью и ставит на стол в передний угол. Дружка берет хлеб, приподнимает его три раза и повторяет трижды.

Дружка.

Сватушка любезный,
Ваш хлеб и наш хлеб:
Нашему хлебу быть наверху!
(Берет нож и срезает горбушку, приговаривая.)
Свахоньки-стряпушки,
Срежу я с этого хлеба горбушку;
Нет ли у вас какой-нибудь тряпушки
Завязать горбушки?

Дружке дают платок. Он вынимает привезенные от женихова хлеба горбушку и, круто посолив обе, крепко связывает их в платке, сложивши широкими сторонами. Вместе с горбушками связывают и две ложки. Тут же свахи (коренная сваха и свашка) повязывают дружке и поддружью расшитые полотенца через плечо (или дарят кумачу на перевязи через плечо). Получивши перевязь, дружка кланяется и говорит.

Дружка.

Покорнейше, свахоньки, благодарю,
Я и сам вас за это одарю!

Дает свахам денег. Все выпивают, закусывают.

Дружка (встает).

Надо огня добыть,
Молодую благословить!
Приступись, отец,
Становись на отецко место,
Мать — на материнско,
Хрёстной — на хрёстного место,
Хрёстна на хрестницко!
Есть у нашей княгини молодой
Икона Пресвятой Богородицы,
По три поклона положите!
Родители благословляют дочь.

Дружка.

А теперь, батюшка родимый и матушка родная,
Извольте вы запрягать доброго коня
Под княгиню молодую новобрачную,
В путь-дорогу ехать
Ко святой Божией церкви,
Под злат венец стать,
Закон Божий исполнять,
Русу косу расплести,
Честной женой в дом ввести!

Выходят из избы, садятся на подводы и едут в церковь (через весь зал).

Церковь. Венчание

Свадебные поезда от жениха и невесты подъезжают к церкви (невестин возвращается через весь зал, а жениха выезжает из-за кулис). Останавливаются перед входом в храм. Декорации храма можно поставить справа или слева от сцены на таком расстоянии, чтобы за ними могли скрыться молодые и родственники. Для этой цели лучше всего использовать второй вход за кулисы. Поддружье, обращаясь к залу, восклицает.

Поддружье.

Подъезжаем ко святому Божьему храму
По широкой улице.
Тут стоят удалые добрые молодцы,
Старые старики,
Старые старушки,
Молодые молодушки,
В том числе — крестьяне и мещане,
Всех я не знаю, как по имени звать
И по отчеству величать!
Всем по низкому поклону:
Здравствуйте, господа!

Дружка подходит к дверям храма и взывает.

Дружка.

Ой, попе, попе, Батька наш!
Отвори ты церкву
Против нас,
Совенчай ты свадебку
В Божий час!

Все входят в храм. Изнутри до зрителей доносится пение церковного хора и слова священника: «Венчаются раба Божия Мария с рабом божьим Иваном!» Затем молодые в сопровождении родственников и гостей выходят из церкви и дружка спрашивает.

Дружка.

Наш князь молодой новобрачный,
Княгиня молодая новобрачная,
Весь свадебный поезд,
Все гости полюбовные!
Все ли вышли из святой Божией церкви
На широкую улицу?
Извольте добрых коней изладить-исправить,
К жениху на свадебный пир ехать.

Выйдя из церкви и подходя к свадебному поезду, все должны неспешно запеть:

Цвели, цвели цветики лазоревые,
Укрывали горушки всё каменнаи,
Широкой долинушки не укрыли.
В широкой долинушке дорожка лежит,
По той по дорожуньке Марьюшка шла.
Она шла-прошла помаленьку,
За ней идя батюшка пошвиденьку:
Постой, постой, дитятко, постой-погоди.
Родименький батюшка, а я не твоя,
Я теперя, батюшка, а я свёкрова,
Я теперя, батюшка, и свекровьина.

Свадебный поезд едет к дому жениха (через весь зал).

Свадьба. Встреча свадебного поезда

Свадебный поезд подъезжает к дому жениха. Собравшиеся возле дома сельчане (они стоят перед входом на сцену, у ворот) радостно кричат.

Сельчане. Едут, едут!

Приехавшие (поют).

Мы далёко ездили,
Мы дородну (здоровую) привезли
В дому кукобницу (бережливую),
А в поле — работницу;
И бела, и румяна,
Личиком написана,
А умом насыпана.

Из дома встречать молодых выходят родители жениха и становятся у ворот. Отец в руках держит расшитое полотенце с хлебом-солью, который новобрачные целуют после поклона. Молодые направляются в дом, а мать жениха, с веником в руках, идет первая и прометает дорогу перед женихом и невестой от самой улицы до крыльца дома., Входят в дом. На полу шуба из овчины мехом наружу. Жених и невеста становятся на нее, кланяются родителям в ноги. Мать берет икону. Родители благословляют молодых. Жених и невеста целуют икону, хлеб-соль, отца, мать и садятся на лавке у стола.

Обряд повивания

Начинается обряд повивания. Мальчики-«дядьки» растягивают рушник и закрывают им молодых от зрителей. Одна из свашек спрашивает у дружки с подцружьем.

Свашка.

Дружка с поддружьем,
С честным поездом,
Благословите молодому князю
Кудри расчесать,
А молодой княгине
Косу расплесть.

Дружка с поддружьем.

Бог благословит, и мы благословляем.

Свашка жениха начинает медленно расчесывать ему волосы, а свашка невесты расплетать ей косу, чтобы одеть сороку. Они поют неспешную повивальную песню.

Свашка жениха и свашка невесты.

Раструбились трубушки по ранней заре.
 Расплакалась девушка по русой косе:
— Ой, моя ты косонька, что тебя ждет?
Сейчас мою косоньку сваха расплетет,
Разделит мою косоньку на две косы,
Обвертит мою косоньку вокруг головы,
Наденет на головушку бабью красу,
Красуйся-ко, невестушка, отныне до веку.

Гости начинают плясать и петь.

Гости.

Черные кудри за стол пошли,
Русую косу за собой повели.
Черные кудри косу спрашивали,
Русую косу да всё допрашивали:
— Русая коса, али ты не моя?
Девичья краса, али ты не моя?
— Черные кудри я еще не твоя:
Я не твоя, а батюшкина.
Черные кудри за стол пошли,
Русую косу за собой повели.
Черные кудри косу спрашивали,
Русую косу все допрашивали:
— Русая коса, али ты не моя?
Девичья краса, али ты не моя?
— Черные кудри, я топеря твоя!
Я топеря твоя, а не батюшкина.

Закончили петь и плясать. В избе воцаряется тишина. Трижды рушником, на концах которого горят свечи, обводят вокруг головы жениха и невесты — «свивают молодых». Закрывая молодых собой, свашки поворачивают их к дружке и поддружью.

Дружка. Раскройте, раскройте молодых!

Свашки. Повили хохлушечку, Марью душечку. Как дадите золотых, так покажем молодых.

Дружка с поддружьем наливают свашкам по стакану вина и бросают туда деньги. Свашки трясут этой мелочью, трижды меняются стаканами, выпивают и раскрывают молодых.

Выкуп приданого

С конца зала к сцене везут приданое невесты — постель и сундук. Возле ворот у дома жениха собрался сельский люд. Выходит его родня, начинают торговаться, выкупая сундук и постель.

С подводы (родне жениха).

Вот привезли мы наш товар.
Не купите, так дальше повезем.

Родня жениха (издеваясь). Везите назад, нам не нравится.

С поводы. Не нравится, не взыщите, другим продадим, желающих много.

 Родня жениха (уже смягчилась). Ладно, уж, стойте.

Сколько за свой товар хотите?

 С подводы. Денег полушку, водки четвертушку.

За приданое дают деньги и наливают водку, которой угощают не только родню жениха, но и всех односельчан. Сундук и постель вносят в дом.

Свадебное одаривание (каравай)

Молодые выходят на середину избы (сцены). Рядом с ними становятся родители и крестные невесты. Дружка берет каравай и ломает его над головами молодых на три части. Вначале невеста одаривает родню жениха: родителей, крестных, дядей, теток, золовок и т.д. Затем берет стакан, а жених бутыль с водкой. Каждому, кто подходит одаривать («озолочать») молодых, подносят стакан с водкой. Поддружье подает к водке кусочек каравая. Даритель, напутствуя молодых, желает им счастья, выпивает стакан, закусывая обрядовым хлебом. Дружка держит поднос и собирает денежки, подарки. Вещи складывает на лавку.

