Узнай себя
ИМПРОВИЗАЦИЯ, ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КУКОЛ БИБАБО
Цель. Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.
Персонажи. Ведущий, крокодил Гена, Чебурашка, два жадных медвежонка (с маленьким кусочком сыра), Мойдодыр и другие.
Подготовка к игре. Познакомьте детей с песнями, стихами, сказками, персонажи которых будут использованы в игре.
Материал. Куклы бибабо или игрушки, которые необходимы для драматизации выбранных вами стихов; фишки — красные, синие, желтые, оранжевые; призы.
Ход игры. В первой игре предложите детям проверить, хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Как это сделать, Пусть ребята придумают сами. Возможно, они предложат устроить какие-либо испытания, тогда воспользуйтесь ими. Если ничего интересного не придумают, объясните наш способ.
Во время чтения стихов о хороших и плохих поступках пусть каждый подумает: с кем такое было? Может, с ним самим. Кто узнал себя в стихотворении и не побоялся сознаться в неблаговидном поступке, получает красную фишку, кто узнал себя в хорошем примере — синюю, кто узнал своего товарища — желтую, а кто вспомнил хорошие поступки сверстников — оранжевую. Избавиться от плохих поступков можно, если карикатурно изобразить их и высмеять. Может быть, кто-то решится так расправиться со своими недостатками? Нерешительным помогут товарищи и сказочные персонажи. За самое смешное и удачное изображение все вместе присуждают призы.
Если у вас новичок в группе, воспользуйтесь стихотворением Н. Найденовой «Новая девочка».
Ведущий. Слушайте внимательно, дети, кто себя узнает, выполняйте все, о чем я прочту.
Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
— Зачем ты в сторонке?
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки.
Вот слон заводной.
Вот кубики наши,
Мы строим дома,
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам
Тебя отведу,
Всем девочкам нравится
В детском саду.
Если дети не решились с первого раза действовать, сами проиграйте сценки заботливого отношения к новенькой.
Не забудьте взять себе синюю фишку, которую заслужили.
Спросите новенькую, может, кто-то заботился о ней?
Неужели ребята постеснялись признаться в этом?
Вот так скромники!
А может, таких нет?
Значит, невнимательные.
Но это было до сегодняшней игры.
Не так ли?
Теперь все пойдет по-другому.
Может, кто-нибудь покажет, как можно еще заботиться о новенькой?
Объявляется конкурс внимания и теплоты.
Заслужившему будет вручен приз под аплодисменты.
Может, он подарит его новенькой?
Если в группе нет новичка, обыграйте, например, это стихотворение:
Я утром в детский сад иду, Аленку за руку веду...
«Вот это настоящий брат!» — Сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так значит — мы похожи.
А девочка Аленка Мне вовсе не сестренка.
Б. Ивлев
Стихотворение М. Ивенсен «Кто поможет» позволит разобраться, на кого» надеяться в трудную минуту, когда от обиды и боли слезы капают сами собой. Зная своих детей, привлекайте к импровизации стихотворения тех, кому следует преодолевать плаксивость, и тех, кто заслужил поощрение за выдержку и чуткость. Читая стихи, можно подставлять имена своих детей.
Кто упал? Таня. Кто упал? Витя.
Кто не плачет? Таня. Кто заплакал? Витя.
Что за умница у нас Кто поможет Вите встать?
Маленькая Таня! Оленька и Митя.
Что за умница у нас Кто поможет Вите встать?
Маленькая Таня! Оленька и Митя.
Коля и Нина, Толя и Зина.
Все помогут, да? Да!
Не забудьте вручить фишки и призы тем, кто заслужил их.
Наверняка в вашей группе есть подружки, про которых написала стихотворение А. Кузнецова.
Оно так и называется «Подружки».
Интересно, кто из ребят первым заметит, что стихи о нем?
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Возможно, эта ситуация типична для многих.
Тогда вручайте не только фишки, но и приз за лучшую импровизацию дружеских поступков.
Куклы бибабо крокодил Гена и Чебурашка символизируют дружбу.
Для этих ролей нужно выбрать наиболее дружную пару.
Увлекая всех своей песенкой, эти сказочные персонажи изображают ее содержание в игре-драматизации или на ширме.
Обыграйте подобным образом и другие стихи о дружбе.
Подарили нашей Вере
Шарик с красным петушком,
Ой, какой красивый шарик,
Все мечтают о таком!
Но поднялся ветер вдруг,
Шарик выхватил из рук.
Подошла к подружке Таня: —
Ну чего же мы стоим?
Шарик твой мы не достанем,
Так давай играть с моим.
Посмотри, цветок на нем,
Будем с ним играть вдвоем.
3. Александрова
В отрывке из стихотворения Н. Найденова «Ольга Павловна», вероятно, кто-нибудь себя узнает, а если не решится сказать, его могут узнать и изобразить сверстники:
Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется.
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины Миша сразу поломал?
