Введение докормов и прикормов, отлучение от груди


Если грудной малыш еще слабый, неловкий и не в состоянии высосать нужное ему количество материнского молока, в этом случае кормление грудью надо дополнить сцеженным молоком. Слабенького малыша следует подкармливать до тех пор, пока он не окрепнет. Но иногда надо подкармливать и здорового, хорошо сосущего и хорошо развивающегося ребенка, если у мамы нет того количества молока, которое ему нужно. Если младенец не наелся, это легко определить: высосав молоко до последней капли, он ведет себя беспокойно и продолжает делать сосательные движения губами. Но чем же подкармливать своего малыша маме с пониженной лактацией? Грудных детей до достижения 3-месячного возраста по возможности надо подкармливать только грудным молоком. Особенно важно придерживаться этого правила в течение первого месяца. Непосредственно перед кормлением мама сцеживает молоко из одной груди; бутылочку со сцеженным молоком ставит в сосуд с теплой водой. После того как покормит малыша, она должна его взвесить и дать ему нужное количество сцеженного молока. Если ребенок высосал доста-

точно, то сцеженное молоко можно сохранить в холодильнике до следующего кормления, предварительно остудив его до комнатной температуры.

В крайнем случае, если нет иного выхода, дитя в возрасте до б недель надо подкармливать грудным донорским молоком, смешанным пополам с коровьим; ребятишек старше 6 недель уже можно подкармливать смесью коровьего и грудного молока в соотношении 2 : 4 Если ребенок в течение первых 3 месяцев жизни не нуждался в докорме, то кормление грудью лучше дополнить овощами, а не коровьим молоком.

Малыша следует докармливать только в соответствии с назначением детского врача, который сможет правильно определить не только количество докорма, но и назначить тот или иной его вид. Количество добавочного питания определяется следующим образом: если слабый.грудной ребенок потребляет в сутки 400 г материнского молока, это количество надо увеличить до 450 г в сутки. В последующем через каждые 2-3 дня количество добавочного питания следует постепенно увеличивать до тех пор, пока ребенок не начнет прибавлять в весе. При соблюдении этого правила малыш становится крепче, активно сосет и хорошо прибавляет в весе, так что в большинстве случаев подкармливание становится ненужным уже через 2-3 недели.

При докармливании ребенка, который хорошо сосет, надо придерживаться следующего правила: если ребенок питается грудью 4 раза в день, то его

надо подкармливать только один раз, а если 3 раза в день — подкармливать следует 2 раза.

Давать дополнительную пищу надо сразу после кормления грудью; при больших интервалах между кормлением грудью и подкармливанием ребенок получает пищу 10-12 раз в день вместо 5-6 раз, таким образом, желудок его не отдыхает. Кроме того, нарушается и ритм кормления грудью, ребенок будет сосать грудь вяло, лениво, так как еще не проголодался после недавнего приема пищи.

Теория утверждает, что материнское молоко или адаптированная молочная смесь может удовлетворить потребности ребенка в течение первого года жизни. Но практика показывает, Что раннее введение в рацион разнообразных продуктов только способствует психомоторному развитию ребенка и пробуждению его интеллекта. Уже давно не секрет, что дети, слишком долго «сидевшие на кашах», развиваются медленнее по сравнению с теми, в чью пищу включались мясо и рыба.

Таким образом, уже в четырехмесячном возрасте можно, продолжая кормления грудью, вводить разнообразные продукты, богатые энергией, белком, витаминами, клетчаткой, микроэлементами и другими биологически активными веществами.

До сих пор нет единого мнения о времени введения первого и пользе раннего прикорма. Так, некоторые врачи утверждают, что малышу, имеющему возможность до года питаться материнским молоком, следует обойтись без прикорма, потому

что его организм в столь нежном возрасте еще не готов к усвоению более сложной пищи, даже не умеет ее пережевывать и делать необходимые проталкивающие движения языка с глотательными движениями, вследствие чего более плотная еда, чем грудное молоко или молочная смесь, может стать причиной рвоты и последующего ее вдыхания. Да, действительно, до 3-4 месяцев у малыша при попадании в ротик густой и твердой пищи язык делает выталкивающие движения, но к 4-5 месяцам этот защитный рефлекс ослабевает, и ребенок уже может употреблять более густую пищу.

Также врачи отмечают, что именно в 4-5-месячном возрасте идет активное развитие малыша, как умственное и психическое, так и физическое, идет совершенствование всех органов и систем, в том числе и пищеварительная система готовится к изменения в пищевом рационе «хозяина». Уже в 5-6 месяцев у младенца хорошо скоординированы рефлексы проглатывания и выталкивания пищи, он учится жевать, привыкая к тому, что появились зубки, размельчающие кусочки пищи, попадающие в рот.

