Некоторые принципы оформления
При пространственном решении композиции сада, независимо от его назначения, следует учитывать ряд общих правил и принципов оформления.
Прежде всего необходимо очертить саму территорию сада, наметить его границы в пространстве. Это первый шаг в создании пространства сада, за оформление которого вы принимаетесь. Главную роль в этом играют различные типы оград, живые изгороди, деревья и кустарники по границе участка.
Разделит с вами сад веселье и печали. Художнику цвета найти поможет он, Утешит грусть того, кто мрачен иль влюблен., Поэту даст слова, полет и вдохновенье, Мудрец в его тени найдет отдохновенье...
Пространство сада во многом определяется соотношением свободного пространства и высотой ограничивающих его элементов. Поэтому не следует обносить небольшой участок высоким глухим забором или изгородью, он от этого будет казаться еще более сжатым.
По этой же причине не следует оформлять границы маленького участка высокими деревьями, так как близость высоких объектов будет подчеркивать его небольшие размеры. Сад способен оказывать успокаивающее действие на душу человека, поэтому необходимо создать в нем атмосферу изолированности и интимности, однако не следует создавать глухое замкнутое пространство.
Искусство устройства и украшения садов и парков всегда вызывало интерес, и достигло своего расцвета в XVII—ХУНГ ее. в Европе. Известный французский литератор ЖакДенилъ посвятил этой теме обширную поэму, которую назвал "Сады". Это выдающееся литературное произведение стало результатом долгого путешествия Делиля по садам, замкам, поместьям Франции. Поэма увидела свет в 1782 году и имела огромный успех не только во Франций, но и в других странах Европы и даже в России. Принципы оформления садов, изложенные Делилем, являются классическими и не утратили своего значения и в наши дни.
Учить сажать сады — полезный, нужный путь. Нужнее — научить любить их в этом суть!
Жак Деталь, "Сады"
: — Перспектива сада должна быть по возможности пластичной, на переднем плане рекомендуется использовать растение, постройку или другой элемент оформления, способные подчеркнуть вертикальную характеристику пространства. Нижняя часть перспективы должна быть спокойной в плане фактуры и цветового решения, лучше всего для этого подходит газон или лужайка в сочетании с цветочным оформлением.: — Огромную роль в оформлении пространства сада играет принцип иллюзии. Иллюзорные впечатления усиливают степень воздействия реальных объектов, скрывают нежелательные черты, искажают восприятие пространства. При умелом использовании принципа иллюзии можно зрительно раздвинуть границы пространства, а значит, сделать его больше и просторнее. Так, например, задекорировав забор вьющимися растениями или скрыв его за кустарником, можно создать впечатление неограниченного ничем пространства, нивелировать его границы. Это удачное решение пространственного конца сада. > Закамуфлированная посадками или другим: — бразом ограда сливается с окружающим пейзажем, и территория сада воспринимается как гбособленная часть большого общего пространства. Сад словно растворяется в окружающем просторе.
Необходимо создать зрительную взаимосвязь дома на участке с зеленью сада, для этого можно посадить определенные деревья и
кустарники в непосредственной близости от дома или создать ярусное насаждение растений, в котором невысокие ярусы будут подходить непосредственно к стенам дома, переходя от более высоких.
В саду можно создать иллюзию однородности, неразделимости и слияния построек с зеленой массой насаждений с помощью вьющихся растений, которые используются для озеленения стен построек, оплетают их и делают частью зеленых насаждений.
Цвет играет значительную роль в восприятии пространства, так, например, светлые цветовые тона раздвигают границы пространства, делают его оптически больше, темные, наоборот, приближают перспективу, зрительно уменьшают пространство.
Основными элементами, определяющими композицию сада, являются строгий порядок, регулярность, повторяемость отдельных элементов, которая и создает гармонию. Повторяться могут форма, определенная высота, последовательность и интервал между элементами, цвет, фактура, тень, отдельные элементы, такие как растения, камни, лужайки, цветовые пятна и тд., а также сочетания этих элементов. Однако слишком частое повторение может создать ощущение монотонности и предсказуемости.
Есть средство от границ ваш сад освободить. Где виден нам конец, — там места нет надежде, И то, что нравилось и радовало прежде, Надоедает вдруг и раздражает нас, Коль упирается в глухую стену глаз. Убрав иль просто скрыв ограду, Еще добавим мы очарованья саду.
