Сексуальные роли семьи в америке

Категория: Взаимоотношения в семье. Исследования, опыт

Как уже было отмечено, факт, что женщины работают пожарниками, лесничими, вице-президентами корпораций и т.п., в значительной мере опровергает наши традиционные представления о сексуальных ролях. В этом разделе мы рассмотрим особенности формирования сексуальных ролей в США.

ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Историки утверждают, что ранние колонисты Америки предоставили женщинам более высокий статус, чем они имели в Англии. Одной из причин разрыва с английскими обычаями была важность женского труда в то время. Фактически каждая семья должна была сама производить для себя все необходимое, поэтому труд и мужчин, и женщин был жизненно важен. Тем не менее разделение труда происходило в соответствии с полом. Мужчины занимались главным образом сельским хозяйством, а женщины выполняли повседневную домашнюю работу и в то же время производили некоторые товары, которые можно было продавать или обменивать на рынке: свечи, мыло, ткани, молоко и т.п.

Женщины работали также наравне с мужчинами вне дома. Они были кузнецами, серебряных дел мастерами, парусниками, портнихами, художницами и лавочницами. «Если лавочница становилась вдовой, часто она брала на себя полную ответственность за дело, созданное ею вместе с мужем». Хорас Бушнелл составила следующее описание деятельности одной из женщин того времени: «Она обеспечивала и воспитывала шестерых детей, шила одежду из льна и вязала шерстяные вещи для всей семьи... Ей приходилось работать на своем участке, доить корову, готовить еду подсобным рабочим на ферме, а 5-6 месяцев в году также и работникам принадлежащего ей магазина домотканой одежды».

В 1813 г. была создана первая ткацкая фабрика в Новой Англии. В течение нескольких десятилетий основной рабочей силой на таких фабриках были женщины. Большинство работниц составляли подростки или молодые девушки примерно двадцати с лишним лет; они обычно увольнялись, когда выходили замуж. По мере того как все новые и новые товары производились на фабриках, а не дома, женщины обнаружили, что они меньше времени заняты изготовлением предметов первой необходимости и все больше времени уделяют покупкам: они становились скорее потребителями, чем производителями.

В XIX в. женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не простой одной из многих забот, а «священным долгом» и самой главной обязанностью женщины.

Роль женщины определялась на основе следующих убеждений:

1) женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);

2)  привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, к которому им трудно приспособиться, поскольку они слишком ранимы и благородны;

3) благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. В самом деле, это единственный способ женского воздействия на общество.

Барбара Велтер назвала это новое определение роли женщин «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах в период с 1820 по 1860 г. Велтер писала:

«Среди отличительных черт Истинной Женственности, на основе которых женщина оценивала себя, а муж, соседи и общество оценивали ее, можно было бы выделить четыре основные добродетели: благочестие, благородство, смирение и привязанность к семье. Их сочетание олицетворяло идеал истинной женщины - матери, дочери, сестры, жены. Без них слава, достижения и богатство ничего не значили. Лишь на их основе женщина могла надеяться обрести счастье и силу».

В середине XIX в. миграция на запад, борьба за отмену работорговли и социальные реформы, гражданская война, усилия миссионеров, а также индустриализация развеяли культ Истинной Женственности и способствовали вовлечению женщин в деятельность вне дома. Однако несмотря на отказ многих женщин нести бремя семейных забот, на наши идеалы и взгляды относительно половых ролей по-прежнему оказывает глубокое влияние укоренившееся в XIX в. убеждение, что «настоящий» мужчина должен быть кормильцем семьи, а женщина — хозяйкой дома, создающей семейный уют. Кормилец должен быть активным, сильным, надежным и сдержанным — эти качества свойственны личностям «типа А». Предполагается одновременно, что хозяйка дома заботлива, обладает тонкой интуицией, нежна и эмоциональна — все эти качества могут быть характерны для личностей «типа Б».

ОСЛАБЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ

Как американцы характеризуют мужчин и женщин? Студентам курса «Социология сексуальных ролей» было предложено перечислить слова и фразы, которые, по их мнению, употребляет большинство американцев при характеристике мужчин и женщин. Их ответы были классифицированы таким образом, чтобы можно было сравнить характерные черты мужчин и женщин.

Благодаря другому исследованию было выявлено, что, согласно общепринятым взглядам, мужчина должен быть «сексуально активным», «склонным к спорту», «независимым» и «мужественным», в то время как образцовой женщине свойственны «сексуальная робость», «социальная обеспокоенность», «страх и стремление избежать проблемных ситуаций». Ясно, что данные описания являются стереотипами. Сколько людей, которых вы знаете, точно им соответствуют?

В настоящее время — хотя эти стереотипы все еще устойчивы — под влиянием нескольких факторов наметилась тенденция к их ослаблению. Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской и «чисто» женской личности. Нам всем — и мужчинам и женщинам — присущи самостоятельность и зависимость, активность и пассивность.

Таблица 1 Характерные «мужские» и «женские» черты

Как уже было отмечено, факт, что женщины работают пожарниками, лесничими, вице-президентами корпораций и т. п., в значительной  Фото 1

Любая личность представляет собой сложное сочетание этих качеств. Другим фактором, способствовавшим ослаблению стереотипов сексуальных ролей, стало осознание того, что «мужественность» и «женственность» хотя бы частично формируются в течение многих лет под влиянием семьи, школы, групп сверстников и других агентов социализации. Широко признан тот факт, что стереотипы не представляют собой что-то «природное», а скорее создаются обществом.

Наконец, женское движение оказало политическое и социальное воздействие на общество. В некоторых штатах отменены дискриминационные законы; в судебном порядке женщины добились справедливости в оплате своего труда, продвижения по службе и возмещения ущерба в связи с дискриминацией на работе. Требование «равная оплата за одинаковую работу» прочно вошло в лексикон американцев. По всем этим причинам многие мужчины и женщины пересматривают свои взгляды, и некоторые из них отрицают сексуальные роли, ограничивающие возможности человека.

Обновлено: 2019-07-09 22:52:35