Цикл развития семьи
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания уделяется исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики и происходящие в ней процессы — удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, детско-родительские отношения и т. д. Но в конкретных работах довольно часто упоминается и достаточно редко учитывается, что семья — это динамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественно различные периоды.
Данная статья представляет собой обзор исследований, посвященных циклу развития семьи2 и опубликованных в последние десятилетия в зарубежной научной печати.
Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был использован впервые в 1948 г. Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. При построении своей периодизации цикла эти авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других специалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития.
В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи — это деторождение и воспитание потомства. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: I — формирующаяся семья, супруги женаты менее пяти лет, детей нет; II — детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III — семья с детьми дошкольниками, старшему ребенку от 3 до 5 лет 11 месяцев; IV — семья с детьми школьниками, старшему ребенку от 6 до 12 лет 11 месяцев; V — семья с детьми подростками, старшему от 13 лет до 20 лет 11 месяцев; VI — семья, «отправляющая» детей в жизнь (стадия длится с того момента, когда родительский дом покинул первый ребенок, до того момента, когда семью покинул последний ребенок); VII — супруги зрелого возраста (с того момента, когда в семье не осталось ни одного ребенка, до момента окончания трудовой деятельности, до пенсии); VIII — стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них.
Эта периодизация имеет некоторые недостатки: громоздкость, невнимание к таким характеристикам, как стаж брака, возраст супругов, брачная когорта, что и послужило основанием для ее справедливой критики и для создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла — психологических, социологических, демографических и т. д. Основанием для них служили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований и консультативная практика. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой. Она выделяет пять стадий цикла: I — зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения сомьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей, IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V — супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Эта периодизация в принципе аналогична градации Дювалль, хотя автор пытается ввести в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями. Но поскольку судьба каждого ребенка складывается далеко не однозначно — один уезжает в юном возрасте в другой город и живет отдельно, а другой проживает с родителями всю свою жизнь, подобная градация хотя и допустима для целей исследования,проведенного Э.К. Васильевой (сравнение городских и сельских семей), но мало приемлема для психологического изучения семьи, так как получается, что разные семьи проживают различное число стадий.
В принципе, признаков, которые можно учитывать при выделении стадий цикла развития семьи, очень много. В зависимости от конкретной направленности исследований, национальной и демографической характеристик выборки для выделения стадий могут использоваться самые разные показатели. Но использование в различных работах отличающихся показателей приводит к изменению границ стадий. Такая аморфность понятия делает его достаточно уязвимым как в эмпирическом, так и в теоретическом плане.
Долгое время стадии, предложенные Э. Дювалль, были общепризнанными, и в большинстве работ, посвященных проблеме цикла развития семьи или учитывающих этот параметр, использовалась эта периодизация. Но в последнее время этот подход в связи с вышесказанными причинами был подвергнут серьезной критике, подкрепленной эмпирическими фактами. Так, в работе Гр. Спаниера, Р. Сайера и Р. Лацелера было показано, что использование схемы Э. Дювалль приводит к тому, что стадии в значительной мере перекрываются друг другом, т. е. на разные стадии цикла попадают супруги одинакового возраста, стажа, материального благополучия и т. д.
Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие стадии семейного цикла само по себе имеет малую прогностическую ценность. Так, в работе Ст. Нока для определения различных личностных и внутрисемейных характеристик индивида на разных этапах его жизни использовались три типа зависимых переменных: стадии семейного цикла, отсутствие или наличие детей в семье, проживающих с родителями в момент исследования, и стаж брака. Наибольшее число статистически значимых связей было получено между различными личностными, внутрисемейными и социальными характеристиками и фактом отсутствия или наличия детей, проживающих вместе с родителями. Несколько меньше, но также довольно большое число зависимостей было получено между стажем брака и другими характеристиками. Наименьшее число и наименее интересные в содержательном отношении связи были получены между стадиями семейного цикла и другими переменными. В уже упоминавшемся исследовании, проведенном Спаниером, Сайером и Лацелером, на основании данных переписи населения США сравнивалась предсказательная и эмпирическая ценность трех переменных: возраст супругов, стаж брака и стадия семейного цикла. Здесь также оказалось, что последняя характеристика наименее значима в эмпирическом плане по сравнению с двумя другими.