Дружка (подбадривая гостей). Стаканчик выпивай, сто рублей вынимай, дари — не скупись! Время дарит, казна звенит!

Свадебный обед

На сцене ставят столы и рассаживают гостей по родству (смотри пояснение). Новобрачных усаживают на шубу (мехом кверху) или на белый войлок в центре стола. Пока накрывают столы, перед сценой пляшут и поют «обыгрывальщики», т.е. приглашенные для этой цели на свадьбу певцы и музыканты. Они играют на дудочках, жалейках, балалайках, гармошках и т.д.

Две группы «Обыгрывальщиков» поют заклинательную песню (первая поет фразу «Боже, благослови Христос», другая — все остальное).

Боже, благослови, Христос,
Игру заигрывати,
Игру веселую,
Свадьбу хорошую!
Боже, благослови, Христос,
Игру заигрывать,
Игру свадебную,
И хлеб-соль на стол нести,
И князя за стол вести!
Боже, благослови, Христос,
Игру заигрывати,
Игру свадебную!
Боже, благослови, Христос,
Столы расставливати!
Боже, благослови, Христос,
Скатерти расстилывати!
Боже, благослови, Христос,
Хлеб-соль на столы нести,
Яства сахарные, меды обарные!

После того как гости рассядутся, главный сват (отец жениха) провозглашает.

Отец жениха. Ну, давайте теперь помолимся Богу!

Все поднимаются, крестятся, и кто-нибудь говорит: «Ну, пошли им, Господи, счастья, чтобы дареное пошло им на богатство!» Гости садятся, выпивают за молодых, закусывают и кричат «горько!» Со сцены убирают столы, оставляют только лавки вдоль стен избы, на которые и пересаживаются гости. «Обыгрывальщики» начинают обыгрывать гостей песнями. Те, кого обыгрывают, выходят плясать. Звучат песни.

( Молодоженам.)

Виноград расцветает,
А ягода поспевает:
Виноград — сударь Иван,
Ягода-то Марьюшка;
Им люди дивилися,
Что хороши уродилися:
— Ой, хорош Иван-сударь,
Ой, хорош Васильевич,
Хороша да Марьюшка,
Хороша Ивановна.

(Дружке.)

А наш друженька хорошенький,
А наш друженька пригоженький.
На нем рубашечка-то красная,
А жилеточка атласная.
Русы кудри завиваются,
За ним девицы увиваются.
Нам подарочки скорее подари,
Прославлять тебя мы будем до зари.

( Свату.)

Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!
Как у сватушки головушка учёсанная.
Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!
Как у сватушки бородка ровно шёлковая.
Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!
Как у сватушки сегодня то весельеце.
Сватушка, сватушка, хорошенький сватушка!
А в его кармане денежки шевелятся.

( Сватье.)

Чья это, чья это пара коней?
Всё это, всё это сватьи моей!
Чья это, чья это стая лебедей?
Всё это, всё это сватьи моей!
Чей это, чей это терем гостей?
Всё это, всё это сватьи моей!
Век бы не пил я, и век бы не ел,
Всё бы на сваху любимую смотрел!

И так далее. Затем все гости выходят в круг перед сценой и начинают петь и плясать под гармошку или под балалайку.

Плясовые припевки

Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица мохната,
Ходи, сени и порог,
И сметана и пирог.
 
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.
 
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей:
Батька лыка надерет —
Лапти новые сплетет.
 
Аль засыпать, аль задать,
Аль разуться, дроби дать?
Засыпала, задала,
Разулася, дробь дала.
 
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
 
Чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила —
Накухарничала.
 
Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И давай плясака!
 
Милый, что, милый, что,
Милый, сердишься на что?
То ли люди что сказали,
То ли сам заметил что?
 
— Ах, милка!
— Что?
— Говорят про что,
Бают, ты меня не любишь,
Бают, не за что.

Гости садятся на лавки, а на круг выходят парень с девушкой.

Нескладухи и небылицы

Он.

Вы послушайте, ребята,
Нескладуху вам спою:
У ворот стоит телега
И лягает верею.

Она.

Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.

Он.

Песни петь — ноги кривые,
Плясать голос не дает.
Я пошёл бы к теще в гости,
Да не знаю, где живет.

Она.

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду,
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят!

Он.

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Повезу свою хорошую
Всем людям на показ.

Она.

У моего миленка
Плохая кобыленка.
Она стояла у горы,
Ее заели комары.

Он.

Сапоги мои с карманом,
А жилетка с каблуком,
Что-то мельница не мелет
— Видно, холодно рукам.

Она.

На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху.

В круг выходит несколько девушек.

Страдания

1-я девушка.

«До свиданья!» — милый скажет,

А на сердце камень ляжет.

2-я девушка.

Приду домой, стукну в сенцы,

Мать не знает, что на сердце.

3-я девушка.

Неужели мой соколик

Не придет, не успокоит?

4-я девушка.

Заиграли с переливом,

Бьется сердце с перерывом!

Семёновна

1-я девушка.

Ай, Семён, Семён, ты, как луг, зелён,
Ай, Семён, Семён, ты, как дуб, силён.

2-я девушка.

Ты зачем сорвал василек во ржи,
Ты зачем завлек, дорогой, скажи?

3-я девушка.

Ты не стой, не стой у ворот моих,
Я не пойду с тобой — ты провожал других.

4-я девушка.

Ты позабыл любовь и позабыл меня,
Ты пошел с другой, а я пошла одна.

Несколько девушек и юношей поют и танцуют под фонограмму песни группы «Иван Купала».

Канарейка

Молодая канарейка из садика вылетала.
Из садика вылетала, девкам золото давала.
Лёли, лёли, лёли, лёли, из садика вылетала.
Лёли, лёли, лёли, лёли, девкам золото давала.
                                                   (проигрыш)
Из садика вылетала, девкам золото давала.
Лёли, лёли, лёли, лёли, девкам золото давала.
Девки золото не брали, свою долю проклинали.
Лёли, лёли, лёли, лёли, свою долю проклинали.
Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда да-да.
Линда, линда,линда, линда, линда, линда, линда да-да.
Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда да-да.
Линда, линда, линда, линда, линда, линда, линда да-да.
Распроклятая та доля — кто женатого полюбит,
Кто женатого полюбит, холостого ненавидит.
Лёли, лёли, лёли, лёли, кто женатого полюбит.
Лёли, лёли, лёли, лёли, холостого ненавидит.
                                                 (проигрыш)

Все гости поют песню «Когда б имел златые горы».

— Когда б имел златые горы
И реки полные вина,
Всё отдал бы за ласки-взоры,
Чтоб ты владела мной одна.
— Не упрекай несправедливо,
Скажи всю правду ты отцу.
Тогда свободно и счастливо,
С молитвой мы пойдем к венцу.
— Ах, нет, твою, голубка, руку
Просил я у него не раз.
Но он не понял мою муку
И дал жестокий мне отказ.
— Спроси у сердца ты совета,
Страданьем тронута моим.
И, веря святости обета,
Беги с возлюбленным своим.
— Ну, как же, милый, я покину
Семью родную и страну.
Ведь ты заедешь на чужбину,
И бросишь там меня одну.
— Умчались мы в страну чужую,
А через год он изменил.
Забыл он клятву роковую,
Когда другую полюбил.
— А мне сказал, стыдясь измены:
«Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены»,
— И проводил меня с крыльца.
— «За ласки, речи огневые
Я награжу тебя конем.
Уздечка, хлыстик золотые,
Седельцо шито жемчугом».

Можно исполнить шуточные песни «Как хотела меня мать», «Ой со вечора, с полуночи» и другие.

Дружка.

Тетера на стол прилетела —
Молода спать захотела.
Желтая пташечка коростель,
Пора и тебе, Иван, на постель!

Молодые встают и вместе с дружкой и свашками уходят за кулисы.

Утро второго дня

Родные невесты вместе с позывальщиками (ряжеными) идут в дом жениха искать пропажу. Ряженые идут через весь зал к сцене, поют, пританцовывают, выпрашивают у зрителей деньги, гадают, безобразничают и позывают.

Ряженые. Пропало добро, пропало добро!

