Особенности новорожденных

Двигательные реакции. Руки согнуты, их с трудом можно развести, прижаты к телу; ноги согнуты; удерживает головку 1—2 секунды, затем наклоняет вперед, роняет; лежа на животике, может чуть-чуть приподнять головку, чтобы не задохнуться; кулачки сжаты, большой палец внутри кулачка.

Любопытные рефлексы новорожденных

Если ребенка, взяв под мышки, поставить на стол, он выпрямит на 1—2 секунды ножки, затем согнет. Автоматическая походка. Если ребенка, поддерживая под мышки, поставить, чтобы он касался ступнями поверхности, и чуть-чуть наклонить, он сделает 1—2 шажочка. Рефлекс Таланта. Если положить ребенка грудкой на руку взрослого, то при раздражении кожи спины он изогнет туловище лодочкой. Феномен подползания. При положении на животике ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони взрослого.

Рефлекс Моро. Ребенок лежит на руке взрослого на животике. При похлопывании по ягодицам он симметрично обхватит руками руку взрослого.

Хватательный, или рефлекс Робинсона. Если прикоснуться пальцем к ладони ребенка, он схватит палец. Захват бывает очень сильным; так, новорожденный может удержать вес до 800 г. Если дать захватить пальцы обеими ручками, то ребенка можно приподнять.

Ал Сосательный. Если вложить пустышку в рот, ребенок сразу начинает сосать. Ал Хоботковый. При проведении пальцем по верхнему краю губы ребенок

вытягивает губы в трубочку. Ал Носовой. На раздражение слизистой носа моргает и подтягивает руки к

носу. Ал Мигательный. Это защитный рефлекс: ребенок закрывает глаза на яркий свет, громкий звук, дуновение.

Рефлексы малыша 1-го месяца жизни

Если повернуть головку ребенка вправо, то его правая рука поднимется вверх, а левая согнется. Ребенок примет положение так называемой позы фехтовальщика. Таким образом ребенок подготавливается в будущем к переворачиванию на бок. Это положение определяется тоническими шейными рефлексами, и, будучи безусловными рефлексами, они появляются у ребенка позднее других. Постепенно рефлексы угасают, а к 3-му месяцу должны исчезнуть. На 3—4-й неделе вы можете заметить, что движения малыша становятся менее хаотичными и импульсивными. Он затормаживается в движениях при звуках голоса, затем вновь их возобновляет. При повторном обращении взрослого малыш вновь замирает и опять сучит ножками во время паузы, вертит головкой. Такие действия называются двигательным оживлением. Таким образом ребенок привлекает внимание взрослого к себе.

Сенсорные реакции. Новорожденный ребенок имеет способность к различению вкуса. Он различает сладкое, соленое и кислое. Реагирует на запахи ароматических веществ гримасой лица, двигательным беспокойством и криком.

Зрительные реакции. Ранее бытовало представление, что новорожденный видит все вверх ногами, не различает отдельных предметов. Ныне оно опровергнуто. Напротив, стало ясно, что еще очень несовершенный зрительный аппарат новорожденного позволяет воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и различать форму зрительных стимулов.

Американский психолог Р. Франц установил, что уже в первые недели жизни, 5—7 дней от роду, дети чаще и дольше рассматривают вертикальные фигуры довольно сложной формы, предпочитают изображения шахматной доски обычному квадрату, выделяют движущие и объемные предметы, а несколько позже выделяют схематичное изображение лица из других сложных узоров.

Все это укладывается в схему восприятия человека и говорит о том, что ребенок запрограммирован

на взаимодействие со взрослыми. Расстояние, на котором он видит лучше всего, — 40—50 см. Это соответствует расстоянию между глазами ребенка и матери во время кормления.

В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет. Движения скачкообразные, как бы с запаздыванием. Следит за игрушкой в одну сторону, если вы проводите ее по дуге перед глазами на расстоянии 30 см.

В 18—20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо взрослого или игрушку в течение 5—10 секунд и может проследить ее движение недолго, быстро теряет из виду.

Слуховые реакции. В 10 дней вздрагивает и моргает при резком звуке, если на расстоянии 30 см хлопнуть в ладони.

В 18—20 дней плачущий ребенок при сильном звуке успокаивается. Слуховое сосредоточение — 5—10 секунд.

Речевые реакции. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное — младенец предпочитает осмысленную, связную речь произвольному набору слогов, а прослушивание собственного голоса, записанного на пленку, способно успокоить его. Как показали исследования психологов, младенцы чувствительны к сюсюканьям взрослых. Они предпочитают этот стиль общения другим. Ребенок чувствует себя защищенным и буквально купается в волнах любви и нежности, выраженных в словах и голосе близких.

Голосовые реакции. Крик громкий, звонкий, плач сильный, причмокивания — все это подготавливает дыхательный и голосовой аппарат к речевым реакциям.

Интеллект. Первые условные рефлексы появляются рано. Они отличаются от безусловных тем, что не являются врожденными, а вырабатываются при определенных повторяющихся условиях. Уже двухнедельный малыш, которого мать кормит грудью, начинает делать сосательные движения, если его взять на руки в том положении, в каком его

Не беспокойтесь:

• когда новорожденный вздрагивает, если его быстра опустить, при громком звуке или при включении света. Эта форма чувствительности сохраняется на протяжении двух месяцев. В глубоком сне малыш вздрагивает без всякого раздражителя примерно 1 раз в 2 минуты. Могут быть и спонтанные вздрагивания, но не столь регулярные; 9 ребенок легко впадает в раздражение и переходит из состояния благодушного в состояние крайнего неудовольствия внезапно. Это нормально для данного периода;

• ребенок открывает глаза, когда его поднимают в вертикальное положение. Это тоже любопытная особенность новорожденных. Называется она эффектом кукольных глаз.

• Если мы молча ухаживаем за младенцем, то до конца 1 -го месяца и даже на 2-м трудно вызвать зрительное и слуховое сосредоточение. А это значит, что ребенок упускает отведенное ему время на формирование ориентировочного компонента общения.

9 Какие игрушки нужны в этом возрасте? Игрушки должны быть яркие, однотонного цвета (красные, желтые и оранжевые) или полосатые (белые с черным). Подвешивать игрушки надо по одной линии — на расстоянии 40-50 см от его взгляда.

• Чего не следует делать. Первые три недели ребенок большую часть времени спит. Ему не нужны большие мягкие игрушки, громкие погремушки, звонкие колокольчики.

обычно прикладывают к груди. Если переменить позу ребенка во время кормления, например кормить его в сидячем положении, то через некоторое время при положении у груди рефлекторные сосательные движения уже не проявятся.

С 4—6-недельного возраста возможна выработка условных рефлексов со всех рецепторов. Условные рефлексы имеют временный характер, они существуют до тех пор,

пока необходимы организму. Состояние рефлексов новорожденных определяет его последующий интеллект. Сопоставляя умственное развитие и игру, выдающийся психолог Жан Пиаже обнаружил закономерную связь между ними. Начальный период развития ребенка, еще не владеющего языком и получающего информацию в основном от органов чувств и движений, он назвал сенсорным, или чувственно-двигательным, и разделил его на шесть стадий, из них четыре приходятся на первый год жизни ребенка.

Первая стадия начального периода развития малыша приходится на первый месяц жизни. Малыши упражняют навыки и умения, с которыми они родились: сосание, движения, реакции на звук, свет, температуру.

Обновлено: 2019-07-09 23:04:57