Приключения в пути

КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ, ДРАМАТИЗАЦИЯ

Цель. Закреплять знание правил дорожного движения и поведения на улице; формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, а также пользоваться пассажирским транспортом. Воспитывать желание научить этому младших детей, своих друзей. Формировать художественно-речевые исполнительские умения и развивать способность к творческому перевоплощению.

Персонажи. Ведущий, водители, медведица, медвежонок, зайка, доктор Айболит, кузнечик, туристы, повар, дети с воспитательницей.

Материал. Светофор, атрибуты для милиционера, дорожные знаки (те, что уже знакомы детям по урокам в школе светофора Мигалки, а также новые: «Место стоянки», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Осторожно — дети»), машины легковые, грузовые и специального назначения. Персонажи, вырезанные из картона для фланелеграфа или для настольного театра. Атрибуты, декорации (их можно изготовить с помощью плакатов о правилах дорожного движения). Призы (изображения овощей, фруктов, сладостей).

Ход игры. В игре используются два сюжета: 1) путешествие по автотрассе, вдоль которой размещены дорожные знаки и населенные пункты; 2) поездка по улице города (ее проезжая часть разделена осевой линией, отмечен тротуар).

По ходу действия меняется фон: выставляются дорожные знаки, деревья, кусты, персонажи. Игра может проводиться на фланелеграфе или на столе. Удобно пользоваться стендом-книжкой, с помощью которой можно менять фон.

КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ, ДРАМАТИЗАЦИЯ Цель. Закреплять знание правил дорожного движения и поведения на улице; формировать умение ориентироваться в  Фото 1

Для первой игры (загородной поездки) выберите с детьми двух водителей, которые лучше других знают дорожные знаки и которым дети могут доверить вести автобус. В дальнейшем водителями будут те, кого надо еще научить быстро и правильно разбираться в дорожных знаках.

Роль ведущего берите на себя. Кроме того, по ходу действия вы будете передвигать игрушечные персонажи, озвучивать их, менять декорации. Ребята будут путешественниками.

С детьми, учившимися в школе светофора Мигалки, вы отправляетесь на автобусе в гости к ребятам в сельский детский сад. В пути они узнают много нового, а также проверят свои знания о правилах поведения на дороге. Вначале нужно заинтересовать детей, вызвать у них любопытство, желание участвовать в игре. Загадайте им загадку об автобусе, а ребята пусть угадают, на чем они отправятся в гости к сельским малышам.

Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус)

Игра начинается.

Водители размещаются возле фланелеграфа (или стола с игрушками). Дети усаживаются в автобусе (по двое за столом). С «Песенкой друзей» С. Михалкова отправляются в путь:

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья...

Автобус едет по правой стороне междугородной автотрассы. Пассажиры рассматривают встречный транспорт, который вы выставляете на фланелеграфе (можно листать стендовую книжку) , а водители вместе с ними ориентируются по дорожным знакам. В пути происходит встреча с водителем грузовика. Прочтите ребятам стихотворение Э. Огнецвета «Как начинается день».

Шофер не любит долго спать, Чуть свет встает шофер. К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор.

Везде дела шофера ждут — Во все концы земли Возить готов он кирпичи, Чтоб города росли.

Помашите рукой шоферу, увлекая этим жестом детей: «Счастливого пути!»

Дорога пошла лесом. По ее обочинам появляются деревья, кусты, а вскоре все видят знак «Осторожно — животные». «Почему наши водители уменьшили скорость, затормозили машину?» — спрашиваете вы ребят.

Если дети не разгадают этот знак, выставляем на фланелеграф силуэты животных.

«Уважаемые пассажиры,— говорите вы как бы от имени водителей,— дорога проходит через лес, где живет много зверей, поэтому мы вынуждены сбавить скорость, чтобы никого не сбить. Да вот они! Смотрите сюда». Все смотрят вперед и видят: мама-медведица учит своего медвежонка переходить дорогу: «Посмотри налево, а дойдя до середины дороги — направо». Но медвежонок делает все наоборот. Медведица, потеряв надежду самой справиться с несмышленышем, обращается к детям: «Помогите, научите малыша!» Дети с радостью объясняют и показывают, как правильно переходить дорогу,— ведь никто не хочет, чтобы медвежонок попал под машину. Мишутка с готовностью повторяет правила, а довольная медведица благодарит детей. Наконец они благополучно перешли трассу, и автобус двинулся дальше.

Ведущий и путешественники в ритм движения автобуса произносят:

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю

На педаль —

И машина

Мчится вдаль!

Б. Заходер

Перед автобусом появляется заяц, который идет вперед вдоль обочины дороги по ходу движения и не слышит, что за ним движется автобус. В руках у зайки — корзинка с морковкой.

Изобразите голосом, жестами испуг. Включите записанный на магнитофоне звук тормозящего автомобиля: «Молодец водитель, внимательный. Вовремя затормозил». Но зайка упал, уронил корзинку с морковкой. Пожалейте вместе с детьми глупого зайчишку, помогите поднять корзинку, спросите зайку, не ушибся ли он.

Попросите детей объяснить зайке, почему с ним случилась неприятность. Если они не знают, скажите: «Нельзя пешеходу идти по обочине правой стороны дороги. Вдоль нее едут машины».— «А как же?» — недоумевает глупый зайка.

