Гигиенический уход за ребенком

Категория: Педагогика малыша до года

Уход за кожей и слизистыми оболочками ребенка требует строгого соблюдения правил личной гигиены и большой осторожности. Это обусловлено тем, что ткани ребенка раннего возраста легкоранимы и могут служить воротами для ряда болезнетворных микробов. Очень важно обратить внимание на то, чтобы все элементы ухода за кожей и слизистыми оболочками не причиняли ребенку неприятных ощущений. Более того, желательно, чтобы они доставляли малышу удовольствие. Это облегчит в дальнейшем гигиеническое воспитание ребенка и выработку у него необходимых гигиенических навыков.

С первых месяцев жизни ребенку следует 2—3 раза в день мыть лицо и руки, используя сначала слегка подогретую воду (32—34 °С), затем воду комнатной температуры (22—24 °С). В первые недели жизни (в период новорожденности) ребенка следует умывать кипяченой водой.

С момента назначения прикорма (около 4,5 мес) ребенку надо мыть руки перед каждым кормлением, вырабатывая таким образом необходимый гигиенический навык. Умывая, побуждайте ребенка к активности, учите самостоятельным действиям (подставлять руки под струю воды, умывать лицо). Как можно раньше вырабатывайте у малыша отрицательное отношение к грязи (например , запачканные во время кормления руки и лицо сразу же вытирайте или умывайте).

Ребенка второго года жизни настойчиво приучайте к самостоятельному умыванию. К трем годам он должен уметь сам хорошо мыть руки с мылом, умываться, мыть ноги, вытираться полотенцем.

Туалет носа и ушей у грудного ребенка производится ватными жгутиками, смоченными в вазелиновом или растительном масле. Вазелиновое масло приобретается в аптеке. Растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое) необходимо предварительно прокипятить и хранить в закрытой бутылочке. С 1,5 лет ребенка надо учить самостоятельно пользоваться носовым платком.

Туалет глаз у детей первых 2—3 мес жизни проводят во время первого утреннего умывания, а также по мере надобности. Глаза промывают ватными тампонами, смоченными в 2 % растворе борной кислоты. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла глаза к переносице. Туалет глаз 3-месячного малыша проводится при обычном умывании.

Ребенка первого года жизни подмывают после каждого опорожнения кишечника, а детей первых 4—6 мес и после каждого мочеиспускания. Новорожденных подмывают теплой кипяченой водой влажной ваткой или струей воды из умывальника, кувшина, чайника. Подмывание производится спереди назад, от половых органов к заднему проходу, чтобы не занести в половые органы микробы. После подмывания ребенка кладут на чистую пеленку и осторожно промокательными движениями обсушивают кожу. Затем складки кожи смазывают прокипяченным растительным маслом или детским кремом с помощью ватного тампона. Детей старше 1 мес при хорошем состоянии кожи можно подмывать обычной водой из крана, сначала немного подогретой, а затем комнатной температуры. Смазывать кожу маслом или детским кремом следует только при наличии опрелости. Подмывать детей надо и после того, как они научились пользоваться горшком. Как девочек, так и мальчиков следует подмывать ежедневно перед ночным сном.

Гигиенические ванны детям до года делают ежедневно, на 2-м и 3-м году — не реже 2 раз в неделю (желательно также ежедневно).

Новорожденного ребенка надо купать в кипяченой воде температуры 37 °С (проверяется водяным термометром). Если пупочная ранка у ребенка еще не совсем зажила, то в воду надо добавлять немного раствора перманганата калия (марганцовки), чтобы вода приобрела бледно-розовый цвет. Купать ребенка лучше в том помещении, где он находится постоянно, при температуре воздуха 21—23 °С. Ребенка после 1 года можно мыть в ванной комнате.

Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5—7 мин, на втором и третьем году жизни — до 8—10 мин. Детей старше 2 лет можно мыть под душем. После окончания ванны ребенка надо облить водой на I °С ниже температуры воды в ванне. Не реже 2 раз в неделю ребенка следует мыть детским мылом. Детям старше года можно мыть голову детским шампунем.

Купать малыша надо не позже 21.00, чтобы не нарушать его ночной сон. Если ребенок после купания спит беспокойно, то эту процедуру перенесите на более раннее время (перед последним дневным сном, а детям старше года — перед ужином).

Чистота полости рта — наиболее эффективное средство профи- лактики кариеса зубов. Как только ребенок перестает получать грудное молоко, обладающее бактерицидными свойствами, ему надо давать после еды немного чистой воды, чтобы смывать остатки пищи, в которых могут размножаться микроорганизмы. Малыша, достигшего 1 года, приучайте полоскать рот после каждого приема пищи. С 2 лет — чистить зубы щеткой, сначала без пасты, а затем с детской зубной пастой. Зубы следует чистить 2 раза в день — утром после завтрака и перед ночным сном. У ребенка должна быть своя зубная щетка из натуральной щетины. Наряду с утренним и вечерним туалетом полости рта надо полоскать рот после каждого приема пищи, особенно если последнее блюдо было сладким.

Режим дня ребенка

Правильный режим предусматривает своевременное удовлетворение физиологических потребностей ребенка в питании, отдыхе, активном бодрствовании и способствует нормальному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешенное, спокойное состояние нервной системы, предохраняет ее от переутомления. Если режим не налажен, то могут возникнуть отклонения в развитии и поведении ребенка — нарушается аппетит, сон, появляются капризы, отмечается повышенная нервная возбудимость.

Одно из основных условий правильного режима — соблюдение определенной последовательности в чередовании сна и бодрствования. Новорожденный ребенок почти все время спит, но сон у него неглубокий и легко прерывается под воздействием различных раздражителей. Самым сильным из них в этот период является чувство голода или так называемое пищевое возбуждение.

