Поездка в поезде

КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК ИЛИ КАРТИНОК

К игре «Поездка в поезде». Вращающаяся панорама. Подобное приспособление используется и в игре «Двенадцать месяцев». Стенд-книга используется в игре «Приключения в пути». Картинки на фланелеграфе

 

Цель. Расширять представления ребят о пассажирском транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одного города в другой, поездом управляет машинист. Воспитывать уважение к людям, которые работают на железнодорожном транспорте. Передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой.

Персонажи. Ведущий, машинист, бычок, белка, курочка-рябушечка, коза рогатая, кукла Таня, кошка, зайка, бараны, петух, козлик и др.

Подготовка к игре. Персонажи (кроме ведущего) вырезаются из картона, к ним приделывают либо подставки, либо с внутренней стороны картинки приклеивают фланель для показа на фланелеграфе. Полезно предварительно поиграть с детьми в подвижную игру «Поезд».

Материал. Игрушечные или вырезанные из картона паровоз и вагоны, из окон которых выглядывают веселые лица детей, зверят. Если соединить их в круговую ленту и вращать, то получим иллюзию длительного движения. Такого же впечатления достигнем, если будем вращать не поезд, а декорации, размещенные также по кольцу. Меняя в них планшеты с изображениями в той части, которую в этот момент дети не видят, можем показать множество объектов, с которыми хотим познакомить детей.

Магнитофонная запись мелодии Н. Метлова «Поезд».

Ход игры. Первую игру начинайте с сюрприза: дети входят в комнату под звуки знакомой мелодии «Поезд». Ведущий (роль ведущего и машиниста паровоза исполняйте сами) дает команду: «Поехали!» — и, вероятнее всего, ребята будут имитировать движение поезда. «Сегодня у нас настоящий поезд»,— снимаем покрывало с игрушечного тепловоза и вагонов, а там... уже сидят и дети, и зверята! Давайте спросим их: «Как вы попали в вагон?»

Ведущий (имитируя голоса пассажиров). Мы купили билеты. (Обращаясь к детям.) А вот и наши билеты. (Раздает их.) Усаживаемся в поезд (на стульчики). Пора отъезжать, но поезд не едет! А, нет машиниста. (Заглядывает в кабину тепловоза.) Вот и он!

В окне показывается голова машиниста в форменной фуражке.

Машинист. Сейчас поедем. Ведущий. Загудел паровоз

И вагончики повез.

«Чах-чах,

Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Т. Волгина

Игрушечный поезд начинает движение. Первым идет ведущий, он увлекает за собой детей, которые выстраиваются друг за другом, образуя паровозик.

Все (двигаясь по комнате). Вот поезд наш едет, Колеса стучат. А в поезде нашем Ребята сидят.

Ведущий (замедляя движение). Почему поезд останавливается? Что случилось? (Выставляет бычка.) Посмотрите, может быть, бычку нужно помочь?

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

А. Барто

Дети успокаивают бычка, веселят его, затем предлагают ему. прокатиться вместе с ними на поезде. Поезд набирает ход.

Все. Поезд мчится, поезд мчит: Тук-тук-тук-тук-тук! Сердце радостно стучит: Тук-тук-тук-тук-тук!

3. Джаббарзаде

Ведущий. Дети, посмотрите в окно! (Выставляет белку.) Верно, это белка. Но что она делает?

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому,

Заиньке усатому... Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

Русская народная потешка

Дети просят машиниста остановить поезд, так как тоже хотят орешков. Купив у белки орехи, они вновь занимают свои места. Поезд отправляется.

Ведущий. Поехали, поехали

За калеными орехами... Приехали, приехали С грибами, С орехами.

Русская народная потешка Все. Чах-чах, Чу-чу-чу, Далеко я укачу!

Ведущий (меняя декорации и персонажей). Стоп! Остановились. Кто-то идет через дорогу. Смотрите, да это же курочка.

Все. Курочка-рябу-шечка, Куда ты пошла?

—  На речку.

—  Курочка-рябушечка, За чем ты пошла?

—  За водичкой.

—  Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

—  Цыпляток поить.

—  Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить?

