Пять сторон детского развития

Прослеживая развитие ребенка от рождения до двух лет, мы будем группировать обретаемые развивающимся ребенком умения, распределяя их по пяти основным областям: физическое развитие (развитие крупных движений), развитие моторики руки (развитие мелких движений), речевое развитие, развитие навыков общения и игры и мыслительное развитие (познавательные навыки).

Физическое развитие (развитие двигательных навыков). Как ваш ребенок пользуется наиболее крупными мышцами своего тела — туловища, конечностей и шеи, — определяется его физическим развитием. К нему относятся такие вехи развития, как умение держать голову, умение садиться, ползать и ходить. Череда вех физического развития ведет ко все большему отрыву тела от земли, в направлении от головы до пальцев ног.

Развитие моторики руки (развитие мелких движений). Ловкость пальцев и кистей рук, которые ребенок использует, чтобы манипулировать игрушками, относится к моторике руки.

Первый месяц

Второй месяц

Третий месяц

Главное умение

Устанавливает зрительный

Играет своими ручками.

Демонстрирует вызывающее привя-

контакт с родителями

занность поведение: плачет, прижима-

ется, гулит

Физическое развитие

Конечности расслабляются,

Полностью отводит конечности от

Лежит согнувшись, как в матке.

частично отодвигаются от ту-

туловища; выполняет ногами уп-

Пружинящие мышцы.

ловища.

ражнение «велосипед».

Едва отнимает голову от поверхности.

Поднимает голову на 45°.

Приподнимает голову, поворачи-

Иногда наблюдаются подергивания

Голова покачивается, когда

вая ее в стороны.

мышц.

ребенка поддерживают в си-

Несколько мгновений держит вес

Не способен держать вес тела на но-

дячем положении.

на ногах.

гах.

Мышечные судороги про-

Уверенно держит голову сидя.

ходят.

Переворачивается со спины на бок.

Моторика руки

Кисти рук частично откры-

Руки открыты и приглашают к игре.

Кисти рук крепко сжаты

ваются.

Пытается ударять по предметам,

в кулаки.

Бесцельно машет руками.

больше промахиваясь, чем попадая.

Не может держать погремушку.

Некоторое время держит по-

Держит погремушку дольше и тря-

гремушку.

сет ею.

Хватает окружающих за одежду и волосы.

Сосет свои пальцы и кулаки. Играет со своими руками.

Речевое и коммуникативное развитие

Гулит, издает пронзительные

Тянет гласные звуки: «ааа», «эээ»,

Требовательные крики. Грудные зву-

крики, горловые смешки.

«ИИИ», «000».

ки, напоминающие ворчание.

Улыбается в ответ на улыбку.

Издает более громкие звуки,

Летучие улыбки.

Выражает эмоции: радость,

пронзительно кричит.

Улыбки во сне.

огорчение.

Разные потребности выражает

Отличает голоса родителей от чужих

Перенимает настроение: рас-

разными криками, делает паузы.

голосов.

страивается, когда расстроен

Начинает смеяться.

Лучше всего видит на расстоянии

родитель.

20—25 см; зрение затуманенное.

Успокаивает себя сосанием

Спит, просыпается и ест хаотично.

большого пальца. Удерживает зрительный контакт, изучает лицо. Отдаленно копирует мимику. Следит глазами за движущимися людьми. Плачет, когда его кладут.

Интеллектуальное развитие

Приглашает к взаимодейст-

Знакомится с причинно-следст-

Врожденные стереотипы поведения,

вию: выражает настроение,

венными отношениями: ударю

направленного на формирование при-

протестует, если его потреб-

по карусели, она движется!

вязанности окружающих: плачет, что-

ности вопреки его ожидани-

Обретает уверенность в своих

бы его взяли к себе.

ям не удовлетворят.

силах.

Поведение больше рефлективное

Подает сигнал, ожидает ответа..

(автоматическое), чем обдуманное.

Устанавливает ассоциации:

Начинает доверять.

покричу — меня возьмут на руки.

Что любит малыш

Когда его носят в сумке.

Стоять у вас на коленях, присло-

Когда его укачивают.

Смотреть на музыкальные

нившись и заглядывая через плечо.

Носят на руках или в сумке.

карусели.