Вышеперечисленные и ряд других работ послужили основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями.
Но возможны и другие пути поиска переменных, определяющих периодизацию цикла развития семьи. В течение времени существования семьи меняется характер деятельности супругов. Попытка рассмотреть жизнь семьи с этой точки зрения была осуществлена X. и М. Фелдманами, которые предложили понятие «семейная карьера». Под этим они понимают совокупность ролей индивида, направленных на реализацию себя в какой-либо из важных сфер жизни, таких как досуг, работа, семья. Ими были выделены два типа карьеры — внутрисемейные и внесемейные. К числу первых были отнесены четыре вида карьеры, получившие следующие названия: карьера сексуального опыта, карьера супружества, родительская карьера и карьера отношений родителей и взрослых детей. Они характеризуются следующими признаками:
1) в основном для их осуществления необходимо парное взаимодействие, т. е. в них участвуют оба супруга; 2) в отличие от внесемейных карьер — профессиональной и досуга — особенности реализации их индивидом во многом определяются особенностями его семьи; 3) в ходе осуществления каждой из карьер индивид вступает в тесные взаимоотношения как с людьми, принадлежащими с ним к одной возрастной когорте, так и с людьми, принадлежащими к другим возрастным когортам; 4) каждая карьера имеет свои особенности, сроки и тенденции развития. Каждый человек может реализовывать одновременно как все четыре карьеры, так и не одной.
Введение этого понятия позволило X. и М. Фелдманам предложить новый подход к изучению цикла развития семьи, основывающийся на двух стратегиях исследования: 1) рассмотрение семейных карьер как независимых и зависимых переменных; 2) анализ ситуаций взаимного пересечения карьер, вмешательства одной в протекание другой (например, влияние на супружеские отношения появления ребенка, т. е. пересечение супружеской карьеры и родительской). Исходя из этого, периодизация должна осуществляться прежде всего с учетом смены семейных карьер, реализуемых индивидом, или возникновения новых.
Таким образом, проблема периодизации и описания семейного цикла остается далеко не решенной. Последние работы выдвинули на смену многозначного понятия «стадии» такие понятия, как стаж брака, возраст супругов, наличие или отсутствие детей в семье, «семейная карьера» и т. д., что в значительной мере упростило процедуру эмпирических исследований. Надо сразу же отметить, что, несмотря на то что разработка этой проблематики началась за рубежом около 40 лет назад, не существует моделей цикла развития семьи, достаточно полно охватывающих происходящие изменения, хотя, как показывают исследования, важность этой тематики и в практическом и в теоретическом смысле не вызывает сомнений. Для объяснения этой ситуации можно выделить ряд причин: 1) трудности в проведении и организации исследований семейного цикла; 2) многогранность происходящих изменений; 3) трудности, связанные с выделением самих стадий цикла; 4) сложность интерпретации данных, так как большинство исследований проводится срезовым методом, тогда как более адекватным для изучения цикла развития семьи являлся бы лонгитюдинальный метод исследования (иначе невозможно освободиться от таких проблем, как сравнение респондентов, принадлежащих к разным брачным когортам, невозможность учесть влияние различных социальных факторов, воздействующих на респондентов разных поколений, и т. д.); 5) проблемы, связанные с поиском респондентов, находящихся на последних стадиях цикла развития семьи, поскольку с каждой стадией число семей из-за разводов и смертности убывает, и, наконец, 6) теоретические проблемы, стоящие перед современной психологией семьи.
Возможно, именно с этими причинами связан и тот факт, что психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. В связи с этим в дальнейшем, апеллируя к конкретным работам, нам придется опираться на зарубежных авторов.