Ряженые поют песню «Коляда» группы «Иван Купала», только слова «коляда» заменяют на слово «девица».

Ряженые.

Ай, заинька, ай, серенький.
Ай, заинька, хвостик беленький.
А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил.
Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые.
 
Припев: Девица, караселка.
Девица, красная девка.
Девица, не садись близко.
Девица, близко к дорожке.
Девица, возьмут тебя.
Девица, повезут тебя.
Девица, продадут тебя.
Девица, девица.
 
Ай, заинька, там река глубока.
А как на речке, на крутанке едет миленький на палке.
Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые.
Ножки тонкие, кривые, штаны рваные, худые.
 
Припев: Девица, караселка.
Девица, красная девка.
Девица, не садись близко.
Девица, близко к дорожке.
Девица, возьмут тебя.
Девица, повезут тебя.
Девица, продадут тебя.
Девица, девица.
Девица, будут ехать.
Девица, купцы и боярцы.
Девица, посадят тебя.
Девица, в зелену карету.
Девица, продадут тебя.
Девица, за сто рублей.
Девица, девица,
Воротися назад.

Ряженые, продолжая искать молодую, поднимаются на сцену, где за столом сидят молодожены и близкие родственники жениха.

Ряженые. Люди, вы не видели рябую телушку?
 Родственники. Заходите, найдете — будет ваша, а нет — наша.

Молодую прячут за спинами родственников жениха, а вперед выталкивают старуху, одетую «под молодую». Сват подводит «молодую» к гостям.

Сват. Вот берите свою рябую телушку! Нам она не нужна.

Ряженые. Да за что вы нас так обижаете? Мы просили рябую телушку, а не рябую старушку!

Наконец ряженые находят и выводят на середину сцены молодую.

Ряженые. А вот и наша телушечка нашлась!

Невеста. Нет, я не ваша. Я теперь Зубкова, а не Попова.

Ряженые. Ну вот, ошиблись. У нас пропала девка с косою, а у этой косы нет. Тогда извиняйте!

Невеста. Ну, раз вы так далеко шли, оставайтесь и повеселитесь с нами.

Хозяева обносят всех гостей напитками. Исполняется несколько плясовых песен: «Я на горку шла», «Ах вы, сени мои, сени», «Калинка» и т.д. Несколько гостей вскакивают на лавки и пляшут на них (считалось что, если гости пляшут на лавках, значит, свадьба удалась). Дружка выходит на середину сцены.

Дружка. Ну, что, гости дорогие повеселились? Пора и честь знать! Прощевайте! Про нашу свадьбу не забывайте! Почаще в гости заходите и подарки приносите. А наши молодые будут жить-поживать да добра наживать.

На этом заканчивается свадебное веселье. Все участники выходят на сцену на общий поклон.

 Организация праздника

Для подготовки и проведения праздника русской свадебной традиции в школе создается творческая группа, в которую должны войти, помимо организатора внеклассной работы, преподаватели истории, мировой художественной культуры, литературы, музыки, рисования, труда. Из ее состава выбирается главный режиссер и его помощник. Остальные члены творческой группы оказывают консультативную помощь ребятам в подготовке праздника: литераторы отрабатывают с актерами произношение и речевые обороты старорусского языка; историки и преподаватели мировой художественной культуры помогают подбирать реквизит (предметы русского деревенского быта) и следят за точным соблюдением всех компонентов свадебного обряда; преподаватель изобразительного искусства руководит росписью декораций, оформлением сцены и зала; преподаватель музыки занимается постановкой песенных и музыкально-танцевальных номеров; учителя труда оказывают помощь в создании декораций, пошиве костюмов и организации свадебного стола.

Этот праздник общешкольный. Он готовится и проводится по проектному методу. Главный режиссер формирует из учеников школы шесть групп:

— актерскую группу, в которую включают ребят, обладающих актерскими способностями;

— фольклорную группу, состоящую из умеющих петь и танцевать ребят;

— массовку, в состав которой входят ребята менее одаренные, но активные, способные произнести реплику из толпы, присоединиться к песне и танцу;

— оформительскую группу, состоящую из учеников, умеющих рисовать и писать плакаты;

— группу пошива костюмов — это девочки и девушки, умеющие шить;

— группу поиска, состоящую из добровольцев, которые должны заняться поиском и доставкой необходимых для праздника оформительских материалов, предметов крестьянского быта, утвари, орудий труда.

После того как все будущие активные участники праздника выявлены, их собирают в актовом зале и знакомят со сценарием праздника. После прочтения сценария проводится окончательное распределение ролей между актерами и раздача конкретных заданий ребятам по разучиванию песен и танцев, конструированию и рисованию декораций, оформлению зала, сбору предметов русского крестьянского быта и т.д.

Подготовка к празднику должна быть начата не позднее, чем за два месяца до него. Как показала практика, первый месяц уходит на оформление сцены и зала, на заучивание ролей, песен, танцев, поиск реквизита. Второй месяц надо полностью посвятить репетициям на сцене, так как праздник достаточно сложный в постановочном плане, т.е. надо все действия праздника уместить в два с половиной часа и на очень ограниченном пространстве (сцена, проход в зале), с частой сменой места действия (дом жениха, дом невесты, двор, улица, свадебный поезд).

 Оформление праздника

Для оформления сцены и зала, где будет проводиться праздник, набирается группа ребят, умеющих хорошо рисовать и писать плакаты. Одна группа (рисовальщики) должна сконструировать и расписать декорации, вторая (оформители) — изготовить гирлянды из бумажных цветов и лент, два держателя для трафаретов и заголовки для всех сцен праздника.

Главная задача — построить декорации на сцене и перед сценой. Эту работу надо начать сразу, как только будет принято решение о проведении праздника, так как репетиции должны проводиться с декорациями.

Для изготовления декораций вам понадобятся несколько больших упаковочных картонных коробок из-под бытовых приборов (холодильников, телевизоров) или мебели. Две большие картонные коробки от холодильников (в развернутом виде) расписываются под две бревенчатые внутренние стены избы, так называемый «красный угол» (рис.).

Рис. Красный угол

 Стены скрепляются друг с другом при помощи шнура (сшиваются), или широким скотчем, В стенах прорезаются окна,

которые открываются наружу. Эта декорация ставиться в глубине сцены.

Крыша конструируется из нескольких картонных пластин, соединенных между собой (только один скат), расписывается под деревянные доски (тесовые), с коньком наверху. Крыша подвешивается к потолку сцены и спускается до уровня верхнего венца стен избы (рис.).

Рис. Размещение декораций на сцене и у сцены

Русская печь делается из целой нерасшитой картонной коробки от высокого холодильника. Из одной верхней крышки коробки вырезается труба, а остальные закрывают печь сверху. На той стороне печи, где торчит труба, выпиливается в стенке коробки полукруглое отверстие, имитирующее топку. Внутрь «топки» помещается красный фонарь и прикрепляется к внутренней стенке напротив отверстия. Печь снаружи окрашивается в белый цвет, с проглядывающей местами кирпичной кладкой (рис.).

Рис. Русская печь

Ворота вырезаются из большой картонной коробки, расписываются под резьбу по дереву и ставятся у нижней ступеньки сцены. Для устойчивости конструкции к бокам ворот с двух сторон прикрепляется небольшой картонный заборчик, за который прячутся распорки. Если у вас ступеньки, ведущие на сцену, находятся с боку, а не по центру, то ворота надо поставить, развернув их расписной стороной к зрителю. Ворота должны быть достаточно широкими, чтобы сразу два человека могли пройти в них, и подняться по ступенькам на сцену (рис.).

Рис. Ворота

Декорация храма (южный фасад) рисуется на нескольких, скрепленных между собой, картонных листах в одной плоскости и прикрепляется у входа за кулисы справа или слева от сцены. Если у вас только один вход за кулисы, то декорацию церкви лучше поставить с другой стороны сцены наискосок у стены. Вход в церковь (портал) вырезается немного меньшего размера, чем дверь или проем, ведущий за кулисы. Роспись портала должна быть нарядной, и создавать иллюзию настоящего входа в храм (рис.).

Рис. Храм

Раскраска храма, стен, окон, печи, крыши и ворот производится гуашью. Она хорошо кроет поверхность и быстро высыхает.

