Чтобы развитие не отставало

В четвертом полугодии продолжают совершенствоваться физические и психические умения. Появляется возможность координации больших и сложных движений. Шаркающая походка сменяется обычной, пружинистой. Дети самостоятельно начинают ставить ногу на носок. Они быстро овладевают методикой боковых шагов и к концу полугодия свободно кружатся на месте. Примитивные танцевальные движения и бег — вот те показатели возрастного умения владеть собственным телом, которые ребенок приобретает к двум годам.

Дальнейшее развитие получают и подражательные движения, особенно если они предмет специального обучения («покажи, как зайка прыгает, как мышка ходит, собачка лает»).

Подражательные способности нужно широко использовать для закрепления и развития гигиенических навыков. Только дети, которые не видят, как умываются взрослые, трут себе ладошкой одни глаза и иногда нос. То же относится и к уходу за волосами. Их надо стричь таким образом, чтобы ребенок сам мог причесываться. Некоторые родители отпускают длинные волосы детям и забавляются красотой их кудряшек, с любовью расчесывают их. Этим они невольно отучивают детей заботиться о своих волосах.

Не следует оставлять ребенка в мокрых штанах, чтобы он к этому не привыкал. С полутора лет можно учить его самому проситься на горшок. Если малыш этого не делает даже в 2 года, наказывать его за это нельзя. Наказания могут привести к противоположному эффекту. Основная часть детей овладевает способностью самостоятельно пользоваться горшком практически только к 3 годам.

Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко все эти действия за взрослым. Малышу до трехлетнего возраста, после того как он поелозил зубной щеткой, необходимо помогать чистить зубы с пастой: сначала губную поверхность, а потом нёбную. Необходимо сочетать продольные движения мягкой щетки с поперечными. Таким образом удаляются все застрявшие между зубами частицы пищи, а зубная эмаль очищается от солей, образующих зубной камень. Зубы надо чистить вечером перед сном (после этого ребенку ничего не нужно давать в рот) и во время утреннего его туалета. Ребенка нужно научить споласкивать зубную щетку, обмывать стакан или чашечку и ставить щетку сушить.

С полутора лет положено учить малыша самостоятельно мыть руки.

Игры ребенка в четвертом полугодии жизни начинают приобретать отобразительный характер. Дети, если им показать, строят из кубиков домик, забор, поезд.

К концу второго года малышам можно разрешать игры с песком и учить их при этом наполнять водой чашечки и ведерко, готовить из песка куличики, пирожки и т. п. Становятся разнообразнее игры с сюжетными игрушками. Кукол дети теперь не только качают, но и укладывают спать в кроватку, возят в колясочке, кормят. Игрушки-животные начинают уже рычать или мяукать, а при нехватке звуковых характеристик говорить словами. В этом возрастном периоде дети особенно любят крупные игрушки. Однако для развития движений пальцев целесообразно давать ребенку для игры и мелкие игрушки: строительный материал, разъемные коробочки, матрешки. За чистотой игрушек надо продолжать следить: моющиеся 1—2 раза в неделю мыть, остальные периодически чистить дома или отдавать в химчистку. Вещи в детском уголке нужно регулярно «пылесосить» или чистить влажным способом.

Книжки, которые так любят дети, тоже нуждаются в уходе. Желательно резко ограничить количество книг (до 2—3), попадающих в поле зрения малыша. Необходимо приучать ребенка бережно относиться к книге — источнику знаний.

Огромную пользу в этом возрасте приносят систематические занятия с детьми. У детей, с которыми ежедневно кто-то занимается, быстрее и полнее развиваются не только подражательные действия, но и речь. Однако систематическая чрезмерная нагрузка, обилие игрушек и большое количество взрослых, «воспитывающих» одного малыша приводят к перегрузке и задержке развития его речи.

Типичная ошибка в воспитании ребенка — его заласкивание. Это ведет к развитию у него ощущения своей исключительности, эгоизма. Пока ребенок мал, это в какой-то степени естественно, а когда он вырастет, ласки ему достается меньше, и неудовлетворенная потребность в ней ведет к развитию обиды, жестокости и злости. Наказание —

это такой же необходимый компонент воспитания, как и ласка. Существует много методов наказания. Однако недопустимы битье ребенка и наказания, унижающие его достоинство (стояние на коленях, оскорбления). Лаской воспитываются положительные моменты, наказанием — понимание того, что запрещено. Важно щадить достоинство и самолюбие ребенка, быть строгим, но справедливым. Ничего так не ранит детскую душу, как неправота взрослых, осознанная ребенком.

