Отгадай, что в мешочке

Категория: Игры развивающие осязательное восприятие

Особенности игры и ее воспитательное значение. В этой игре дети обучаются рациональным приемам осязательного обследования формы предмета. На собственном опыте они убеждаются в эффективности таких приемов и легко осваивают их. Предлагаемая игра развивает у детей также познавательную активность и и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация. Игра в прятки — одна из любимых игр малышей. Поэтому данная игра, построенная по этому принципу, соответствует детскому опыту и, как правило, увлекает ребят. Больше всего нравится детям прятать и искать спрятанное. В предлагаемой игра" поиск предмета связан с отгадыванием загадки («что спрятано! в мешочке?»), а решение такой задачи требует умственных усилий и познавательной активности.

Игра строится таким образом, что все ее участники загадывают одному ребенку загадку и прячут игрушку в мешочек. Отгадывают загадки дети по очереди. Это требует умения быть терпеливым, считаться с другими и действовать в общих интересах. Очень сложно для трехлетнего ребенка не выдавать общего секрета (какую игрушку спрятали), удержаться от подсказки и не мешать товарищу самостоятельно отгадывать загадку.

Игровой материал. Предметы контрастной формы средних размеров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игрушки: пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, неваляшка, птичка, рыбка, уточка, совочек или лопатка, кубик, машинка или тележка, кружечка, миска, самолетик, игрушечная ванночка и т. д.

Кроме того, нужен мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной ткани, который задергивается на шнуре. Желательно, чтобы он был привлекательным по цвету и рисунку.

Описание игры и приемы ее проведения. Перед началом игры воспитатель напоминает детям, как они накануне играли в прятки, и спрашивает малышей, хотят ли они сегодня поиграть в прятки. «Но прятки будут особенные, — говорит он, — потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот здесь они, эти игрушки». Воспитатель ставит на стол коробку с игрушками и предлагает малышам занять свои места на стульчиках. Потом достает нарядный мешочек, показывает его и говорит: «Мы все вместе выберем

какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек. А искать будет ют, кого я назову». Педагог объясняет детям, как искать: нужно потрогать руками спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое. Воспитатель достает из коробки три-четыре игрушки, ставит их на стол и задает детям вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов: что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть? (Назови части предмета.) Они одинаковые или разные? И т. д.

Взрослый подзывает к себе одного из наиболее смелых и смышленых детей и предлагает ему отойти подальше, повернуться к стенке, закрыть глаза и не подглядывать. Предупредив остальных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том, иго нельзя называть игрушку, которая прячется, воспитатель вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку (из трех-четырех) и положить ее в мешочек. Взрослый затягивает мешочек шнуром, поясняя, что это нужно для того, чтобы предмет не вывалился во время поиска, и предлагает позвать Вову (или любого другого ребенка). «Пора! Иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке», — говорят воспитатель и дети. (Взрослый еще раз напоминает детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае не подсказывать и не мешать Вове самому отгадывать загадку: «Кто не умеет молчать и выдаст наш секрет, того мы не выберем отгадывать загадку»).

Вова подходит к столу, берет мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного обследования формы предмета, воспитатель советует ребенку держать предмет в обеих руках, левой — держать и поворачивать, а правой — ощупывать его пальцами. Малыш выполняет указанные действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами.

Выбирается новый ребенок, и игра продолжается. Когда будут найдены все четыре игрушки, они откладываются на другой стол, прикрываются салфеткой, а воспитатель вынимает из коробки три-четыре новых предмета, рассматривает их вместе с детьми, и игра начинается сначала.

Правила игры.

1.  Не подсказывать и не выдавать общего секрета (что спрятано).

2.  Не мешать отгадчику самостоятельно разгадывать загадку.

3.  Отгадчик должен добросовестно закрывать глаза и не подглядывать, когда прячут игрушку.

4.   Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать игрушку только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

Советы воспитателю. В игре принимает участие вся группа. Перед тем как усадить детей на стульчики, желательно организовать какие-либо коллективные движения: попрыгать, побегать, помаршировать, остановиться по сигналу и занять свои места. Знакомство детей с игрой осуществляется наглядно-действенным способом. На отгадывание загадки вначале нужно вызывать самых смелых и смышленых детей. Их правильные ответы могут послужить положительным примером для остальных и подготовить более робких детей к выполнению активной роли.

Каждый раз из коробки вынимайте и предлагайте для загадок не более трех-четырех предметов. Выбор и прятание одной игрушки из них можно поручить кому-нибудь из детей. Такое поручение лучше давать непоседливым воспитанникам, которым нужна двигательная разрядка.

При повторении игры используйте игрушки более сложной, формы с дополнительными частями: ведерко, матрешка, сахарница, кастрюлька и т. д. При подборе игрушек избегайте слишком крупных и слишком мелких предметов.

Обновлено: 2019-07-09 22:38:49