—  Пи-пи-пи-пи-пи-пи! Русская народная потешка

Веду щий. Пора ехать, но почему поезд не двигается?

Спросим его вместе: «Когда поедем?»

Паровоз: Ем я уголь, пью я воду

Как напьюсь, прибавлю ходу.

С песней «Вот поезд наш едет» ребята «выезжают» из комнаты.

Во второй игре-поездке пригодится «Песенка друзей» С. Михалкова:

Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Красота! Красота!

Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая!

Под песню давайте детям эти игрушки.

Придумайте и проиграйте другие сценки; вспомните забавные случаи, которые произошли с детьми, встречи в пути.

Ведущий выводит козу и дразнит ею детей.

Ведущий. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет —

Забодает, забодает, забодает!

Русская народная потешка

Дети, которые вышли навстречу козе, разбегаются со смехом по местам, а ведущий продолжает:

Ведущий. Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила — Бух!

Русская народная потешка

Дети помогают козе выбраться из речки и отправляются в путь.

Но вскоре опять происходит непредвиденное, и поезд останавливается.

Ведущий.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Все.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

Оказав помощь Тане, успокоив ее, дети едут дальше. Но что это? Почему такой дым?

Неужели кто-то попал в беду?

Путешественники просят машиниста срочно остановить поезд.

Ведущий. Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарем,

А собачка — с помелом,

Серый заюшка — с листом.

Ребята выбегают из поезда и тоже принимаются тушить пожар.

Все. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!

Русская народная потешка

Ведущий. Молодцы, ребята! Выручили кошку из беды.

Теперь можно ехать дальше.

Все занимают свои места и едут дальше, напевая песенку.

Ведущий. Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой. Все. Красота, красота!

Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку,   

Обезьяну, попугая — Вот компания какая!

С. Михалков

В третий раз игра пройдет интересно, если использовать новый материал.

Ведущий.

Чух-чух,     

 Чух-чух,            

Мчится поезд

Во весь дух.

Паровоз пыхтит,

— Тороплюсь! —

Гудит,—

Тороплюсь,   

 Тороплюсь,

Тороплюсь-у-у- сь!

Э. Мошковская

Ну кто же может проехать мимо, если...

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

А. Барто

Стихи, которые приводятся дальше, читает ведущий, а дети живо реагируют на них: жалеют зайку, угощают его морковкой, отвязывают козленка, помогают баранам высушить ноги, спасают петушка и т. п.

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре,

пять, Стали ноги вытирать,

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Русская народная потешка.

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам

И в ямку бух,

Провалился петух!

Русская народная потешка

Жил был зайчик,

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно,

Волка нет.

И дают морковку на обед.

В. Хорол

Плачет, плачет козлик: «Ме-е-е!»

Тяжело живется мне-е-е!

Я привязан на ремне-е-е,

И еды, конечно, ма-а-ало,

Нету даже одеяла,

Нету даже покрывала!

Тяжело живется мне-е-е

На веревочном ремне-е-е!

Ме-е-е!

Наташа Семашко

Дети едут дальше, а вы прочитайте им рассказ

Я. Тайца «Поезд».

Ведущий. Везде снег.

У Маши санки.

У Миши санки,

у Толи санки.

У Гали санки.

Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным,

Толины к Мишиным.

Мишины к Машиным.

Получился поезд.

Миша кричит:

—  Ту-ту! Маша кричит:

—  Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за веревку и приговаривает:

—  Чух-чух... Чух-чух... Значит, он паровоз.

Предложите детям продолжить игру подобным образом на прогулке. Начните ее стихами:

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга,

И никто не упадет.

В стороне стоит Илья,

Говорит: — а как же я? —

Подожди,— мы отвечаем,—

Покатаем и тебя!

И. Островский

Наверняка вам удастся подобрать еще более удачные игровые  стихи для новых вариантов игры.

Настольный двускатный фланелеграф. Доска, обтянутая фланелью, с занавеской из полиэтиленовой пленки. Фланелеграф-книжка. Круглые наклейки на елочке из бархатной или наждачной бумаги удерживают картинку на фланелеграфе.

 

Обновлено: 2019-07-09 22:39:59