Различия в структуре семьи
Исходя из отличительных особенностей, выявленных Бюро переписи населения, мы можем определить семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Даже предварительный обзор тенденций эволюции семьи в США показывает, что это определение охватывает различные уклады семейной жизни. Например, в семье с одним родителем обычно мать работает вне дома, а дети выполняют домашние обязанности; в семьях с двумя родителями — один Из них часто уходит на работу, в то время как другой заботится о детях.
Чтобы глубже осмыслить эти различия, рассмотрим три классических исследования семейной жизни в других обществах: в сельской местности Ирландии, на Тробриандских островах в южной части Тихого океана и в коллективных фермерских хозяйствах Израиля.
Крестьянские семьи в Западной Ирландии
Эренсбург и Кимбалл (1948) изучали жизнь крестьян западной Ирландии. Они описали, что в крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей. «Если родители живут достаточно долго, они получают пенсию по старости. Она предоставляется после того, как они передают свои фермы сыну или дочери. Это осуществляется также по случаю женитьбы сына. Отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами. Эти условия подробно обсуждаются в процессе сватовства, и родители невесты охотно соглашаются, понимая, что речь идет о последнем этапе жизни фермеров. Если невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей».
На основе таких соглашений жена входила в семью мужа. Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи. Например, когда местный уполномоченный по земельным вопросам распределял работу, она поручалась пожилым мужчинам, хотя на деле ее выполняли их сыновья. В день зарплаты «старики» приходили получать деньги, заработанные сыновьями.
Отец руководил и другими сторонами жизни своих сыновей. «Мальчики» 45 и 50 лет осушали поля или продавали скот на ярмарке под руководством отца, который принимал все решения. Как пожаловался один из мужчин, «пока старик жив, я вечно остаюсь мальчиком». Но, несмотря на подобные жалобы, вся система этих отношений была хорошо отработана, «мальчики» и «девочки» успешно приспосабливались к требованиям крестьянской семьи и справлялись со своими обязанностями. С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами — членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.
Четкое разделение труда по половому и возрастному принципам не изменялось и после вступления в брак. Отцы по-прежнему считали своих женатых сыновей «мальчиками», а замужние женщины обычно находились под контролем свекрови. Брак также предусматривал обязанности супругов по отношению к другим родственникам. При вступлении в брак каждый из них брал на себя обязательства своего супруга или супруги по отношению к членам семьи или дальним родственникам. Согласно ирландскому обычаю «дружелюбия», детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций «дружелюбия» вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось. «Вблизи Р. владелец небольшой фермы не обрабатывал свой огород; свекор был вынужден посылать картофель незадачливому зятю; в конце концов однажды ночью разгневанные родственники жены избили его в его собственном доме».
Жители Тробриандских островов
Социологи часто обнаруживают, что поведение, вызывающее презрение в одном обществе, может считаться общепринятым среди носителей другой культуры. Ирландские фермеры, о которых шла речь, были бы потрясены, узнав, что среди жителей Тробриандских островов Новой Гвинеи супруги обычно рассчитывают на поддержку именно со стороны родственников жены. В тробриандском обществе мужчина обычно женился на дочери сестры своего отца. Молодожены жили в поселке мужа, но поддерживали родственные связи главным образом с членами семьи жены. Каждая семья получала половину или больше половины материальной помощи от брата жены. Отец, отдававший семье своей сестры основную часть своего имущества, знал, что оно достанется ее дочери, которая выйдет замуж за его сына. Таким образом, как объясняет Малиновский (1929), имущество отца в конце концов переходило к его собственному сыну. Этот обычай гарантировал также, что в пожилом возрасте отец мог рассчитывать на помощь сына и его жены.
В отличие от ирландского фермера, всю жизнь полновластно руководившего своими сыновьями, муж в тробриандской семье не контролировал детей. Их воспитанием занимался главным образом дядя со стороны матери, он имел также право требовать их помощи во многих делах. Тем не менее отцы принимали участие в жизни своих детей. Они заботились о младенцах — кормили, купали, выходили с ними гулять. Дети часто привязывались к отцам, хотя не ощущали с ними кровной связи, а скорее понимали, что те состоят в браке с их матерью.
