«правда жизни»


Хотите вы того или нет, половое воспитание начинается рано. Обычно считается, что половое воспитание — это лекция в школе или серьезный разговор дома с отцом или матерью. Но это слишком ограниченное представление. Ребенок все время узнает «правду о жизни» — и если не по-хорошему, то нездоровым путем. Секс — это не только то, как делаются дети. Он включает все взаимоотношения мужчин и женщин и их место в жизни относительно друг друга. Позвольте привести два отрицательных примера. Предположим, отец мальчика постоянно обижает его мать и вечно с ней спорит. Такого мальчика школьная лекция не убедит в том, что брак — это взаимная любовь и уважение. Жизненный опыт будет говорить ему совершенно иное. И когда он узнает о физической стороне секса — от учителя или от других детей, то обязательно свяжет это с грубым отношением отца к матери. Возьмем другой пример. Девочка растет несчастной, считая, что родители предпочитают ей ее младшего брата. Когда она вырастет, будет ненавидеть мужчин, считая их всех негодяями, а всех женщин — их жертвами. И неважно, сколько книг она прочтет о любви и браке и сколько с ней об этом будут разговаривать. Все что она слышит или переживает, она будет помещать в рамки уже сложившегося в ее сознании представления: мужчины обязательно пользуются своим преимуществом перед женщинами. И даже если она выйдет замуж, ей трудно будет приспособиться к мужу.

Поэтому половое воспитание ребенка начинается тогда, когда он понимает, как его родители относятся друг к другу и к своим сыновьям и дочерям.

Нормальный ребенок начинает задавать вопросы в три года. Ребенок начинает интересоваться проблемами, связанными с полом, в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет. Это стадия «почему», когда любопытство ребенка направлено во все стороны. Он, вероятно, захочет узнать, почему мальчики устроены не так, как девочки. Он не думает, что это вопрос, связанный с сексом. Если ребенок получает неправильное впечатление, оно позже смешается с представлением о сексе и вызовет искаженное его восприятие.

Откуда берутся дети? Этот вопрос также почти неизбежно встанет в три года. Легче и лучше начать с правды, чем рассказывать сказки, от которых потом придется отказываться. Попытайтесь ответить на этот вопрос так же просто, как ребенок задает его. Например, можете сказать: «Ребенок растет в специальном месте внутри матери». Можно пока больше ничего не рассказывать: ваш ответ вполне удовлетворит малыша. Но, может, через несколько минут, а может, через несколько месяцев он захочет узнать больше: «Как ребенок туда попадает и как выходит?» Первая часть вопроса может смутить мать (или отца). Она может решить, что ребенок спрашивает о зачатии и сексуальных отношениях. Конечно, ни о чем подобном он не спрашивает. Он думает о том, как попадает в живот еда. Может, и ребенок попадает так же? Простой ответ таков: ребенок растет из крошечного семечка, которое всегда находилось в матери. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок заинтересуется ролью отца.. Некоторые считают, что, отвечая на предыдущий вопрос, нужно упомянуть и о роли отца, о том, что он тоже помещает свое семечко в маму. Может, это правильно, особенно если спрашивает мальчик, который чувствует, что мужчине не нашлось места в этой картине. Но большинство специалистов считает, что в три или четыре года ребенок не нуждается в подробном описании физической и эмоциональной сторон полового акта. Можно сказать, что это больше, чем просит ребенок, когда он задает свой вопрос. Необходимо удовлетворить его любопытство на доступном для него уровне.