Те места на участке, где сходятся несколько линий, например, пересекаются дорожки, бордюры клумб и газонов, очертания посадок, дорожки переходят в площадку, требуют особого акцентирования и оформления, иначе нагромождение линий может вызвать ощущение хаоса. В этих местах рекомендуется высадить декоративные растения, положить крупный камень, поставить цветочницу или объект садовой скульптуры.
Важным принципом пространственного решения территории сада является создание равновесия правой и левой частей композиции, которые должны быть равноценными, чтобы внимание и взгляд не переключались от общей композиции на одну из сторон. Поэтому высаживать крупные кусты и деревья у строения или входа на участок нужно симметрично, чтобы не нарушать композиции. Это также относится к равномерному размещению на участке любых пространственных объектов, элементов малой садовой архитектуры. «Композиционным центром созданного пространства обычно становится самая выразительная деталь, которая носит название доминанты. Доминанта организует вокруг себя всю композицию, являясь ее пространственным центром и своеобразной точкой отсчета. Доминанта может располагаться как непосредственно в границах участка, так и вне их. Например, доминантой может быть большое дерево в поле недалеко от участка. Но чаще всего при оформлении пространства сада такую доминанту создают на участке, это может быть дерево, куртина кустарников, арка с вьющимися растениями, высокая клумба, крупное растение с необычной окраской листвы, объект малой садовой архитектуры и т.д. В композиции должна присутствовать только одна доминанта, другие объекты по значимости не должны конкурировать с ней, в противном случае целостность композиции будет разрушена.
Внимание! Важно помнить, что доминанта должна быть соразмерна оформляемому пространству, иначе она будет подавлять созданную композицию.
Переиначишь все рассудку вопреки, Неподходящие соединишь куски, — Хоть все в отдельности и создано искусно — Знай, будет целое нелепо и безвкусно.
ЖакДедиль, "Сады"
« Нельзя перегружать композицию деталями, особенно на небольшом пространстве участка, это загромождает панораму, лишает композицию гармонии и нивелирует восприятие каждого из объектов. Главным критерием при создании композиции сада является такой подбор и размещение деталей и объектов оформления, при котором они не теряются, не забивают друг друга, а, напротив, дополняют и подчеркивают.
Важно не только правильно определить доминанту композиции и разместить относительно нее объекты на участке, но и умело выбрать место, с которого открывается лучший вид на участок, разместить там беседку, место для отдыха или просто поставить скамейку. Панорама сада должна быть открыта спереди, иметь определенный центр, композиционные детали и фон на заднем плане. Чтобы выделить точку, с которой открывается наиболее удачный обзор, передний план панорамы необходимо немного сузить посадкой деревьев или кустарников, после этого ограниченный ракурс панорамы можно оформить беседкой или скамейкой.
На небольших садовых участках панорама очень ограниченна, поэтому центральная часть двора должна быть достаточно открыта для обозрения.
«-Объекты, нежелательно привлекающие к себе внимание на участке и дробящие композиционное единство пространства, следует "подавлять". Такими объектами могут быть необходимые, но внешне непривлекательные строения, компостная яма и т.д. Их можно скрывать и делать нейтральными в композиции с помощью вьющихся растений или высаженных перед ними кустов, деревьев, высоких цветов, загораживающих эти объекты от взгляда.
Сколь многие, стремясь похвастаться пред всеми, Оригинальностью соседей поразить, Спеша приобрести и тут же водрузить Строения всех стран и всех народов света, Хаос лишь создают. Как неразумно это! Нельзя на маленьком пространстве сада,
в узкой рамке Все сразу поместить — беседки, гроты, замки...
ЖакДелиль, "Сады"
«Принимая решение об организации пространства сада и создании определенной композиции, необходимо учитывать размеры участка и особенности его формы. Форма осваиваемого пространства играет важную роль при осмыслении типа оформления. Узкие, вытянутые в длину участки лучше делить поперек на небольшие пространства с помощью пергол, трельяжей, декоративных стенок. Дорожки в таком саду не должны быть прямолинейными, идущими вдоль границы участка или по его центру, это лишь усиливает впечатление протяженности участка. Дорожки на узком участке должны быть изогнутыми, меняющими направление, открывающими зрительные перспективы.
