Общение со взрослыми - первый месяц жизни ребенка
Американский ученый В. Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться в такт речи взрослого, подобно тому как это делают взрослые слушатели. Эти первые ответы рефлекторные, их еще нельзя назвать общением в нашем понимании, но они очень важны. Первые проявления связи матери и ребенка ученые назвали «сращиванием», или «настраивающим поведением». Оно заключается в том, что звуковые сигналы ребенка воздействуют на тональность и темп речи матери и, наоборот, речь матери влияет на звуки, издаваемые младенцем.
Не пропустите первую улыбку! Улыбка, возникающая как врожденный безусловный рефлекс в возрасте до 2 недель, не является улыбкой в полном смысле. Настоящая появляется в возрасте от 2 до 8 недель и становится реакцией на человеческий голос или лицо. Она более выразительна и продолжительна. Появление этой улыбки знаменует конец периода новорожденности.
Во время кормления, если ребенок лежит в позе «под грудь», его взгляд устремляется на лицо матери, иногда перемещается: ребенок как бы пытается рассматривать лицо. Первое время его взгляд чаще всего фиксирует границу волос и лба матери. К 3-м неделям взгляд малыша фиксирует глаза мамы. Зрительное сосредоточение на лице взрослого, слуховое сосредоточение на его голосе составляют ориентировочный компонент общения.
Период новорожденности — первый критический период в развитии ребенка. Это переход от зависимого типа существования к форме индивидуальной жизни. Переход к новой форме дыхания, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного вида питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологического регулирования поведения, и многие системы начинают функционировать заново.
Появление «комплекса оживления» представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
• Создать ощущение того, что вы его любите и о нем заботитесь.
• Научиться находить причину его неудовольствия (неудобные складки одежды или пеленки, голод, неудобное положение, скопление газов).
• Помочь ему научиться держать головку, выкладывая ребенка чаще на живот, несколько раз в день.
• Брать чаще на руки: у ребенка отрабатываются разнообразные реакции на изменения положения тела.
• Наклоняться над кроваткой, улыбаться малышу, окликать, привлекать его внимание.
• Разговаривать с ним во время кормления, пеленания, купания.