Узнай себя

ИМПРОВИЗАЦИЯ, ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

КУКОЛ БИБАБО

Цель. Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.

Персонажи. Ведущий, крокодил Гена, Чебурашка, два жадных медвежонка (с маленьким кусочком сыра), Мойдодыр и другие.

Подготовка к игре. Познакомьте детей с песнями, стихами, сказками, персонажи которых будут использованы в игре.

Материал. Куклы бибабо или игрушки, которые необходимы для драматизации выбранных вами стихов; фишки — красные, синие, желтые, оранжевые; призы.

Ход игры. В первой игре предложите детям проверить, хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Как это сделать, Пусть ребята придумают сами. Возможно, они предложат устроить какие-либо испытания, тогда воспользуйтесь ими. Если ничего интересного не придумают, объясните наш способ.

Во время чтения стихов о хороших и плохих поступках пусть каждый подумает: с кем такое было? Может, с ним самим. Кто узнал себя в стихотворении и не побоялся сознаться в неблаговидном поступке, получает красную фишку, кто узнал себя в хорошем примере — синюю, кто узнал своего товарища — желтую, а кто вспомнил хорошие поступки сверстников — оранжевую. Избавиться от плохих поступков можно, если карикатурно изобразить их и высмеять. Может быть, кто-то решится так расправиться со своими недостатками? Нерешительным помогут товарищи и сказочные персонажи. За самое смешное и удачное изображение все вместе присуждают призы.

Если у вас новичок в группе, воспользуйтесь стихотворением Н. Найденовой «Новая девочка».

Ведущий. Слушайте внимательно, дети, кто себя узнает, выполняйте все, о чем я прочту.

Девочка новая

В детском саду.

К девочке новой

Сейчас подойду.

— Зачем ты в сторонке?

Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки.

Вот слон заводной.

Вот кубики наши,

Мы строим дома,

Ты тоже научишься

Строить сама!

Пойдем, я к ребятам

Тебя отведу,

Всем девочкам нравится

В детском саду.

Если дети не решились с первого раза действовать, сами проиграйте сценки заботливого отношения к новенькой.

Не забудьте взять себе синюю фишку, которую заслужили.

Спросите новенькую, может, кто-то заботился о ней?

Неужели ребята постеснялись признаться в этом?

Вот так скромники!

А может, таких нет?

Значит, невнимательные.

Но это было до сегодняшней игры.

Не так ли?

Теперь все пойдет по-другому.

Может, кто-нибудь покажет, как можно еще заботиться о новенькой?

Объявляется конкурс внимания и теплоты.

Заслужившему будет вручен приз под аплодисменты.

Может, он подарит его новенькой?

Если в группе нет новичка, обыграйте, например, это стихотворение:

Я утром в детский сад иду, Аленку за руку веду...

«Вот это настоящий брат!» — Сказал один прохожий.

Уж если люди говорят,

Так значит — мы похожи.

А девочка Аленка Мне вовсе не сестренка.

Б. Ивлев

Стихотворение М. Ивенсен «Кто поможет» позволит разобраться, на кого» надеяться в трудную минуту, когда от обиды и боли слезы капают сами собой. Зная своих детей, привлекайте к импровизации стихотворения тех, кому следует преодолевать плаксивость, и тех, кто заслужил поощрение за выдержку и чуткость. Читая стихи, можно подставлять имена своих детей.

Кто упал? Таня.                             Кто упал? Витя.

Кто не плачет? Таня.                    Кто заплакал? Витя.

Что за умница у нас                     Кто поможет Вите встать?

Маленькая Таня!                           Оленька и Митя.

Что за умница у нас                     Кто поможет Вите встать?

Маленькая Таня!                           Оленька и Митя.

Коля и Нина, Толя и Зина.

Все помогут, да? Да!

Не забудьте вручить фишки и призы тем, кто заслужил их.

Наверняка в вашей группе есть подружки, про которых написала стихотворение А. Кузнецова.

Оно так и называется «Подружки».

Интересно, кто из ребят первым заметит, что стихи о нем?

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Возможно, эта ситуация типична для многих.

Тогда вручайте не только фишки, но и приз за лучшую импровизацию дружеских поступков.

Куклы бибабо крокодил Гена и Чебурашка символизируют дружбу.

Для этих ролей нужно выбрать наиболее дружную пару.

Увлекая всех своей песенкой, эти сказочные персонажи изображают ее содержание в игре-драматизации или на ширме.

Обыграйте подобным образом и другие стихи о дружбе.

Подарили нашей Вере

Шарик с красным петушком,

Ой, какой красивый шарик,

Все мечтают о таком!

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук.

Подошла к подружке Таня: —

Ну чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем,

Так давай играть с моим.

Посмотри, цветок на нем,

Будем с ним играть вдвоем.

3. Александрова

В отрывке из стихотворения Н. Найденова «Ольга Павловна», вероятно, кто-нибудь себя узнает, а если не решится сказать, его могут узнать и изобразить сверстники:

Кто сейчас же разберется,

Почему Олег дерется.

Почему у Гали с Ниной

Он матрешку отнимал,

Почему слона из глины Миша сразу поломал?