Вместо ответа на дороге появляются туристы, которые идут по обочине навстречу движущемуся транспорту. «Может, вы объясните зайке, почему так идти безопаснее?» — спрашивает ведущий. «Так видно встречный транспорт издалека. Всегда можно успеть сойти с дороги и подождать, пока проедет машина»,— отвечают они.

Дети обнаруживают, что незадачливый зайка ушибся. Возникает проблемная ситуация: как найти пункт медицинской помощи? Вряд ли ребята знают, что существует такой дорожный знак. Выставьте его.

«Зайка, успокойся! — говорят дети.— Скоро мы тебя приведем к доктору Айболиту». Через некоторое время впереди появляется знак с изображением красного креста. «Нам сюда»,— говорите вы и просите водителя остановить автобус.

На фланелеграфе появляется доктор Айболит, и вы читаете известное стихотворение К- Чуковского.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

Для повторной игры можно избрать другого персонажа, которому будет нужна медицинская помощь, например кузнечика:

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он

И доктора зовет:

«О, где же добрый доктор?

Когда же он придет?»

Доктор Айболит оказывает помощь зайчику, кузнечику, и все, здоровые и счастливые, вновь усаживаются в автобус и едут дальше.

Появляется знак: «Пункт питания». Спросите детей, что он означает? Намекните на отгадку: не проголодались ли они? Конечно, проголодались. А знак как раз и говорит о том, что неподалеку можно поесть. Вот, кажется, мы подъезжаем к кафе «Сладкоежка».

Новая проблема: где поставить автобус, чтобы не мешать другим машинам? Выставьте незаметно знак «Стоянка автомашин» и «Стоянка запрещена». Предложите детям решить, где можно поставить автобус, не нарушая правил.

В кафе «Сладкоежка» повар угощает тех, кто сумеет отгадать его загадки.

(Сначала загадывайте их сами, затем привлекайте детей.)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Без окон, без дверей —

Полна горница людей.

(Огурец)

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Слезы проливает.             

(Лук)

Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег.

(Молоко)

Сидит красная девица

В темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Сидит на ложке, свесив ножки.

(Лапша)

Может и разбиться,

Может и свариться!

А захочет — в птицу

Может превратиться.

(Яйцо)

Стоит Антошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

И все без застежек.

(Капуста)

Зелененький, полосатенький,

А в середке сладенький.

(Арбуз)

Озерко молочное, берега калачные.

(Ватрушка)

В доме еда, а дверь заперта.

(Яйцо)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье!

(Бублик)

Подкрепившись в кафе, путешественники едут дальше. Лес давно кончился, вдоль дороги мелькают домики — значит, они почти у цели. Поставьте незаметно дорожный знак «Телефон», а когда ребята увидят его, попросите их отгадать, что он означает.

Через поле и лесок подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

Вместе с детьми вы звоните в детский сад, чтобы узнать, каким путем к ним проехать по селу.

Если игра проводится в зимнее время, можно создать проблемную ситуацию: дети, съезжая на санках с горы, оказались на проезжей части улицы. Если водитель не догадался вовремя остановить машину, незаметно для других напомните ему об этом. А когда он остановит автобус, похвалите его, подчеркните, что только опытный водитель может предотвратить беду.

Через некоторое время на дороге появляется знак: «Осторожно — дети».

Автобус притормаживает. Через дорогу идут дети с воспитательницей. А вот и детский сад (выставьте некоторые постройки здания, площадки). Да нас встречают! Гости и хозяева загадывают друг другу загадки.

Тянется нитка, а в моточек не смотаешь. (Дорога.) Идет от города до села, а с места не сдвинется. (Дорога.) Игра заканчивается. Желающие получают игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр на тему «Путешествие».

Во второй игре сюжет меняется: сельские ребята едут в гости к городским. По дороге с ними тоже происходят разные приключения. Какие это будут приключения — зависит от вас, главное, чтобы, решая ту или иную задачу, ребята закрепляли свои знания о дорожных знаках.

По приезде дети учат своих гостей правилам движения на улицах большого города. Фланелеграф не понадобится, так как это уже будет игра-драматизация. Можно использовать стихотворение С. Михалкова «Скверная история».

Ведущий. Движеньем полон город — Бегут машины в ряд. Цветные светофоры И день и ночь горят.

Дети-пешеходы движутся в соответствии с сигналами ребенка-светофора. Они ведут гостей по улицам города.

Все. И там, где днем трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

Появляется ребенок, который, как видно, не знаком с правилами поведения на улице.

Все. Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя —

Хвастун и озорник.

Ведущий (увлекая детей-водителей).

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

(Жестами показывает ребенку-водителю, как обойти зеваку-нарушителя.)

Свернул водитель круто,

Вспотел, как никогда:

Еще одна минута —

Случилась бы беда. Раздается резкий звук тормозов (запись на магнитофоне).

Ведущий (тревожно).

И взрослые и дети Едва сдержали крик:

Чуть не убит был Петя — Хвастун и озорник..,

Спросите мнение детей о таких поступках. Поощряйте в их высказываниях оценки, осуждающие нарушение правил.

 

Обновлено: 2019-07-09 22:40:30