Если малыш все делает левой рукой, то он левша. Таких детей среди дошкольников около 8 процентов. Леворукость — это не привычка и тем более не дефект. Это индивидуальная врожденная особенность ребенка, обусловленная преимущественным развитием соответствующего полушария мозга. Стремление любой ценой переучить ребенка действовать правой рукой не имеет смысла и очень часто оказывается неэффективным, а порой и вредным, поскольку может привести к тяжелым невротическим расстройствам (заиканию, ночному недержанию мочи и др.).

Умственно и физически леворукие дети развиваются нормально, хотя отмечена их большая подвижность, повышенная эмоциональность, ослабление тормозных процессов.

Очень важно поощрять старание леворукого ребенка, когда он работает (рисует, лепит и т. д.), создавать ему соответствующие условия для работы (поставить настольную лампу не слева, а справа), вести себя так, чтобы ни сам ребенок, ни окружающие не видели ничего необычного, подлежащего исправлению. Ребенок не должен стесняться этой своей особенности. В последующем ему можно будет рассказать об известных людях, которые всю жизнь работали преимущественно левой рукой и достигли больших успехов. В их числе были знаменитые художники (Леонардо да Винчи, Микеланджело), великие артисты (Чарли Чаплин), академик И. П. Павлов и многие другие. Левша в жизни имеет ряд преимуществ, например в занятиях некоторыми видами спорта.

В четвертом полугодии ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде. Он усваивает название движений и действий, качественные различия предметов, но еще нередко ошибается, путает близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы. Не надо пугаться такой путаницы. Постепенно все станет на свои места.

Отмечается дальнейшее развитие способности обобщать.

Малыш может показать все круглые предметы (мячи, шары и т. п.), кровать свою и взрослых.

Гуляя с ребенком этого возраста на улице, целесообразно дать ему палочку и показать, как можно ею чертить на песке или снегу различные линии. С карандашом и бумагой в комнате его рука еще не справится, а на улице с палочкой это возможно.

К концу второго года жизни ребенка следует знакомить с названием предметов и их назначением, учить ими действовать. Малыш должен уметь спокойно выполнять просьбы взрослых, недолго подождать, пока взрослый занят другим делом, выражать просьбу словами, знать свое место за столом, место своей одежды, полотенца, горшка, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте», «до свидания», выполнять простые поручения. Если малыш мочится в постель ночью, лучше начать с диеты: утром и днем можно вдоволь давать и жидкость, и фрукты, часа же за 3 перед сном жидкость, сырые овощи и фрукты надо ограничить. При дневном недержании мочи можно попробовать строго через каждые 1,5—2 часа высаживать ребенка на удобный горшок и держать, пока не помочится, подкрепляя свои действия настойчивым ласковым уговариванием.

Активно развивается речь. От примитивных слов и звукоподражания ребенок постепенно переходит к многосложным словам и коротким фразам. Длительный период вслушивания в речь взрослых, стремление в подражание им повторять слова формируют у него с самого начала грамматически правильное построение коротких, а потом и более длинных фраз. Как показали наблюдения, речь лучше развивается у детей, занимающихся гимнастикой, много и активно двигающихся. Особенно велико влияние игр, занятий, упражнений, в которых участвует кисть, так как импульсы от пальцев, поступая в мозг, активизируют те его зоны, которые ведают речью.

Самостоятельность в передвижении создает проблему контактов со сверстниками. Детей тянет друг к другу. Однако, как свидетельствует старое наблюдение, в этом возрасте дети скорее находятся рядом, чем играют вместе.

В течение второго года четко осознается свой пол. Дифференцируются поведенческие реакции у мальчиков и девочек. У них уже разное отношение к одежде, к играм.

В результате дальнейшего развития и укрепления центральной нервной системы ребенок способен бодрствовать более длительное время. В связи с этим постепенно отпадает желание у малыша спать 2 раза в день, и он самостоятельно переходит на одноразовый дневной сон. В таких условиях для детей, воспитывающихся дома, наиболее целесообразен следующий режим дня:

7—8 ч                             подъем, туалет, утренняя зарядка;

8 ч — 8 ч 30 мин         завтрак;

8 ч 30 мин — 12 ч       утреннее бодрствование, прогулка, игры,занятия;

12 ч — 12 ч 30 мин     обед;

12 ч 30 мин — 16 ч     дневной сон;

16 ч — 16 ч 30 мин     полдник;

16 ч 30 мин — 20 ч     вечернее бодрствование, прогулка, купание;

20 ч — 20 ч 30 мин     ужин;

20 ч 30 мин — 7 ч       ночной сон.