К сожалению, на сегодняшний день трудно предложить полное описание изменений, происходящих в ходе цикла развития семьи, полученные данные слишком разрознены, касаются самых разных сторон семейной жизни, часто противоречивы или не сопоставимы, поскольку получены с помощью разных методик и различных схем периодизации цикла. Но очевидно, что они многогранны. Приведем здесь хотя бы несколько примеров.
В работе Д. Орснера, посвященной изменениям в стиле отдыха супругов в ходе семейного цикла, были выделены три возможных типа проведения свободного времени: совместный отдых, когда оба супруга занимаются одним и тем же, вместе; параллельный отдых, когда оба супруга занимаются одним и тем же, но в отдельности друг от друга; и индивидуальный отдых, когда каждый занимается своим собственным делом. Затем автор попытался определить зависимость между характером проведения свободного времени и удовлетворенностью браком в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Факт совместного проведения свободного времени оказался связанным с удовлетворенностью браком при стаже брака от 0 до 5 лет в основном у мужчин и при стаже брака от 18 до 23 лет в основном у женщин. Для
пар с таким стажем брака оказалось также характерным некоторое увеличение параллельно проводимого свободного времени, в то время как в парах со стажем совместной жизни от 5 до 18 лет оба супруга, хотя в целом мужчины несколько больше, чем женщины, предпочитают отдыхать индивидуально.
Целью исследования Дж. Медлинг и М. МакКери было определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни. Ими были выделены три группы респондентов: I — супруги со стажем брака от 1 до 12 лет; II — от 13 до 25 лет и III — 26— 50 лет. Полученные ими данные свидетельствуют о том, что сходство ценностей по тесту Рокич положительно связано с удовлетворенностью браком только у III группы респондентов.
Л. Тамиром и К. Антонуцци была сделана попытка посмотреть, как изменяются восприятие себя, мотивация и социальные связи у состоящих в браке разное число лет людей. Анализ полученных данных позволяет утверждать, что наиболее уверены в себе и в способности контролировать собственную жизнь родители взрослых детей. Наиболее противоречивой группой в плане восприятия себя оказались родители детей подростков. При исследовании мотивации выяснилось, что в группе родителей взрослых детей у мужчин в значительной степени развита потребность в аффилиацин, а у женщин — потребность в достижениях. Оказалось также, что меньший стаж брака связан с большим количеством социальных связей, но в то же время, в отличие от респондентов с большим стажем, с меньшей удовлетворенностью ими.
Подобные примеры можно было бы продолжить, но вряд ли такие мозаичные исследования смогут воссоздать полную картину изменений, происходящих в ходе семейного цикла. Достаточно сказать, что на сегодняшний день существуют данные об изменениях, происходящих в межличностном восприятии супругов, в их общении друг с другом, в распределении ролей, в особенностях сексуальных взаимоотношений и т. д. Но, несмотря на общую разрозненность данных, существует ряд проблем, которым «повезло» больше. И прежде всего это — изменение удовлетворенности браком.
Интерес ученых к этой проблеме огромен. Левис и Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематику выделили как одну из наиболее изучаемых. Можно выделить две группы исследований, придерживающихся различных точек зрения о характере изменений удовлетворенности браком с увеличением стажа совместной жизни супругов. Представители обеих групп соглашаются в том, что спустя некоторое время после заключения брака, а чаще всего после рождения первого ребенка удовлетворенность браком у обоих супругов начинает уменьшаться, основные разногласия связаны с вопросом о том, что с ней происходит в дальнейшем.