Оформительская группа изготавливает многометровые гирлянды из бумажных цветов, лент, живых или высушенных вьющихся растений, флажков и т.д. Эти гирлянды протягиваются, многократно перекрещиваясь, через весь зал к сцене и крепятся под потолком так, чтобы не мешать зрителям из зала видеть всю сцену.

Так как свадебный обряд включает в себя много различных этапов и имеет определенную последовательность, зрителю необходимо пояснять суть происходящего. Если пояснения будет делать ведущий, то это будет нарушать ход праздника и мешать его целостному восприятию. Поэтому здесь уместно применить метод визуальной информации, т.е. при помощи надписей (как титры в кино) пояснять, какое действие зрителю предстоит увидеть. Для этой цели с двух сторон сцены прикрепляются держатели для транспарантов. Это могут быть два ремешка, прибитые на расстоянии метра друг от друга, в которые вставляется табличка с надписью. Все надписи должны быть сделаны на картоне крупным шрифтом, чтобы сидящие в конце зала зрители могли их прочесть.

Транспаранты для левой стороны сцены:

1. «Сватовство» (висит на сцене на протяжении 1 -4-го акта).

2. «Свадьба» (висит на сцене на протяжении 5—10-го акта).

Транспаранты для правой стороны сцены:

1. «Утро венчального дня у жениха».

2. «Утро венчального дня у невесты».

3. «Церковь. Венчание».

4. «Встреча свадебного обряда».

5. «Обряд повивания».

6. «Выкуп приданого».

7. «Свадебное одаривание (каравай)».

8. «Свадебный обед».

9. «Утро второго дня».

Во время праздника эти транспаранты в соответствующей последовательности, меняет юноша, одетый в русский народный костюм.

Кроме того, над сценой помещается большой транспарант с надписью «Русская народная свадьба», а по залу развешиваются транспаранты с пожеланиями молодым: «Совет да любовь», «Венец — всему делу конец», «Не бери приданое, бери милу девицу», «С милым рай и в шалаше» и т.д.

Для того чтобы сделать праздник более точным этнографически, вам надо постараться при помощи учеников школы разыскать и оформить сцену и зал следующими предметами и вещами крестьянского быта: самовар, расписная деревянная посуда для свадебного пира, кадка, ушат, ухват, кочерга, туески, плетеные корзинки, кованый сундук, лампады, вышитые полотенца, орудия крестьянского труда (деревянные грабли, коса, серп), снопы пшеницы, овощи, букеты высушенных лекарственных трав и т.д. Все эти предметы и вещи надо разместить по сцене и залу таким образом, чтобы они гармонично вписывались в интерьер и не мешали участникам праздника.

«Красный угол» избы украшается двумя-тремя иконами. Эти иконы должны быть легкими, чтобы их могли удержать картонные стены. Такие иконы легко сделать из больших репродукций православных календарей. Иконы обрамляют вышитым полотенцем, как это обычно делали в русских домах. На окна вешаются занавески из белой с кружевами или вышитой ткани. Шнурок от занавесок пропускается через отверстия на другую сторону стены и там закрепляется. В «красном углу» перед иконами подвешивается лампада. Для того чтобы лампада постоянно горела, в нее нужно вмонтировать лампочку с батарейкой от карманного фонарика. Вдоль стен расставляются лавки, а в «красный угол» — стол, покрытый вышитой скатертью. На стол ставиться деревянная расписная посуда с различными закусками: каравай (хлеб-соль), пироги, пряники, соления и т.д. У печки на лавке можно поставить самовар, ушат, ведро «с водой», а рядом с лавкой — ухват, метлу, кочергу. На стену у печи повесить букеты лекарственных трав. На печь положить большие валенки.

Если у вас на сцене и в зале остались пустые углы или простенки, то туда вы можете на небольших лавочках поставить корзины с овощами и фруктами (в зависимости от сезона), кадушки, коробы, туески, разложить и развесить орудия сельскохозяйственного труда, снопы пшеницы или ржи. Основным богатством невесты и праздничным убранством каждой свадьбы были полотенца (рушники). Если у вас их наберется достаточное количество, то можно ими украсить стены зала.

Найти настоящий сундук, в котором привозится во время свадьбы приданное невесты, очень трудно, да к тому же он большой и тяжелый. Но его можно легко сделать из большой коробки от телевизора. Вся коробка обклеивается белой бумагой. Верхняя крышка вырезается с трех сторон, чтобы можно было открывать «сундук». Затем коробку расписывают под «сундук». Прорези с боков коробки вполне подойдут для переноски «сундука» с места на место.

Для имитации «свадебного поезда» вам нужны 2—4 лошади, которых можно изобразить в виде нарисованных на картоне лошадиных голов, прикрепленных к палкам (рис.).

Рис. Макет лошади

Уздечка делается из кожаных ремешков и надевается на «лошадиную морду». Гривы «лошадей» украшаются лентами и цветами. Когда свадебный поезд отправляется за невестой и в церковь, то рядом с «лошадьми», с двух сторон, становятся два парня, которые держат в руках над головами «лошадей» большую оглоблю (настоящую или бутафорскую) с прикрепленными к ней бубенцами. Оглобля вырезается из плотного картона (если нет настоящей) и соответственно расписывается. «Повозники» (кучера) садятся на палку «верхом», берут в руки уздцы и, размахивая кнутами, ведут за собой «свадебный поезд».

3. Костюмы

Праздник «Русский свадебный обряд» должен быть полностью костюмирован. Как это сделать? Вот несколько вариантов:

1. Взять для всех участников там, где есть такая возможность, костюмы напрокат. Минус — прокат стоит дорого, да и подобрать нужные размеры непросто.

2. Сшить самим по музейным образцам. Подробное описание технологии пошива и эскизы костюмов вы можете найти в книге Ф.М. Пармона «Русский народный костюм» (М., 1994.). Минус — потребуются большие денежные затраты на покупку ткани и сопутствующих материалов. Кроме того, на такое большое количество участников праздника сшить костюмы в короткие сроки невозможно.

3. Самый оптимальный способ решить эту проблему — это сшить стилизованные русские народные костюмы. Но для жениха и невесты (два наряда) все-таки необходимо сшить костюмы, близкие к народной традиции (рис.).

Рис. Костюмы жениха и невесты

Было бы очень хорошо, особенно если вы живете в сельской местности, поискать русские народные костюмы в сундуках у бабушек. Найти их в некоторых регионах нашей страны еще можно.

Итак, как же решить эту проблему в массовом порядке? Очень просто. Под руководством учителя обслуживающего труда организуется изготовление стилизованных русских костюмов из старых мужских и женских вещей, которые ученики приносят из дома (можно по бросовой цене купить старые вещи на рынках, где продается так называемая «гуманитарная помощь» из стран дальнего зарубежья).

Группа пошива каждого класса обеспечивает костюмами всех своих выступающих. Эту работу девочкам можно зачесть как учебную практику и поставить им за это отметки.

Для изготовления женского стилизованного русского народного костюма подойдут любые (ситцевые в цветочек и однотонные) старые платья мам и бабушек. У платья отрезаются рукава и ворот. Вырез и проймы обшиваются цветной лентой или тесьмой. Тесьмой украшается и подол сарафана. Сарафан также легко сконструировать из длинной юбки. Для этого нужно юбку поднять до подмышек и к поясу юбки пришить бретельки, обшить лентами и кружевами кокетку и подол. Можно просто старое платье подогнать под размер модели и украсить его шитьем, кружевами, тесьмой в соответствии с русской традицией. Праздничный передник сможет сшить любая девочка, надо только обильно его украсить кружевами, лентами и имитацией вышивки. Головные уборы: сороки, кички, девичьи повязки, ленты шьются по образцу, взятому из любого издания по русскому народному костюму. На ноги надеваются лапти, вязаные чуни или кожаные туфли на невысоком квадратном каблуке.

Мужской костюм конструируется так же легко, как и женский. Подойдут любые мягкие широкие штаны. Штанины заправляются в сапоги или обрезаются по щиколотку и обматываются портянками. Портянки закрепляются под коленом. На ноги обуваются лапти или чуни. У старой мужской рубашки любой расцветки (лучше белой или ситцевой в цветочек) отпарывается ворот и манжеты. Рукава укорачиваются в соответствии с ростом модели. Спереди на рубашке обрезаются все пуговицы, и передняя застежка наглухо зашивается. Делается разрез с боку ворота (косоворотка). Затем рукава внизу и вверху, низ рубахи и ворот с боковым разрезом обшивается несколькими рядами тесьмы или лентами. Пояс вяжется или шьется из яркой ткани, лучше красной.