Тем не менее, готовность малыша к получению прикорма может определить только врач, так как все дети развиваются по-разному, и одному уже пора давать прикорм, а другому с ним стоит подождать, так как организм пока еще не готов к изменениям в рационе.

Если же врач решил, что малыша можно прикармливать, делая его рацион более разнообраз-

ным, то это еще не говорит о том, что ребенку можно сразу давать мясо, рыбу и без ограничения овощи и фрукты. Все-таки для этого нужна определенная тренировка организма, привычка перерабатывать и усваивать пищу, отличную от материнского молока или молочной смеси. Поэтому до введения основных видов прикорма в рацион малыша сначала вводятся фруктовые соки и пюре, которые имеют жидкую консистенцию, легко усваиваются, обладают хорошими вкусовыми качествами и не требуют значительных усилий со стороны моторики пищеварительного тракта и ферментов. Для этого лучше всего начать с сока зеленых яблок, очень редко вызывающего аллергию. Когда малютка привыкнет к его вкусу и мама увидит, что он пьет сок с удовольствием, отрицательной реакции со стороны пищеварительной системы также не наблюдается, можно давать и другие соки, например грушевый, сливовый, абрикосовый, а с 5 месяцев — вишневый, черносмородиновый, гранатовый, внимательно следя за реакцией организма на расширение ассортимента фруктов. Хотелось бы дать несколько советов по поводу прикорма соками фруктов и овощей: во-первых, кислые и терпкие соки лучше для начала разводить кипяченой водой; во-вторых, соки красных ягод, цитрусовых, ярко окрашенных овощных культур, обладающих высокой аллергенностью, следует давать с учетом переносимости и желательно не раньше 7-8 месяцев. Введение первого прикорма вовсе не означает, что давая первый раз малышу сок, нужно заме-

нять им одно из кормлений. Сначала ему дают всего несколько капель сока после одного из утрент них кормлений, чтобы проследить реакцию ребенка на введение нового продукта. При отсутствии рвоты, аллергической сыпи на лице и теле, жидкого стула количество сока можно постепенно увеличить в течение 6-7 дней и довести до объема 20-40 мл. В дальнейшем количество соков следует увеличивать на 10-15 мл ежемесячно, и к году объем ежедневно выпиваемого сока будет составлять 100-120 мл, т. е. 10 мл на каждый месяц. Заметим, что каждый новый сок следует вводить только после привыкания малыша к предыдущему. В суточном рационе целесообразно давать не более 2-3 разных соков, лучше их не смешивать.

Если в течение двух недель после первого прикорма соком у малыша не проявились признаки плохой переносимости, то его рацион можно расширить за счет введения фруктового пюре из аналогичных фруктов и желательно в той же последовательности, как вводились соки. Поэтому начинают с яблочного пюре. Детям с неустойчивым стулом полезно давать пюре из яблок и бананов, благотворно влияющих на пищеварительный тракт, или закрепляющие соки типа гранатового, черносмородинового, черничного. При запорах малышам полезны пюре из сливы, свекольный и капустный соки.

Лучше всего, если мама сама будет готовить малышу сок или пюре из свежих фруктов. За неимением таковых родителям придется их покупать

в виде консервов, при этом нужно внимательно следить за сроком годности продукта, его составом и рекомендациями к употреблению. Вся эта информация должна быть указана на этикетке.

Итак, убедившись, что сок малыш переносит хорошо: пьет с удовольствием, стул хороший, нет кожных аллергических высыпаний, — пора давать и первый прикорм. Как мы уже говорили, это будет яблочное пюре или, даже чаще, картофельное пюре. Со временем можно использовать и капусту, кабачки, морковь, тыкву, последними — зеленый горошек и томаты.

Если первый прикорм дается в объеме 3-5 г, т. е. меньше чайной ложки, то при хорошей переносимости в течение недели это количество ложек можно довести до 4-5. Причем принято давать прикорм малышу перед дневным кормлением грудью или молочной смесью. Что касается разнообразия, то лучше дитя приучить сначала к одному виду овощного или фруктового пюре, а потом познакомить с очередным овощем или фруктом, т. е. другие пюре вводить постепенно, как и соки. Лишь когда малыш привыкнет к различным овощам и фруктам, мама сможет определить, какие из них ребенку нравятся больше, а какие меньше, то она сможет комбинировать в одном пюре несколько овощей или фруктов, сочетая любимые малышом и не очень, хотя и полезные для его организма овощи и фрукты.