Ряд более ранних исследований семейной проблематики, проведенных Р. Бладом, Д. Вульфом, Б. Парисом, Е. Лаки, свидетельствует о том, что с увеличением стажа брака удовлетворенность супругов им все более падает. Но существует и другая точка зрения, опирающаяся на целый ряд более поздних работ, выполненных такими авторами, как X. Фелдман, Гр. Спаниер, К. Кеннон, Б. Роллинс. Данные, полученные в них, служат основанием для утверждения о том, что зависимость удовлетворенности браком от стажа брака носит U-образный характер, т. е. уменьшение величины удовлетворенности на средних стадиях семейного цикла постепенно останавливается, а затем, у супругов со стажем 18—20 лет и более, наблюдается даже некоторый подъем. Правда, в одном из наиболее крупных исследований, посвященном этой проблеме, проведенном Гр. Спаниером, Р. Левисом, Ч. Колем на трех различных выборках (три штата США), получены разноречивые данные: результаты обследования одной из них свидетельствуют в пользу U-образного характера зависимости, обследование другой — в пользу перманентного падения удовлетворенности браком, данные, полученные на третьей, не дают оснований для однозначной интерпретации. На основании результатов эти авторы подвергли строгой критике и данные других работ, настаивая на том, что повышение удовлетворенности браком на более поздних стадиях цикла развития семьи может быть всего лишь артефактом исследования, т. е. может быть вызвано какими-либо иными факторами, а не изменениями удовлетворенности.
С другой стороны, как свидетельствуют некоторые математические выкладки, сама по себе U-образная зависимость является достаточно сложной, а различные технические проблемы, связанные с обсчетом получаемых в конкретных эмпирических исследованиях данных, могут приводить к тому, что U-образность будет сглаживаться в пользу прямолиней-. ной зависимости.
Попытка подойти к этой проблеме с несколько иной стороны была сделана Р. Гилфордом и В. Бенгстоном. Основываясь на теоретических разработках, предполагающих, что удовлетворенность браком является результирующим показателем от двух переменных — позитивной и негативной, они попытались проследить изменения по каждой из них по отдельности в трех группах супругов. В первую из групп вошли супруги со средним стажем супружеской жизни — 3 года, в большинстве своем не имеющие детей, средний стаж брака в другой группе — 21 год, в старшей группе средний стаж брака супругов составлял 41 год. Измерение позитивного и негативного взаимодействия у супругов в этих группах показало, что изменения по позитивной составляющей носят U-образный характер, т. е. позитивный компонент достигает максимума в первой группе, у супругов второй группы он резко снижается, в третьей — наблюдается снова некоторое повышение. В отличие от позитивного величина негативного взаимодействия между супругами с увеличением стажа брака постепенно понижается с первой стадии до третьей. Отсюда следует, что кривая удовлетворенности в зависимости от стажа брака имеет U-образный характер, хотя в первой и в третьей группах итоговая удовлетворенность имеет высокий уровень, но по различным причинам: на первой стадии брака количество позитивных взаимодействий значительно превышает негативные, хотя число последних также велико, на последней же стадии позитивных взаимодействий меньше, но и количество негативных значительно уменьшилось. Эти изменения также были рассмотрены в зависимости от возраста супругов и ряда других характеристик семьи. Были получены аналогичные зависимости, при этом никаких отличий между результатами мужчин и женщин обнаружено не было.
В одной из последних работ, посвященных изменениям удовлетворенности в зависимости от стажа брака, выполненной Ст. Андерсоном, С. Русселем и В. Шумн, была сделана попытка тщательного, основанного на последних достижениях вычислительной техники обсчета полученных данных. Кроме того, с целью проверки, на сколько на увеличение уровня удовлетворенности может влиять социальная желательность (стремление соответствовать социально-одобряемым нормам), эти авторы использовали в своей работе специальный тест. Их данные, полученные на основании опроса 200 супружеских пар, находящихся на 5 различных стадиях семейного цикла, подтверждают U-образный характер зависимости, а учет изменений социальной желательности позволяет утверждать, что ее влияние на повышение уровня удовлетворенности браком на более поздних стадиях весьма незначительно.