Дорогую тесьму и ленты можно заменить полосками цветного ситца или шелка, которые нарезаются из старых женских платьев или юбок. На головы и плечи набрасываются платки с русским узором или павловопосадские шали.

Стилизованными костюмами можно обеспечить всех участников за три недели и приступить к репетициям спектакля уже в костюмах. Это позволит актерам привыкнуть к костюму и войти в образ.

 Техническое оснащение праздника

Современный праздник немыслим без аудио-, видео-и фотоаппаратуры.

Если у вас на празднике используется только «живой звук», то необходимости в установки радиоаппаратуры нет. При использовании аудиозаписей музыкального сопровождения песен и танцев, для усиления звучания музыки и голосов певцов, которые находятся на сцене, вам понадобятся микрофоны, колонки, усилитель, музыкальный центр или магнитофон (те исполнители, которые не могут воспользоваться микрофоном, так как постоянно передвигаются по сцене и залу, должны на репетициях отработать громкое и четкое произношение текста).

Вся аппаратура размещается у сцены или в конце зала так, чтобы она не мешала ни выступающим, ни зрителям. На сцене устанавливается микрофон на стойке, к нему во время представления подходят отдельные участники и исполняют причитания, корилки, величальные песни и частушки. Второй микрофон на стойке ставится при входе на сцену, так как несколько сцен спектакля играются у сцены и актеры могут при необходимости воспользоваться этим микрофоном.

Для управления радиоаппаратурой подбирается толковый старшеклассник — звукорежиссер (если нет специалиста), который в соответствии со сценарием праздника должен включать и выключать микрофоны, музыку, регулировать звук.

Во время предварительных репетиций звукорежиссер должен отработать взаимодействие исполнителя и аппаратуры, чтобы во время праздника не было сбоев.

Для съемки праздника создается съемочная группа из учеников, имеющих видеокамеры и фотоаппараты. Они заранее определяют наиболее выгодные точки (места) для съемок во время праздника. С этих мест должно быть хорошо видно сцену, не должно быть преград для передвижения операторов и фотографов по залу, а также звуковых помех для камер. Лучше всего съемку вести из середины зала перед сценой или со стороны окон (против света съемка не производиться). Полезно произвести предварительную видеосъемку одной из репетиций, для того чтобы проверить качество съемки и дать возможность творческому коллективу после просмотра видеозаписи поработать над ошибками каждого участника. Взгляд на себя со стороны позволит исполнителям быстро исправить все недочеты.

Видео- и фотосъемка требует определенных материальных затрат. Необходимы деньги для покупки видеокассет для камеры (не менее трех, продолжительностью по часу каждая), кассет для перезаписи, батареек, фотопленки, а также для проявки и печати фотографий. Общую сумму затрат, если в школе нет других источников финансирования, нужно разделить между всеми классами средней школы, что позволит безболезненно решить эту проблему.

После окончания праздника из видеозаписей монтируется фильм, а из снимков оформляется фотоальбом как отчет о празднике.

 Режиссура

Подготовку и проведение праздника осуществляет главный режиссер, его заместитель и два помощника. Режиссером и его заместителем могут быть любые педагоги, обладающие организаторскими и артистическими способностями, или талантливые родители. Два помощника подбираются из учеников, способных ответственно относиться к порученному делу.

После того как определился состав участников праздника, необходимо сразу же приступить к читке сценария с каждой группой исполнителей. Таких групп три.

Первая — основная, в нее входят главные действующие лица. Каждый исполнитель получает свой текст и учит его в течение недели. Затем на первой репетиции отрабатывается общая схема свадьбы и каждый участник записывает для себя, когда и за кем он выходит на сцену, какой кусок текста произносит. На последующих репетициях отрабатывается каждая из сцен спектакля по отдельности. Только после того как каждая сцена отрепетирована, можно переходить к репетиции всего спектакля. На общих репетициях (не менее пяти) участники уже в точном соответствии со сценарием проигрывают все сцены спектакля. Для того чтобы репетиции проходили четко, надо подобрать ученика-суфлера с хорошей дикцией и научить исполнителей пользоваться подсказкой. Это очень важный момент репетиций, так как большой и достаточно сложный текст фольклорной поэзии нелегко запомнить, а исполнители к тому же еще поют и танцуют. Во время репетиций суфлера надо посадить за занавес или ширму в специально отведенное место для того, чтобы участники привыкли настраивать свой слух на него и во время спектакля не метались в поисках подсказки.

Вторая группа участников — массовка, готовится вначале отдельно от первой группы. В нее входят односельчане, гости и позывальщики (ряженые), количество которых должно быть четко определено: односельчан — не менее 15 человек; гостей — не менее 10 человек; ряженых — около 10 человек. С ними последовательно отрабатываются все реплики, выкрики из толпы, выходы и уходы со сцены, проходы по залу.

Третья группа — это фольклорно-этнографический ансамбль, который на свадьбе исполняет песни и танцы. Ансамбль создают из ребят, умеющих петь и плясать. С этой группой исполнителей работает учитель музыки. Он в соответствии со сценарием разучивает с ними свадебные песни, частушки, пляски.

Когда все три группы отрепетируют свои части, можно начинать общий прогон спектакля (не менее трех) в костюмах, с декорациями и со звуком (микрофонами). Первый помощник режиссера во время репетиций, а затем и спектакля, вывешивает на табло названия каждой сцены спектакля. На репетициях это помогает исполнителям не пропустить свою сцену, а зрителям во время спектакля сориентироваться в происходящем на сцене. Второй помощник режиссера во время спектакля обеспечивает исполнителей реквизитом: хлеб-соль, иконы, сундуки, угощенье и т.д., а также вызывает на сцену очередных исполнителей.

На двух последних репетициях необходимо присутствие операторской группы и фотографов, которые могут сделать пробные видеозаписи и фотосъемки, чтобы убедиться в правильности выбора места и ракурса для качественной записи предстоящего праздника.

Накануне праздника репетиция не проводиться, так как участникам надо отдохнуть, собраться с силами и эмоционально настроиться. За день до представления все декорации и костюмы должны быть полностью подготовлены к спектаклю — стоять, висеть и лежать на своих местах.

Группа ребят — работники сцены, одетые в русские народные костюмы, — во время праздника в соответствии со сценарием передвигает и переставляет декорации. Костюмеры переодевают и гримируют актеров. Еще одна группа ребят, одетая в костюмы скоморохов, встречает и рассаживает публику, следит за порядком в зале.

Во время подготовки спектакля надо иметь в виду, что кто-то из участников может заболеть, поэтому неплохо иметь второй состав главных исполнителей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Этнографический комментарий

Свадьбы обычно играли осенью, закончив полевые работы, — от Успения Пресвятой Богородицы (с 28 августа по новому стилю) до Филиппьевского поста (27 ноября); иногда в зимнюю пору — от Крещения (19 января) до Масленицы и в первое воскресенье после Пасхи — на Красную горку. В пост никогда не сватались и свадеб не играли.

Женились лет в 16—17: кому было за двадцать, те считались засидевшимися; неженившегося мужчину называли «бобылём». Если парень начинал гулять, то его считали «улишником», «бабником», а соблазненную девушку — «блудницей». Обычно молодежь в селе звали так: «девки» и «парни».

Родители сами решали судьбу детей, шли сватать по своему выбору. Жених, как правило, не знал, кого ему сватают. Богатые сходились с богатыми, бедные с бедными. Но чтили и семью, которую выбирали, достойная она (порядочная, справедливая) или недостойная.

Прежде чем пойдут сваты, родственники жениха посылают «сходатого» свата или «сходатую» сваху, чаще женщину из своей родни, обычно пожилую и бойкую. Она разузнает в разных местах: где не против отдать девку? Побывает и тут и там: придет будто за солью, а сама оценит обстановку. В родне невесты сразу поймут цель такого визита, а если не хотят отдавать девку или не нравится жених, то говорят прямо: «Нехай не ходят, мы не отдадим в этот дом».

