Общая оценка развития ребенка

Категория: Ухаживание за детьми

Общая оценка развития ребенка Фото 1Важнейшим показателем состояния здоровья ребенка является физическое развитие — его вес, рост, окружность груди и головы. Средний вес новорожденного составляет 3500 г для мальчиков и 3375 г для девочек. Средний рост соответственно 51 и 50 см. Окружность головы новорожденного в среднем 34—35 см, окружность груди 32—34 см. Таким образом, окружность головы новорожденного больше окружности груди на 1—2 см.

Соотношение окружностей головы и груди

При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окружность груди на 1—2 см меньше (32—34 см). Выравнивание этих размеров происходит в возрасте 2—3 месяцев. В дальнейшем окружность груди превышает окружность головы; к 1 году эта разница составляет не менее 14 см. В дальнейшем голова ребенка растет еще медленнее, окружность ее после 6 лет увеличивается всего на 5—6 см.

Измерение окружностей головы и груди производится сантиметровой лентой. Для измерения головы эту ленту проводят через надбровные дуги и затылочный бугор, для измерения груди — через соски и углы лопаток. Измеряют рост и окружность головы и грудной клетки детям первого года жизни 1 раз в 3 месяца, в дальнейшем — не менее 1 раза в год.

Также для оценки развития ребенка следует принимать во внимание состояние кожи, развитие движений, прорезывание зубов, психическое развитие и другие показатели.

Кожа и подкожный жировой слой

Кожа здорового ребенка должна быть розовой, гладкой, эластичной; подкожный жировой слой достаточно, но не избыточно развит. При осмотре ребенка в детском учреждении надо обращать особое внимание на кожу: чиста ли она, нет ли на ней высыпаний. Кожа маленького ребенка тонка, нежна, обильно снабжена кровью через разветвленную сеть поверхностно расположенных кровеносных сосудов. Она легко ранима и при повреждении может служить входными воротами для инфекции. Если при осмотре кожи обнаруживаются свежие ссадины или царапины, надо смазать их раствором бриллиантовой зелени, йодом или спиртом. При наличии высыпаний ребенок должен быть показан врачу, так как многие сыпи являются признаком инфекции.

Костно-мышечная система

Кости новорожденного и грудного ребенка содержат мало солей кальция и других солей, входящих в состав костей взрослого человека. Поэтому они гибки и при неправильном положении ребенка легко искривляются. Так, с первых месяцев жизни могут возникать деформации черепа, грудной клетки, искривления позвоночника или ног. При рождении ребенка кости черепа отделены друг от друга соединительнотканными прослойками — швами. В местах перекреста швов образуются расширения соединительнотканной перепонки — роднички. Большой родничок расположен между теменными и лобными костями, ромбовидной формы; средний размер его у новорожденного ребенка 2x2 см. Он закрывается к 12—15 месяцам. Для измерения большого родничка сантиметровую ленту кладут между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Малый родничок расположен между теменными и затылочной костями. Он может быть закрыт уже при рождении или же закрывается в первые месяцы жизни, но не позднее 3 месяцев.

Мышцы новорожденного тонки, слабы. Движения, совершаемые ручками и ножками, беспорядочны. В возрасте 1,5—2 месяцев, лежа на животе, ребенок поднимает голову и удерживает ее; между 2 и 3 месяцами начинает держать голову и при вертикальном положении тела. Между 4 и 5 месяцами с улучшением развития мышц плечевого пояса хватает игрушку; к 5 месяцам удерживает ее в руке. В 6—7 месяцев ребенок сидит, к 8 месяцам встает на ноги, ухватившись за перила кровати. В 9 месяцев ходит по кровати или по полу, опираясь на мебель (край дивана, стула, табуретки и др.), в 11 месяцев ребенок способен стоять без поддержки, к году начинает ходить. Все эти сроки средние; на практике имеются отклонения в ту или другую сторону даже у здоровых детей.

Лимфатическая система

Лимфатические узлы прощупываются у большинства детей. Они могут быть единичными и многочисленными, иногда спаяны в пакеты. Размеры их могут колебаться от мелкой горошины и даже от просяного зерна до боба и более. Большое количество лимфатических узлов, их крупные размеры свидетельствуют обычно о перенесенных ребенком заболеваниях. При частых катаральных процессах в области дыхательных путей, при ангинах и хронических тонзиллитах особенно сильно увеличиваются шейные лимфатические узлы, при заболеваниях полости рта — подчелюстные, при воспалительных процессах в области грудной клетки — подмышечные и т.д.

Желудочно-кишечный тракт

Полость рта у маленького ребенка относительно мала. Слюноотделение в первые месяцы жизни незначительно, слизистая оболочка рта остается сухой. С 3—4 месяцев количество отделяемой слизи сразу увеличивается. В первое время, когда у ребенка еще не выработался рефлекс заглатывания слюны, заполняющей полость рта, слюновыделение сопровождается слюнотечением. Желудок новорожденного мал, расположен горизонтально. Ребенок первых месяцев жизни легко срыгивает. При хорошем аппетите и хорошем нарастании веса срыгивание не является симптомом заболевания. Некоторые дети при сосании заглатывают воздух (аэрофагия), и потом, чтобы ребенок меньше срыгивал, надо его подержать после кормления в вертикальном положении 20—30 минут. Продолжительность пребывания пищи в желудке у грудных детей при грудном вскармливании 2—3 ч, при искусственном — 3—4 ч, а при большом количестве жира в пище (сливки и другие жирные смеси) — еще больше.