Данные двух последних работ, а также некоторых других несколько перевешивают «чашу весов» в пользу того, что зависимость удовлетворенности браком от стажа брака носит U-образный характер. Но утверждение о наличии изменений, происходящих в цикле развития семьи, и даже описание их характера ничего не говорят об их причинах, что в сущности является наиболее важным вопросом, особенно в связи с необходимостью практического использования получаемых в эмпирических исследованиях данных. Ведь только зная этот ответ, можно пытаться направленно влиять на происходящие изменения, стараясь сгладить их возможные негативные последствия в конкретной работе с семьями с различным стажем брака.
К сожалению, большинство работ, пытающихся дать ответ на вопрос о том, что лежит в основе происходящих изменений, носят теоретический характер и в недостаточной степени подтверждены эмпирическими фактами.
Гр. Спаниер, Р. Левис и Ч. Коль, об исследовании которых мы уже говорили выше, для объяснения факта повышения удовлетворенности браком у супругов на последних стадиях цикла развития семьи выдвигают следующие соображения:
1) причиной этого может быть так называемый «когорт-ный эффект», выражающийся в том, что чем более поздняя стадия брака подвергается исследованию, тем больше шансов, что супруги, неудовлетворенные браком, уже успели
развестись, оставшиеся удовлетворенные браком супруги и обеспечивают U-образный характер зависимости;
2) другая причина — возраст респондентов; можно предположить, что существуют некие связанные с возрастом изменения, которые обеспечивают восприятие своего брака супругами на более поздних стадиях цикла как успешного; 3) существуют данные о том, что с возрастом люди стремятся в большей степени соответствовать социально-поощряемым нормам, т. е. больше подвержены механизмам социальной желательности, склонны умалчивать о своих проблемах. Возможно, именно в связи с такой установкой они отвечают на вопросы теста таким образом, что в результате удовлетворенность у них оказывается более высокой (данные, полученные в описанном выше исследовании Ст. Андерсона, С. Русселя и В. Шумн, в каком-то смысле позволяют отвергнуть это предположение); 4) еще одно возможное объяснение связано с действием механизма когнитивного косонанса. Тот факт, что супруги женаты много лет, может привести их в конце концов к убеждению, что их брак, несмотря ни на что, не так уж плох. Особенно склонными к этому должны быть немолодые супруги, поскольку с возрастом развод становится все более трудным психологически. По мнению Р. Шрам, подобное повышение удовлетворенности браком на более поздних стадиях семейного цикла может быть также связано еще и с такими факторами, как: 1) более активное участие женщин в трудовой деятельности, после того как дети становятся достаточно взрослыми, приводит к снижению для них значения семейных проблем; 2) более широкие возможности проявления себя возникают у родителей после того как дети взрослеют, так как ситуация воспитания детей накладывает довольно жесткие ролевые требования, прежде всего связанные с соблюдением определенной половой роли — матери или отца.
Большое число исследований, проведенных в основном в США, было посвящено проблеме того, какое влияние на взаимоотношения супругов оказывают дети. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены в связи с появлением первого ребенка. Результаты, полученные здесь относительно удовлетворенности браком, довольно противоречивы. Данные ряда работ свидетельствуют о том, что удовлетворённость браком молодых родителей по сравнению с контрольной группой пар, у которых за время исследования не рождался ребенок, резко понизилась. В других работах было, наоборот, обнаружено, что супруги, ставшие родителями, отмечают повышение удовлетворенности своей семейной жизнью и взаимоотношениями с партнером. Тем не менее все проведенные исследования по данной проблематике отмечают, что после рождения ребенка супружеская пара переживает кризис (величина его варьирует у разных авторов). Он связан с приобретением супругами новой роли и изменением уже сложившихся отношений в паре. Этот кризис тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами, негативный, эффект этого кризиса в целом увеличивается вместе с увеличением возраста респондентов. Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов сдвиг в сторону более традиционных, т. е. усиливается так называемая поло-ролевая дифференциация в отношениях партнеров.