Суточный режим — это схема, на которую надо ориентироваться. В нее можно вносить некоторые изменения, вызываемые особенностями быта семьи. Но при этом необходимо следить, чтобы периоды сна и бодрствования, даже сместившись во времени, соответствовали приведенной схеме, т. е. ребенок должен бодрствовать 9—10 часов, а спать днем 3—3,5 часа, ночью 10—11 часов. Любые изменения схемы должны закрепляться и выполняться неукоснительно. Тогда у ребенка образуется так называемый динамический стереотип — наивысшая форма приспособления к данному режиму.

Если ребенок во время дневного сна просыпается раньше, это свидетельствует о том, что он уже отдохнул и не нуждается в дальнейшем выдерживании в постели. Часто приходится слышать, как мама уговаривает малыша: «Ну не хочешь спать, так полежи тихонечко». Между тем лежание без сна ребенку в отличие от взрослых не приносит ни отдыха, ни приятных ощущений. И поскольку спать впрок нельзя, дети шалят и активно сопротивляются пребыванию в постели. Таким образом, для дневного сна применима формула: выспался раньше — вставай.

Все остальные моменты режима, за исключением утренней зарядки, практически повторяются. В этом возрасте применяется новый комплекс гимнастических упражнений, учитывающий возросшие двигательные возможности ребенка.

Первое упражнение — ходьба. Взявшись за руки, пройдите с малышом в обход квартиры так, чтобы набралось ваших 50—60 шагов. Второе упражнение дыхательное.

Встаньте друг против друга, ноги вместе, руки поднимите в стороны на высоту плеч и отведите их назад. На счет «раз» быстро скрестите руки перед грудью так, чтобы ладошки шлепнули одна о другую. В это время совершается громкий мощный выдох через рот. На счет «два» плавно примите исходное положение, производя глубокий вдох через нос. Обращаем внимание, что главное в упражнении не движение руками, а отработка дыхания. Третье упражнение — ходьба по наклонной плоскости (доске) вверх и вниз. Один конец доски приподнимите до высоты 20—25 см. Четвертое упражнение — перешагивание через препятствие высотой до 20 см. Малыш перешагивает одной ногой, затем другой. Пятое упражнение — наклон туловища вперед через палочку. Исходное положение: ребенок стоит спиной к взрослому, который держит в руке палочку перед ним на уровне его тазобедренных суставов. Малыш должен, наклонившись через палочку, взять игрушку, лежащую перед ним на полу, поднять ее над головой и затем снова положить на место. Шестое упражнение — игра «птицы машут крылышками». Ребенок поднимает руки в стороны и машет ими вверх и вниз. Седьмое упражнение — из положения лежа на спине, раскинув руки, ребенок должен поднять выпрямленные ноги и коснуться ладоней взрослого. Можно усложнить это упражнение игрой «ножки длинные — ножки короткие». Ребенок, согнув ноги, прижимает колени к животу, обхватывая их руками, потом выпрямляет ноги, оттягивая носки, и достает ими края ладони взрослого. Восьмое упражнение — опять игра: бросание мячей в корзину или ящик, стоящие на полу на расстоянии 50 см от ребенка. В заключение — свободная ходьба в течение минуты.

Если, выполняя физические упражнения, ребенок начинает дышать через рот, это сигнал о том, что он устал и необходимо срочно прекратить активные движения и перейти к ходьбе.

Каждое упражнение надо показывать сначала несколько раз. Затем нужно помочь малышу принять соответствующее исходное положение и провести упражнение. После того как ребенок разучит упражнение, он должен повторять его 3—4, а потом 7—8 раз. Каждый раз следует фиксировать внимание ребенка на правильном дыхании. Утренняя зарядка должна заканчиваться водной процедурой.

Далее по режиму — завтрак. Питание детей в четвертом полугодии жизни имеет ряд особенностей. Оно существенно отличается от вскармливания в третьем полугодии и на третьем году. Различия эти обусловлены анатомо-физиологическими особенностями ребенка в данном возрасте.

Обновлено: 2019-07-09 22:33:55