О развитии массажа
Массаж — это комплекс научно обоснованных и практически проверенных приемов механического воздействия с помощью рук или массажных аппаратов на ткани организма человека с целью укрепления и восстановления здоровья.
Дата происхождения массажа теряется в истоках древней народной медицины, и в настоящее время невозможно отдать предпочтение в авторстве тем или иным народам. Вероятно, самым первым применением приемов массажа (поглаживание, растирание, разминание) был инстинктивный жест для облегчения боли в ушибленном месте. Даже филологические попытки выяснить происхождение слова «массаж» еще раз свидетельствуют о древнем существовании этого понятия. Слово «массаж» произошло или от санскритского корня «march», или арабского «масс» (касаться, щупать, нежно надавливать), или греческого слова месить, мять, поглаживать, или латинского «macero» (делать мягким, размягчать), или древнееврейского ощупывать, или, возможно, это французское «massage».
Об истории возникновения и развития массажа рассказывают древние литературные источники, наиболее известные из которых созданы в странах Древнего Востока, а также в Египте, Греции и Риме.
Древний Китай. Древнекитайская медицина уделяла большое внимание не только массажу, но и другим общеукрепляющим методам лечения: гимнастике, диете, водным процедурам и т. д. Например, о книге «Конг-фу», изданной в 2698 г. до и. э. и посвященной человеку искусства («конг» — художник, «фу» — человек), французский историк Дюжарден Бомен писал: "Становясь на исключительно научную основу в вопросе о массаже, я могу сообщить, что самое точное описание видов массажа вы найдете в китайской книге „Конг-фу"».
В другой книге «Ней-цзин» (IX в. до н. э., «Книга о внутреннем человеке») сказано: «Если под воздействием испуга нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».
Впервые в мире уже в VI в. н. э. в медицинских институтах Китая преподавали массаж и существовали врачебно-гимнастические школы для подготовки врачей — «taocce», использующих для лечения массаж и гимнастику.
Древний Египет. Источником наших сведений о медицине в Египте являются иероглифические надписи на саркофагах и пирамидах, относящиеся к периоду за 4000 лет до н. э. Самое древнее изображение массажа находится в ассирийском отделе Нового музея в Берлине, где оказался барельеф из алебастра, изображающий двух человек, один из которых массирует другого (2700 лет до н. э.).
Древняя Греция. Массаж, вместе с натиранием тела маслами и пользованием баней, хотя и пришел из Египта, но это искусство достигло в Греции большей высоты. В настоящее время специалисты европейских стран считают, что история развития лечебного и спортивного массажа начинается со времен Эллады. Отец античной медицины Гиппократ (ок. 460— 377 гг. до н. э.), например, писал по поводу лечения вывихов: «Во многих вещах врач должен быть опытным и не менее в массаже, ибо массаж может связать сустав слишком расслабленный и размягчить сустав очень тугой».
Греции принадлежит почетная роль в истории развития физического воспитания. Римский историк Руф Курций (I в.) писал: «В то время как умственное образование юношества предоставлено было родителям, общественные гимназии заботились о телесном развитии, потому что, с точки зрения общественного блага, самой важной целью воспитания было взрастить для государства новое поколение, состоящее из сильных, красивых, смелых и ловких юношей». Физическое воспитание в строгой своей последовательности начиналось с 7-летнего возраста. А спортсмены Древней Греции перед состязаниями и после них поступали в распоряжение «педотрибов» (учителей гимнастики), которые мыли их, растирали, смазывали и посыпали мельчайшим песком. И неудивительно, что знаменитый афоризм «В здоровом теле — здоровый дух» принадлежит Демокриту (ок. 460—370 гг. до н. э.).
Древний Рим. Древние римляне, подобно грекам, ввели массаж в систему физического воспитания молодежи и воинов.
Известнейший из врачей того времени Асклепиад (III в. до н. э.) делил массаж на сухой и с маслом, на сильный и слабый, продолжительный и кратковременный. Он был инициатором вибрационного массажа, рекомендуя сотрясения. Только более чем через 2000 лет невропатолог из Франции Жан Мартен Шарко (1825—1893) ввел сотрясения с целью успокоения нервно-возбужденных людей. Другой крупный теоретик античной медицины Клавдий Гален (ок. 130—200 гг. н. э.) разработал показания для утреннего и вечернего массажа, описал методику различных его видов и их воздействия на организм. Таким образом, римляне уже в те далекие времена умели отличать предварительный массаж от восстановительного.
