Развиваем речевое внимание ребенка девяти месяцев
Игра «Найди игрушку». Главная задача родителей в этом месяце — обогатить пассивный словарь, учить различать близких — взрослых и детей. Закрепляйте умение находить предметы по словам: из 3—5 знакомых игрушек одну.
Играйте с ребенком в игры «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Прятки», «Ку-ку».
Звукоподражания. Необходимо показывать больше движений, сопровождая их словами. Когда ребенок постукивает, говорите «тук-тук»; когда он прячет игрушку — «тю-тю»; находит — протяжное «а-а-а»; кукла пляшет — «ля-ля»; укладываем ее спать — «бай-бай»; кукла идет — «топ-топ»; кукла села — «сиди», погрозим пальчиком; кукла встала — «оп!»; упала — «бух!»; плачет — «бо-бо»; спать легла — «бай-бай». Затем те же движения проделайте с другой игрушкой.
Приемы привлечения внимания ребенка. При развитии понимания речи следует опираться на ярко выраженную в этом возрасте у детей ориентировочную реакцию на окружающее. Внимание ребенка привлекает внезапность действия, неожиданность появления и исчезновения предметов. Если в этой ситуации взрослый обозначает словом предмет или действие, ребенок запоминает его.
Игрушка может внезапно появляться из чудесного мешочка, из-под яркого платка, из-за спины. Чтобы привлечь внимание ребенка, используйте прием показа контрастных действий. Кукла едет на лошади, потом падает, «щелкаем» языком — лошадка цокает, потом «бух!» — упала, куколка плачет — «бо-бо».
При показе игрушки прячем ее за спину: «Где киса? Нету. Вот киса!» Киса прыгнула на плечо ребенку, на ножки, птичка села на ладошку, на головку. Ребенок смотрит на игрушку, на ваши действия, запоминает простые фразы и названия.
Картинки на стене. Повесьте на стене картину, на которой изображены собачка, или мишка, или петушок. Изображение должно быть крупным, ярким. Чаще подносите к нему ребенка, протяните его ручку, погладьте картинку — «Гладим собачку», постучите по ней — «Уходи, собака!», протяните сухарик — «На, собака, кушай». Разговаривайте с изображением, как с живым существом, одушевляйте его.