Семидневная неделя

Происхождение семидневной недели. Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т. д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне и этруски вели счет дням «восьмидневками» — торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н семь дней такой недели были рабочими, восьмые — базарными. Эти рыночные дни становились и днями празднеств.

Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 —ок. 100 г. н.э.) читаем: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Откуда же «пошла есть» эта семидневная неделя?

Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же — от первой четверти до полнолуния и т. д.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова «планэтэс»,

которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология — верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. Само же число семь — количество планет — стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.

Названия дней недели. Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом «управлял» Сатурн, вторым— Юпитер, третьим — Марс, четвертым — Солнце, пятым — Венера, шестым — Меркурий и седьмым — Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами «управлял» Сатурн, 9-м, 16-м и 23-м — Юпитер и т. д. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня — Луна, четвертого— Марс, пятого — Меркурий, шестого — Юпитер и седьмого — Венера. Соответственно этому и получили свои названия дни недели. Последовательную смену этих названий астрологи изображали вписанной в окружность семиконечной звездой, в вершинах которой обычно ставились названия дней недели, планет и их условные обозначения (рис.).

Рис.Астрологическое изображение смены дней недели

Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, французском и английском языках они выглядят так:

Русское

Латинское

Перевод  c латинского

Французское

Английское

Понедельник Dies Lunae  день Луны Lundi Monday
Вторник Dies Martis день Марса Mardi Tuesday
Среда Dies Mercurii  день Меркурия Mercredi Wednesday
Четверг   Dies Jovis день Юпитера Jeudi Thursday
Пятница Dies Veneris  день Венеры   Vendredi Friday
Суббота   Dies Saturni день Сатурна Samedi Saturday
Воскресенье  Dies Solis день Солнца  Dimanche Sunday

«Разночтения» в английском языке объясняются тем, что названия для вторника, среды, четверга и пятницы англичане взяли из скандинавской мифологии, в которой Тиу — бог, аналогичный Марсу, Бодан — Меркурию, Тор — Юпитеру и Фрейя — Венере. Во французском же языке название воскресенья означает «день Господа». Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие народы Азии.

Во многих языках некоторые дни недели (а иногда и все) «пронумерованы»: в эстонском, латышском, литовском, арабском, греческом, китайском и др. При этом если, например, в языках народов Прибалтики и китайском понедельнику соответствует «первый день», вторнику — «второй день», то в греческом языке, грузинском, армянском, арабском понедельнику соответствует день с номером 2, вторнику — день с номером 3 и т. д. Такая нумерация дней берет начало также в Древнем Вавилоне. День Сатурна у вавилонян считался несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название «шаббат» — покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянские, некоторые западноевропейские языки. Во многих странах день отдыха перенесен, но счет дней по-прежнему ведется от субботы. Так, у мусульман день отдыха (последний день недели) совпадает с нашей пятницей, но название «первый день» в арабском языке относится к воскресенью.

У некоторых народов нумерация дней получилась очень любопытной. Так, в грузинском языке (почти как в поговорке «у него семь пятниц на неделе») оказалось... пять суббот. Кроме просто субботы — шабати, существуют «вторая суббота» (оршабати) — понедельник, «третья суббота» (самшабати)—вторник, «четвертая суббота» (отхшабати) — среда, «пятая суббота» (хутшабати) — четверг. Пятница и воскресенье называются соответственно «параскеви» и «квира» аналогично названиям в греческом языке (параскеун, кюриакэ). Первое слово означает «приготовление» (имелось в виду приготовление к дню отдыха — субботе; позже оно ассоциировалось с именем святой Параскевы-Пятницы), второе означает «день Господа». (Попутно отметим, что здесь речь идет о новогреческом названии, установившемся под влиянием христианства; ранее греки именовали воскресенье так: «первый в неделе».)

В персидском календаре суббот в неделе даже шесть: шамбэ, йек-шамбэ («первая суббота») — воскресенье, до-шамбэ («вторая суббота») — понедельник, се-шамбэ («третья суббота») — вторник, чехар-шамбэ («четвертая суббота») — среда, пенд-шамбэ («пятая суббота»)—четверг. День, соответствующий пятнице, носит название «джома» («день соединения»— священный день у мусульман).

Персидские названия дней недели широко распространились. Они заимствованы многими народами нашей страны (в Азербайджане, Башкирии, Средней Азии и др.).

Пронумерованы некоторые дни недели и в славянских языках, но счет дней эти народы ведут «после воскресенья». (Отметим, что решение о праздновании воскресенья принял римский император Константин в 321 г. Он приказал, чтобы «все судьи... а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали», но в силу живучести традиций последним днем недели еще долго считалась суббота.) Когда-то воскресенье у славянских народов называлось неделей (днем, в который отдыхают от дел, ничего не делают). Это название сохранилось во всех славянских языках, кроме русского; названия остальных дней совпадают, как видно из таблички

Русское Украинское Польское Чешское Болгарское
Понедельник Понедiлокк Poniedzialek Pondelek Понеделник
Вторник Biвтopoк Wtorek Uterek Вторник
Среда Середа Sroda Streda Сряда
Четверг Четвёр Czwartek Ctvrtek Четвъртък
Пятница Пятниця Pigtek Patek Петък
Суббота Субота Sobota Sobota Събота
Воскресенье Недiля Niedziela Nedele Неделя

В русском языке название дня перешло на всю семидневку (седмицу, как ее когда-то называли). Таким образом, понедельник — это «(первый) день после недели» (ср.: «пополудни» значит «время после полудня»), вторник — второй день, четверг — четвертый, пятница — пятый, а среда действительно была средним днем. Любопытно, что в старославянском языке встречается и более древнее ее название — третийник.

Последним днем недели в свое время считалась суббота и в Англии. Подтверждением этому служат слова из книги Гальфрида Монмутского (XII в.): «Мы чтим отчих богов — Сатурна, Юпитера и прочих правящих миром, но в особенности Меркурия, которого на своем языке называем Воденом. Наши предки посвятили ему день четвертый недели, который и посейчас зовем по его имени воденесдей. После него чтим мы богиню, самую могущественную из всех и носящую имя Фреи, которой те же прародители наши посвятили шестой день недели, и по ее имени мы зовем его фридей» .

В заключение отметим, что семидневная неделя распространилась в Римской империи еще при императоре Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в связи с увлечением римлян астрологией. В частности, в Помпеях найдены настенные изображения семи богов дней недели. Само же широкое распространение и «живучесть» промежутка времени в семь суток связано, по-видимому, с наличием определенных психофизиологических ритмов человеческого организма соответствующей продолжительности.

Обновлено: 2019-07-09 23:31:40