Годовалый ребенок

Третье полугодие жизни можно характеризовать как переходный период. Годовалый малыш, по выражению великого русского физиолога И. М. Сеченова, «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ХОДИТЬ и управлять движением рук, ... вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общо пня с внешним миром».

Завершился бурный рост ребенка на первом году жизни, где каждый месяц отмечались определенные этапы. Малыш покинул колыбель, но еще не встал прочно на ноги. В соответствии с этим режим дня, питание, воспитательные мероприятия динамичны. Они как бы приспосабливаются к переходному периоду. Тем более что его выраженность и продолжительность зависят от темпов роста детей, наследственности и факторов внешней среды. В начале второго года режимные моменты еще существенно не отличаются от таковых на финише первого года, а к полутора годам они уже имеют новые качественные характеристики. Особенности величины массы и длины тела при рождении в этот период уже не отражаются на раз витии детей. Маленькие дети догоняют крупных сверстников. Среди полуторагодовалых детей с большим трудом удается выделить тех, кто родился недоношенным.

В первое полугодие второго года жизни дети вырастают на 6- 7 см, масса их увеличивается на 1—1,5 кг. Эти колебания зависят от особенностей физического развития детей и их пола.

По данным Белорусского научно-исследовательского института охраны материнства и детства, основные нормативы развития детей в 1 год 6 месяцев следующие: длина  мальчиков — 80—86 см, девочек — 78—84 см; масса мальчиков—10,2—12 кг, девочек — 9,6—11,2 кг; окружность груди у мальчиков — 48—49 см, у девочек — 46—48 см. Эти размеры у девочек будут меньше, чем у мальчиков, вплоть до периода полового созревания.

В третьем полугодии дети постепенно овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. Им начинают нравиться подвижные игры. Они пытаются лазить на стулья, столы. Их интересует возможность забраться на подоконник, в ванну, раковину и в любые другие прежде доступные места. Ребенку все хочется взять в руки, потрогать, рассмотреть. Этот естественный процесс познания мира всегда вызывает большую тревогу у родителей. Они беспрерывно останавливают ребенка: «не трогай», «не бери», «не хватай», «не лезь» и т. п. А между тем надо поощрять эти действия малыша. В целях же безопасности следует на время убрать подальше ценные мелкие предметы, колющие, режущие инструменты и приспособления, посуду, лекарства и предметы бытовой химии. Дети стараются придать способность двигаться и предметам, лишенным этой возможности. Поэтому толкают, тащат и волочат большинство своих игрушек, например куклу, домик, пирамидку и т. п. Они не только бросают и толкают мяч, но и пытаются поймать и удержать его. Ребенок, наученный папой, пробует самостоятельно «отфутболить» мяч. Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками: надевает колесики, укладывает карандаши,- делает первые попытки умышленно разобрать игрушку на главные составные части. Любит перелистывать книжки-картинки. У него появляются уже любимые и нелюбимые изображения. Он в состоянии узнавать на фотографиях своих самых близких родных. В комнате надо выделить уголок для тихих игр ребенка. Однако его не следует превращать в склад игрушек, так как их обилие рассеивает внимание малыша. Кроме того, очень трудно поддерживать порядок в этом уголке и учить ребенка сохранять его самому. Желательно, чтобы малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками. Периодически их надо менять, а склад игрушек убрать подальше.

Ребенка надо приучать, чтобы он оставался один в комнате. Это легче всего делать, когда малыш увлечен игрой. Постоянное пребывание рядом со взрослыми воспитывает в ребенке боязнь остаться одному. Этот страх на первых порах вполне естественный и легко преодолим похвалой малыша за проявленную самостоятельность. Постепенно периоды, когда ребенок остается один, удлиняются, и он без волнения и страха переносит отсутствие родителей. Если этого не сделать вовремя, ребенка придется брать с собой в любую погоду, подвергая его опасности ненужных контактов, уличной травмы, испугу или неожиданной ситуации и т. п.

В этот период нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу. При раздевании сам снимает шапочку, носочки.

Почти с начала второго года рекомендуется приучать ребенка к носовому платку. Его нужно положить в карман одежды малыша и использовать, когда необходимо вытереть ему нос. С третьего года ребенок уже сам станет им пользоваться.

Заметно увеличивается понимание речи взрослых. Сам малыш еще говорит мало и с удовольствием заменяет слова жестами, мимикой или особыми звуковыми обозначениями, которые хорошо понимают только родители. Запас слов за полугодие увеличивается в 7—8 раз, но это слова упрощенные, не складывающиеся даже в примитивные фразы.

В этом полугодии у ребенка появляются первые коренные зубы и он учится разжевывать пищу. Но это еще не позволяет существенно расширить рацион малыша за счет кулинарной обработки.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:43