Структура ответных реакций

Структура и характер ответных реакций организма на массаж каждый раз бывают различными в зависимости от:

1)  функционального состояния высших отделов центральной нервной системы, то есть от соотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;

2)  функционального состояния рецепторного поля, которое подвергается массажному воздействию;

3)  в случае болезни — от ее клинических проявлений;

4)  характера массажа и используемых приемов.

Следовательно, эффективность действия любого вида массажа зависит от знания массажистом функционального состояния массируемого. Вот почему целесообразен контакт массажиста не только с самим пациентом, но и, желательно, с лечащим врачом. Кроме того, одни и те же приемы массажа могут, в зависимости от характера их осуществления, воздействовать на нервную систему в прямо противоположных направлениях.

Характер массажа в основном определяется тремя компонентами: силой, темпом и длительностью.

Сила массажа — это сила давления, которое руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением воздействия способствует развитию тормозных процессов.

Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый темп повышает возбудимость нервной системы, средний и медленный ее снижают.

Чем длительнее по времени выполняется массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

Таким образом, изменяя методику выполнения отдельных приемов или массажа в целом, можно по-разному воздействовать на функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая его возбудимость.

Если пользоваться только тремя градациями компонентов массажа (на самом деле их бесконечное множество), то количество вариантов отдельных реакций у одного массируемого выражается произведением 3x3x3 = 27. Об этом всегда нужно помнить массажисту, и прав Леандр Кошетель, говоря: «Искусство массажа можно сравнить с искусством скульптора, за исключением того, что массажист работает с живой тканью» или «Искусство массажиста — это дар». Развитие этого дара зависит от самого массажиста, которому, кроме техники, нужны глубокие знания анатомии и физиологии.

Кроме того, ответная реакция пациента зависит от приемов, используемых массажистом. При сравнительно одинаковом техническом выполнении одни приемы (такие, как поглаживающие, растирающие) больше снижают возбудимость нервной системы, другие (ударные, вибрационные), наоборот, повышают ее. В то же время в массажной практике редко употребляется один прием, «массажные приемы как отдельные тоны музыки никогда подолгу не звучат в одиночку, а переходят один в другой, сливаясь в аккорд». Различные сочетания применяемых приемов позволяют массажисту индивидуализировать сеансы (процедуры) массажа и увеличивать в каждом конкретном случае эффективность ответных реакций массируемого.

Интересное