Обязанности ребенка

Категория: Проблемы младенчества

 Пусть радуется своим обязанностям. Как ребенок учится выполнять многочисленные обязанности? По самой своей природе он начинает осознавать, что одевание, чистка зубов, подметание пола, уборка — все это взрослые и заманчивые дела. Если родителям удастся сохранить с ним добрые отношения, когда он станет старше, ему будет доставлять радость выполнение различных поручений: принести дров, выбить ковры, — потому что он по-прежнему хочет выполнять важную работу и помогать маме и папе. Большинству из нас (включая автора) не удается воспитать детей так, чтобы обеспечить постоянное сотрудничество и взаимопонимание. Но если мы понимаем, что дети хотят быть полезными, нам легче будет не превратить домашние обязанности в неприятное занятие. Только не нужно раздраженно заставлять выполнять эти обязанности.

Нельзя ожидать от ребенка постоянного ответственного выполнения своих обязанностей — даже в 15 лет. (Большинство взрослых тоже временами теряют чувство ответственности.) Нужно ему напоминать. Если у вас хватит терпения, напоминайте вежливо, «само собой разумеющимся» тоном, как будто говорите со взрослым. Именно раздраженный унижающий тон убивает всякую радость от исполнения работы. Помогает также, если вы даете ребенку дело, которое он может выполнять с другими членами семьи: вытирать посуду или стричь газон. Тогда взрослость задания и сознание того, что он помогает, подстегивают ребенка.

 Одевание. Между годом и полутора ребенок пытается раздеться сам (он тянет чулок к самому животу, и тот, конечно, застревает). К двум годам он уже раздевается довольно успешно. Теперь он очень старается одеться, но все путает. Потребуется, вероятно, еще год, чтобы он научился надевать вещи полегче, а самое трудное, например застегивание пуговиц или завязывание шнурков, постигает только к четырем или пяти годам.

Период с полутора до четырех лет требует большого такта. Если вы не позволите ребенку делать то, что он умеет, или будете постоянно вмешиваться, он рассердится. Если ему не дадут научиться в том возрасте, когда этого ему хочется, он может навсегда утратить желание. Но если вначале вы не будете ему помогать, он никогда не оденется и будет разочарован собственной неудачей. Помогайте ему как можно тактичнее. Стяните носок немного, чтобы ему было легче закончить. Положите одежду, которую он будет надевать, так, чтобы ему было удобнее. Заинтересуйте его более легкими частями работы, а сами выполняйте более трудные. Если он запутался, не берите все на себя, но помогите ему распутаться. Пусть продолжает дальше сам. Если он чувствует, что вы с ним, а не против него, он будет гораздо сговорчивее. Но, конечно, на это нужно много терпения.

  Уборка игрушек. Если ваш ребенок еще маленький, а вы хотите, чтобы он убирал за собой игрушки, превратите это в часть игры и играйте с энтузиазмом: «Квадратные кубики пойдут сюда, высокими кучками, а длинные — сюда. Представим себе, что здесь гараж. Машинкам пора спать». К четырем или пяти годам он уже привыкнет убирать за собой и будет радоваться этому занятию. Много раз будет это делать без напоминания. Но если ему иногда все еще нужна помощь, помогите ему по-дружески.

Если сказать трехлетнему ребенку: «А теперь убери отсюда игрушки», это звучит неприятно. Если даже ему нравится это занятие, вы подошли к делу слишком практично, а это трехлетнему малышу не понравится. К тому же он еще в «упрямом» возрасте.

Доброжелательная помощь в уборке не только развивает доброе отношение, но легче для матери, чем долгие споры.

Копуша. Если вам придется увидеть когда-нибудь, как мать старается поднять утром медлительного ребенка, как она его подгоняет, предупреждает, ругает — вставай с постели, умойся, одевайся, завтракай, не опоздай в школу, — вы тут же поклянетесь, что сами никогда не будете так себя вести. Ребенок не родился копушей. Он стал им постепенно, в большинстве случаев из-за постоянного подталкивания: «Быстрей кончай есть», «Сколько раз говорить тебе: ложись в постель!». Легко выработать привычку постоянно поторапливать ребенка, но в нем это воспитывает упрямство. Родители говорят, что если они не будут поторапливать, ребенок никогда не закончит. Это порочный круг, но начали его родители. Чаще мать. Возможно, характер у нее нетерпеливый, привыкла вечно подгонять других — особенно мужчин. И обычно даже не сознает, насколько лишает инициативы собственного сына.

В ранние годы, еще до того, как ребенок способен выполнять указания, помогайте ему справляться с повседневными делами. Когда он станет старше и будет готов принять на себя ответственность, отойдите на задний план как можно быстрее. Если он замешкается, что-то забудет, незаметно возьмите командование на себя. Когда он пойдет в школу, приучите его к мысли, что теперь это его забота — не опаздывать. Может, полезно позволить ему раз или два опоздать или вообще пропустить школьный автобус и уроки: пусть почувствует сожаление и раскаяние. Ребенок гораздо больше матери сожалеет, если пропустит что-то. Это самый надежный стимул для него.

Возможно, вам покажется, будто я считаю, что у ребенка не должно быть никаких обязанностей. Напротив. Я считаю, что, он должен садиться за стол, когда еда готова, и вставать утром в положенное время. Я хочу только- сказать, что если ему позволить большую часть времени проявлять собственную инициативу, напоминать «само собой разумеющимся» тоном, когда он забывает что-то сделать, не ругать и не подгонять заранее, не слишком подталкивать, он обычно выполняет все необходимое.