Большая группа работ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Существует распространенное мнение, что начало самостоятельной жизни детей болезненно отражается на родителях (они теряют то, чем была заполнена их жизнь в течение многих лет). Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Изучению этого феномена был посвящен ряд работ, в том числе исследование Н. Глена. В качестве материала исследования им были использованы 6 общенациональных американских опросов. Сравнение ответов женщин одного и того же возраста, живущих в момент опроса с еще не достигшими возраста самостоятельности детьми, с ответами тех, чьи дети выросли, стали полностью самостоятельными и отделились от родителей, свидетельствует о том, что последние больше удовлетворены жизнью в целом, а также считают себя более счастливыми в браке, чем первые. В исследовании, проведенном позднее Н. Гленом и С. Макланаханом, эти данные были подтверждены и дополнены. Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей в уже упоминавшихся выше исследованиях Ст. Нока, Ст. Андерсона, С. Русселя и В. Шумн также свидетельствует о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые.
На основании этих исследований наличие детей в семье стало связываться со снижением уровня удовлетворенности браком. Но каким образом дети оказывают на брак такое влияние, являются ли они косвенной причиной снижения удовлетворенности браком или наличие их в семье непосредственно влияет на отношения между супругами? Можно ли утверждать, что дети являются причиной и большинства других изменений, происходящих в ходе цикла развития семьи? Ответить на эти вопросы, основываясь на проведенных исследованиях, трудно.
Для объяснения того влияния, которое дети оказывают на семью, можно выдвинуть целый ряд гипотез. Прежде всего анализ самой родительской роли свидетельствует о том, что она является необычайно сложной. Говоря о ней, Росси выдвинул причины, по которым эта роль отличается от других социальных ролей: 1) социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают на женщину давление как в плане рождения, так и ухода за ребенком; 2) рождение ребенка далеко не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого; 3) эта роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться; 4) подготовка к этой роли, важность ее и ответственность, связанная с ней, не соответствуют друг другу — нет специального тренинга, нет руководств, по которым можно стать хорошим родителем, переход к исполнению роли происходит достаточно внезапно и т. д. Косвенным доказательством наличия особых проблем, связанных с ролью родителя, являются данные Дж. Робертсона, которые свидетельствуют о том, что 80% женщин считают, что быть бабушкой гораздо приятней, чем быть матерью. Эти женщины — сами бабушки — говорят о том, что в этой роли они испытывают все удовольствия, которые испытывали, будучи матерями, в то же время в этой роли нет того бремени ответственности и тех переживаний, которые испытывают матери.
Естественно, что родительская роль кроме множества положительных переживаний доставляет родителям массу хлопот. Но что еще меняется в семье, когда в ней появляется ребенок? Если обратиться к описанным выше исследованиям изменения удовлетворенности браком после появления ребенка, то обращает на себя внимание прежде всего тот факт, что супруги после его рождения начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье, особенно много говорят об этом женщины, например, в исследованиях Е. Дайера и X. Фелдмана. Интересные данные в этой связи были получены в работе Б. Миллера. Им среди других переменных изучалась взаимосвязь таких факторов, как удовлетворенность браком, чувство товарищества супругов и количество детей. Оказалось, что сам по себе уровень удовлетворенности браком не связан с количеством детей, в данный момент проживающих с родителями, но он тесно связан с чувством товарищества у супругов, которое в свою очередь тесно коррелирует с количеством детей. Отсюда следует, что наличие детей в доме влияет на частоту межличностного взаимодействия между супругами — оно становится реже, поскольку осложнено различными обязанностями, связанными с детьми, что в свою очередь отражается на удовлетворенности браком. Данные о зависимости чувства товарищества в браке от стажа брака, полученные в этом же исследовании, свидетельствуют о том, что самый низкий уровень товарищества приходится как раз на тот момент, когда в доме находится одновременно самое большое количество детей — период, когда 1-й ребенок пошел в школу. На основании этого Б. Миллером был сделан вывод о том, что ребенок оказывает серьезное влияние на систему межличностного общения супругов, хотя сильно дифференцирующими факторами здесь являются также желание супругов иметь детей, их подготовленность к этому и т. д.