1. Сватовство

Сватать идут из родни жениха — его отец или сестра отца, и обязательно крестная мать, — обычно пожилые мужчина и женщина или две женщины, желательно говорливые. Сам жених не ходит. Сватают в среду или в пятницу. Собираясь, берут поясок и связывают им рогачи (ухваты для чугунка): на удачу, чтобы не отказали. Несут с собой еду — курицу, блины, кусок сала, хлебину и бутылочку. Заходят в дом, садятся или становятся у дверей, но главное — не проходят за матицу (деревянная перекладина на потолке). Если матицу перейти без разрешения, то девушку не отдадут замуж. Невесты дома нет. Все проходит без нее.

Как только обе стороны решают говорить о деле, гости переходят матицу и начинается сватовство. Если родители невесты дали согласие, то после этого обязательно молятся Богу: после этого отказываться от своего слова уже грешно. Сват наливает из бутылочки «молёный стакан» и обносит им всех гостей. Чтобы свадьба не расстроилась, женихова родня обещает на прощание богатые подарки дать и прийти с пропоем.

Вернувшись с гулянья домой, невеста узнает, что просватана. Но идти смотреть, куда ее замуж отдадут, было не дозволено. На престольный праздник жених мог пригласить невесту к себе на обед. А примерно через неделю, в воскресенье был пропой.

2. Пропой

В этот день в дом невесты приходят ее подруги, родня и близкие жениха, несут блины и курицу, будущая свекровь готовит сдобные булочки и калачи. Самого жениха при этом нет. Обе стороны знакомятся друг с другом. Гости садятся за стол, поют много песен, едят и пьют — «пропивают» невесту. Девок за стол не сажают, у них свое место — в стороне, «у куту» (в углу хаты возле печи). Они стоят там и поют песни. Девкам, которые были на пропое, невеста раздает «работу», которую надо подготовить к свадьбе: кому шить рубахи, кому вышивать, кому вязать чулки. Им вручают холстину и нитки.

3. Сговор

После пропоя был сговор. Он проходил в доме невесты. Это был вечер помолвки (в русских деревнях его называли по-разному: смотрины, вечерины, рукобитье). На сговор вновь приходили жениховы сваты, его родня и сам жених. Гости приносили в узлах свой обед — калачи, курицу, холодец. Жениховых сажали за первый стол, а своих подальше, в кухне, и угощались. Потом невестина родня все убирала и ставили свой обед. Звали жениха и невесту. Если они не знали друг друга, то их знакомили. Становились рядом, «рука об руку». Им наливали по стакану, и невеста должна была обратиться к родным жениха: назвать свекра — батюшка, свекровь — матушка, дядю — дядюшка, тетю — тетушка и т.д. Все с замиранием слушали, как она будет говорить. Жених объяснял ей, кто из его родни подходит. Она, в свою очередь, называла ему своих близких. А он говорил так — «тесть», «теща», «дядя», «тетя». Потом невеста одаривала будущую родню, обычно платками. На сговоре обсуждали также приданое невесты и заказывали дары всей жениховой родне. В XX веке обряды пропоя и сговора совместили.

4. Подготовка к свадьбе

Сразу после пропоя и сговора невестина родня — отец, мать и братья шли в дом жениха «глядеть место и палаты», где будут спать молодые. Мужчины обходили двор, скотину, скирды. В хату жениха заходили только пожилые — посмотреть, как он живет. Там их встречали и угощали.

Тогда же, после сговора, выбирали свашек — одну от жениха, другую от невесты. Выбирали также дружку с поддружъем — первого со стороны жениха, другого от невесты. Это были старший брат или молодой дядя. На свадьбе они были свидетелями и должны были хорошо знать весь свадебный обряд, так как выполняли роль тамады.

Подруги ходили к невесте готовить приданое. Помогали и родичи. Самые лучшие подарки предназначались крестным родителям и родителям жениха. Им всем вышивали по рубахе. Золовкам (сестрам будущего мужа) — платки; деверьям (его братьям) — рубахи. Себе невеста должна была «справить поневу». До замужества девушки ходили в белых рубахах и сарафанах, на голове — лента или перевязка (невысокий обруч, обшитый позументом), поверх перевязки платок. После замужества наряд менялся. Для поневы (юбки) ткали специальное полотно, которое расшивали разноцветными шерстяными нитками. Для жениха невеста вышивала пояс, белую рубаху с шелковыми «дорогими» лентами по подолу, вязала чулки, носки и варежки (обязательно из первой стрижки ягнят).

Богатый жених готовил для молодой кованые башмаки из кожи, новую шубу из овчины. Он покупал ей гребешок, зеркало, сережки. Обручальные кольца в старину пробивали из трехкопеечной монеты и протирали наждаком. Их берегли всю жизнь. Женихова родня также готовила подарки в дом невесты — белые рубахи, подпояски (пояса), платки. Самым богатым подарком считалась понева. Обмен предметами одежды между родными жениха и невесты был символом укрепления брачного союза.

Свадьбу ожидали до года, а то и дольше, чтобы успеть подготовить дары жениху и его родным. Поэтому во многих семьях девочки уже с семи лет начинали готовить приданое. Если «сундук готов», то свадьбу не затягивали, стараясь избегать разговоров и пересудов.

Свадьбу назначали не только в воскресенье, но и в постные дни — среду и пятницу. Накануне родители невесты шли в церковь договариваться с батюшкой, и он оглашал свадьбу. Венчать разрешалось, если не было сродства в третьем поколении. На свадьбу звали обычно человек 50 — родных, друзей, подружек. Смотреть на свадьбу приходило все село.

Перед свадьбой запасались курятиной, утятиной, бараниной. Варили брагу. Родня жениха пекла обычный хлеб для застолья. У невесты и у жениха пекли также хлеб-соль (с солонкой наверху и без сдобы) и каравай (со сдобой, сладкий).

5. Девичник (девишник)

Девичник — это последний вечер перед свадьбой, который невеста проводила с подругами. К ночи в доме невесты собираются девки, рассаживаются у стола. Так они будут сидеть до приезда дружки и повозников, которые на следующий день повезут невесту к венцу. Под иконами в «святом углу» сидит «святная» девушка — любимая подружка невесты или сестра жениха. Каждая из девушек получает по «шишке» (маленькие круглые булочки из простой муки) и величает невесту.

Невеста берет свой косник — ленточку, которую раньше вплетала в косу, и отдает любимой подруге. Это ее обрядовый дар. Невеста плачет — это прощание с девичьей волей, родными, подругами и желание избавить себя от будущих горестей.

Поздно вечером на девичник заходят «рубашники» (ребята или мужчины, от 3 до 9 человек) во главе с поддружьем, которые забирают у невесты свадебные дары и несут их жениху. Это рубашка, нарядный пояс, штаны, носки, варежки и платочек. Приход «рубашников» в дом жениха считался началом свадьбы. «Рубашники» предлагали купить у них рубаху, торговались и не отдавали рубаху, пока не получат выкуп. Если «рубашники» остались довольны угощеньем, значит, вся свадьба потом пойдет хорошо.

6. Утро венчального дня

Наступает утро венчального дня. Пора готовиться к венцу. Невеста должна искупаться. Кто-нибудь из родни ведет ее в баню.

Утром приходит свашка. Она в самом лучшем своем наряде, в сороке. Вместе с матерью они наряжают невесту — обязательно в углу, возле печки. На невесту надевают нижнюю бельевую рубаху без вышивки (потом эту венчальную рубаху долго хранят), сверху нарядную рубаху, сарафан с поясом. На голове белый венчальный платок. Поверх него — красивый праздничный платок.

Ожидая приезда жениха, невеста садится к столу, на лавку, где обязательно постелен белый войлок — чтобы «была богатая»! Войлок готовили заранее, никогда его не стирали и после свадьбы берегли. Невеста сидит и плачет — у ней «отходит воля». Девки со всех сторон обступают стол и играют (поют) песни.

Готовятся к венцу и у жениха. Сам он наряжается в свадебную рубаху от невесты. Собирают свадебный поезд. Приготовления делают одни мужчины, это повозники (повоз-ник — кучер). С ними и жених. Потом он остается дома, за невестой едут без него. Повозники во всем праздничном — богато вышитых рубахах с красными поясами. Главный повозник — дружке. У дружки за поясом плеть, которой он хлопает по воздуху, земле, полу (под ударами кнута, по народным поверьям, отступала нечистая сила). Подводой правит подводчик, обычно брат или зять жениха.