«Если участок расположен на склоне холма и имеет естественный уклон, насаждения необходимо разместить таким образом, чтобы они подчеркивали эту особенность рельефа. Дом ставят обычно в верхней части склона, таким образом панорама открывается вниз, и нужно правильно выразить ее динамику. Для этого крупные деревья и кустарники размещают ближе к дому, чтобы они усиливали вертикальные пропорции рельефа, низкорослые кустарники размещают на переднем плане панорамы. Если дом стоит в нижней части- склона, высокие деревья и кусты располагают в верхней части участка разреженно, а в непосредственной близи от дома оставляют более низкорослые виды, делая их посадки достаточно плотными.
«Моделирование пространства участка предполагает создание нескольких автономных пространств, гармонично объединенных в одно целое общей композиционной концепцией. Пространства могут быть четко разделены и даже в определенной мере изолированы друг от друга посредством крупных разделительных элементов, таких как куртины кустарников, плотные живые изгороди, обширные трельяжи и шпалерники. С другой стороны, границы между отдельными частями пространства могут быть только намечены, зрительно обозначены при помощи небольших элементов оформления, помещенных на границе смежных пространств. Роль таких элементов могут выполнять крупный валун, цветочница, садовая ваза, скульптура, живописная коряга, невысокий куст, группа цветов и т.д.
Где то подъем, то спуск — и услаждает глаз Пейзаж, что по пути меняется не раз.
Обширные пространства необходимо делить на большие участки, маленькие пространства — на мелкие. Роль элементов, зрительно разделяющих пространство сада, выполняют перголы, беседки, трельяжи, каменные стенки, посадки орлее высоких растений, арки и тд. " Отдельные территории в рамках участка должны различаться по величине, это снимает напряженность в организации пространства и вносит спокойное разнообразие.
Любого вида сад хорош уж потому, Что соответствует владельцу своему. Остерегайтесь же бездумно ставить рядом Нарядность с простотой и будничность
с парадом. Коль привлекательность и свежесть будут там;:—. Природа все сама расставит по местам, И все с естественной гармонией приладит...
" Композицию сада можно разнообразить и сделать более пластичной, смоделировав на участке различные уровни. Перепад уровней уже сам по себе разграничивает пространство, выделяя его самостоятельные зоны. Каждый из сформированных уровней имеет собственную особо оформленную поверхность, сочетание которых зрительно увеличивает и оживляет общую поверхность участка. Для оптического расширения площади сада также служат небольшие впадинки, пологие живописные откоы, приподнятые над общим уровнем поверхности земли, небольшие каменные стенки, выполняющие роль опоры откоса.
Когда отдельные части сада находятся на разных уровнях, это позволяет на небольшой площади создавать различные по характеру
участки сада, не нарушая его композиционной целостности. Кроме того, такая раздробленность территории позволяет видеть элементы композиции с разной высоты, что усиливает впечатление, производимое садом. Естественный откос на участке может стать идеальным местом для создания рокария, ложбинка подойдет для создания прудика, а на соединяющей их ровной поверхности можно разбить лужайку. Варьирование различно оформленных поверхностей создает ощущение естественности и делает ваш сад моделью многообразного внешнего мира природы в его лучших проявлениях.
Облик любого сада зависит от вкуса и возможностей его владельца. Создавая свой сад, украшая и облагораживая его, не стоит стремиться к навязанным или недостижимым образцам, гораздо важнее, чтобы ваш сад был гармоничным, вам было удобно работать и отдыхать в нем, чтобы вы чувствовали себя уютно и спокойно. Поэтому разумнее всего положиться на свой вкус, фантазию и знание основных законов оформления и создания гармоничного пространства.
Когда мы смотрим на сад, он представляется нам сочетанием линий, цветовых пятен, различных форм, света и тени. Продуманная планировка поможет сделать это сочетание гармоничным и усилит эстетическое впечатление от каждого из факторов в отдельности. Художественное решение природного пространства сада должно базироваться на восприятии сада как единого целого.
