Межличностное общение от восемнадцати до двадцати четырех месяцев

У меня есть имя. Замечательная особенность продвинутой речи двухлетнего ребенка заключается в том, что он начинает предложения с обращений: «Мам, я хочу...» или «Пап, пойдем...» Ребенок будет чаще называть вас и других людей, которые ухаживают за ним, по имени, если вы будете подавать пример, начиная свои комментарии с имени ребенка и дополнительно поддерживая зрительный контакт.

Слова восторга. Отметьте, какие слова из категории «как я рад тебя видеть» вырываются у вашего ребенка, когда вы возвращаетесь после отсутствия. Когда мы приходили домой, Мэтью прыгал вокруг нас и кричал: «Ей!»

Малыш раздает указания. К двум годам большинство детей обладает вербальным и жестовым языком, необходимым для того, чтобы руководить окружающими. «Джимми хочет зайти к нам и поиграть. Окей?» — спрашиваете вы своего малыша. Вы можете получить улыбку и ответ: «Кей». Ребенок может оттолкнуть вас от своих игрушек с криком «Уди!», если вы оказались у него на пути. Завороженный своей способностью словом двигать людей, он теперь меньше хнычет и ноет. Теперь ребенок может попросить передать ему что-то за столом — сок, молоко и так далее — и направиться к буфету или холодильнику в поисках еще чего-нибудь съестного, показывая, что все еще голоден.

Не стоит хвататься за голову с криком: «Этот желторотый юнец командует мной, как босс!», если ребенок отдает распоряжения, такие как «Иди сюда» или «Принеси воды», это никоим образом не указывает, кто в доме хозяин. Просто именно так дети говорят. Кроме того, дети обкатывают новые слова и фразы, проверяя реакцию взрослых. Если вам нравятся эти слова, вы похвалите ребенка; если нет, измените их. Именно так думают дети.

Маленькие человечки с большими ушами

Тот факт, что проницательный двухлетний ребенок много знает и понимает, замечательно иллюстрируется тем, как он схватывает разговоры окружающих. На предыдущем

этапе ребенок начал улавливать смысл беседы. Теперь он в буквальном смысле вступает в общий разговор. Как-то Марта задала мне вопрос, на который требовалось ответить «да» или «нет». Мэтью, который сидел рядом с нами, тут же заглянул мне в глаза и сказал: «Нет!» Мы были изумлены тем, что он, во-первых, внимательно слушает наш разговор, и, во-вторых, что он так быстро дал ответ (правильный, как потом выяснилось) на вопрос, который даже не был адресован ему.

Знакомство с гениталиями

Совершенно нормальное изучение частей собственного тела, выражавшееся на первом году жизни в сосании большого пальца и игре с пальцами, переходит на втором году в оттягивание пениса и ощупывание вагины. Естественное любопытство перерастает в генитальную чувствительность и удовольствие от самостимуляции. Как и сосание пальца, способность использовать части своего тела для получения удовольствия является признаком нормального развития.

Отучайте от игры с гениталиями, как от ковыряния в носу: ругайте за это в публичных местах (свой дом также причисляйте к публичным местам) и ловко отвлекайте ребенка, когда его действия бросаются в глаза. Не нужно говорить, что это неприлично. Часть развития у ребенка здоровой сексуальности — чувствовать себя комфортно и удобно со всеми частями своего тела и одинаково ценить их. И не забудьте поговорить об «интимных местах» в возрасте между двумя и тремя годами.

В другой раз Мэтью заканчивал свой ланч, когда его брат Питер спросил, не видел ли кто-нибудь его футбольный мяч. Мэтью быстро управился с едой и принялся искать мяч. Питер повторил свой вопрос: «Где же футбольный мяч?» Мэтью пожал плечами и озадаченно развел руками, словно хотел сказать: «Я не знаю», — а потом жестами позвал Питера за собой поискать в гостиной. Из этого диалога мы узнали о развитии Мэтью три вещи. Теперь он обращал внимание на все происходящее вокруг, у него был язык тела для выражения желания присоединиться к поискам, и, наконец, его интеллект был способен воссоздать ситуацию пропажи мяча. Опять же, мы узнаем о том, что маленькие дети думают, по тому, как они ведут себя.

Это понимание всего происходящего должно заставить родителей быть более осторожными, когда они разговаривают при ребенке. Недавно в своем кабинете я наблюдал, как ребенок, которому был двадцать один месяц, реагировал на то, как мы обсуждали, стоит ли или не стоит родителям оставлять его на неделю, чтобы съездить отдохнуть. Не имея еще возможности сказать словами: «Нет, не оставляйте меня; возьмите меня с собой», — малышка сидела со встревоженным видом, который слишком хорошо дал нам понять, что она прекрасно понимала, что затевается нечто такое, чего она не хочет.

Чтобы определить уровень понимания беседы своего ребенка, попробуйте дать ему закончить начатые вами предложения. Мы называем эту игру «Вставь недостающее слово». Например, однажды после похода за покупками мы обнаружили, что забыли где-то в магазине одну из игрушек Мэтью. Когда мы сели в машину, я сказал: «Мэтью, похоже, придется нам возвращаться обратно в магазин и искать твою...» — Тут он вставил: «Утку».