Играть со своими ручками. Иг-

Кормят по первому крику, а не по рас-

Черно-белые узоры.

рать, сидя полувертикально, лю-

писанию.

Музыкальные шкатулки:

бит больше, чем лежать на спине.

Зрительный контакт.

предпочитает классическую

Бить руками по каруселям. Пере-

Слышать родительские голоса.

музыку.

кладывать из руки в руку резино-

Массаж.

вое кольцо и погремушки.

Лежать у папы на груди.

Свободно двигаться, лежа на полу, «махать крыльями».

Четвертый месяц

Пятый месяц

Шестой месяц

Главное умение

Берет предмет точным движением руки.

Сидит.

Точно следит за перемещением

предмета.

Физическое развитие

Сидит, опершись, на полу и с подушкой в

Некоторое время сидит са-

Стоит с поддержкой. Сидит, опираясь на руки. Поднимает голову на 90°, поворачивает на 180°. Опирается на локти. Переворачивается с живота на бок.

высоком детском стульчике.

мостоятельно, использует

Стоит, держась только для равновесия. Переворачивается с живота на спину.

свои руки для удержания равновесия, может упасть.

Качается на животе: играет в «самолет».

Сидит в высоком стульчике

Извиваясь, перемещается по полу на полметра. Наклоняет шею вперед, чтобы лучше ви-

Стоит некоторое время, прислонившись к мебели. Переворачивается в обе сто-

деть.

роны.

Может хватать свои пальцы ног.

Упирается в пол пальцами ног и толкается ногами и руками, чтобы достать до игрушки.

Моторика руки

Берет предметы одной рукой — точно це-

Берет предметы точным

Тянется двумя руками, словно обнимая.

лится.

Целенаправленно перекладывает игрушки

движением. Указывает на игрушки.

Притягивает к себе висящую перед ним игрушку.

из руки в руку и далее в рот. Начинает играть с кубиками.

Играет кубиками. Загребает к себе предметы

Изучает одежду, похлопывает

маму по груди.

Хватает предметы рукой.

всей ладонью и захватывает мелкие предметы большим

и указательным пальцами.

Речевое и коммуникативное раз-

Лепечет «ба-ба-ба», чтобы привлечь вни-

Произносит более длинную

витие

мание.

череду более разнообразных

Меняет форму рта, чтобы ме-

Поворачивает голову к говорящему.

звуков.

Пытается имитировать звуки, интонации

Экспериментирует с высо-

нять звуки: «а-о».

и жесты.

той и громкостью новых

Пускает пузыри, плюется.

Следит за движениями губ.

звуков, отмечая реакцию,

Весело смеется, когда его ще-

Поизносит разные звуки для обозначения

которую они вызывают.

кочут.

Коммуникативные жесты: хлопает руками, чтобы сказать «Возьми меня на ручки». Появляется бинокулярное зрение: ребенок лучше оценивает

разных нужд.

Может проявить интерес к твердой пище.

Проявляет интерес к цветам.

Выражает настроение звуками и языком тела: громко кричит, смеется животом, хлопает руками, кряхтит, ворчит, опускает глаза.

Лучше копирует мимику

расстояние, пристально вгляды-

окружающих.

вается, точно следит глазами.

Интеллектуальное развитие

Выясняет, какие звуки и жесты вызывают

Во время игры проявляет

Создает мысленные образы то-

ответ.

больше «целенаправленно-

го, чего следует ожидать, когда подает сигнал (например, кормление).

Знает, что вещи и живые существа имеют названия (напри-

Во время игры с руками на лице появляется сосредоточенное выражение.

сти»: пытается сообразить, как взять третий кубик, ес-

Получает представление о предметах,

ли в обеих руках уже есть по

взглянув на них, и меняет форму кисти руки в соответствии с формой предмета,

кубику.

Дольше изучает игрушки и

мер, «кошка»).

еще до того, как прикоснуться к нему.

думает, что с ними можно

Отталкивает рукой вашу руку, когда вы

делать.

даете лекарство.

Что ребенок любит

Толкаться ступнями ног.

Играть в кубики.

Приветствовать заботящихся о

нем людей.

Развлекать себя собственными

Хватать вас за нос, тянуть за волосы. Сжимать игрушки, чтобы они пищали.

Стучать игрушками. Качаться, прыгать.