Попробуйте проиграть и такой вариант: пригласите как бы невзначай для роли ребенка, отличающегося неуживчивым характером, задиру. Другой ребенок в соответствии с текстом стихотворения будет его как бы «обижать», а третий — утешать, например подарит матрешку, поможет починить поломанную игрушку. Если наш задира сумеет им подыграть в роли обиженного, а потом утешаемого, то решите с детьми, кому присудить приз за чуткость и внимание.

Жадным тоже стоит призадуматься.

Может, кто и узнает себя в рассказе Н. Калининой «Первый день в детском саду».

Название сразу не сообщайте ребятам, приберегите его для конца импровизации.

Ведущий. Привела мама Сашу и Алешу в детский сад.

А игрушек на ковре сколько!

Саша на все посмотрел и все сразу взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку и — мишку под мышку, зайчика в кармашек, и кроватку берет, и плитку к себе тянет.

Все в одну кучу складывает и говорит...

Саша. Не трогайте, не берите! Я в игрушки играю!

Ведущий. Стоят все ребята и удивляются.

Все. Вот так мальчик! Разве так играют?

Этот вопрос могут адресовать жадному ребенку и два жадных медвежонка из венгерской сказки: «Мы-то знаем, к чему приводит жадность. А почему так получилось?» — размышляют они и спрашивают у детей.

И вдруг один из них догадался: «Да ведь рассказ называется «Первый день в детском саду».

Ведь Саша-то не знал, что надо делиться, а наши дети знают, но до сих пор не все делятся игрушками,».

Наверное, таких замарашек, которых изобразил К. Чуковский в «Мойдодыре», у вас в группе нет.

Но хорошо умываются далеко не все.

Может быть, кто-то захочет изобразить

Мойдо-дыра и замарашку.

Если же никто не захочет исполнять роль замарашки, можно сыграть эту сценку с куклами бибабо.

В первый раз весь текст читайте сами.

Мойдодыр (строго качая головой).

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя (подносит замарашке зеркальце):

У тебя на шее вакса (показывает),

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки (просит замарашку показать руки),

Что сбежали даже брюкь.

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя!

Этот эпизод вызовет у детей дружный смех, если вы покажете его в действии.

Ведь действительно смешно, когда брюки убегают от человека.

Когда смех утихнет, Мойдодыр продолжит свою речь.

Мойдодыр. Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Замарашка (испуганно).

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста .

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

После этих слов следует сделать паузу: возьмите мочалку и попытайтесь «намылить» замарашку, который, конечно же, изо всех сил будет стараться убежать.

Дети любят такие сценки — пусть они посмеются над грязнулей.

Но замарашке все же удается убежать от мочалки.

Игра продолжается.

Замарашка. Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня...

Все. «Уходи-ка ты домой,—

Говорит, Да лицо свое умой,

Говорит, А не то как налечу,

Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит.

Покажите детям, как бежал домой испуганный замарашка, вызовите у них веселье, смех.

Помогите ему умыться как следует, покажите его ребятам, какой он стал чистый.

Вместе с детьми нарядите его, причешите, угостите пирожком.

Все. Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!

Ведущий. А нет ли случайно и среди вас, ребята, таких же замарашек, как этот мальчик?

Давайте, все вместе им скажем...

Все. Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!

Теперь можно устроить конкурс на лучшую импровизацию опрятности и аккуратности.

Победителям вручаются призы.

Ведущий. Я знаю одного мальчика.

Зовут его Федя.

Но почему-то все дразнят его Федя-наоборот.

Послушайте о нем стихи:

Пусть никто не удивляется: Это Федя одевается.

Он, запутавшись в штанах,

На полу сидит в слезах.

Все надел навыворот,

Все надел нашиворот.

Выворот-нашиворот,

Шиворот-навыворот,

Задом наперед.

В. Орлов

Что можно сказать о Феде?

Есть ли в вашей группе ребята, похожие на Федю? (Ответы детей.)

Ну а труженики, о которых написали свои стихотворения Л. Воронкова и Е. Благинина, конечно же, найдутся в вашей группе.

Наверняка появятся и желающие разыграть сценки во время чтения стихов.

В огороде много гряд!

Мы сажаем здесь рассаду,

И морковку, и салат.

Каждый вечер прибегаем,

Наши грядки поливаем.

Овощей теперь, ребята,

Урожай сберем богатый.

Л. Воронкова

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите, в лейку лейте —

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

Е. Благинина

Все, кто заслужил, получают фишки, призы.

Настала пора подводить общий итог: кто каких фишек, призов набрал больше.

Объявляются победители в импровизации, далее называются те, кто подметил недостатки товарищей, и, наконец, те, кто нашел в себе мужество сознаться в плохом поступке.

Выразим надежду, что они окажутся победителями над плохими привычками не только в игре, но и в жизни,

В повторной игре дети могут сами выбрать тему, изобразить ее в стихах, импровизациях, подразумевая конкретные ситуации из жизни группы. Помогите им в этом, подобрав соответствующие стихи.

 

Обновлено: 2019-07-09 22:40:20