Завершающие штрихи

Период, ведущий ко второму дню рождения ребенка, — для детского языка все равно что окончание школы. Предложения по-прежнему напоминают телеграммы, но становятся длиннее и точнее. «Еще» превращается в «Еще, позалуста» (потому что ребенок слышит, что вы постоянно добавляете «пожалуйста»), затем в «Хочу еще» и «Я хочу еще». Заходя в темную комнату, поначалу ребенок может указывать на выключатель и кричать: «Свет!» Затем он добавляет «включи», а со временем удлиняет предложение, и получается «Включи, пожалуйста, свет». Кажется, что полное предложение сначала появляется в умозрительном варианте в голове у ребенка, и затем он постепенно выражает всю мысль словами.

Язык облегчает уход за ребенком.

Ребенок часто сам затевает разговор. «Смотри» — обычное начало детских фраз. Ребенок может сказать «снимем» и показать мимикой, что он хочет снять памперс. И, конечно же, начинается этап «я сам».

Шаг и два. Явный признак того, что ребенок теперь лучше понимает речь — это прогресс от выполнения одношаговых просьб к выполнению двухшаговых: «Иди возьми булочку и принеси ее папе». Теперь у ребенка имеется достаточно хорошо развитая память и достаточно большая устойчивость внимания, чтобы целенаправленно пойти и взять булочку (посреди многих других имеющихся на кухне предметов) и не забыть принести ее папе, после того как он нашел ее.

Позволь сказать тебе, что я чувствую. Помимо слов для выражения желаний, у детей этого возраста есть слова для выражения чувств. Ребенок может сказать про «бо-бо», то есть про царапины и ушибы. И, конечно же, попросить волшебный пластырь, чтобы починить свое тело.

Для детей этого возраста нормальна преувеличенная реакция на мелкие травмы.

У малышей еще по-прежнему не так много слов, чтобы выразить разочарование, когда их оставляют, но выражение лица, на котором просто написано «Я скучаю по маме», не оставляет никаких сомнений. Когда и на сколько времени вам оставлять своего ребенка — решение трудное, особенно если вы взяли на испытательный срок новую няню. Учитесь понимать язык тела своего ребенка и искать признаки одобрения или неодобрения.

Развивающаяся память ребенка помогает ему начать на этом этапе обдумывать свои действия, прежде чем совершить их, и благодаря этому поведение ребенка в этом возрасте становится менее импульсивным. Я удивлялся способности нашего сына Стефана обдумывать свои действия заранее в возрасте девятнадцати месяцев. Однажды я наблюдал за тем, как он со стаканом йогурта направляется к лестнице. Я видел по выражению его лица, что он тщательно обдумывает, как ему поступить, и, как только он завернул за угол, чтобы поставить ногу на первую ступеньку, он протянул руку и передал мне стакан, словно понял, еще не начав подниматься, что не сможет справиться с лестницей, держа этот стакан в руках. Он передал стакан мне, понимая, что его десерт останется цел в моих надежных руках и что потом, на верхней лестничной площадке, я отдам его обратно ему.

Способность обдумывать действия заранее наиболее наглядно иллюстрируется обычной повседневной игрой ребенка. Другие наши дети всегда любили играть со Стефаном в мячик. Однажды, когда он и его старший брат Питер сидели на расстоянии пары метров друг от друга и перекидывались мячиком, между ними устроилась кошка, точно на том месте, куда должен был приземлиться мяч. Стефан понял,

что попадет в кошку, если бросит мяч, который уже занес за голову, потому отодвинулся немного, чтобы бросить мяч Питеру, не потревожив кошку.

Все более развитая память ребенка позволяет ему также устанавливать более правильные ассоциации между предметами, подбирая, что к чему: мяч к бейсбольной бите, карандаши к бумаге. Способность правильно подбирать один к другому предметы лучше всего иллюстрируется тем, как правильно ребенок в этом возрасте сортирует одежду — что чье. Попробуйте провести такой забавный эксперимент: поставьте на пол в комнате папину обувь, мамину обувь, обувь малыша, а также его старших братьев и сестер и попросите ребенка принести папину обувь. Смотрите, как ловко ваш ребенок определяет, что кому принадлежит. Стирка также хорошая возможность развить способность устанавливать ассоциации. Вынимая вещи из центрифуги, сначала называйте имена их владельцев: «Папина

рубашка... рубашка [имя ребенка]...» Создав фундамент для этой игры в имена, смотрите, как безошибочно ваш двухлетний ребенок способен называть владельцев одежды, когда вы достаете вещи из машины.

Способность ребенка запоминать, ассоциировать и думать перед тем, как сделать, облегчает на этом этапе развития приучение к осторожности. Почувствовав, что от кухонной плиты исходит жар, ребенок восклицает: «Горячо!» Теперь он понимает такие понятия, как «горячо» и «больно», необходимые для того, чтобы приглушить его импульсивное желание схватить горячие предметы. Родители обычно вздыхают с облегчением, обучая технике безопасности ребенка этого возраста, потому что наконец-то чувствуют, что до ребенка доходят их слова, когда они объясняют ему, что можно без опасений трогать и с чем можно играть, а что трогать нельзя.

Расти вместе с ребенком — вот что такое развитие ребенка.

Обновлено: 2019-07-09 23:12:11