Элементы оформления участка
Ограды
Забор или изгородь — больше чем простое ограничение земельного участка. Ограда вашего земельного участка — сооружение многофункциональное. Прежде всего ограда выделяет участок из общего пространства, проводит его границы, отделяет от соседних участков. Кроме того, ограда обеспечивает изоляцию территории, предотвращая нежелательное проникновение на участок животных и посторонних людей. Но помимо роли ограничителя пространства ограда имеет еще оформительское и психологическое значение. Сад — это место, где можно отдохнуть душой, расслабиться и освободиться от психического напряжения будней. Секрет заключается в том, что в результате действия эффекта замкнутости садового пространства возникает ощущение надежно защищенной частной жизни. Создается иллюзия того, что в результате проведения границ сада внешний мир остается за изгородью. Благодаря этим вертикальным барьерам возникает ощущение садового пространства. По внешнему виду, цвету, плотности, высоте ограда должна сочетаться с общей оформительской концепцией участка, завершая и дополняя ее, а также вписываться в окружающую среду данного участка.
Тип ограды зависит от требований оформления, ваших личных вкусов, размеров участка (на маленьком участке нельзя возводить сплошную массивную ограду), а также ваших возможностей. Материалом для различных типов оград могут служить камень, кирпич, дерево, металлические сетка и проволока.
Стены
Каменные и кирпичные стены — наиболее прочные и долговечные из всех видов ограждений. Нужную устойчивость стен обеспечивает бетонный фундамент. Для кладки подбирают материал, который сочетается с другими строениями. Это могут быть кирпич, природный камень, небольшие цементные блоки и т.д. Целесообразная высота такой ограды лежит в пределах 1,5—1,8 м. Глубина закладки фундамента зависит от типа почвы, кроме того, его размер должен быть таким, чтобы выдержать давление стены. Иногда требуется укрепить ограду столбами. Для кладки готовят известковый раствор, состоящий из 1 части цемента, 1 части извести и 5 частей песка.
Возведение стен довольно накладно, но можно несколько удешевить строительство, если выполнить стены из кирпича, а затем облицевать более дорогим строительным материалом. Можно также использовать в качестве основы для стены уже бывший в употреблении строительный материал.
Деревянные заборы
Заборы значительно дешевле, экономичнее сплошных оград, к тому же по причине небольших размеров участков они гораздо шире распространены. Деревянные заборы достаточно просты в исполнении, практичны и прекрасно вписываются в окружающую среду. За редким исключением, предпочтение отдается продуваемым, а не гладким заборам. Сплошные заборы преграждают путь ветру и создают турбулентные потоки воздуха, повреждающие насаждения.
Существует множество разновидностей заборов. Одной из наиболее распространенных форм деревянного забора в средней полосе России традиционно является штакетник. Он легкий, естественный, нарядный, достаточно экономичный и обеспечивает хорошую продуваемость участка, не создавая в непосредственной близости от себя завихрений воздушных потоков. Такой забор состоит из несущих элементов (столбы и прикрепленные к ним слеги) и обрешетки, которую выполняют из реек, узких дощечек, круглого штакетника. Деревянные столбы делают из бревен или бруса, нижний конец которых обрабатывают антисептическим средством, предотвращающим гниение, смолят, обжигают, оборачивают толем или рубероидом, а верхний конец обрабатывают на скос, чтобы с него стекала дождевая вода, или защищают кровельками из досок Опорные столбы деревянной ограды располагают на расстоянии 2,5—3 м друг от друга. Увеличивать интервал между столбами не рекомендуется, иначе вся конструкция утратит жесткость и прочность, сокращать — можно, если есть такая необходимость. Столбы заглубляют в землю на 50—70 см, чтобы обеспечить ограде устойчивость. Круглые опорные столбы должны быть диаметром до 20 см. Ямы для круглых столбов небольшого диаметра высверливают в грунте ручным буром на глубину 70—90 см. Столбы большого диаметра устанавливают в ямы глубиной 50—70 см с обязательной бутировкой щебнем или битым кирпичом. Для этого в подготовленную яму устанавливают столб и засыпают ее почти до верха бутовым камнем, щебнем или битым кирпичом. Засыпку уплотняют со всех сторон вокруг столба. Верхнюю часть бута обязательно закрепляют цементной стяжкой, заливая сверху раствором. В течение нескольких дней произойдет естественная усадка, и столбы прочно закрепятся в земле.
