Принимайте ребенка таким, каков он есть, — так лучше для него.
Лицо каждого ребенка отличается от всех остальных. Точно так же различаются и особенности развития каждого ребенка. Один очень быстро развивается физически, у него рано вырабатывается координация движений, он рано учится садиться, стоять и ходить — настоящий маленький атлет. Однако он может медленно овладевать тонкими движениями пальцев или речью. Даже ребенок, который легко научился переворачиваться или сидеть, может с трудом осваивать ходьбу. У ребенка, быстро развивающегося физически, могут позже появляться зубы, и наоборот. Тот, кто с трудом начинал говорить, так что родители даже опасались, что он умственно недоразвит, в школе становится первым учеником; в то же время ребенок со средним интеллектом иногда начинает говорить очень рано.
Я сознательно привожу контрастные примеры, чтобы показать вам, насколько индивидуальны и различны могут быть типы развития ребенка.
Один ребенок рождается с широкой костью, с сильным телом, а другой всегда будет иметь тонкие кости и деликатное телосложение. Один словно родился для того, чтобы стать толстяком. Если во время болезни он теряет вес, то потом быстро наверстывает. Какие бы неприятности он ни испытывал, это не отражается на его аппетите. А другой всегда остается худым, даже когда ест самые питательные блюда и жизнь его избавлена от волнений.
Любите своего ребенка таким, каков он есть, радуйтесь его внешности, тому, что он делает, и забудьте о качествах, которыми он не обладает. Я даю этот совет не просто из сентиментальных побуждений. Это очень практичная точка зрения. Ребенок, которого воспринимают таким, каков он есть, даже если он невзрачный, неуклюжий или медлительный, вырастет уверенным в себе и счастливым. Он сможет наилучшим образом использовать свои возможности и легко относиться к своим недостаткам. А вот ребенок, которого никогда полностью не принимали родители, который всегда чувствовал, что с ним что-то не то, будет всю жизнь не уверен в себе. Он не сможет полностью использовать свой интеллект и физические способности. Если он начинает жизнь с сознанием своих недостатков, умственных или физических, они удесятерятся к тому времени, когда он станет взрослым.