Сравнение пар, проживающих и не проживающих с детьми, проведенное в уже упоминавшемся исследовании Ст. Андерсона, С. Русселя и В. Шумн, характеризует первые как семьи, где между супругами гораздо реже, чем у вторых, возникают межличностные обсуждения, что также позволяет говорить о том, что снижение удовлетворенности браком связано с уменьшением возможностей межличностного общения супругов из-за необходимости уделять больше времени детям.
Период реализации семьей воспитательной функции является также временем серьезного профессионального роста и достижений в сфере карьеры, иначе говоря, профессиональная роль постоянно конкурирует с родительской ролью индивида. Так, поданным американской переписи населения, проведенной в 60-х гг., представленной в работе П. Глика, пик дохода, а следовательно и вершина профессиональной карьеры, достигается мужчинами из среднего класса в возрасте 45—54 лет, а мужчинами низшего класса — в 40 лет. Но чаще всего это именно тот возраст, когда старший ребенок в семье еще подросток и проживает вместе с родителями. Эти данные позволяют предположить, что ребенок может являться своеобразным конкурентом профессиональной деятельности, особенно если мать в семье также работает.
Появление ребенка добавляет еще одну социальную роль к тем ролям, которые уже приходится исполнять человеку, возможно, по терминологии Мида, возникает ситуация «ролевого стресса». Если вернуться к рассуждениям Фелдманов, о которых уже говорилось выше, то оказывается, что с рождением ребенка человек начинает активно функционировать во всех четырех «семейных карьерах». Кроме того, рождение ребенка означает перестройку остальных семейных ролей тоже.
В этом смысле интересны соображения, которые были высказаны по поводу нормального цикла развития семьи известным семейным психотерапевтом А. Баркай. С его точки зрения дети в семье во многом отражают эффективность социального функционирования семьи. Их успеваемость в школе и поведение, а затем и успехи их карьеры характеризуют то, насколько эффективно «поработала» семья над ними. С поступлением ребенка в детский сад, а тем более в школу для родителей начинается своеобразный период проверки. Особенно тяжелый период наступает тогда, когда ребенок вступает в подростковый возраст, и у него активно начинает формироваться собственное «Я», он представляет из себя в этот момент «провозвестника» иного мира в собственной семье и совмещение его молодежного мира с миром родителей является серьезной проблемой, тем более что сюда накладывается ряд других факторов. Один из них — профессиональная деятельность супругов, а другой, не менее важный,— это родители супругов. Ведь именно в этот период их родителей начинают особенно явно беспокоить проблемы, связанные со старением. Им необходима помощь и поддержка со стороны детей. Супруги в этот период находятся как бы между двух огней — с одной стороны, взрослеющие дети, с другой стороны, стареющие родители. И это противоречие накладывает еще один отпечаток на удовлетворенность браком на этой стадии семейного цикла.
Существует и еще одно объяснение, почему наличие детей в семье отрицательно сказывается на удовлетворенности браком. Так, Глен и Макланахан считают, что ребенок является узлом, который связывает те семьи, которые бы без детей давно распались. Несмотря на недовольство друг другом, супруги остаются вместе для того, чтобы совместно растить детей, хотя именно за счет таких семей и получается снижение удовлетворенности браком в течение определенного периода цикла развития семьи. После того как дети выросли, такие супруги либо расходятся, либо настолько адаптируются друг к другу, что начинают верить в то, что им друг с другом не гак уж плохо. В результате удовлетворенность браком с увеличением стажа повышается.