Свадебный поезд — это несколько пар запряженных лошадей. Меньше двух быть не могло. Обычно 5—6 подвод, доходило и до 20, смотря, сколько звали родни и гостей. Зимой это были теплые сани, а осенью тарантасы. Тех, кто ехал на поезде, называли поезжанами, боярами. Поезд празднично снаряжен, упряжь была очень красивая, вся блестела. Лошадей заранее чистили, хорошо кормили и даже специально готовили им наряд. В гривы вплетали ярко-красные ленты. Тройку, на которой поедет невеста, накрывали попоной. Дуги обматывали кумачом и цепляли под них колокольчики и бубенцы: по их звону было сразу ясно, что едет свадьба. На каждой подводе пели разные песни, частушки, играли на гармошке.

7. Выкуп невесты

Поезд подъезжает к дому невесты. Ворота закрыты, возле них собрались сельчане: не пускают, пока дружка не достанет бутылочку и деньги. Надо заплатить дань за невесту. Это один из самых древних русских обычаев. Так начинается выкуп невесты.

Приехавшие повозники с родней жениха входят в дом. Невеста сидит за столом, но подруги и детишки загораживают ее от гостей. Обычай скрывать невесту имеет обрядовое значение, в том числе связанное с оберегом от дурного глаза. Повозники кнутами прогоняют на печку детишеки пытаются вытащить из-за стола девушек. Те торгуются, требуют налить водки и «позолотить» стакан. Девкам дают выкуп — копеек по 10, надо выпить стакан, накрыть его ладонью и позвенеть мелочью в стакане, «чтобы невеста была богатая»! После чего девки вылезают из-за стола, это значит, что они отдают невесту повозникам. Итак, невесту выкупили. Повозников сажают за стол и угощают. Им повязывают рушники через плечо, справа налево, чтобы отличать от других гостей.

Когда повозники встают, то к столу выводят невесту — пришло время расставаться с родным домом. Невеста подходит к подругам и прощается с ними. Потом идет к родным и плачет. Ее отец берет в руки хлеб-соль, а мать икону и благословляет. Невеста молится, затем целует икону, хлеб, отца и мать. Она кланяется им в ноги. Икону возьмут с собою в церковь, а хлеб-соль оставят на столе в святом углу, под Божницей, стол никогда не должен быть пустым!

Свашка с иконой-благословением первая выходит из дома, за ней невеста, поддружье, потом гости невесты и те, кто приехали от жениха. Заводят веселые свадебные песни и пляшут. Невеста крестится на каждом пороге, молится на каждом перекрестке. Она садится в телегу, с ней свашка, дружка и подружка. Отъезжают.

8. Венчание

Жениха также благословляют его родители, и он едет от своего дома к церкви (о времени заранее договариваются). Рядом с ним его свашка, у нее в руках икона, которой благословили жениха. Так порознь съезжаются к церкви.

Возле храма жених и невеста сходятся «рука об руку»: так они должны быть целый день, чтоб их никто «не разбил». Перед алтарем ставят привезенные иконы — к Спасу от жениха и к Богородице от невесты. Невестина свашка кладет на пол небольшой платочек: кто первый наступит, тот и будет главным в доме. Другим платком связывают руки жениха и невесты. Невеста стоит по левую руку от жениха. Позади каждого своя свашка. Священник берет обручальные кольца и вносит в алтарь, оставляя их на престоле, затем выходит для священнодействия — так начинается обручение, а после — таинство венчания. По окончании кто-нибудь из родни невесты должен обязательно положить платок на образ «Всех скорбящих Радость».

9. Благословление и повивание

От церкви свадебный поезд направляется к дому жениха. Невеста садится на женихову подводу, и они едут уже вместе. С ними две свашки, которые везут иконы и узел для повивания: в нем сорока, расшитый рушник, две повивальные свечи и расческа для жениха.

Собравшиеся около дома жениха односельчане громко кричат: «Едут, едут!», и тогда родители жениха выходят на улицу, ворота уже открыты. Отец несет хлеб-соль, который новобрачные целуют после поклона. У матери в руках веник. Она прометает дорогу жениху и невесте с самой улицы, по двору и в дом до порога. Дорогу очищали потому, что боялись порчи: злые люди могут набросать под ноги «наколдованного» пшена или «нехорошей соли».

Входят в хату. На полу шуба из овчины мехом наружу. Жених и невеста становятся на нее, кланяются в ноги. Родители благословляют их. Жених, а за ним невеста по очереди целуют икону, хлеб-соль, отца и мать. Невеста проходит к лавке у стола и садится на войлок. Жених идет к ней, целует и садится рядом. Из узелка, который везли свашки, достают рушник. Его берут мальчики — «дядьки» один от жениха, другой от невесты, обязательно неженатые. Им лет по 12—13. Если они не высоки ростом, то им подставят стульчики, чтобы были повыше: «дядьки» растягивают рушник, на концах которого зажигают свечи, и закрывают невесту и жениха от зрителей. Невеста не должна быть видна — «чтоб не сглазили»!». Свашки, также отгороженные от гостей, стоят по другую сторону рушника.

Начинается обряд повивания: невесте будут расплетать косу и менять головной убор с девичьего на женский. Одна из свашек спрашивает, обращаясь к дружке с подцружьем: «Дружка с подцружьем, с честным поездом, благословите молодому князю кудри расчесать, а молодой княгине косу расплесть». Они им отвечают: «Бог благословит, и мы благословляем». Тогда женихова свашка начинает медленно расчесывать ему волосы, а невестина — расплетать ей косу, чтобы одеть сороку. Она же и запевает неспешную повивальную песню.

Волосы расчесывают надвое, сплетают «по-бабьи» на затылке, завязывают пучок, к макушке прикрепляют кичку с рогами, а сзади подзатылен и, наконец, поверх рогов — шапочку-сороку. На ней золотыми нитями расшиты солярные знаки — символы солнца. Невесту повили — это конец девичьей жизни. Теперь ее будут называть иначе: она уже «молодая», то есть замужняя женщина, а жених «молодой». Закончили петь и плясать. В хате воцаряется тишина. Трижды рушником, на концах которого горят свечи, обводят вокруг головы жениха и невесты — так свашки «свивают молодых». Закрывая их собой, они поворачиваются к дружке и поддружью. Те просят: «Раскройте, раскройте молодых». Не раскрывают, а говорят: «Как дадите золотых — так покажем молодых, а не дадите золотых — не покажем молодых». У дружки с поддружьем при себе бутылочка, они наливают свашкам по стакану и бросают туда деньги. Свашки потрясут этой мелочью, трижды поменяются стаканами, лишь потом отойдут и раскроют молодых.

10. Выкуп приданого

Тем временем, пока невесту повивали, ее родня во главе с крестной матерью везет к дому приданое — постель и сундук. В нем холсты, наряд и дары. У бедной невесты была парочка холстов и немного одежды. У богатой невесты сундук был полон: поневы, рубахи, вязаные шерстяные чулки, домотканые скатерти, рушники на иконы и портреты в хате, утирки для умывания, дежники для хлеба. Постель — перины, одеяла, подушки из куриных перьев.

Возле ворот жениха собрались односельчане. Выходит его родня, начинают торговаться, выкупая сундук и постель. С подводы им говорят: «Вот, привезли мы вам товар. Не купите, так дальше повезем». — «Везите назад, нам не нравится». Покочевряжившись, родня жениха смягчается и дает за приданое деньги — кто сколько сторгует, или водку, которую наливают не только приглашенным на свадьбу, но и всем зрителям.

Выкуп сделан. Сундук вносят в дом, на него кладут постель. Невестина свашка достает из сундука рушники и развешивает по всему дому. Когда она все повесит, позовет свата: «Сват, иди погляди, как я принарядила. Сколько концов, столько и стаканцов!» Сват несет ей бутылочку. Она наливает себе и всем, кто находится в доме. Тогда же родственники жениха дают выкуп за невесту — обычно кладут в рюмку деньги, в старину копеек по 10.

Свашки, взяв в сундуке поневу для молодой, ведут ее вместе с мужем на кухню или в другой двор, к соседям. Там ее опять будут обряжать в полный женский наряд. С невесты снимают сороку, сарафан и оставляют ее в одной рубашке. Затем надевают ей поневу, расшитую древним орнаментом — знаками земли и плодородия. Наконец, молодая в сороке и в поневе. «Понева оденется — воля переменится», — говорили в народе. Так окончательно скрепляют семью и родовые отношения.

