Письма об информации

КНИГА ПОМОГАЕТ РАСТИ

В предвоенные годы жил в селе Заюкове мальчик, рано лишившийся родителей и тем не менее не чувствовавший себя сиротой: заботу о Нурби взял на себя дедушка Мурзабек. От него услышал внук предания древности. Нурби полюбил музыку родного кабардинского языка, потянулся к чтению, из дедушкиных рук получил первые книги.

Был у Нурби дядя Хараби. В 1942 году он закончил школу и вместе с одноклассниками отправился на фронт. Свои книги на прощанье подарил начитанному не по годам (к тому времени Нурби закончил третий класс) племяннику: «Береги дедушку и книги».

Мальчик думал: ненадолго уехал дядя, разобьет фашистов и придет домой. Но в село ворвались враги. Они сожгли дом. Запомнил Нурби, как горели подаренные дядей книги. Кое-что удалось спасти — ночами Нурби закапывал книги под яблоней.

Сейчас Нурби Худинович Жиляев — учитель русского языка и литературы 4-й средней школы села Заюково Кабардино-Балкарской АССР. Всю жизнь собирал он книги. И вот уже двадцать лет, как открыты двери дома учителя Жиляева для всех односельчан, любящих читать. Спасенные когда-то книги легли в основу общественной библиотеки имени Хараби Жиляева. В ее фонде — несколько тысяч томов.

Многие годы собираются в доме Жиляевых юные односельчане. Помогали они своему учителю и в сборе материалов для краеведческой книги, над которой он работал.

Случается, к Нурби Худиновичу приезжают любители книги из других районов, и каждый получает добрый совет хозяина — опытного книгочея, слышит теплое слово хозяйки дома Таисии Моисеевны — она тоже учитель. Учителем стала и воспитывавшаяся в доме дочь того самого Хараби, чьим именем названа библиотека,— Роза.

Прошли через школу воспитания книгой все дети Жи-ляевых: Арсен, Мадина, Руслан. Школьниками помогали родителям составлять каталоги, картотеку, переплетать книги, привлекали к этой работе сверстников, участвовали в создании краеведческого музея в родном селе. И музей долгие годы находился, кстати, тоже в доме Жиляевых. Теперь сельсовет выделил для него специальное помещение.

Всем Жиляевым присуще чувство слитности с многонациональной нашей культурой. Вот как писала в одном из школьных сочинений Мадина: «Мой папа — кабардинец, мама — осетинка. У подруги отец — татарин, мать — русская. В Душанбе живет еще одна подруга, у которой отец — таджик, мать — осетинка. Каждая из нас знает по два-три языка, но переписываемся мы на русском, потому что очень любим этот язык и считаем его родным. Если меня спросят, какой я национальности, с гордостью отвечу: «Советской!»

Л. Чубарое, г. Москва

РАДИО НУЖНО ВСЕМ

Расскажу все по порядку, и вы поймете, почему я взялась писать об этом... Из другого города приезжала ко мне в гости четырнадцатилетняя племянница. Учится она в восьмом классе да еще в музыкальной школе. Очень хотелось ей купить грампластинки. Купила. Я ее спросила:

— Слушаешь ли ты, Наташа, радио, ведь в программе есть много интересных для тебя музыкальных и других передач?

Наташа ответила, что дома у них радио нет. Я очень удивилась, и девочка объяснила мне, что у них есть стереокомбайн, но его редко включают. Как же так — лишить подростка такого нужного в его возрасте собеседника?

Потом я убедилась, что многие семьи не держат в квартире обыкновенного репродуктора. Это, по-моему, здорово обедняет жизнь детей... Упускается возможность познакомить маленького ребенка с родным языком, с правильной речью, услышать сказки и стихи в исполнении мастеров слова. Конечно, техника идет вперед, появились стерео комбайны, магнитофоны, видеомагнитофоны, но радио по-прежнему не утратило своего значения для детей и взрослых.

Н. Еремичева, г. Москва

ПЕСНЯ ВОСПИТЫВАЕТ

Меня всегда очень беспокоило, что я не могу уделить своим детям больше времени и внимания, чем хотелось бы. Конечно, мы с ними читаем сказки, стихи, смотрим мультфильмы, ходим в кукольный театр. Но это нечасто. Да и дети разные по возрасту, по интересам: дочери пять лет, сыну третий год.

И вот совершенно неожиданно для себя я сделала маленькое открытие, нашла тот интерес, который объединил обоих детей. С недавних пор стали мы перед сном петь песни. Сначала это были колыбельные песенки, потом незаметно для себя я стала петь им «взрослые». Первое время они только слушали, затем стали подпевать мне. Особенно полюбились им «Орленок», «День Победы», «Алеша», «У деревни Крюково», «По Дону гуляет казак молодой».