Интересно, что большинство авторов не заостряют внимание, но часто как бы подразумевают, что на удовлетворенность супругов браком оказывает влияние прежде всего возрастной период, в котором в данный момент находится их ребенок (Б. Миллер, Э. Дювалль и т. д.). Так, если младенец может, гипотетически, приводить только к сплочению семьи — оба родителя должны активно заботиться о нем в соответствии со своими супружескими ролями,— то ребенок более старшего возраста уже самостоятельный человек, который может непосредственно воздействовать на отношения родителей, способствовать их конкуренции за более близкие отношения с собой, противопоставлять себя родителям, отстаивать свою независимость, служить индикатором эффективности их воспитательной и социальной активности. (Баркай, Р. Скиннер и т. д.). Особенно красноречиво о влиянии возраста ребенка на взаимоотношения супругов свидетельствуют данные супружеской терапии.
Существуют и аналогичные эмпирические данные. Так, опрос большого числа супружескихлар, имеющих детей, проведенный К. Паслей и В. Гекас, свидетельствует о том, что наиболее тяжелым периодом для родителей является время, когда ребенок — подросток. Здесь особенно остро перед супругами стоят проблемы контроля и автономии детей.
Дети — это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25—50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами, может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а следовательно, и к снижению удовлетворенности браком. Человеку трудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, его предпочтения в сфере жизненных ценностей изменяются. С возрастом (можно предположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а следовательно, увеличивается и удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным, люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения. Брак в целом оказывает значительное положительное влияние на психологическое состояние стареющих людей. Причем и мужчины и женщины в этом возрасте больше ориентированы на контакты с близкими людьми и семью.
Возможен также еще целый ряд альтернативных объяснений изменения кривой удовлетворенности браком и параметров супружеских отношений, например, привлечение для этого результатов исследований жизненных циклов, возрастных кризисов, факта воздействия общества на людей, имеющих детей, и т. д. Но такие гипотезы реже встречаются в литературе, они менее разработаны. Кроме того, трудно согласиться, что изменения, происходящие в ходе цикла развития семьи, связаны с воздействием одного какого-то фактора, по всей видимости, можно говорить о сложной взаимосвязи различных причин. К тому же ни дети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе на взаимоотношения супругов, а лишь способствуют тому, что супруги начинают обращать внимание на те стороны отношений, которые до того казались маловажными.
Разумеется, в кратком обзоре невозможно описать подробно результаты, полученные в области исследования цикла развития семьи, можно лишь наметить основные направления, по которым ведутся разработки в русле данной проблемы: изучение динамики удовлетворенности браком в зависимости от стажа, влияние детей на взаимоотношения супругов, изменения различных характеристик семьи в ходе цикла ее развития и т. д., а также и те трудности и задачи, которые перед ними стоят. Тем не менее, несомненно, что по данной тематике проведено множество различных исследований, накоплен богатый эмпирический материал, теоретическое осмысление которого во многом принадлежит будущему.
Но проделанная работа не лишена и ряда серьезных недостатков, преодоление которых, с нашей точки зрения, могло бы способствовать более успешной разработке данной проблематики. Среди них прежде всего хотелось бы назвать отсутствие комплексного подхода к изучаемой реальности. Большинство работ оперирует лишь двумя-тремя переменными, фиксируя, таким образом, происходящие изменения, но не имея возможности судить об их причинах и глубине. Недостаточно внимания уделяется и тем различиям, которые наблюдаются в ответах мужчин и женщин, а ведь анализ специфики их позиций в семье на разных стадиях семейного цикла позволил бы более точно судить о влиянии таких факторов, как дети и карьера. Кроме того, большинством авторов явно не учитывается тот факт, что все получаемые ответы респондентов являются не описанием объективной реальности, а феноменами восприятия супругами особенностей своей семейной жизни. Существует и целый ряд других методологических недочетов, анализ которых позволил бы понять изменения, происходящие в ходе цикла развития семьи, что, разумеется, не снижает ценности уже полученных результатов. Все вышесказанное свидетельствует о важности и актуальности изучения семейного цикла как с целью создания полноценной теории функционирования семьи, так и для практической работы в данной области — консультирования, просветительской деятельности, подготовки молодежи к вступлению в брак и т. д.