11. Свадебный пир

После переодевания «идут кормить молодых». Им пора пообедать, так как с самого утра они ничего не ели — до венца это не положено. Молодых кормят отдельно ото всех. Еду (курицу) приносит свекровь. Выпить им не дают, а ставят квасок: потомство должно рождаться здоровым.

Потом начинается свадебное одаривание или, по-местному, «озолочение», «каравай». Зовут родителей невесты и ее крестных; новобрачные непременно посреди хаты. Дружка берет каравай и над их головами ломает на три части. Невеста держит стакан, жених стоит с бутылью и наливает туда водку. Невеста кланяется в пояс тому, кто подходит «озолочать», и подносит стакан; поддружье подает к водке кусочек каравая. Каждый, напутствуя молодых, выпивает стакан, закусывая обрядовым хлебом. Невеста одновременно преподносит намеченный дар тому или иному родичу — свекру, свекрови, дядьям, тетям, крестным, золовкам. Однако «дар дари, а отдарочек клади». Дружка держит поднос и собирает деньги и подарки. Встарь давали по 10—20 копеек, а кто и по рублю. Когда одаривают вещами, то складывают их на лавку, а потом относят в сундук. Если же преподносят хозяйственную утварь или домашний скот, то говорят, что это находится во дворе. Дружка подбадривает гостей: «Стаканчик выпивай, сто рублей вынимай, дари — не скупись! Время дарит, казна звенит!» В доме ставят несколько столов и рассаживают всех по родству.

После этого начинается свадебный обед. За первым — «под святыми» (иконами) сидят крестные отцы и матери невесты и жениха, если они не свашки; затем дедушки с бабушками, тети, дяди. Родители невесты сидят в углу, не на почетном месте. На этом же столе под иконами кладут хлеб-соль, которым родители жениха благословили молодых у ворот дома. За этим столом и молодые. За вторым столом — братья родные и двоюродные, но лишь те, кто женат. За третьим — двоюродные тетки и дядьки. Четвертый ставят для молодежи — это подружки, незамужние сестры, неженатые братья. Хозяева, по сельскому этикету, за стол не садятся, а участвуют в трапезе стоя.

Встает главный сват: «Ну, давайте теперь помолимся Богу». Все поднимаются, крестятся, и кто-нибудь говорит: «Ну, пошли им, Господи, счастья, чтобы дареное пошло им на богатство!» К концу обеда приходят «обыгрывальщики» — девушки и молодые женщины, которых приглашали обыгрывать гостей песнями. Гости знали, что певиц нужно благодарить, поэтому на свадьбу брали с собой денежку. Певицы подбирали песни каждому — и супругам, и холостым, и почтенным, и нерадивым. Кому достанется благое пожелание, а кому и корилка. Те, кого обыгрывали, выходили плясать.

12. Свадебное гуляние у жениха

Гуляние у жениха в разгаре. Гости много поют и пляшут. Кто-нибудь из мужчин играет на жалейке, в наши дни на гармошке, и тут частушкам нет конца!

Когда начинают расходиться, опять крестятся. Невеста расстается со своими родными, провожая сначала сестер и братьев, потом мать с отцом. Она выводит их, по местному этикету, до самых ворот. Невеста плачет навзрыд, ведь она навсегда остается у чужих людей! Жениховы родственники, однако, не уходят, и свадьба еще продолжается, — в этот день гуляли, кто сколько захочет. Опять садятся ужинать, но молодым пора спать. Обе свашки стелят им постель в отдельной горнице (клети). Затем дружка со своей женой по обычаю отправляются туда «греть постель». Лишь после этого поддружье приводит молодых. Жена должна разуть мужа, стянуть с него сапоги и чулки. Их оставляют одних. Жена раздевается сама, оставаясь в одной рубашке. Впереди брачная ночь. Так заканчивается первый день свадьбы.

13. Второй день свадьбы. У жениха

Часам к восьми свашка жениха идет будить невесту — теперь уже молодую супругу. Та почти всю ночь не спала, переживала и смятение, и стыд. Утром ей самой не положено было выходить, а потому она ждет, когда ее поднимут. Свашка приносит ей наряд: на второй день молодая наденет поневу, а к ней рубаху и завеску красного цвета.

Приходит родня невесты, 3—5 человек (обязательно нечетное число; для числа иногда брали детей). Они приносят завтрак — холодец, коржики. Наблюдают за невестой: как она глядит, опускает ли глаза, стесняется ли? Сват достает хлеб, соль и бутыль из-под вина. В эту бутыль ставят кисть калины (калина — символ чистоты и невинности девушки). Во дворе вывешивают простыню или рубашку невесты — показать, что девка хорошая, честная. В некоторых местах вместо простыни вывешивали на воротах красную завеску или платок красного цвета.

Часам к 12 родные невесты, кроме ее родителей, вновь идут в дом жениха «искать пропажу». Их называют позывалыциками. Они идут по улице и позывают: «Пропало добро, пропало добро!» Позывальщики — это ряженые: женщина одевается в мужской наряд с брюками, она похожа на городового; мужчина — в юбку или поневу, на голове платок; сзади, на деревянной палке у него привязан чапельник (ухват для сковородки) — это его ружье; из куска овчины вырезают и приклеивают усы или рисуют их сажей; свеклой красят щеки. Иногда одеваются в вывороченные шубы, а поверх них рубахи; крест-накрест повязывают подпояски и закрепляют их по бокам, как портупеи; на пояс вешают брякающие предметы, которые создают много шума.

Чтобы позывальщики «случайно» не зашли в чужой двор, родные жениха уже вывесили на воротах красную завеску. Те входят на двор, затем в дом и ищут молодую: «Не видели, люди, рябую телушку?» — «Заходите, найдите — будет ваша, а нет — наша». Обязательные ритуальные диалоги сопровождаются шутками, импровизацией. В доме много людей, и молодую прячут где-нибудь позади всей родни, а вперед выдвигают кого-то из пожилых женщин или какую-нибудь старуху, одетую «под молодую» в красную рубаху и завеску.

«Поиски молодой» («поиски телушки») на второй день свадьбы — не что иное, как обрядовое отражение ситуации, связанной с рождением нового человека (замужней женщины): невеста уже «умерла», теперь у нее другая жизнь, новая одежда, новые обязанности.

Ряженые — люди проворные, бойкие: кому гадают, у кого выпрашивают деньги, при этом везде все осматривают, ищут. Наконец, добрались до молодой. В доме устанавливается тишина — все хотят услышать, что та ответит им. Она говорит: «Нет, я не ваша. Я теперь Петрова, а не Попова», называет фамилию мужа. Позывальщики разочарованы: «Ну вот, ошиблись. У нас пропала девка с косою, а у этой косы нет. Тогда извиняйте». Хозяева приглашают всех к столу: «Что ж, раз вы так далеко шли, садитесь пообедать».

На стол ставят лапшу с курятиной или гусятиной, картошку, гречневую кашу, пироги, обжаренную баранину и холодец. Доедают и оставшийся от свадебного обеда нарезанный хлеб — «чтобы молодые не сохли». В разгар праздника вскакивают на лавки и пляшут под плясовые песни. «Если плясуны по лавкам заскочили, песня так и пойдет», «По лавкам пошли — значит, довольны», — так говорят в селе.

14. У невесты

Теперь все гости отправляются в дом невесты. Свадьба идет по улице — песни, пляски, смех. Если гуляли еще и третий день, то это заранее обсуждали на сговоре, перед свадьбой. На третий день дружка мог вести свадьбу к себе и угощать. Но чаще собирались у жениха, а потом опять шли к невесте, и было обязательно два обеда. Заканчивалась же свадьба всегда у невесты: здесь сходились, когда ее сватали, отсюда и расходились. Сваты поднимались и говорили: «Где сход, там и расход». Так завершался обряд. Затем в ближайшее воскресенье теща готовилась «гостить» (угощать) дочь и зятя, а с ними сватов и крестных. В этом завершающем свадебном обычае заключалось символическое «возвращение» замужней женщины в родительский дом. Впереди семейные заботы, дети и будущие свадьбы.

Обновлено: 2019-07-09 23:37:45