Играть в высоком стульчике и у вас на ко-

Играть на полу, с подпорка-

пальцами.

Играть с браслетами, погремуш-

ленях.

ми. Играть «в тачку»: ка-

Играть в прятки.

таться на поролоновом ва-

ками. Кататься (со страховкой)

лике.

Положение «на бедре»

на огромном пляжном мяче.

Смотреть вперед, сидя в сумке.

в сумке-слинге.

6—9 месяцев

9—12 месяцев

12—15 месяцев

Главное умение

Переползает через предметы,

Ходит самостоятельно.

Ползает, использует захват большим и

ходит вокруг опоры.

указательным пальцами.

Физическое развитие

Переползает через препятствия.

Ходит один, испытывая различ-

Сидит прямо без поддержки.

Переходит из положения на

ные способы ходить.

Наклоняется вперед за игрушкой.

четвереньках в положение сидя.

Заползает вверх по ступеням,

Ползает на руках и коленях.

Ползет вверх по лестнице,

спускается спиной вперед.

Поворачивается и вычерчивает круги.

спускаться не умеет.

Пытается вылезти из высокого

Подтягивается в стоячее положение.

Ходит вокруг мебели.

стульчика.

Стоит, опершись о мебель.

Ходит с поддержкой.

Поднимается без опоры и идет:

Первые шаги, неуверенные, на

ползет, садится на корточки,

широко расставленных ногах, с частыми падениями.

встает и шагает.

Моторика руки

Отточенный захват большим и

Использует столовые приборы,

Берет мелкие предметы большим

указательным пальцами.

зубную щетку, расческу, телефон.

и указательным пальцами.

Показывает указательным паль-

Открывает шкафы, достает их

Кормит себя сам.

цем.

содержимое.

Хватает игрушки на лету, роняет их,

Меняет форму кисти руки в со-

Вставляет один в другой цилин-

чтобы посмотреть, как они падают.

ответствии с формой предмета,

дры разного размера.

Пьет из чашки.

который собирается взять.

Бросает мяч руками.

Ставит кубики один на другой.

Помогает одевать себя.

Проявляется доминантная рука.

Сам ест, держит бутылочку.

Речевое и коммуникативное развитие

Слова из двух слогов («ма-ма»,

Произносит 4—6 слов.

Лепечет хаотичные сочетания соглас-

«да-да»), правильно ассоцииру-

Говорит слова, начинающиеся

ных и гласных («а, да, ба, ма, ди, му»).

ет слова с людьми.

на б, к, д и г.

Для того чтобы менять звуки, задейст-

Понимает слово «нельзя». Ими-

Произносит части слов.

вует язык: «а-да».

тирует звуки: кашель, щелканье

Говорит слово «нет», сопровож-

Постоянно реагирует на свое имя.

языком.

дая его мимикой.

Управляет окружающими: движения-

Понимает жесты: машет рукой

Призывает на помощь, исполь-

ми рук приглашает к игре, поднимает

на прощание.

зует для этого некоторые звуки.

руки, чтобы сказать: «Возьми меня».

Узнает имена и указывает на знакомых людей. Понимает и выполняет одно-шаговые просьбы: «Кинь мячик папе».

Интеллектуальное развитие

Сигнальные слова вызывают

Растущий словарный запас и

Ассоциирует мысленные образы

мысленное представление о

развивающийся ум облегчают

со словами и картинками (например,

действиях: «пойдем...», и ребе-

запоминание.

«кошка»).

нок смотрит на дверь.

Ассоциирует знакомых людей и

Знакомится с понятиями «засунуть»

Помнит, где игрушка, если

знакомые предметы со словами.

и «вытащить» — вкладывает мелкие

спрятать ее.

Производит впечатление, будто

емкости в большие.

Ваши слова «мама идет» вызы-

ваши слова и жесты заставляют

Боится незнакомых людей.

вают мысленный образ мамы,

его задумываться.

и ребенок перестает плакать.

Начинает понимать связь меж-

Демонстрирует боязнь разлуки.

ду предметами: пытается подобрать подходящие крышки, строит из кубиков.

Что ребенок любит

Игра с емкостями: выливает,

Толкать и тянуть игрушки на

Прыгать под музыку.

Прятки, ладушки.

Игры-рифмовки.