Чтобы предотвратить гниение деревянных столбов, особенно той части, которая находится в земле, их следует предварительно обработать специальными веществами — антисептиками. Простейший и наиболее доступный — 10%- раствор медного купороса (1 кг купороса на 10 л воды). Раствор подогревают до 100 °С и наливают в бочку, куда затем опускают концы столбов на глубину 70—80 см. Столбы изсухого дерева держат в растворе 3 часа, из сырого — б часов.
Опорные столбы размещают со стороны участка, чтобы с улицы они были менее заметны и забор выглядел декоративнее. Слеги к деревянным столбам крепят горизонтально. Их делают из толстых досок или бруса
сечением 50 х 80 см и крепят к столбам при помощи врубок и накладок Две слеги (верхнюю и нижнюю) размещают на некотором расстоянии друг от друга и к ним вертикально прибивают гвоздями деревянные планки. Планки крепят на 5 см выше уровня почвы с просветом между ними для предохранения от гниения. Чтобы ограда выглядела красиво, столбы и вертикальные планки должны быть примерно одинаковыми по высоте. Верхним торцам реек штакетника можно придать особую форму, а можно создать общий рисунок забора, например, выпиливая штакетник разными уровнями или волнами. В таком заборе можно делать "окошечки" и украшать его различными накладными рисунками.
Сделать штакетник Не слишком сложно. По шнуру туго натянутому на уровне верхнего торца штакетника между двумя опорами, отстоящими друг от друга на 2,5-*-3 м, прибивают планки, пользуясь специально изготовленным шаблоном. Шаблон состоит из доски, равной по ширине просвету между штакетником, и планки, прибитой к доске под прямым углом. Длина доски должна быть почти равна длине штакетника, длина планки — 40—50 см.
Ограду необходимо окрасить масляной краской для наружных работ. Покраска предохраняет древесину от гниения и придает ей нарядный вид. Вместо краски можно использовать специальные прозрачные пропитки и мастики, которые сохраняют естественный цвет дерева, предохраняют его от жучка и гниения, а также обладают консервирующим действием. На скошенные грани деревянных деталей ограды рекомендуется нанести дополнительный слой краски или покрытия.
Установка опорных столбов забора
1. Столбы большого диаметра, а также столбы из бруса заглубляют в землю на 50—70 см, что юставляет приблизительно 1/3 средней высоты забора. Для этого необходимо выкопать в земле яму необходимой глубины и объема.
Верхние торцы штакетника могут быть разнообразно оформлены, что оживит общий вид ограды
Кроме уже описанного штакетника существует множество разновидностей деревянных заборов. Если ваш участок достаточно большой, хорошо будет смотреться забор высотой 1,5— 1,7 м из нешироких досок, закрепленных горизонтально между опорными столбами. Это довольно плотный забор, интервал между отдельными досками составляет половину их ширины. Такой забор прекрасно выполняет защитные функции, скрывает участок от посторонних глаз и эффективно гасит силу ветра, не создавая, однако, турбулентных воздушных завихрений. Частота размещения опорных столбов зависит от длины досок, но интервалы между столбами не должны быть слишком большими, чтобы доски не провисали. Доски крепят гвоздями к деревянным столбам, делая столько параллельных рядов, сколько требует заданная высота забора. Последнюю доску
2. Установить столб в яме, засыпать щебнем, бутовым камнем или битым кирпичом и уплотнить засыпку вокруг столба. Сверху для стяжки залить цементным раствором, приготовленным в нужной пропорции
Строение забора из штакетника
На чертеже приведены средние размеры, наиболее оптимальные для такого рода ограды. Они могут варьироваться в зависимости от высоты штакетника. Расстояние между отдельными штакетинами обычно составляет одну ширину штакетины или ее половину
Верхний край штакетника можно выпилить по шаблону, придав ему форму волны. Такой фасон делает вид забора особенно легким, созвучным плавным линиям окружающей растительности
Одним из вариантов устройства штакетника является установка верхней горизонтальной планки по верхнему краю штакетин. В этом случае нет необходимости в установке второй слеги, а забор приобретает оригинальность
Деревянный забор с горизонтальным креплением досок
Конструкция отличается простотой, строгостью и высокой функциональностью. Чтобы забор смотрелся аккуратно, а строгость линий не была нарушена, доски следует пригнать точно, соблюдая интервал между ними, равный примерно половине ширины доски
прикрепляют практически вровень с верхним торцом столба. После окончания строительства забор необходимо покрасить масляной краской или покрыть герметизирующей мастикой, предохраняющей от гниения и обеспечивающей его долговечность. Очень оригинально выглядит забор из узких реек или тонкого неошкуренного кругляка, который можно разместить уступами и использовать на местности, имеющей четко выраженный уклон. Принципы его сооружения остаются теми же, что и для других видов деревянных заборов.
