Взгляды на брак в раннем средневековье

В эпоху раннего средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. Ранние христиане вообще имели о браке весьма смутное и противоречивое представление.

Господствовали три распространенные точки зрения. Согласно первой из них, брак — это дар божий, а его цель — деторождение. При этом существовали разные его интерпретации, например утверждение, что создание большой семьи — святая обязанность супругов.

Вторая точка зрения сводилась к тому, что брак — это необходимое зло, что лучше вступить в брак, чем сгореть от любовной страсти. Идея удовлетворения страсти посредством брака основывалась на реалистическом осознании интимной близости как естественной потребности человека, которую необходимо тем или иным способом узаконить. И сегодня многие браки молодых людей, вышедших из подросткового возраста, базируются именно на таких представлениях об интимной жизни.

Третье мнение о браке сводилось к тому, что его следует полностью избегать. Эта точка зрения получила распространение в связи с ожидавшимся многими ранними христианами близким вторым пришествием Христа. Они считали, что необходимо быть свободными от супружеских обязанностей, чтобы полностью посвятить себя религии. И в настоящее время еще есть люди, которые избегают брака по той же причине, На такой же позиции, исключающей семейные отношения, находятся мужчины и женщины, которые отказываются от брака ради карьеры или иных подобных соображений.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират1. Полигамия патриархов Ветхого завета была объявлена культурной необходимостью как средство населить мир «избранными людьми». Влиятельный писатель того времени Тертуллиан (160—230 гг. н. э.) остроумно заметил, что если бы господь хотел поощрить полигамию, то не остановился бы на одном адамовом ребре для создания Евы: он взял бы, наверное, несколько ребер и создал бы Адаму несколько жен.

Представления о браке претерпевали серьезные изменения, в связи с чем во II веке н. э. набиравшее силу христианство усилило его критику. Брак был заклеймен, признавался «делом рук Сатаны», а фокусом зла считалось женское тело. Тот же Тертуллиан заявлял, что женщина — это красивый храм, воздвигнутый над большой пропастью.

Женщина, ты — врата Сатаны,

Ты сбиваешь с истинного пути

Того, кого он не может поразить открыто.

Развитие монашества (примерно в 370 г. н. э.) ничего не дало для исправления религиозных представлений о браке. Церковь, имевшая огромное влияние, последовательно выступала против сексуального удовольствия и самого брака. Даже супружеские пары церковь призывала отказываться от интимной жизни ради целомудрия.

Эти взгляды на брак сохранялись практически на протяжении всего периода средневековья.

ТЕМНЫЕ ГОДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В конце V века н. э. Западная Римская империя была завоевана северными племенами варваров (476 г.). Слово «варвар» употреблялось древними римлянами и греками по отношению ко всем чужеземцам, к любому человеку, не принадлежащему к их культуре. Эти племена постоянно вторгались и потрясали Римскую империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды.

Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.

После падения Западной Римской империи началась эпоха, получившая впоследствии название «средние века» или «средневековье».

Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.

В конце раннего средневековья появилось новое романтическое направление. Изысканная, или рыцарская любовь усилиями трубадуров Южной Франции, популяризировавших ее в своих произведениях, получила распространение при королевских дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную даму боготворил, сгорая от любви, столь же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви воплотились в таких средневековых произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079—1142) и его возлюбленной Элоизы.

Абеляр и Элоиза пренебрегли церковными законами, за что были жестоко наказаны. Абеляра постригли в монахи, вслед за ним ушла в монастырь и Элоиза. Однако в течение всей своей жизни они обменивались страстными письмами. Эта многолетняя любовная корреспонденция продолжала поддерживать неугасимый огонь их трагической любви.

Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали войну и женщин. Зачастую они вообще объединяли их воедино, считая, что благородные подвиги свершаются ими исключительно во славу прекрасной дамы. При этом выше всего среди рыцарей почитались бескорыстная верность, доблесть, справедливость и воздержание, тем более что возлюбленная обычно была замужем, а потому недосягаема. Неотъемлемой частью рыцарского кодекса считались христианские добродетели, проповедь христианства и борьба с мусульманством.

В ту же эпоху романтическое отношение к женщине подвергалось нападкам многих ученых. Например, философ и теолог Фома Аквинский (1225—1274), сочинения которого оказали большое влияние на умы средневековой Европы, адаптируя ранние сочинения Аристотеля, рассматривал женщину всего лишь как испорченный вариант мужчины. Соответственно он полагал, что детей следует воспитывать в большем почтении к отцу, нежели к матери, а женам наказывал обеспечивать мужей чистой одеждой, согревать их хорошим огнем в очаге, мыть им ноги, следить за чулками и обувью, готовить вкусную еду и напитки, уделять много внимания, готовить удобную постель с белыми простынями, ночной колпак и меховые покрывала, а также доставлять другие радости, сокровенные и тайные удовольствия.

Обновлено: 2019-07-09 22:50:45