Дети и телевизор

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

Природа, создавая живые существа, предусмотрела одно очень важное условие — все стрессы обязательно заканчивать большим объемом физических движений (а стресс испытывают не только люди, но, наверное, и все животные. По крайней мере, позвоночные — точно). И среди животных, а до сравнительно недавнего времени (что такое десяток тысяч лет в масштабах мироздания!) и среди людей так все и происходило. Добывание пищи, борьба с врагами, зашита от зверей, любовь, радость... Все сопровождалось энергичными движениями, большой физической нагрузкой. И если по какой-то причине какой-либо стресс не требовал такой нагрузки, то устраивались танцы, игры, спортивные соревнования.

Сегодня мы, а особенно наши дети, у которых потребность в движении гораздо выше, двигаемся мало. Стрессов же с каждым годом становится все больше. К опять-таки прежде всего у детей, ведь любого ребенка можно уподобить спортсмену-новичку — все для него ново, требует освоения и адаптации. Так происходит наслоение двух взаимосвязанных, но самостоятельно развивающихся процессов: увеличения количества стрессов и резкого уменьшения движения, физической нагрузки. В результате увеличивается число неврозов, случаев депрессивного состояния.

И одним из самых серьезных факторов, обеспечивающих прогресс как в одном, так и в другом направлении, надо назвать телевидение. Во-первых, телевизор приучает к малоподвижности, во-вторых, он вызывает лишние долговременные стрессы, после которых, как правило, ребенок сразу ложится спать. А отсюда — плохое засыпание, кошмарные сновидения, нежелание вставать утром.

Можно ли с этим бороться? Даже необходимо. Другой разговор, что борьба эта трудная.

Надо прежде всего ограничить время просмотра той или иной передачи. Для детей до 5—6-летнего возраста педиатры рекомендуют не более 30 минут в неделю, для учеников 1—2 классов — 45—60 минут. Важно не только ограничивать время просмотра (при этом устраняются малоподвижность и отрицательное воздействие на глаза), но и подбирать специальные программы для детей, особенно младших, а также время, когда эти программы показывать.

Сначала несколько слов о том, когда показывать. Как видим — не перед сном, а чтобы у ребенка было время для двигательной активной деятельности. Хотя бы на протяжении получаса. А если передача слишком эмоциональная (не обязательно страшная), этот промежуток можно и увеличить, что компенсируется скоростью засыпания и качеством сна.

Теперь поговорим о том, что показывать. Профессор Г. Данаилов предъявляет к репертуару детских передач вполне обоснованные претензии. Говоря о них здесь, я преследую одну цель — заострить внимание родителей, заставить их относиться критически даже к тем передачам, которые идут по центральному телевидению.

Абсолютное большинство сказок построено на конфликте добра и зла. Причем добро всегда побеждает (Данаилов иронизирует — это означает, что сказочник способен совершать невозможное). Но мы часто не вникаем в механизм победы добра и не обращаем внимания на моральную сторону этой победы К сожалению, нередко сказки оказываются прежде всего историями о насилии, о том, что во «взрослой» литературе получило формулировку «цель оправдывает средства».

В качестве примера Данаилов анализирует сказку братьев Гримм о Гензеле и Гретель. Она переведена почти на все европейские языки, по ее сюжету написаны пьесы, опера, поставлено несколько балетов, а ведь по сути это жестокая история, в основу которой положены весьма сомнительные ценности.

Не будем подробно пересказывать сюжет, его наверняка многие помнят. Но вот на каких моментах надо остановиться. Уступая настоянию второй жены, добрый отец соглашается отвести детей в лес и оставить их на съедение диким зверям. Способствует ли такой поворот событий улучшению климата не в сказочной, а в реальной семье? Пусть при первом просмотре (или прослушивании) ребенок, увлеченный развивающимися событиями, не обратит на это внимания. Но при втором-третьем не закрадется ли мысль — никому, даже родному отцу, нельзя верить?

Далее. Гензель, оказывается, имел привычку подслушивать о чем говорят взрослые. Прямо скажем, плохая это привычка, и вы дома не единожды говорили ребенку, что подслушивать нельзя. А вот в сказке именно благодаря этой привычке дети не заблудились — изобретательный мальчик набрал в карман белых камешков.

План мачехи и отца не удался. Но добрый отец вновь совершает предательство и уводит детей в лес. В этот раз камешков нет, а крошки склевали птицы. Третий момент — противопоставление птиц людям. Не только те птицы, которые склевали крошки (по неведению), но и большая белая красивая птица оказывается не символом добра, а провокатором. Она повела детей к прелестному сахарному домику.

Четвертый момент — в красивом домике живет злая старуха-людоедка. Конечно, в жизни зло может надевать любую личину, но в сказках такое несоответствие (красивая птица — враг, прелестный домик — убежище людоедки) вызывает у детей сильный эмоциональный стресс, который запоминается надолго.

Но и это еще не все. Чтобы освободиться, детям пришлось, во-первых, долго обманывать старуху-гурманку, которая не захотела есть тощего мальчика и посадила его на откорм, а он ей вместо пальца подсовывал прутик (мол, еще не поправился!), а во-вторых, совершить страшнейшее преступление — не просто убить, а изжарить людоедку. И на этом месте Данаилов говорит с сарказмом: «Остается неясным, съели ли Гензель и Гретель зажаренную старушку, что соответствовало бы стилю сказки, но братья Гримм об этом умалчивают».

Наконец, предпоследний эпизод: уходя из сахарного домика, дети обворовывают его — забирают с собой старухины бриллианты. Вообще-то вы не раз говорили своим сыну и дочери — брать чужое нельзя, даже если ты нашел что-то на улице, не присваивай, ведь кто-то потерял, кто-то переживает, ищет. Но, оказывается, можно, если предварительно хозяина драгоценностей изжарить.

И последний момент. Мачеха умерла, отец с радостью встречает вернувшихся детей, но счастливо-то они зажили только потому, что принесли с собой чужое богатство. Л если бы не принесли?

«Такова сказка,— восклицает Данаилов.— «Она содержит в себе немало поучений. Если не хочешь быть зажаренным — жарь сам! Если хочешь разбогатеть, пошли своих детей на съедение волкам. Не верь сахарным домикам, в них живут злые ведьмы!»

Бесспорно, далеко не все сказки столь жестоки. И, например, произведения X. К. Андерсена, О. Уайльда, Л. Линдгрен и ряд других учат человечности, состраданию, сочувствию, любви не только к родителям, ближним, но и к природе... Короче, для показа по телевизору, для чтения ребенку всегда можно выбрать такую сказку, которая бы не противоречила тем нравственным принципам, которые вы закладываете в собственного ребенка. Но ведь об этом надо думать...

Интересное