Прорезывание зубов начинается в возрасте 6—7 месяцев. От 6 до 8 месяцев прорезываются нижние средние резцы, через 1—1,5 месяца — верхние средние резцы, от 9 до 12 месяцев — боковые резцы. Таким образом, у правильно развивающегося ребенка к 1 году должно быть 8 резцов. На 2-м году жизни прорезываются первые малые коренные зубы, клыки, а затем вторые малые коренные зубы. К 2 годам прорезывание молочных зубов заканчивается. Всего их 20. С 6-летнего возраста начинается смена зубов: молочные зубы выпадают, и на их месте появляются постоянные. Смена происходит в том же порядке, что и прорезывание молочных зубов. Заканчивается смена зубов к 12—14 годам жизни. Одновременно с началом смены зубов в возрасте 6—7 лет у ребенка появляются первые большие коренные зубы, по одному с каждой стороны. К 12—14 годам вырастает по второму большому коренному зубу с каждой стороны, всего их 4. Таким образом, к периоду полового созревания имеется 28 зубов. Остальные 4 больших коренных зуба («зубы мудрости») прорезываются уже в подростковом периоде или еще позднее.

Дыхательная система

Органы дыхания ребенка, особенно легкие, работают с большой интенсивностью, так как объем дыхательных движений ограничен, а потребность в кислороде велика (на каждый килограмм веса тела ребенок первых месяцев жизни потребляет кислорода в 2—3 раза больше, чем взрослый). Новорожденный совершает 40—60 дыхательных движений в минуту, в 6-месячном возрасте число их уменьшается до 35—40, к 1 году — до 30—35, в 5 лет — до 25, в 10 лет число дыханий составляет 20—22, в возрасте 12—14лет— 18—20 дыхательных движений в минуту. Маленький ребенок дышит животом (брюшной, или диафрагмальный тип дыхания). Поэтому для подсчета дыханий медицинская сестра, не надавливая, кладет руку на живот ребенка. Ввиду неравномерности дыхания у маленьких детей подсчет числа дыхательных движений ведут в течение целой минуты.

Сердечно-сосудистая система

Сердце ребенка относительно общего веса его тела больше, чем у взрослого. Мышца сердца хорошо развита. Тем не менее в связи с усиленным обменом веществ число сердечных сокращений, а следовательно, и пульсовых ударов у ребенка значительно больше, чем у взрослого.

Частота пульса у детей: у новорожденного — 120—140 ударов в минуту, к 6 месяцам — 110—130, к году — 110—120 ударов. К 5 годам число сердечных сокращений в минуту должно быть не более 100, к 10 годам оно снижается до 80—85. Пульс маленького ребенка можно считать на лучевой артерии, как у взрослых, или на височной артерии. Можно вести подсчет и по сердечному толчку, положив руку на область верхушки сердца. Пульс надо считать не менее 15 или 20 с, соответственно умножив полученное число ударов на 4 или на 3.

Выделительная система

Стул у здорового грудного ребенка в среднем бывает 2—3 раза в сутки, при грудном вскармливании может быть и чаще. Обычно он однородный, мазеобразный. Цвет обычно желтый, с кисловатым ароматическим запахом. Мочеиспускание грудного ребенка совершается бессознательно (по типу безусловного рефлекса). Ребенок первых месяцев жизни мочится 20—25 раз в сутки, ближе к году — 15—16 раз.

Психическое развитие ребенка

Новорожденный ребенок спит почти целые сутки, просыпаясь лишь в часы кормления. В течение первого года жизни происходит бурное развитие коры головного мозга, а следовательно, и высшей нервной деятельности. В 1,5—2 месяца ребенок улыбается. В 2 месяца появляются первые гортанные звуки (гуление), в 3—4 месяца — протяжные, нараспев произносимые звуки («певучее» гуление). В 4—5 месяцев ребенок громко смеется. В 5 месяцев он ясно отличает мать и других знакомых лиц от посторонних, появляется лепет, в 8 месяцев ребенок понимает значение некоторых слов; при назывании ищет взглядом соответствующие предметы.

К 1 году расширяется круг понятных ребенку слов; возникают первые осмысленные слова (начало собственной речи ребенка). Он выполняет некоторые требования («покажи», «дай» и т.д.). Понимает запрещение.

С 1 года до 3 лет быстро развивается самостоятельная речь ребенка. В дошкольном возрасте идет дальнейшее формирование личности ребенка. Он пытлив, задает много вопросов взрослым.

Под влиянием окружающей среды складываются черты характера ребенка. В дошкольном возрасте появляются понятия о морали, об обязанностях. В поведении детей раннего возраста преобладают процессы возбуждения, влекущие за собой быстро наступающее утомление. Для восстановления функции коры головного мозга ребенок нуждается в длительном сне. Общая продолжительность сна в сутки: у новорожденного — 20—22 ч, в возрасте 1 месяца — 16—20 ч, 1 года — 14—16 ч, 3 лет — 12—13 ч, 4—7 лет — 11-12 ч, 8-10 лет - 10-11 ч, 11-13 лет - 9-10 ч, 14-16 лет - 8,5-9 ч. В том числе длительность ночного сна от первых месяцев жизни до 3 лет составляет 10—11 ч.

Интересное