В странах Востока выдающийся таджикский ученый Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980—1037 гг.) придавал массажу большое значение, рассматривая его как действенное средство в борьбе с утомлением и как лечебное средство. Он различал массаж укрепляющий, расслабляющий, подготовительный (перед физическими упражнениями), восстановительный и др. В своей книге «Канон врачебной науки» (кн. 1) он писал: «Массаж преследует следующие цели: уплотнение рыхлых органов, затвердение мягких, разрыхление плотных органов и размягчение твердых органов».
На Востоке массаж проводился в банях, с множеством пассивных движений, и выполнялся не только руками, но и ногами массажиста. А. С. Пушкин так описал восточный массаж в тифлисской бане в 1829 г. во время поездки в Арзрум (Эрзерум): «Гассан начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу, после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. После чего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водой, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух. После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».
Массаж использовали древние славянские племена и карело-финны, у которых были хорошо разработаны такие приемы, как поглаживание, растирание и похлопывание. Большим признанием пользовались купания в банях и растирающие приемы по всему телу вместе с похлопыванием и стеганием тела березовым и дубовым вениками. Об этой форме массажа, которая у древних славян называлась «хвощеванием», говорит тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками как предметами первой необходимости. Эта процедура в «Повести» русского писателя XV века Нестора-Искандера (годы рождения и смерти неизвестны) описана так: «Как ся мыют, хвощут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие, и начнутся бити... и обливаются водою студеною и таке живут».
После падения Римского государства история развития массажа в Европе прерывается фактически до конца XIX в., хотя в каждом столетии появлялись выдающиеся ученые, указывающие на забытый метод врачей Эллады и Рима. Так, например, в начале XIX века в Швеции П. Линг (1776—1839) и его ученики создали систему массажа, получившего название «шведского». По сути дела, это был слепо заимствованный у древних греков, римлян и китайцев набор приемов, элементов и форм массажа. Обилие разновидностей, предложенных Лингом и его учениками, тормозило развитие массажа.
Русских врачей с массажем познакомил шведский врач Берглинд, который приехал в Россию в 1848 г., прожил в Петербурге 40 лет и опубликовал первое руководство по массажу с разделом врачебной гимнастики.
Во второй половине прошлого и в начале нашего века русские ученые И. В. Заблудовский (1882—1913), И. 3. Гопадзе (1886), В. А. Штанге (1889), В. Ф. Снегирев (1890), Е. Н. Залесова (1898—1910) и др. положили своими работами начало изучению механизмов воздействия массажа. Ими дано физиологическое обоснование действия массажа, отдельных приемов и их разновидностей, изучены показания и противопоказания к применению массажа, организационные вопросы и т. д. Эти работы позволили создать из массажа одно из существенных средств лечения ряда заболеваний и восстановления трудоспособности.
Приват-доцент Военно-медицинской академии в Петербурге И. В. Заблудовский в 1882 г. написал диссертаций) «Материалы к вопросу о действии массажа на здоровых людей» и выпустил свыше ста различных работ, посвященных обоснованию и методике массажа, что позволяет нам считать его отцом современного массажа.
Для внедрения массажа в медицинскую практику много было сделано Е. Н. Залесовой, основавшей первую школу (курсы) массажа, врачебной и педагогической гимнастики в Петербурге (1891 г.).
В результате ряда работ многих ученых — А. Ф. Вербова (1924—1966), А. Е. Щербака (1936), И. М. Саркизова-Серазини (1939—1963), А. Р. Киричинского(1949—1959), В. Е. Васильевой и В. К. Стасенкова (1952—1956), а за последние годы А. А. Бирюкова, А. Н. Буровых, А. М. Тюрина и др. — была создана новая методика массажа, построенная на основе классического, однако отличающаяся от зарубежных методик тем, что в ней предусматривается послойное массирование всех тканей с одновременным избирательным воздействием на рефлексогенные зоны, отражающие сегментарные связи внутренних органов с определенными участками покровов тела. Эта методика учитывает также функциональное состояние организма. Грамотно выполненный массаж (когда правильно выбраны и проведены приемы, определена их интенсивность и доза и т. п.) является могучим средством лечения и восстановления работоспособности, снятия утомления и поддержания общего тонуса организма, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.
Ценность системы массажа, принятой в нашей стране, подтверждают в настоящее время специалисты многих стран.