На приучение к пюре уйдет примерно месяц, т. е. ему будет уже 5-6 месяцев, когда привыкший

сокам и пюре малыш будет готов попробовать и приготовленный мамой суп исключительно из свежих овощей. При этом нужно внимательно следить за реакцией организма ребенка на введение каждого нового элемента рациона. Если у малыша появилась на лице красноватая сыпь или расстроилось пищеварение после приема пюре или супа, приготовленного из какого-либо овоща, то следует временно прекратить давать прикорм и обратиться к врачу за консультацией.

Грудного младенца лучше сразу прикармливать с ложечки и из чашки, при этом мама должна научиться правильно держать и самого малыша во время кормления. Освоить эту нехитрую науку можно и по картинкам (см. рисунок)

Для кормления ребенка всегда надо брать на руки. Его голова лежит на плече матери; туловище несколько приподнято, чтобы пища не попала в дыхательные пути. Ребенок должен видеть приближающуюся к его рту ложку с пищей (см. рисунок)

Чтобы приучить ребенка есть с ложки, надо приложить ее к нижней губе малыша и в тот момент, когда он начнет производить сосательные движения, ввести ложку в рот. Ложку нельзя вводить слишком глубоко; если ложка касается неба, у ребенка может возникнуть рвота. Следите, чтобы ложка не попала под язык (см. рисунок)

Прижав слегка язык кончиком ложки, приподнимают ее рукоятку немного кверху: так кашицеобразная пища легче соскальзывает с ложки.

Рис Положение ребенка во время кормления: а — правильное; б — неправильное

Рис Начало кормления

Рис Процесс кормления

Ребенок закрывает рот, готовясь проглотить пищу; в этот момент следует вытащить ложку, прижав ее к верхней губе (см. рисунок)

Рис Окончание кормления

Если в углах рта имеются остатки пищи, нельзя ее подбирать ложкой и скармливать, их надо отложить на блюдце. Так приучают ребенка есть аккуратно.

Когда малыш научился с удовольствием есть овощное пюре, «понимает» толк в фруктовых со-

ках, его организм хорошо реагирует на дополнения в рационе, через 3-4 недели после введения овощного пюре в рацион малыша можно вводить и злаковый прикорм — молочные каши, которые станут дополнительным источником углеводов, белков, жиров, минеральных веществ и витаминов. Для начала варится каша на разбавленном наполовину молоке, по консистенции чуть гуще молочной смеси или молока. Но приучать малыша к кашам тоже нужно в определенном порядке: сначала с рисовой, а потом можно варить гречневую, овсяную, кукурузную, пшеничную и ячменную каши. Выбранную для каши малыша крупу предварительно нужно промыть и просушить, затем перемолоть на кофемолке, а потом добавлять в молоко.

Конечно, можно кормить малыша и готовыми кашами, которых в торговой сети обычно бывает великое множество, но нет ничего лучше и полезнее, чем приготовленное своими руками блюдо, тем более что в нем нет различных химических добавок типа ароматизатора или отдушки, разрыхлителя и проч., и уж тем более консервантов. Таким образом, мама, готовящая кашу своему чаду в домашних условиях, предупреждает развитие аллергических реакций и других недугов у него. Как это ни ужасно, но подделки сейчас не редки в детском питании. Поэтому, если все-таки мама вынуждена брать готовую кашу, то предварительно нужно как следует изучить информацию на этикетках и коробках, сертификаты качества и наличие специ-

альных маркировок производителя, подтверждающих качество продукции.

Первый раз не стоит малыша кормить кашей из большой тарелки, к ней малыша нужно приучать" так же, как и к пюре и сокам — начиная с 1-2 ч. л., лишь потом, в течение 1-2 недель постепенно увеличивая объем каш до 130-150 г при нормальной реакции пищеварительной системы малыша на такой вид прикорма.

К своим 7 месяцам малыш может попробовать уже очень многое: соки, пюре, яичный желток, творог, овощные супы. Мама к этому времени может определить, что ее дитяте полюбилось больше, а что — меньше. Теперь ребенку пора попробовать и более «серьезную» пищу — мясо. Для приготовления нового для малыша блюда лучшее купить мясо кролика или телятину. Естественно, что мясное блюдо первый раз будет подаваться не в виде бифштекса с кровью, а отваренное и два раза пропущенное через мясорубку и добавленное в овощное пюре. Как обычно, начинать нужно с небольших порций — 1/4 чайной ложки, доведя за неделю до 30 г. Когда ребенок станет постарше, он уже сможет есть и фрикадельки, а концу года и паровые котлеты, приготовленные из говяжьей печени или языка. Все новшества нужно вводить, внимательно следя за реакцией организма малыша: не появился ли у него диатез, остался ли нормальным и регулярным стул, хорошо ли он прибавляет в весе и т. д.