Попробуйте проиграть и такой вариант: пригласите как бы невзначай для роли ребенка, отличающегося неуживчивым характером, задиру. Другой ребенок в соответствии с текстом стихотворения будет его как бы «обижать», а третий — утешать, например подарит матрешку, поможет починить поломанную игрушку. Если наш задира сумеет им подыграть в роли обиженного, а потом утешаемого, то решите с детьми, кому присудить приз за чуткость и внимание.
Жадным тоже стоит призадуматься.
Может, кто и узнает себя в рассказе Н. Калининой «Первый день в детском саду».
Название сразу не сообщайте ребятам, приберегите его для конца импровизации.
Ведущий. Привела мама Сашу и Алешу в детский сад.
А игрушек на ковре сколько!
Саша на все посмотрел и все сразу взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку и — мишку под мышку, зайчика в кармашек, и кроватку берет, и плитку к себе тянет.
Все в одну кучу складывает и говорит...
Саша. Не трогайте, не берите! Я в игрушки играю!
Ведущий. Стоят все ребята и удивляются.
Все. Вот так мальчик! Разве так играют?
Этот вопрос могут адресовать жадному ребенку и два жадных медвежонка из венгерской сказки: «Мы-то знаем, к чему приводит жадность. А почему так получилось?» — размышляют они и спрашивают у детей.
И вдруг один из них догадался: «Да ведь рассказ называется «Первый день в детском саду».
Ведь Саша-то не знал, что надо делиться, а наши дети знают, но до сих пор не все делятся игрушками,».
Наверное, таких замарашек, которых изобразил К. Чуковский в «Мойдодыре», у вас в группе нет.
Но хорошо умываются далеко не все.
Может быть, кто-то захочет изобразить
Мойдо-дыра и замарашку.
Если же никто не захочет исполнять роль замарашки, можно сыграть эту сценку с куклами бибабо.
В первый раз весь текст читайте сами.
Мойдодыр (строго качая головой).
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя (подносит замарашке зеркальце):
У тебя на шее вакса (показывает),
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки (просит замарашку показать руки),
Что сбежали даже брюкь.
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя!
Этот эпизод вызовет у детей дружный смех, если вы покажете его в действии.
Ведь действительно смешно, когда брюки убегают от человека.
Когда смех утихнет, Мойдодыр продолжит свою речь.
Мойдодыр. Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Замарашка (испуганно).
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста .
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
После этих слов следует сделать паузу: возьмите мочалку и попытайтесь «намылить» замарашку, который, конечно же, изо всех сил будет стараться убежать.
Дети любят такие сценки — пусть они посмеются над грязнулей.
Но замарашке все же удается убежать от мочалки.
Игра продолжается.
Замарашка. Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня...
Все. «Уходи-ка ты домой,—
Говорит, Да лицо свое умой,
Говорит, А не то как налечу,
Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит.
Покажите детям, как бежал домой испуганный замарашка, вызовите у них веселье, смех.
Помогите ему умыться как следует, покажите его ребятам, какой он стал чистый.
Вместе с детьми нарядите его, причешите, угостите пирожком.
Все. Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Ведущий. А нет ли случайно и среди вас, ребята, таких же замарашек, как этот мальчик?
Давайте, все вместе им скажем...
Все. Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!
Теперь можно устроить конкурс на лучшую импровизацию опрятности и аккуратности.
Победителям вручаются призы.
Ведущий. Я знаю одного мальчика.
Зовут его Федя.
Но почему-то все дразнят его Федя-наоборот.
Послушайте о нем стихи:
Пусть никто не удивляется: Это Федя одевается.
Он, запутавшись в штанах,
На полу сидит в слезах.
Все надел навыворот,
Все надел нашиворот.
Выворот-нашиворот,
Шиворот-навыворот,
Задом наперед.
В. Орлов
Что можно сказать о Феде?
Есть ли в вашей группе ребята, похожие на Федю? (Ответы детей.)
Ну а труженики, о которых написали свои стихотворения Л. Воронкова и Е. Благинина, конечно же, найдутся в вашей группе.
Наверняка появятся и желающие разыграть сценки во время чтения стихов.
В огороде много гряд!
Мы сажаем здесь рассаду,
И морковку, и салат.
Каждый вечер прибегаем,
Наши грядки поливаем.
Овощей теперь, ребята,
Урожай сберем богатый.
Л. Воронкова
Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте —
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
Е. Благинина
Все, кто заслужил, получают фишки, призы.
Настала пора подводить общий итог: кто каких фишек, призов набрал больше.
Объявляются победители в импровизации, далее называются те, кто подметил недостатки товарищей, и, наконец, те, кто нашел в себе мужество сознаться в плохом поступке.
Выразим надежду, что они окажутся победителями над плохими привычками не только в игре, но и в жизни,
В повторной игре дети могут сами выбрать тему, изобразить ее в стихах, импровизациях, подразумевая конкретные ситуации из жизни группы. Помогите им в этом, подобрав соответствующие стихи.