Поездка в поезде
КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК ИЛИ КАРТИНОК
К игре «Поездка в поезде». Вращающаяся панорама. Подобное приспособление используется и в игре «Двенадцать месяцев». Стенд-книга используется в игре «Приключения в пути». Картинки на фланелеграфе
Цель. Расширять представления ребят о пассажирском транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одного города в другой, поездом управляет машинист. Воспитывать уважение к людям, которые работают на железнодорожном транспорте. Передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой.
Персонажи. Ведущий, машинист, бычок, белка, курочка-рябушечка, коза рогатая, кукла Таня, кошка, зайка, бараны, петух, козлик и др.
Подготовка к игре. Персонажи (кроме ведущего) вырезаются из картона, к ним приделывают либо подставки, либо с внутренней стороны картинки приклеивают фланель для показа на фланелеграфе. Полезно предварительно поиграть с детьми в подвижную игру «Поезд».
Материал. Игрушечные или вырезанные из картона паровоз и вагоны, из окон которых выглядывают веселые лица детей, зверят. Если соединить их в круговую ленту и вращать, то получим иллюзию длительного движения. Такого же впечатления достигнем, если будем вращать не поезд, а декорации, размещенные также по кольцу. Меняя в них планшеты с изображениями в той части, которую в этот момент дети не видят, можем показать множество объектов, с которыми хотим познакомить детей.
Магнитофонная запись мелодии Н. Метлова «Поезд».
Ход игры. Первую игру начинайте с сюрприза: дети входят в комнату под звуки знакомой мелодии «Поезд». Ведущий (роль ведущего и машиниста паровоза исполняйте сами) дает команду: «Поехали!» — и, вероятнее всего, ребята будут имитировать движение поезда. «Сегодня у нас настоящий поезд»,— снимаем покрывало с игрушечного тепловоза и вагонов, а там... уже сидят и дети, и зверята! Давайте спросим их: «Как вы попали в вагон?»
Ведущий (имитируя голоса пассажиров). Мы купили билеты. (Обращаясь к детям.) А вот и наши билеты. (Раздает их.) Усаживаемся в поезд (на стульчики). Пора отъезжать, но поезд не едет! А, нет машиниста. (Заглядывает в кабину тепловоза.) Вот и он!
В окне показывается голова машиниста в форменной фуражке.
Машинист. Сейчас поедем. Ведущий. Загудел паровоз
И вагончики повез.
«Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Т. Волгина
Игрушечный поезд начинает движение. Первым идет ведущий, он увлекает за собой детей, которые выстраиваются друг за другом, образуя паровозик.
Все (двигаясь по комнате). Вот поезд наш едет, Колеса стучат. А в поезде нашем Ребята сидят.
Ведущий (замедляя движение). Почему поезд останавливается? Что случилось? (Выставляет бычка.) Посмотрите, может быть, бычку нужно помочь?
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
А. Барто
Дети успокаивают бычка, веселят его, затем предлагают ему. прокатиться вместе с ними на поезде. Поезд набирает ход.
Все. Поезд мчится, поезд мчит: Тук-тук-тук-тук-тук! Сердце радостно стучит: Тук-тук-тук-тук-тук!
3. Джаббарзаде
Ведущий. Дети, посмотрите в окно! (Выставляет белку.) Верно, это белка. Но что она делает?
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому,
Заиньке усатому... Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.
Русская народная потешка
Дети просят машиниста остановить поезд, так как тоже хотят орешков. Купив у белки орехи, они вновь занимают свои места. Поезд отправляется.
Ведущий. Поехали, поехали
За калеными орехами... Приехали, приехали С грибами, С орехами.
Русская народная потешка Все. Чах-чах, Чу-чу-чу, Далеко я укачу!
Ведущий (меняя декорации и персонажей). Стоп! Остановились. Кто-то идет через дорогу. Смотрите, да это же курочка.