На вопрос, как ребенок выходит, можно сказать, что когда он достаточно подрастет, то выходит через особое, специально для этого предназначенное отверстие. (Можно пояснить, что это не те отверстия, через которые выходят кал и моча.)                                  :

Почему не аист? Вы можете спросить: «Разве не легче и не проще рассказать, что детей приносит аист?» Этого не стоит делать по нескольким причинам. Мы знаем, что трехлетний ребенок, у которого беременная мать или тетя, может заподозрить, что в ней растет ребенок, наблюдая за переменами в фигуре женщины и из отрывков услышанных разговоров. И если мама скажет ему что-то другое, не подтверждающее его подозрения, он может удивиться и забеспокоиться.. Даже если в три года он ничего не заподозрит, то определенно узнает правду или полуправду в пять, семь или девять лет. Лучше не начинать с неправды, чтобы потом он не подумал, что вы можете ему солгать. А если ребенок узнает, что по какой-то причине вы не сказали ему правды, это поставит между вами барьер и заставит его тревожиться. Позже он не захочет задавать вам другие вопросы, даже если они его очень волнуют. Другая причина, по которой лучше сказать правду в три года, — в этом возрасте ребенка удовлетворяют простые ответы. Вы готовитесь к более трудным вопросам, которые будут заданы позже.

Иногда ребенок, которому объяснили, где растут дети, смущает родителей, рассуждая так, будто верит в историю с журавлями. Или может смешать две или три теории. Это естественно. Маленькие дети верят всему услышанному, потому что у них очень яркое воображение. Они не пытаются, как взрослые, найти единственный верный ответ и отбросить неверные. Вы должны также помнить, что с первого раза ребенок все не усваивает. Он узнает понемногу за раз и повторяет тот же вопрос, пока не почувствует, что во всем разобрался. Но на каждой новой стадии развития он готов воспринимать дополнительную информацию на ту же тему. .

Обычно достаточно делать по шагу за раз. Заранее подготовьтесь к тому, что вопросы ребенка никогда не будут задаваться в той форме и в такое время, как и когда вы этого ожидаете. Родители склонны представлять себе доверительный разговор перед сном, когда ребенок лежит в постели. А вопрос будет задан в магазине или когда вы остановились на улице поболтать с беременной соседкой. В таком случае постарайтесь сдержать импульс оборвать ребенка. Отвечайте сразу, если можете. Если это невозможно, спокойно скажите: «Я тебе объясню потом. О таких делах нам лучше поговорить, когда мы одни». Не делайте вид, что вопрос очень серьезный. Когда он спрашивает вас, почему трава зеленая или почему у собак есть хвосты, вы отвечаете так, что у него создается впечатление, словно это самое естественное дело на свете. Пусть и в вашем ответе о правде жизни будет та же естественность. Помните, что, даже если вопрос вызывает у вас замешательство, для него это простое любопытство. Вопросы «Почему дети не рождаются, пока не выходишь замуж?» или «Какое отношение имеет к этому папа?» возникнут позже, когда ребенку станет лет пять или когда он понаблюдает за животными. Тогда вы можете объяснить, что семя исходит из отцовского пениса и попадает в место, где будет расти ребенок. Пройдет какое-то время, прежде чем он постарается наглядно представить себе ситуацию. Когда он будет к этому готов, можете своими словами рассказать ему о любви и объятиях.

Ребенок может наткнуться на какие-то свидетельства менструации и принять это за рану. Мать должна ему объяснить, что у всех женщин раз в месяц бывают такие выделения и что это не рана. Цель менструации может быть примитивно объяснена, когда ребенку исполнится четыре года или больше.

Если ребенок не спрашивает. А как быть с ребенком, которому исполнилось пять лет или больше и который ни о чем подобном не спрашивает? Родители иногда принимают это за свидетельство невинности: ребенку даже в голову не приходит задавать подобные вопросы. Большинство тех, кому приходилось работать с детьми или внимательно наблюдать за ними, с этим не согласятся. Вероятнее, у ребенка сложилось впечатление, что эти темы вызывают замешательство. Поищите непрямые вопросы, намеки или шутки, с помощью которых ребенок проверяет реакцию родителей. Могу припомнить несколько примеров. Ребенок семи лет, который как будто ничего не знает о беременности, все время полушутливо, полузастенчиво привлекает внимание к большому животу матери. У матери в таком случае имеется очень хорошая возможность объяснить. Лучше это сделать позже, чем никогда. Маленькая девочка, как раз в той стадии, когда интересуются, почему девочки не похожи на мальчиков, делает доблестные попытки мочиться стоя. У матери есть возможность дать разумное объяснение, хотя девочка ни о чем не спрашивала. Такие возможности встречаются почти ежедневно в разговорах с ребенком о людях, животных, птицах, и, если мать внимательна к ребенку, она может ответить на вопросы, которые он даже не задавал.

