Ребенок без отца


Когда отец отсутствует. Если отец далеко, когда рождается и растет ребенок, это не значит, что отец не может испытывать чувство причастности к нему, заботиться о нем или что ребенок будет чего-то лишен. Напротив. Нужно, чтобы отец знал обо всем, что происходит дома, и получал фотографии ребёнка. Когда мать пишет ему, она порой склонна сообщать лишь то, что важно для нее: ребенок здоров, он хорошо набирает вес, у него два зуба, врач говорит, что все в порядке, в сущности, он опережает других в развитии. Отец хочет все это знать, но еще больше он интересуется мелкими подробностями, которые мать считает само собой разумеющимися. Расскажите, как громко ребенок срыгивает воздух и каким довольным кажется после этого. Расскажите обо всем, что он проделывает за десять минут: как он тянется за журналом и потом шлепается, как берет в рот пеленку, как морщится и дрожит, когда в рот попадает что-нибудь горькое, как наклоняется вперед, разглядывая картинку, словно что-то на ней узнает, как разрывает ее на кусочки, а кусочки засовывает в волосы, как ползет к радиоприемнику и с серьезным видом бьет его. Вы поразитесь тому, как много можно рассказать, а отец будет улыбаться, представляя себе это. Вскоре вы научитесь запоминать забавные словечки своего ребенка и потом пересказывать их отцу. Ни один самый искусный писатель не в состоянии передать всю забавность и умилительность детской речи.

Делайте как можно больше снимков и посылайте все, на которых хоть что-то можно разглядеть. Гордые матери склонны припрятывать снимки, на которых она или ребенок не выглядят нарядными или если ребенок сердится или плачет. Но отцу, который пытается представить себе свою семью, нужны не только улыбающиеся лица, точно так же, как голодному нужны не одни конфеты. Посылайте снимки понемногу, но регулярно, а не большими пачками изредка.

Есть еще одно соображение, более серьезное и важное. Отец (как и мать) хочет чувствовать, что он необходим, что он помогает семье. Если мать, не желая, чтобы он волновался, будет рассказывать ему только, как легко она решила все проблемы, как все у нее под контролем, отец почувствует себя ненужным. С другой стороны, ему не стоит узнавать о всех тайных материнских тревогах, в которых он ничем не может помочь. Но у матери всегда существует множество серьезных и важных проблем: как потратить деньги, чтобы ребенок побывал в деревне или на каникулах; посылать ли его в садик на следующую осень; можно ли позволять ему лазить на деревья, если он рвет одежду и обдирает коленки. Такие вопросы естественно решал бы отец, если бы был дома. Возможно, он посмотрит на них с новой, непривычной для матери точки зрения. И если у него есть возможность решать их, то появится и ощущение близости.

Матери может показаться, что ей и так достается и не стоит ждать советов мужа. Они только усложнят положение. Но в конечном счете воспитание ребенка — это дело обоих родителей. Если Отец, долго отсутствующий, начинает думать, что мать воспитывает ребенка неправильно, что ему придется многое исправлять после возращения, это способно надолго осложнить жизнь всей семье. Иногда лучше матери (или отцу) согласиться с решением, которое она в глубине души считает неправильным.

Как восполнить отсутствие отца. Было бы глупо утверждать, что отсутствие или смерть отца не имеют значения для ребенка или что матери легко восполнить его отсутствие. Но если все устроить правильно, ребенок — мальчик или девочка — будет расти нормальным и хорошо приспособленным. . Важнее всего состояние духа матери. Иногда она может почувствовать себя одинокой, прикованной к ребенку, раздраженной и будет вымещать это на ребенке. Это естественно и не причинит ему особого вреда. Главное для матери — попытаться вести нормальную жизнь, сохранить подруг, отдыхать, иметь возможность заняться чем-то помимо дома. Это трудно, если на её попечении ребенок и ей никто не помогает. Но она может приглашать друзей или вместе с ребенком переночевать у подруги, если он легко засыпает в незнакомом месте. Ему гораздо важнее, чтобы мать была весела и общительна, чем сохранять строгий и неизменный режим. И ему не принесет пользы, если всe мысли и заботы матери, вся ее деятельность сосредоточатся только на нем одном.

Ребенок, маленький или постарше, мальчик или девочка, должен иметь друзей среди мужчин, если отца нет дома. Ребенку в год или два можно просто почаще напоминать, что есть такие существа, как дружелюбные мужчины, у них голоса ниже, одежда и манеры другие, чем у женщин. И мальчик и девочка должны иметь возможность знакомиться с взрослыми мужчинами и старшими мальчиками. Заместителем отца могут послужить дедушка, дядя, двоюродный брат, пожатый скаутов, учитель-мужчина, священник, старый друг семьи — каждый в отдельности или все вместе. Лишь бы они радовались обществу ребенка и могли часто с ним видеться. Любой ребенок в возрасте трех лет и старше создает в своем воображении представление об отце, идеальный образ, источник вдохновения, даже если он своего отца не помнит. Другие мужчины, которых он видит, которые с ним играют, придают жизненность этому воображаемому образу, влияют на него, делают более важным и значительным. Мать поможет, если будет более гостеприимна с родственниками-мужчинами, если пошлет сына или дочь в лагерь, где есть воспитатели-мужчины, выберет школу с учителями-мужчинами, будет побуждать ребенка становиться членом клубов или других организаций, которые возглавляют мужчины.

Мальчик без отца особенно нуждается в возможности играть с другими мальчиками ежедневно, если это возможно, и с двух лет преимущественно заниматься мальчишескими делами. Мать, у которой нет других близких людей, испытывает сильное искушение делать сына своим поверенным, заставить интересоваться одеждой и украшениями, узнавать его мнение и чувства к другим людям, давать ему книги, которые ей нравятся, вовлекать в занятия, которые любит сама. Если ей удастся сделать свой мир более привлекательным для него, чем мальчишеский мир (где ему приходится самому прокладывать себе дорогу), он может вырасти не по годам развитым, но с женскими интересами. Конечно, хорошо, если мать проводит много времени со своим мальчиком, если они вместе отдыхают и забавляются, но она должна позволить ему идти своим путем, разделять его интересы, а не только увлекать его своими. Помогают частые приглашения в дом других мальчиков, участие в общих с ними развлечениях и поездках.

Обновлено: 2019-07-09 22:46:50