Не стоит забывать и о том, что прикорм кашами по времени совпадает с появлением зубов, при этом десны и жевательные мышцы нуждаются в нагрузке, способствующей интенсивному и правильному развитию. В этом случае окажутся полезными сушки, сухарики или черствый кусочек хлеба. Но давать их ребенку следует также соблюдая несколько правил: во-первых, малыш должен находиться в вертикальном положении; во-вторых, размякший сухарик или сушку следует заменить на новый твердый, чтобы ребенок не подавился мякишем.

Следует отдельно рассказать и о рыбе, которую можно вводить в рацион малыша, достигшего 10 месяцев и хорошо реагирующего на другие блюда прикорма. Для приготовления рыбных блюд нужно использовать только нежирные сорта рыбы, морской или речной. Из морской рыбы лучше выбрать треску, хека, морского окуня, из речной подойдут судак, окунь, щука, мясо которых тщательно отделено от костей. Первыми блюдами из рыбы у малыша могут стать отварные ее кусочки или паровые котлеты.

Стоит отметить, что у детей с повышенной чувствительностью при введении в рацион рыбных блюд могут появиться аллергические проявления. Это касается и введения в рацион ребенка цельного коровьего молока.

Как мы уже говорили, к году у малыша складывается четырехразовое питание, поэтому мама

может постараться разнообразить его питание, при этом увеличить и объем пищи, но только не за счет каш. В кашах содержится большое количество углеводов, избыток которых приводит к появлению лишнего веса, мешающего активно двигаться. Не стоит также добавлять в блюда много сахара и соли, избыток которых также отразится на здоровье малютки.

Когда речь заходит о прикорме, то у мам возникает вопрос: когда же отнимать ребенка от груди? Фактически отучение начинается с того момента, когда вы даете прикорм малышу, заменяя одно кормление грудью. Отнятие считается законченным, когда малыш больше не получает грудь. Как для матери, так и для ребенка будет лучше, если отнятие не будет внезапным. Если малыша отучать от груди постепенно, то он привыкает к другой пище, которую получает вместо молока, и тогда этот процесс проходит без затруднений и осложнений. Но не стоит забывать и о том, что чем раньше дитя перестает сосать грудь, тем большей опасности оно подвергается. Не рекомендуется начинать процесс отнятия от груди в жаркие летние месяцы, так как в этот период опасность инфекции увеличивается и снижается сопротивляемость организма грудного ребенка, плохо переносящего зной. Не рекомендуется начинать отлучение от груди и в период, когда у малыша режутся зубки или после профилактических прививок.

Но если по какой-либо причине маме приходится отказаться от грудного вскармливания, то

сделать это можно несколькими способами. Например, если у нее мало молока, то отнять ребенка от груди довольно легко — прекратить кормление грудью, и все. Но при появлении болезненных ощущений в молочных железах будет лучше прикладывать малыша к груди на 15-30 с, при этом он высосет избыток молока, и неприятные ощущения исчезнут, а к усилению лактации это не приведет.

Если у женщины вырабатывается умеренное количество молока, то сначала можно лучше кормить младенца грудью через раз, заменяя собственное молоко искусственной смесью. Если грудь не набухает, то грудное вскармливание можно прекратить. А при появлении болезненных ощущений можно прикладывать малыша на 30 с к груди.

«Молочным» мамам придется труднее— сначала лучше пропускать одно кормление грудью, а через неделю — два и т. д. В этом случае болезненные ощущения не возникают, ну а если появятся, то следует поступить также, как и в первых двух случаях.

Если женщине пришлось отказаться от грудного вскармливания «в один момент», то ей следует надевать тугой бюстгальтер или бинтовать грудь широким бинтом и ограничить прием жидкости. В этом случае уже через 2-4 суток выработка молока обычно прекращается.

Дополнительно ко всему врачи рекомендуют во время отнятия от груди не вносить в жизнь малыша дополнительных перемен, типа путеше-

ствий, разлуки или переезда и даже приучения к горшку, так как уменьшение в рационе материнского молока всегда сказывается на его самочувствии и настроении. Поэтому в эти дни ваше чадо требует к себе больше внимания, любви и ласки.

После прекращения кормления грудью женщине необходимо соблюдать правила ухода за ней: принимать ежедневный холодный душ на грудь и выполнять физические упражнения для мышц, поддерживающих ее.

 

Для новорожденного ребенка очень важен правильный уход. Именно поэтому маме нужно знать, как это делать, чтобы малыш всегда был здоров и доволен.

Уход — это довольно широкое понятие. Оно включает в себя целый комплекс различных мероприятий, которые не только полезны для малыша, но и приносят ему удовольствие. С помощью маминых рук, игрушек для ванной, простого банного полотенца малыш познает окружающий мир. Он учиться осязать, слушать, начинает ощущать свое маленькое тело.

Обновлено: 2019-07-09 22:42:15