Что интересно — ребятишки не только поют и слушают, но и просят объяснить значение того или иного слова или даже события. Сын, например, спрашивает, что такое война, Родина. Дочке хочется знать, как советские воины прогнали фашистов с нашей земли, освободили другие страны.

Я пою и рассказываю детям о героизме советских солдат, всего народа, о мужестве и стойкости, о необходимости защищать свою Родину. О том, что без мира не построить дом, не воспитать ребенка, не накормить голодного. И о многом другом. Ведь нет такого события, которое не отразилось бы в песне. Я поняла, что песня — источник знаний и чувств и, пока дети тянутся к песне, надо не упускать возможности расширять их кругозор. Я считаю, что эти познания ценны и тем, что основываются на эмоциях, проходят через сердце. И еще: песни сблизили меня с ребятами.

О. Ходаковская, г. Хмельницкий

ПРОТИВ ВОЙНЫ

...В этой семье любят слушать песню «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко. Это любимая пластинка дедушки, участника Великой Отечественной войны. В слова песни вслушивается и внучка, «дедушкина песня» западает в душу...

...Во время поездки в Ленинград отец привел сына на Пискаревское кладбище. Рассказал, как много лет подряд кто-то приносил леденцы на могилу мальчика, умершего в дни блокады от голода: перед смертью мальчик бредил леденцами. Сын был потрясен этой, историей. Страшное лицо войны вдруг открылось ему.

Теперешнее подрастающее поколение выросло под мирным небом. Но дети должны знать о войне. Наша память — это проклятие войне, потому что с войной связаны разрушение, страдание, смерть. Мы должны передать нашим детям ненависть к войне, уважение к тем, кто отстоял мир на земле.

Дети живут чувствами. Поэтому надо стремиться, чтобы все, что узнают дети о войне, волновало их, вызывало сопереживание. Тогда можно рассчитывать на то, что дети поймут и разделят чувства людей, переживших войну.

В. Купров, учитель, г. Рязань

ИГРАЕМ В СКАЗКУ

Хочу поделиться одной своей идеей — как дома с детишками можно устроить театр. Мне помог в этом случай.

Как-то у нас в доме неожиданно отключился свет. Дети играли в комнате, я была на кухне, но бросилась к ним. Ничего не видно, даже жутковато. Достала фонарик, включила — все веселее. Дима обрадовался, схватил его и давай прыгать. А у меня само собой вырвалось: «Вдруг откуда-то летит маленький комарик, и в руке его горит маленький фонарик...» Ребята мои очень любят эту книжку К- И. Чуковского, знают стихи наизусть.

— А давайте,— предложила я,— Лена (ей четыре года) будет Мухой, Дима (ему шесть) — Комариком, а я — Пауком.

И вот наша Муха нашла денежку, купила самовар,

пригласила нас на чай. Здесь мы с Димой были по очереди то «таракашечками», то «букашечками». Была и Бабочка-красавица, которую потчевали и угощали, а она кокетничала, отворачивалась...

Разыграли мы сказку. Уже и свет появился, но дети требуют: «Мала, давай с самого начала!» Вот так невзначай стали мы актерами. Игра в сказку очень полюбилась детям.

В другой раз дети уже сами придумывали что-то свое, да так изобретательно! «А если,— подумала я,— сшить незамысловатые костюмы да декорации придумать, то фантазия еще как заработает!»

Л. Володина, г. Пермь

* * *

Мне шестой десяток, и у меня есть два симпатичных внука девяти и одиннадцати лет. Как-то во время отпуска я решил познакомить их с миром искусства. В городе, где они живут, работает и драматический театр, и кукольный. Но равнодушны к ним мальчики. Тогда я предложил им быть не зрителями, а артистами, устроить свой кукольный театр. Долго мы готовили кукол. Внуки научились многому: лепили, шили, красили, строили. И многое узнали.

Родители, приходя с работы, радовались и тоже включались в наши дела. Вечерами к нам являлись зрители. Как они хохотали, как аплодировали на наших спектаклях!

Свой очередной отпуск я опять провожу с внуками. У нас новая игра...

В. Душкин, г. Ступино Московской области

УВЛЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛИЛИ РЕБЯТА

Долгие годы Валерий Васильевич Крекшин, военный, собирал газеты разных времен. Его домашняя коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч экспонатов. Представлены газетные издания времен революции и гражданской войны, Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Как и каждый настоящий коллекционер, Валерий Васильевич всегда охотно делится своими знаниями, радостью находок и открытий с другими людьми. На таких встречах самыми внимательными и благодарными слушателями оказываются дети. Именно дети навели Валерия Васильевича на мысль создать в 147-й школе г. Харькова, где учатся дочери, музей пионерской печати. Начались длительные и упорные поиски первых номеров «Пионерской правды», «Юного ленинца», «Зорьки», «Пионера». Если посмотреть, откуда присланы экспонаты, то можно смело сказать, что школьный музей помогала создавать вся страна.