Конструкцию из деревянных реек и ошкуренного кругляка необходимо покрыть краской или защитным составом, неошкуренный кругляк или жерди можно не обрабатывать в течение нескольких лет. Кора сама предохранит дерево от гниения и плесени.
Забор из тонких реек или кругляка
Такой забор недорог и прост в исполнении. Благодаря его ажурной структуре за ним никогда не создается абсолютная тень, и растения, посаженные даже в непосредственной близи от ограды, не страдают от недостатка освещения
Невысокий забор с горизонтальным креплением широких досок
Заборы такого типа делают невысокими, оптимальная высота составляет 50—70 см. От земли до нижней доски оставляют зазор в 5—7 см, доски крепят гвоздями к опорным столбам
Живописный плетень является прекрасной onopoi для вьющихся цветущих растений, которые, заплетая его, создают живые пестрые ширмы
Забор в стиле "ранчо" имеет смысл делать на больших пространствах участка, например плодового сада. Лучшим материалом для такого забора являются широкие необработанные меновые или еловые доски
Охотничья ограда, безусловно, не может служить надежной защитой участка, она лишь зрительно обозначает его границы. Бе можно использовать для внутреннего разграничения территории участка, оформления палисадника
Если общий стиль оформления участка позволяет, можно сделать забор в стиле "ранчо" из обработанных или необработанных широких досок, которые размещают горизонтально и > прибивают к несущим столбам гвоздями. Такие I заборы делают невысокими, не более 2—3 ря- дов досок, и после окончания строительства красят или покрывают защитным средством. Особым видом деревянной ограды является плетень, в названии которого отражен процесс его изготовления. Несомненным достоинством плетня можно считать его живописность и дешевизну изготовления. Плетень можно делать из прутьев и веток древесных; пород, обладающих хорошей гибкостью: лозы, ивы, орешника и др. Ветви можно пускать горизонтально, оплетая опорные столбы, или де-; лать плетеное заполнение по каркасу или столбам и прибитым к нему трех слег. Свое очарование имеет также невысокая ажур-над ограда, получившая название охотничьей.] Трудно объяснить причину возникновения та-кого названия, но этот тип ограды до сих пор широко распространен. Охотничья ограда представляет собой достаточно легкую конструкцию, не требующую массивных опорных столбов. К небольшим столбам прибивают 2 параллельные слеги сверху и снизу и к ним гвоздями крепят деревянные планки типа штакетин, сходящиеся под углом. Можно также использовать распиленные продольно жерди. Опорные столбы обычно размещают на расстоянии 2—2,5 м друг от друга, длина штакетин или жердей должна быть больше высоты опорных столбов.
Металлические ограды
Значительно более практичными и долговечными являются металлические ограды и огра-
ды из сетки-рабицы. Металлические ограды обычно изготавливают из готовых пролетов решетки различной конфигурации, прикрепленных между кирпичными или бетонными столбами. Кирпичные столбы не делают слишком громоздкими, их кладут в 1—1,5 кирпича, скрепляя между собой цементным раствором, приготовленным в пропорции 1 часть цемента, 10 частей песка, 2 части извести. Столбы кладут на кирпичном или бутовом фундаменте.
Кирпичные фундаментные столбы делают сечением 380 х 380, 380 х 510 мм и более. Их выводят на 20—30 см над поверхностью земли. Заполнение между столбами выполняют из бутового камня или из кирпича и заглубляют на 15—20 см. Ширина заполнения из бутового камня 40 см, из кирпича — 25 см или 1 кирпич. Кирпичные столбы в зависимости от требований оформления можно штукатурить, облицовывать отделочными плитами из любого материала или оставлять в естественном виде.