Следить взглядом за пузырями и хва-

наполняет, опорожняет. Проверять, что у папы в кармане.

ходу.

Кидать мячик, расшвыривать

Разглядывать себя в зеркале. Стучать крышками и закрывать

игрушки.

Игры с прикосновениями: «Где

тать их.

ими кастрюли и сковороды.

у папы нос?»

Катать мячик.

Ставить друг на друга 2—3

Доставать содержимое шкафов.

Восторгается мелкими предметами.

больших кубика.

Кататься на папиных плечах. Разговаривать с игрушками. Имитировать звуки животных.

15—18 месяцев

18—24 месяца

Главное умение

Думает перед тем, как сделать; понимает практи-

Понимает простую речь.

чески любые фразы, касающиеся каждодневных дел.

Физическое развитие

Бегает, пытается убежать от взрослого.

Ходит кругами, назад, делает повороты.

Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия.

Ходит быстрее, щеголяет своими умениями.

Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки.

Поднимается вверх по лестнице — нуждается в по-

Крутит педали у своего первого трехколесного

мощи.

велосипеда.

Останавливается и нагибается, чтобы поднять иг-

Бьет ногой по мячу, не запинаясь и не падая.

рушку.

Может вылезти из кроватки.

Залезает на мебель, пытается вылезти из кроватки.

Поднимается по лестнице без посторонней помо-

Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четы-

щи, ставя обе ноги на каждую ступеньку; может

рехколесных игрушках.

нуждаться в помощи при спуске по лестнице.

Пытается бить ногой по мячу, часто промахивается.

Открывает двери.

Сам садится на стульчик.

Моторика руки

Разворачивает упаковки.

Рисует хаотичные линии и полукруги.

Снимает одежду, моет руки.

Вытаскивает ящики.

Закрывает коробку из-под обуви крышкой.

Помогает во время переодевания.

Строит башни из 6 кубиков.

Бросает мяч от плеча.

Складывает бумагу, справляется с простыми голо-

Обмакивает кусочки пищи в соусы.

воломками (паззлами).

Бросает мяч через голову.

Усаживается за стол.

Речевое и коммуникативное развитие

Разборчиво произносит 20—50 слов.

Внятно произносит 10—20 слов.

Пытается произносить слова, состоящие из не-

Говорит слова полностью: «до» превращается в

скольких слогов: «Бен-бен-бен» вместо «Бенджа-

«дом».

мен».

Соединяет два коротких слова: «пока-пока»,

Отвечает на вопрос: «Что говорит собачка?»

«нет-нет».

Составляет предложения из трех слов, напоми-

Составляет первые предложения: «Пойдем байки».

нающие текст телеграммы: «Я хочу еще».

Реагирует на вербальные просьбы, не сопровож-

Нормально, если «говорит мало, понимает все».

дающиеся жестами.

Любит трудные слова («вертолет», «динозавр») и

Повторяет за взрослыми.

очень мило путает их, конечно же!

Понимает «вверх», «вниз», «снимем», «горячо».

Может назвать свое имя и фамилию.

Использует слова для выражения голода:

Мурлычет себе под нос и поет.

«ням-ням» и др.

Нормальное поведение: истерики, нытье, укусы,

Понимает слово «другой».

громкие визги.

Жестом призывает к тишине: прикладывает палец

к губам и говорит «ш-ш-ш».

Интеллектуальное развитие

Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи.

Сортирует фигуры, кольца разного размера.

Копирует ваши круги, рисует линии.

Учится, путешествуя по всему дому.

Справляется с простыми паззлами, в которых тре-

Находит знакомые предметы в книжке: «Найди

буется вставить нужную фигуру.

машину!»

Демонстрирует упрямство: арахисовое масло

Вставляет круглую деталь в круглое отверстие.

должно быть поверх желе.

Частично проходит боязнь разлуки: способен со-

Понимает и запоминает двухэтапные просьбы:

хранять мысленные образы людей, теряя их из по-

«Сходи на кухню и принеси папе булочку».

ля зрения.

Что ребенок любит

Тянуть за собой машинку.

Толкать перед собой игрушечную газонокосилку,

Помогать по дому.

детскую коляску.

Заниматься гимнастикой: делать кувырки.

Стучать игрушками: резиновыми молотками.