Благодаря Валерию Васильевичу ребята приобщились к интересному делу, а заодно стали активными подписчиками и читателями пионерских газет и журналов.

С. Абарбарчук, г. Киев

ПУСТЬ ДЕТИ ТАНЦУЮТ

У нас двое детей. Аленушка перешла в девятый класс, Дима — в четвертый. Аленка пятый год уже занимается в ансамбле бального танца. Своей увлеченностью заразила и младшего брата. Ансамбль «Горизонт» при Дворце культуры «Металлист» они посещают вместе.

Сначала мы относились к занятиям детей без энтузиазма. Считали: при деле — и хорошо. Но, столкнувшись ближе с работой коллектива, оценили благотворное влияние танцев на ребят. Дети стали собраннее, организованнее, подтянулись внешне и внутренне, начали ценить и экономить время.

Теперь нашим детям гиподинамия не угрожает. В бальных танцах к разнообразной физической нагрузке добавляется еще и положительный эмоциональный заряд: красивая музыка, пластика движений. И самое удивительное — дети трудятся в ансамбле до седьмого пота вовсе не потому, что их заставляют, а просто им самим хочется добиться особой выразительности — такой, как надо. Ребята любят свой коллектив, радуются удачному выступлению товарищей, подбадривают друг друга, учатся не падать духом, стойко переносить неудачи и добиваться победы.

Постоянное общение мальчиков и девочек во время танца тоже благотворно для детей: девочки держатся с достоинством, мальчики по-рыцарски опекают их. Именно танцы научили нашего сына хорошим манерам. Дима всегда уступает дорогу женщине, при выходе из транспорта подает руку маме, сестре, однокласснице.

Мы разделяем с детьми хлопоты, волнения, связанные с конкурсными выступлениями ансамбля: тут и подготовка костюмов, и сборы перед поездкой, и много других забот. Налаживаются контакты, укрепляются наши отношения с детьми. Это ведь очень важно...

Семья Сукачевых, г. Харьков

У СЫНА СОБАКА

Сын давно просил взять в дом щенка. Но я категорически отказывала ему, ссылалась на соседей, убеждала, что собака нуждается в сложном уходе. Если же честно признаться, все дело было во мне: я с детства испытывала неприязнь, даже брезгливость, к собакам и кошкам. Мне внушили, что они — источник грязи, инфекции. И ничего я не могла с собой поделать.

Однажды, вернувшись с доставки корреспонденции (сын и дочка, школьники, помогают мне в работе на почте), сын вынул из сетки крошечного кутенка. С воодушевлением начал рассказывать: водитель ехал с большой скоростью, но, заметив на проезжей дороге щенка, притормозил и спас ему жизнь. Я не могла возразить против желания сына помочь маленькому брошенному существу.

И вот дети преданно ухаживают за Дружком, с охотой и легкостью поднимаются ночью, чтобы поменять ему подстилку, кормят его из бутылочки. Вижу, что это — истинное сострадание и искренняя забота. Без Дружка жизнь моих детей была бы намного беднее. Смотрю на счастливое лицо сына. Как долго шел он к своему счастью! По моей вине сын ждал этого дня восемь лет...

М. А с а н о в а, г. Ташкент

ЛЮБОВЬ К ОРЛОВСКОМУ РЫСАКУ

Во время войны, в 1942 году, в нашу Кемеровскую область были вывезены орловские рысаки. С трудом разместили их в неприспособленных помещениях. А уже на следующий год, несмотря на тяжелые времена, для орловских красавцев построили хорошие конюшни. Кони были до того хороши, что ими любовались все от мала до велика. Особенно мальчишки. Они помогали взрослым ухаживать за лошадьми.

Сейчас в Треще больше двухсот орловских рысаков. Содержат их семьи. Открыта небольшая конноспортивная секция, где ребят обучают верховой езде. Для занятий приобрели еще и лошадей буденновской породы. Школьники сами заготавливают корма, наводят порядок в конюшне, ухаживают за конями.

В казахском народном эпосе воспет конь под легендарной кличкой Тулпар — крылатый. Тулпаров донской и древнейшей ахалтекинской породы выращивают на Луговском конном заводе в Джамбульской области. Завод этот создан полвека назад по инициативе Маршала Советского Союза С. М. Буденного. И что интересно — в детско-юношескую школу при конном заводе с удовольствием приводят отцы своих сыновей для обучения искусству верховой езды. Они мечтают видеть их лихими, отважными наездниками.

Н. Навроцкий, Кемеровская область

Обновлено: 2019-07-09 23:28:22