Столбы различной формы можно изготавливать из бетона, используя в качестве заполняемой формы опалубку из досок, обшитых листовым железом. Целесообразно изготовить несколько форм, причем каждую на заливку 3—4 столбов одновременно, учитывая довольно долгий срок затвердевания бетона.
Не рекомендуется сетчатую ограду крепить на столбах из кирпича или камня. Массивные столбы не сочетаются с легкой ажурной сеткой.
Для литья столбов изготовляют форму-опалубку из досок толщиной 2,5 см. В форме делают 4 прямоугольных отверстия для закладки от: Комбинированная ограда с металлическими пролетами
Можно комбинировать элементы каменной или кирпичной кладки и металла. Простые металлические и элегантные кованые решетки крепятся жестко (анкерное крепление) между столбами из бетона, кирпичной и каменной кладки. Стена устанавливается на фундаменте глубиной 80—100 см. Столбы и стенка выполняются из кирпича, природного камня, штукатурятся или облицовываются отделочными материалами. Чем выше каменное основание забора, тем больше степень защиты от ветра, выше шумопоглощение. Такая ограда очень прочна, долговечна и хорошо сочетается практически с любым стилем оформления участка
резков полосовой стали с просверленными в них отверстиями под крепежные болты. Отрезки полосовой стали должны быть вмурованы в столбы в местах крепления ограды. Бетонные столбы сечением 12 х 12 или 15 х 15 см делают с арматурой, чтобы увеличить их жесткость и прочность. В качестве арматуры рекомендуется использовать стальной прут диаметром 8—10 см. В деревянную форму вкладывают арматуру в виде 2 стальных прутов и заполняют бетонной смесью. Смесь затем тщательно уплотняют, выравнивают ее поверхность и дожидаются полного застывания.
Можно также сделать арматуру в виде каркаса. Каркас вяжут из арматурной проволоки диаметром 6—8 мм, предусматривая скобы для крепления. Уложенный в форму каркас заливают бетоном.
Столбы, на которые навешивают ворота, укрепляют арматурой, в центр кладки вставляют металлическую трубу или армируют кладку металлической сеткой через 2—4 ряда. Готовые решетчатые пролеты металлического забора (кованые или изготовленные по иной технологии) крепят между опорными столбами. Решетка из железных прутьев очень крепкая, прозрачная и легкая на вид. Она является отличной опорой для вьющихся растений.
Весьма практичны и просты в исполнении заборы из металлической сетки-рабицы. Ограды из проволочной сетки за счет ажурности создают впечатление отсутствия забора, особенно когда такую ограду окрашивают в зеленые тона. Для оград используют оцинкованную или неоцинкованную проволочную сетку с ячейками 3 х 3—5 х 5 см. Высота ограждения 1,5-2 м.
Ограду из проволочной сетки лучше крепить к отрезкам стальных труб длиной по 2,5—3 м, диаметром 5—7 см на бетонном основании. Металлические столбы очень долговечны, что
продлевает жизнь всей ограде в целом. При отсутствии труб сетку крепят к деревянным или железобетонным столбам. Но в этом случае столбы должны быть меньшего размера: деревянные — диаметром 12—14 см, железобетонные — сечением 10 х 10—11 х 11 см. Металлические столбы боятся воды, которая, попадая в них и замерзая зимой, может повредить столб. Поэтому столбы заполняют раствором, забивая в их верхнюю часть просмоленные деревянные пробки, или закрывают крышками. При использовании раствора его заливают поверх забитой в трубу деревянной пробки.
Для установки столбов из труб бурят ямы небольшого диаметра, глубиной 70—80 см, которые заполняют раствором бетона со щебенкой в пропорции: 1 часть цемента, 3 части речного песка и 3 части щебенки.