 Чем могут помочь детский сад и школа. Если мать и отец удовлетворительно ответили на вопросы ребенка, он, становясь старше, продолжает обращаться к ним за разъяснениями. Но и школа имеет шанс помочь. Во многих детских садах и начальных классах дети ухаживают за Животными, такими, как кролики, морские свинки или белые мыши. Это дает им возможность познакомиться со всеми сторонами жизни животных: кормлением, драками, спариванием, рождением детенышей и тем, как детеныши сосут матерей. Детям легче знакомиться с этими фактами в ситуации, которая лично к ним не имеет отношения, и дополнять то, что они узнали от родителей. Но то, что ребенок узнает в детском саду или в школе, он, вероятно, захочет обсудить и прояснить дома.

К пятому классу уже надо изучить основы биологии, включая способы размножения. Некоторые девочки в этом возрасте уже достигают половой зрелости, и им нужны более точные знания о том, что с ними происходит. Обсуждение в школе с научной точки зрения помогает более личному обсуждению того же вопроса дома.

Правильный подход к половому воспитанию подростков. Девочки. У большинства девочек половое созревание начинается между девятью и тринадцатью годами, а у мальчиков — между одиннадцатью и пятнадцатью. Независимо от того, помогает ли школьный курс биологии, родители должны поговорить с ребенком, когда у него начинаются изменения, связанные с наступлением половой зрелости. В этот период вопрос должны поднять сами родители: достаточно смешанные чувства по отношению к родителям часто мешают подросткам говорить откровенно. Девочке нужно сказать, что за следующие два года у нее разовьется грудь, в районе гениталий и под мышками отрастут волосы, что она будет быстро прибавлять в росте и весе, что у нее изменится текстура кожи и, возможно, на ней появятся прыщики и что через два года, вероятно, у нее впервые будет менструация. Имеет значение то, как вы расскажете девочке о месячных. Некоторые женщины подчеркивают, какое это проклятие. Но преувеличивать эту сторону в разговоре с незрелым и впечатлительным ребенком — большая ошибка. Другие матери подчеркивают, какой уязвимой в такие моменты становится девочка и что ей следует быть осторожной. Такой разговор производит плохое впечатление, особенно на девочку, которая негодовала на то, что не родилась мальчиком, или которая очень волнуется о своем здоровье. Чем больше врачи и воспитатели изучает период менструации, тем больше убеждаются, что большинство женщин и девушек могут в это время вести совершенно нормальную, здоровую и энергичную жизнь. Только редких женщин, у которых бывают сильные спазмы, эти периоды удерживают от активной деятельности. Кстати, именно у тех девушек, которые предварительно излишне волнуются из-за менструаций, и бывают сильные спазмы.

Когда девушка оказывается на пороге женственности, хорошо, если она смотрит в будущее с надеждой, не боится и не пугается. Объясняя сущность менструации, лучше всего подчеркнуть, что таким образом матка готовится к тому времени, когда женщине нужно будет стать матерью.

В те месяцы, когда девушка ждет первой менструации, ей нужно подарить пояс и специальные прокладки. Тогда она почувствует себя взрослой и готовой справляться с жизнью, а не дожидаться того, что сделает с ней жизнь.  Мальчикам, когда они приближаются к половой зрелости, нужно объяснить естественность эрекций и ночного семяизвержения. Отцы, которые знают, что ночное семяизвержение происходит у нормально развитых мальчиков и что в этот период возможно усиление тяги к онанизму, могут сказать, что эти явления не вредны, если происходят не часто. Мне кажется ошибкой, если отец устанавливает какие-то пределы, хотя на первый взгляд это может показаться разумным. Беда в том, что подростки очень тревожатся из-за всего, связанного с сексуальностью, и легко воображают себя не такими, как все. «Столько нормально, а вот столько ненормально» — такая установка заставит еще больше сосредоточиться на сексе.