Стоять на табуретке, «помогая» мыть в раковине

Строить башню из 4—5 кубиков.

посуду.

Игры с частями тела: «Где у нас носик?»

Использовать собственные игровые полки, столик

Танцевать под музыку.

и стульчики.

Поворачивать ручки, нажимать на кнопки.

Переставлять мебель, «читать» книжки с картин-

Играть в прятки и в догонялки.

ками, переворачивая по одной странице.

Как и развитие крупных движений, развитие мелких движений происходит в определенной последовательности от неловких попыток дотянуться до предмета и неуклюжего зажатия его, как в компостере, до точного, выверенного захвата большим и указательным пальцами.

Речевое развитие. Вот где проявляется во всем своем блеске ваше умение общаться с ребенком. На развитие языка ребенка родительский вклад может повлиять больше, чем на любые иные умения и навыки ребенка. Вы можете думать, что дети не так уж много говорят до полутора или двух лет. Детская «речь» начинается при рождении. Крик новорожденного, который заставляет суматошно бегать медсестер, заставляет мать выделять молоко и прижимать ребенка к груди, а еще заставляет родителей в три утра налетать на мебель, когда они, словно спринтеры, устремляются на призывный крик своего младенца, — это язык! Для маленького ребенка язык — это любой звук или жест, который вызывает реакцию ухаживающего за ним человека. На первом году, в так называемый прелин-гвистический (доязыковой) период речевого развития, ребенок учится общаться, еще не будучи способным произносить слова. В самом начале периода новорожденности ребенок узнает, что его речь, крик, является инструментом межличностного

взаимообмена, который он может использовать для привлечения внимания и удовлетворения своих потребностей. Чутко реагируя на ранние крики своего ребенка, вы помогаете ему смягчить эти несколько грубые, резкие сигналы путем превращения их в более вежливые просьбы, выражаемые языком тела, которые не так сильно действуют на нервы.

Матери от природы умеют разговаривать со своими детьми. Исследователи речи, изучавшие матерей по всему миру, пришли к выводу, что существует нечто наподобие универсального материнского языка. Матери интуитивно способны говорить на уровне ребенка и при этом способны перейти на более высокий уровень коммуникации, когда их дети готовы.

Коммуникативное развитие (развитие навыков поведения, общения и игры). То, как ребенок взаимодействует с ухаживающими за ним людьми и играет с предметами, составляет его навыки общения, или социальные навыки. Как и в отношении речевого развития, взаимодействие с окружающими людьми способно оказать глубокое влияние на развитие навыков общения. В рекомендациях, прилагаемых к каждому этапу развития, мы подсказываем вам, что интересного вы можете делать со своим ребенком, — даем проверенные временем советы для игр, которые помогут вам и вашему ребенку получить от общения больше удовольствия.

Интеллектуальное развитие (развитие мыслительных навыков). Мы

частенько изучали выражение лица своих детей, гадая: «Интересно, о чем она сейчас думает». Хотя вы никогда с полной уверенностью не сможете сказать, что творится в развивающемся мозгу вашего ребенка, занимательно разгадывать, что думает ваш ребенок в данный момент, по выражению его лица и его действиям. К познавательным навыкам относится способность думать, делать логические выводы (рассуждать), делать поправки на различные игровые ситуации, а также решать проблемы, например как переползти через препятствие. Мы укажем, на какие признаки смотреть, чтобы получить подсказку к тому, о чем думает ваш ребенок.

Составьте собственную таблицу развития

Полезное упражнение в первые два года — заполнять собственную таблицу роста и развития, такую как приведенная в этой статье. На большом листе ватмана перечислите слева области развития, а по верхнему краю укажите, с месячным интервалом, этапы развития. Разбейте лист на столбцы и строки и отмечайте в получившейся таблице умения и навыки своего ребенка. Что касается мыслительной деятельности, записывайте то, что, по вашему мнению, происходит в голове ребенка. Для простоты, возможно, стоит объединить навыки общения с вехами речевого развития, как поступили мы в своей таблице и в следующих статьях. Если вы будете заполнять таблицу развития своего ребенка, это не только повысит ваше умение наблюдать за ребенком, но и добавит вам радости от того, что вы растете вместе.

Обновлено: 2019-07-09 23:13:27