Пищевое возбуждение возникает тогда, когда пища покидает желудок ребенка. У грудных детей, получающих материнское молоко, это происходит через 3—3,5 ч после кормления, поэтому режим новорожденного ребенка рекомендуется формировать на основе ритма кормления.

Ребенка надо кормить строго по часам через 3—3,5 ч. Отклонения допустимы не более чем на 20—30 мин. Более длительные или более короткие промежутки между кормлениями нарушают биологический ритм пищевого возбуждения.

При достаточном внимании и терпении к концу первого месяца жизни ребенка удается сформировать правильный ритм сна и бодрствования, если были созданы оптимальные условия. Например, спокойная обстановка, свежий воздух, соответствующая одежда для сна, достаточный объем впечатлений, общение со взрослыми, игрушки для периода бодрствования малыша.

Продолжительность отрезков сна и бодрствования меняется с возрастом, как и количество кормлений. На первом году жизни в соответствии с постепенным увеличением работоспособности и выносливости нервной системы режим дня малыша меняется 3 раза, на втором году жизни 1 раз.

Новорожденный ребенок спит 20—22 ч в сутки и ему устанавливают только режим кормления. Обычно в родильном доме детей кормят 6 раз в сутки через 3,5 ч с ночным перерывом в 6,5 ч. Дома желательно сохранить такой же режим. Однако некоторые слабые дети могут кормиться 7 раз в сутки через 3 ч с ночным перерывом длительностью в 6 ч.

В возрасте от 1 до 2,5—3 мес малыш кормится обычно 6 раз в сутки через 3,5 ч (7 раз для ослабленных детей). В этом возрасте у ребенка, как правило, формируется 4-разовый дневной сон примерно по 2 ч. Между кормлениями ребенок бодрствует от 30—40 мин до 1,5 ч. Общая продолжительность сна в этом возрасте составляет 17—19 ч в сутки.

Ребенок от 2,5—3 до 5—6 мес кормится 6 раз в сутки через 3,5 ч, а с момента получения прикорма (примерно с 4,5—5 мес) 5 раз в сутки через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом. Он уже может бодрствовать между кормлениями по 1,5—2 ч. Днем ребенок спит еще 4 раза по 1,5—2 ч, некоторые дети с 4,5—5 мес переходят на 3-разовый дневной сон, но тогда он длится дольше — по 2 ч. Общая продолжительность сна 16—17 ч в сутки.

В возрасте от 5—6 до 9—10 мес ребенок находится на 5-разо-вом кормлении через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом. Днем он спит по 1,5—2 ч 3 раза, бодрствует между кормлениями по 2—2,5 ч. Общая продолжительность сна 15—16 ч.

С 9—10 мес до 1 года ребенка кормят 5 раз в день через 4 ч. Двухразовый дневной сон имеет длительность по 2 ч в среднем. При этом дневной сон (обычно утренний) нередко продолжается 2,5 ч, а вечерний всего 1,5 ч. Бодрствование ребенка в этом возрасте в среднем удлиняется до 3—3,5 ч. Формируется оно следующим образом: первый период бодрствования (после ночного сна) является более коротким и составляет всего 2,5—3 ч; второй отрезок бодрствования (между первым и вторым дневным сном) длится по 3,5—4 ч и третий период бодрствования (между вторым дневным сном и ночным) до 3 ч.

Режим дня следует строить так, чтобы малыш непосредственно после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое чередование процессов является более правильным, так как хорошо выспавшийся ребенок с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет до следующего сна. Если ребенок привыкает засыпать сразу после кормления, то период бодрствования у него будет совпадать с началом пищевого возбуждения, он станет беспокойным, и тогда следующее кормление придется начинать раньше положенного срока. Уставший и наплакавшийся ребенок хуже ест, нарушается его режим дня.

У детей второго года жизни довольно быстро увеличивается время бодрствования, соответственно сокращается потребность в сне. Однако до 1,5 лет ребенку еще необходимо сохранять 2-разовый дневной сон. В противном случае может произойти перенапряжение нервной системы, появятся расстройства аппетита, сна и др.

Физиологические потребности ребенка обеспечивают первый дневной сон длительностью 2—2,5 ч, второй — 2—1,5 ч. Если становится заметно, что продолжительность каждого периода дневного сна укорачивается, все же не надо спешить отменять утренний или вечерний сон. Лучше пусть малыш поспит 2 раза в день по 1 ч, чем 1 раз 2,5 или даже 3 ч. В последнем случае продолжительность непрерывного бодрствования для него будет чересчур велика.

На разовый дневной сон можно переводить ребенка, достигшего 1,5 лет, при этом его длительность желательно доводить до 3—3,5 ч, создавая для этого соответствующие условия (хорошо проветренное помещение, исключение шумов и т.п.). При одноразовом дневном сне длительность отрезков бодрствования достигает 5 ч. Общая потребность в сне для детей второго года жизни составляет 13—14 ч.

В возрасте старше года многие дети могут переводиться на 4-разовое кормление. Перерывы между кормлениями остаются такими же (4 ч), отменяется только пятое, ночное, кормление. Если ребенок ослаблен, страдает плохим аппетитом, ночное кормление лучше сохранять до 1,5, в редких случаях до 2 лет.

На третьем году жизни ребенка следует кормить 4 раза в день. Дневной сон у него должен длиться 2,5—3 ч. Длительность отрезков бодрствования увеличивается до 5—6 ч. Общая потребность в сне у ребенка к концу третьего года жизни составляет 12—13 ч.

Примерный режим дня для детей от 0 до 3 лет приведен в последующих статьях.