 Говорите естественным тоном. В большинстве семей отец разговаривает с сыном, а мать с дочерью. Это вполне естественно. Но нельзя это считать абсолютным правилом; если другому родителю поговорить легче, пусть так и будет. Как и в раннем детстве, предпочтительней, чтобы разговор о сексе поднимался время от времени и как бы невзначай, а не выглядел большой серьезной лекцией.

Родители часто согласны говорить об этом с детьми, приближающимися к возрасту половой зрелости, зато дети хотят этого не всегда.

Одна из часто допускаемых ошибок, особенно если самих родителей в детстве пугали сексом, это подчеркивание опасных аспектов секса. Нервная мать может так запугать дочь беременностью, что бедная девочка всегда будет бояться мальчиков. Или отец может запугать сына венерическими болезнями. Конечно, подросток, который приближается к половой зрелости, должен знать, как возникает беременность и что при неразборчивых связях можно заразиться, но опасные аспекты секса не должны стоять на первом месте. Подросток должен думать о сексе прежде всего как о чем-то полезном, естественном и прекрасном. Встревоженные родители могут не поверить, но специалисты, изучавшие молодежь, хорошо знают, что счастливый, благоразумный, удачливый подросток не испытывает неприятностей с сексом именно потому, что его не предупреждали строго. Здравый смысл, уважение к самому себе, доброжелательность к другим людям — все то, что выработалось в нем за прошедшие годы, позволяет ему успешно преодолеть новый и трудный этап своего развития. Можно сформулировать и от противоположного: подросток, который испытывает неприятности и связывается с дурной компанией, обычно не имеет ясного представления о себе и о других.

Опасность запугивания подростка сексом в том, что, во-первых, он будет в это время слишком напряжен и полон дурных предчувствий, а во-вторых, в том, что позже он (или она) не сможет приспособиться к браку.

 Насколько нужна скромность в семье. В середине столетия американцы совершили полный поворот от чопорности и исключительной скромности викторианского периода к частичной наготе спортивного стиля одежды и к полной наготе в некоторых семьях. Многие (и я в том числе) считают, что нынешнее небрежное отношение к наготе гораздо естественнее и нормальнее. Воспитатели детских садов, детские психиатры и психологи соглашаются, что для детей обоих полов полезно изредка видеть друг друга без одежды дома и на пляже.

Однако есть свидетельства, что некоторых детей смущает нагота родителей. Главная причина в том, что дети испытывают к родителям очень сильные чувства. Мальчик любит маму гораздо сильнее, чем любую маленькую девочку. И считает отца гораздо более сильным соперником, чем любого мальчика. Поэтому вид обнаженной матери действует на мальчика слишком возбуждающе, а возможность ежедневно сравнивать себя с отцом заставляет его чувствовать себя предателем по отношению к отцу. И тогда он считает себя виноватым и пугается. Маленькая девочка, которая часто видит отца нагим, может испытывать излишнее возбуждение.

Не хочу утверждать, что всех детей тревожит регулярная нагота. Нормальные дети в этом отношении не изучались. Но поскольку такая возможность существует, я думаю, разумнее проявить осторожность, взять за правило ходить в одежде и не впускать детей в ванную или в туалет, когда вы ими пользуетесь. Но не нужно доводить до крайностей. Иногда родителя застают врасплох, и в таком случае он не должен казаться шокированным или рассерженным. Необходимо только сказать: «Подожди снаружи, пока я оденусь». Достигнув шести или семи лет, дети обычно тоже хотят иметь возможность уединиться в интимные моменты жизни, и я считаю, что это их желание нужно уважать.

Обновлено: 2019-07-09 22:45:15