Жители островов глубоко верили, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению, беременность происходит лишь по одной причине: дух-родственник замужней женщины вселяет в ее тело духа-ребенка. Кенкель (1971) объясняет это следующим образом: «Жители Тробри-андских островов вступали в контакт с иностранцами, и им известна «болтовня миссионеров», утверждавших, что зачатие происходит в результате полового сношения и мужчина играет важную роль в продолжении рода. Они считают эту «теорию» совершенно бессмысленной и приводят вполне убедительные, но не всегда логически обоснованные доводы, доказывающие ее полную нелепость. Например, упоминалось несколько случаев, когда мужа не было дома более года, и, вернувшись, он находил в доме новорожденного младенца. Вместо того чтобы обвинить жен в измене, считавшейся среди жителей островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия. Один муж, оказавшийся в такой ситуации, считал это веским доказательством того, что половые сношения абсолютно не связаны с рождением детей!»
Кибутцизм в Израиле
Структура семьи, распространенная среди жителей израильских коллективных хозяйств (кибутц), существенно отличается от семейной структуры обществ, о которых мы говорили. Кибутцизм основан на убеждении, что для достижения подлинного социализма необходимо уничтожить частную собственность и связанные с ней институты, в частности нукле-арную семью. Таким образом, создание кибутц представляет собой социальный эксперимент, в котором, помимо всего прочего, сделана попытка ослабить влияние нуклеарной семьи.
Мужчины и женщины трудятся на благо кибутца и получают за это жилье, пищу, одежду, социальные услуги и помощь в воспитании детей. С самого рождения дети спят, едят и учатся в так называемых детских домах. Хотя в выходные дни и каникулы они встречаются с родителями, братьями и сестрами, их воспитанием занимается кибутц. О них заботятся воспитатели и учителя, назначаемые кибутцем. Кроме того, дети тесно общаются между собой и оказывают друг другу эмоциональную поддержку. «С самого раннего детства они приучаются самостоятельно взаимодействовать друг с другом, если присмотр со стороны взрослых незначительный или полностью отсутствует. Если ребенку ночью становится страшно или он заболевает, о нем заботятся другие дети — разговаривают с ним, дают ему выпить воды, и в конце концов малыш успокаивается... Очень скоро ребенок перестает просыпаться среди ночи, чувствуя себя в полной безопасности с другими детьми».
Хотя жизнь в кибутце, быть может, не столько идеальна, но в коллективе ребенок в большей мере обретает эмоциональную защищенность, чем в нуклеарной семье. Кроме того, в кибутце дети и их родители хорошо обеспечены материально, так как кибутц полностью удовлетворяет их основные потребности. Пожилые члены кибутца также обеспечиваются. Поощряется их трудовая деятельность в старости, в то же время в период болезни и нетрудоспособности они получают материальную и медицинскую помощь.
Поскольку кибутц осуществляет многие функции семьи, вступление в брак может показаться малопривлекательным. Однако взрослые члены кибутца считают его важным фактором в устройстве интимной жизни. На его основе регулируются половые отношения, и, конечно, в результате брака рождаются дети, которые высоко ценятся жителями кибутца. Поэтому неудивительно, что обычно в возрасте двадцати с лишним лет они женятся, вскоре имеют детей и долго живут вместе. Разводы и измены случаются редко. Родители проявляют нежность к детям, которые им отвечают тем же. Как отмечает Шлесингер (1972), в кибутце почти все считается общим, но личные отношения между родителями и детьми весьма ценятся.
Хотя жизнь в кибутце может показаться идеальной, многие оттуда уезжают, стремясь найти свое место во внешнем мире. На ранних этапах кибутцизма университетское образование и доходы от частного предпринимательства не обладали столь притягательной силой. Чтобы преодолеть эту тенденцию, в кибутцах стали создавать дополнительные удобства и
в большей мере учитывать личные желания людей. Например, хотя централизованное воспитание детей все еще является нормой, несколько групп, оказав давление на парламент, добились осуществления мер, способствующих более активному участию родителей в воспитании детей.