Невысокая металлическая оградка лишь визуально отделяет участок от окружающего пространства, и ее легкий ажурный узор ненавязчиво смотрится ча фоне высаженных за ней растений
Забор из металлической сетки-рабицы
Сеткарабица — недорогое оптимальное решение и рекомендуется для использования, если вы применяете растительность, например в виде живой изгороди, в качестве дополнительного окаймляющего элемента. Деревья и кустарники смягчают общую линию ограды, снимают ее просматриваемостъ. Такая ограда хорошо выполняет защитные функции. Сетка-рабица устанавливается на столбах, врытых на расстоянии 2—2,5 м друг от друга и закрепляется горизонтально натянутой проволокой. Угловые стыки, оконечные точки и около 10 обязательных стоек обеспечивают необходимое крепление. Забор из сетки-рабицы должен иметь зазор от почвы 5 см
Подземную часть металлических столбов покрывают горячим битумом, сплавленным с каменноугольным лаком. Применяют также смеси густого каменноугольного и этиленового лаков в соотношении 1: 1 или густого каменноугольного лака и эпоксидной смолы (3: 1) с добавлением 20—30 % цемента. Иногда для уменьшения расхода бетона на песчаных почвах делают опалубку. Трубы заглубляют в бетон пустотелыми. К верхним концам их приваривают ушки, скобы или хомуты из проволоки или обычные гайки и протягивают через них проволоку, к которой прикрепляют сетку, чтобы она не провисала. Кроме того, посередине столбов и на уровне поверхности земли сетку дополнительно крепят проволочной обвязкой.
Для защиты столбов и сетки от ржавчины их окрашивают краской для наружных работ по металлу или покрывают специальным лаком. Наиболее подходящий цвет для сетчатых заборов — зеленый (разных оттенков). Для обеспечения устойчивости забора по углам несущие столбы подпирают укосинами — врытыми под наклоном столбиками. Это необходимо для того, чтобы опорные столбы выдерживали натяжение сетки. Если вы рассматриваете изгородь не как архитектурно-строительное сооружение, выполняющее к тому же еще и защитные функции, а лишь как оптическую преграду, элемент, обозначающий границы участка, вам вполне подойдут различные типы простых и изящных невысоких кованых металлических оград. Они могут быть самой различной конфигурации, иметь разнообразные декоративные элементы, варьироваться по высоте. Уход за такими оградами заключается преимущественно в защите их от ржавчины. Для этого металлические ограды красят масляной краской для наружных работ с металлом или покрывают специальным консервирующим лаком.
Необходимой частью ограды являются ворота и калитка. Их оформляют в том же стиле, что и ограду, чтобы их внешний вид, материал, цвет, конфигурация соответствовали общему виду ограды, не нарушали его целостности. Для деревянной ограды изготовляют деревянные ворота и калитку, для сетчатой — металлические. Для живой изгороди ворота и калитка могут быть и деревянными, и металлическими. Ворота и калитка должны быть прочными, долговечными, удобными в пользовании. Ворота выполняются из двух створок, ширина ворот должна составлять не менее 2,5 м для въезда легкового автомобиля и не менее 3 м для въезда при необходимости грузовой машины. Если, исходя из образа вашей жизни, в воротах нет необходимости, можно предусмотреть в ограде одну съемную секцию нужной ширины на всякий случай для обеспечения эпизодического заезда транспорта. Ширина калитки — 80—90 см, примерно такая же, как ширина пешеходной дорожки от калитки к дому. К калитке при необходимости можно провести электрический звонок. Ворота и калитка должны открываться внутрь участка, чтобы не загораживать дорогу или улицу.
Створки ворот изнутри оборудуют запорами и ставят ограничители. Чтобы створки самопроизвольно не закрывались, применяют пружинные фиксаторы.
Столбы для ворот должны быть немного массивнее, чем для ограды и калитки; так как они испытывают дополнительную нагрузку, их надо лучше укрепить.
Надежность и долговечность работы во многом зависят от качества выполнения фундаментов под опорные столбы. Их закладывают на глубину 50—100 см. Пазухи ямы засыпают щебнем, тщательно утрамбовывают, а затем бетонируют. Деревянный каркас створок ворот изготовляют из брусков сечением 5 х 10 см, соединяя их в углах, и укрепляют конструкцию диагональной планкой. Собирают рамы на земле, навешивают без обрешетки. Амбарные петли крепят к металлическим и бетонным столбам через деревянные накладки. Обрешетку делают после навески рам. Просвет между землей и створками калитки и ворот должен быть не менее 10— 15 см, чтобы снег не мешал открывать их. Калитку и ворота можно украсить различными деталями декоративного оформления.