Все. Курочка-рябу-шечка, Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, За чем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи! Русская народная потешка
Веду щий. Пора ехать, но почему поезд не двигается?
Спросим его вместе: «Когда поедем?»
Паровоз: Ем я уголь, пью я воду
Как напьюсь, прибавлю ходу.
С песней «Вот поезд наш едет» ребята «выезжают» из комнаты.
Во второй игре-поездке пригодится «Песенка друзей» С. Михалкова:
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Красота! Красота!
Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая!
Под песню давайте детям эти игрушки.
Придумайте и проиграйте другие сценки; вспомните забавные случаи, которые произошли с детьми, встречи в пути.
Ведущий выводит козу и дразнит ею детей.
Ведущий. Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет —
Забодает, забодает, забодает!
Русская народная потешка
Дети, которые вышли навстречу козе, разбегаются со смехом по местам, а ведущий продолжает:
Ведущий. Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила — Бух!
Русская народная потешка
Дети помогают козе выбраться из речки и отправляются в путь.
Но вскоре опять происходит непредвиденное, и поезд останавливается.
Ведущий.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Все.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Оказав помощь Тане, успокоив ее, дети едут дальше. Но что это? Почему такой дым?
Неужели кто-то попал в беду?
Путешественники просят машиниста срочно остановить поезд.
Ведущий. Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка — с листом.
Ребята выбегают из поезда и тоже принимаются тушить пожар.
Все. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!
Русская народная потешка
Ведущий. Молодцы, ребята! Выручили кошку из беды.
Теперь можно ехать дальше.
Все занимают свои места и едут дальше, напевая песенку.
Ведущий. Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой. Все. Красота, красота!
Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая — Вот компания какая!
С. Михалков
В третий раз игра пройдет интересно, если использовать новый материал.
Ведущий.
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит,
— Тороплюсь! —
Гудит,—
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплюсь-у-у- сь!
Э. Мошковская
Ну кто же может проехать мимо, если...
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
А. Барто
Стихи, которые приводятся дальше, читает ведущий, а дети живо реагируют на них: жалеют зайку, угощают его морковкой, отвязывают козленка, помогают баранам высушить ноги, спасают петушка и т. п.
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре,
пять, Стали ноги вытирать,
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Русская народная потешка.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам
И в ямку бух,
Провалился петух!
Русская народная потешка
Жил был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
И дают морковку на обед.
В. Хорол
Плачет, плачет козлик: «Ме-е-е!»
Тяжело живется мне-е-е!
Я привязан на ремне-е-е,
И еды, конечно, ма-а-ало,
Нету даже одеяла,
Нету даже покрывала!
Тяжело живется мне-е-е
На веревочном ремне-е-е!
Ме-е-е!
Наташа Семашко
Дети едут дальше, а вы прочитайте им рассказ
Я. Тайца «Поезд».
Ведущий. Везде снег.
У Маши санки.
У Миши санки,
у Толи санки.
У Гали санки.
Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным,
Толины к Мишиным.
Мишины к Машиным.
Получился поезд.
Миша кричит:
— Ту-ту! Маша кричит:
— Ваши билеты! Она кондуктор.
А папа тянет за веревку и приговаривает:
— Чух-чух... Чух-чух... Значит, он паровоз.
Предложите детям продолжить игру подобным образом на прогулке. Начните ее стихами:
Набирает поезд ход,
Машинист глядит вперед.
Держимся мы друг за друга,
И никто не упадет.
В стороне стоит Илья,
Говорит: — а как же я? —
Подожди,— мы отвечаем,—
Покатаем и тебя!
И. Островский
Наверняка вам удастся подобрать еще более удачные игровые стихи для новых вариантов игры.
Настольный двускатный фланелеграф. Доска, обтянутая фланелью, с занавеской из полиэтиленовой пленки. Фланелеграф-книжка. Круглые наклейки на елочке из бархатной или наждачной бумаги удерживают картинку на фланелеграфе.